Темы статей
Выбрать темы

Реклама в Google, Facebook, YouTube

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В сегменте интернет-рекламы одним из наиболее эффективных способов охватить целевую аудиторию считается использование сервисов интернет-гигантов. В этой статье будем говорить об учете расходов именно на этот вид интернет-рекламы!

Преимущества рекламы через интернет-гигантов очевидны. Ими пользуются миллионы людей, а их алгоритмы позволяют отследить вкусы пользователя и предположить, какие именно товары или услуги могут его потенциально заинтересовать. Очень удобно для рекламодателя! Сразу скажем, что

учет расходов на рекламу через сервисы интернет-гигантов может существенно отличаться в зависимости от того, как именно заключен договор

Например, если вы заказываете рекламу в Google, то у вас, скорее всего, будет договор с обычным украинским предприятием ООО «Гугл». С типовыми условиями предоставления рекламных услуг Google можно ознакомиться в свободном доступе, и они определяют именно украинское ООО «Гугл» стороной договора о предоставлении рекламных услуг*. Здесь будут действовать стандартные правила учета в операциях по приобретению услуг у резидента.

* См.: google.com/intl/en_us/adwords/select/TCUkraine2011-10.html

В других случаях возможно заключение соглашения с нерезидентом. Тогда может быть подключение также валютных правил учета и других нерезидентских особенностей. Поэтому в данной статье мы изложим лишь общие принципы учета, которые вы сможете применить конкретно с учетом особенностей вашего договора.

Обращаем ваше внимание! Как правило, получить акт предоставленных рекламных услуг от интернет-гиганта может только тот пользователь, который создал так называемый бизнес-аккаунт. То есть когда на стадии создания или настройки аккаунта заказчиком рекламы определено юрлицо или ФЛП. Если заказчиком рекламы будет физлицо (пусть даже директор) — получить документы будет сложно (подробно об этом — в «Налоги & бухучет», 2019, № 54, с. 14).

Бухгалтерский учет

В бухучете любые расходы на рекламу (в том числе на рекламу в Интернете) следует рассматривать как расходы на сбыт (п. 19 НП(С)БУ 16). То есть в периоде, когда такие расходы понесены, их списывают на счет 93.

Если оплата была авансом за несколько периодов, сначала всю сумму расходов заводим на дебет счета 39, а уже потом постепенно списываем на счет 93.

В случае, когда рекламную услугу предоставляет резидент (например, ООО «Гугл»), расходы начисляем проводкой Дт 93 — Кт 631. Если нерезидент — оплата услуг будет в валюте. Поэтому применяем правила пп. 7, 8 НП(С)БУ 21.

Платите за рекламу авансом? Тогда фиксируем сумму операции в гривнях исходя из курса НБУ на дату аванса. При этом делается проводка Дт 371 — Кт 312. На дату, когда будет получен документ, подтверждающий предоставление услуг**, делаем проводки Дт 93 — Кт 632 и Дт 632 — Кт 377. Курсовые разницы не определяем, ведь дебиторская задолженность — немонетарная.

** Как правило, это будет электронный документ, и датой понесения расходов будет дата, указанная в этом документе как дата его составления.

А если у вас постоплата нерезиденту за рекламу? Тогда на дату документа, который подтверждает предоставление услуг, делаем проводку Дт 93 — Кт 632 исходя из курса НБУ на дату предоставления услуг. Эта задолженность является монетарной, поэтому в дальнейшем по ней определяем курсовые разницы на дату оплаты и на дату баланса.

Налог на прибыль

Специальных рекламных разниц для расходов на рекламу разд. ІІІ НКУ не предусматривает. Поэтому эти расходы отражаются согласно правилам бухучета, даже у прибыльщиков-высокодоходников.

Но! Если вы высокодоходник и заключили соглашение с интернет-гигантом, зарегистрированным в низконалоговой стране, вам придется увеличить свой бухфинрезультат на 30 % стоимости рекламных услуг, приобретенных у такого нерезидента (п.п. 140.5.4 НКУ).

Между прочим, к низконалоговым странам (согласно Перечню № 1045) относятся Ирландия и Сингапур, где, например, зарегистрированы международные офисы Google*.

* Подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 37, с. 15.

Налог на репатриацию

Этот вопрос возникает, когда у вас договор с нерезидентом.

Если выплата нерезиденту осуществляется за производство или распространение рекламы, во время такой выплаты вам придется уплатить налог на репатриацию по ставке 20 % (п.п. 141.4.6 НКУ).

Особенность такой операции в том, что налог на репатриацию уплачивается резидентом за собственный счет.

То есть налог на репатриацию начисляется на сумму выплаты извне и сумма выплаты не уменьшается на сумму этого налога. Но!

Налог на репатриацию уплачивается из рекламных выплат в пользу нерезидента только до конца 2021 года

Начиная с 1 января 2022 года спецправило, предусмотренное п.п. 141.4.6 НКУ, отменяется. Соответственно, с этой даты оплата, полученная нерезидентом за рекламу, будет рассматриваться НКУ как обычная выручка. И налог на репатриацию при оплате рекламы нерезиденту уплачивать больше не придется (см. п.п. «к» п.п. 141.4.1 НКУ).

НДС

Правила НДС-учета опять же зависят от того, с кем именно вы заключили договор о предоставлении рекламных услуг. Если речь идет об украинском офисе интернет-гиганта, тогда все просто: это обычное приобретение услуг у украинского предприятия. Например, ООО «Гугл» зарегистрировано в Украине как плательщик НДС. Поэтому на стоимость рекламных услуг вы получите НН. И если она будет зарегистрирована в ЕРНН — отразите налоговый кредит, как это предусмотрено ст. 198 НКУ.

А если договор с нерезидентом? Здесь НДС-учет более сложный. Ведь идет речь о получении услуг от нерезидента. Причем по рекламным услугам место поставки определяется местом регистрации получателя этих услуг (п.п. «б» п. 186.3 НКУ). То есть в нашем случае — на таможенной территории Украины. Соответственно, сразу включаются правила пп. 190.2, 208.2 НКУ, которые определяют эти услуги как НДС-облагаемые.

Поэтому если вы — плательщик НДС, вам придется составить НН с типом причины «14»**. Датой начисления НДС-обязательств будет или дата списания средств в оплату услуг, или дата оформления документа, который удостоверяет факт поставки услуг, в зависимости от того, какое из событий произошло раньше (п. 187.8 НКУ). На эту же дату берем курс НБУ, чтобы определить базу обложения НДС. Если НН зарегистрирована в ЕРНН, по ней получатель может отразить налоговый кредит сразу же, на дату составления (п. 198.2 НКУ).

** Подробно об этой НН читайте в «Налоги & бухучет», 2018, № 96, с. 26.

Обращаем внимание! Изменения, внесенные Законом № 1525***, никакого отношения к НДС-учету плательщиков НДС не имеют. Да, рекламные услуги, которые предоставляют интернет-гиганты, подпадают под определение электронных (п.п. «є» п.п. 14.1.565 НКУ). Но нерезиденты с 01.01.2022 г. сами будут уплачивать НДС только с тех электронных услуг, которые предоставляются физлицам или ФЛП, не зарегистрированным плательщиками НДС (п. 2081.1 НКУ). Все остальные украинские получатели электронных услуг (в том числе рекламных) должны уплачивать НДС с таких услуг самостоятельно.

*** Об этих изменениях читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 53, с. 7.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше