Темы статей
Выбрать темы

Акцизный налог: как отчитываться в 2022 году

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Письмо ГНСУ от 02.02.2022 № 209/99-00-21-03-03-07

Вывод документа

ГНСУ разъясняет, как заполнять действующую форму акцизной декларации тем плательщикам, которых коснулись акцизные изменения, привнесенные Законом Украины от 30.11.2021 № 1914-ІХ (плательщикам розничного акциза, акциза с реализации пива и электроэнергии)

Авторы письма сначала напомнили, какие произошли и еще произойдут в этом году изменения на поприще акцизного налога (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 104, с. 11, 2022, № 5, с. 22, № 11, с. 24), а потом дали советы конкретным плательщикам для заполнения в свете этих изменений декларации. Далее — коротко именно о последнем.

Розничный акциз. С 2022 года розничным акцизом начали облагать утраченные (испорченные, уничтоженные, пропавшие)* алкогольные напитки и табачные изделия. Налоговики советуют декларировать это так. При заполнении приложения 6 к декларации сумму утраченных товаров (списанных по акту в отчетном месяце) прибавить к стоимости соответствующих товаров, которые были в рознице реализованы. Например, если списали пиво, то его стоимость прибавляете к сумме реализованного пива: (гр. 3) по строке 1.3 «Пиво» приложения 6. Таким образом розничный акциз (5 %) будет начислен с общей суммы. Но этого фискалам мало, и они предлагают плательщикам при этом подавать «свободное» приложение 10 к декларации с приведением там стоимости утраченного (в т. ч. пропавшего) товара в разрезе видов подакцизных товаров.

* Кроме случаев, предусмотренных в п. 216.3 НКУ (форс-мажор, естественные потери).

Авторы письма также напомнили, что с даты внесения соответствующих изменений в БКУ розничный акциз со всех табачных изделий, к которым добавятся еще и ЖЭС (см. ниже), в том числе с утраченных объемов, станут уплачивать только производители и импортеры, а розничные торговцы по табачным изделиям розничный акциз с этой даты вообще не будут уплачивать.

Пара замечаний. Во-первых, в приведенном в письме примере налоговики явно описАлись, указав разные суммы спИсанного пива (250 грн и 2500 грн). Во-вторых, они все время в письме в отношении розничных торговцев пишут о взимании розничного акциза с реализации ЖЭС, но ведь розничные торговцы с реализации ЖЭС этот акциз не уплачивали и не будут уплачивать! И об этом сама ГНСУ неоднократно сообщала (подробнее — в «Налоги & бухучет», 2022, № 11, с. 26).

Акциз с пива. Как вам уже известно, с 1 марта на 5 % повышаются ставки акциза на алкогольные напитки. Речь — о том акцизе, что уплачивают производители и импортеры алконапитков. А вот для пива ставка меняется «по сути»: с 2,78 грн за 1 литр на 59,82 грн за 1 литр 100-процентного спирта (с учетом индекса потребительских цен за 2020 год — 5 %). То есть, чем больше крепость пива, тем больше будет сумма акциза, которая с него будет уплачиваться!

Производители/импортеры пива заполняют раздел А декларации и приложение 1, в котором рассчитывается акциз с товаров, облагаемых налогом по специфическим ставкам (в т. ч. и пиво). За январь — февраль 2022 года налогообложение произведенного/импортированного пива осуществляется по действующей ставке акциза 2,78 гривни за 1 литр. Начиная с марта 2022 года производители/импортеры облагают налогом пиво по ставке акциза 59,82 гривни за 1 литр 100-процентного спирта. Образец заполнения приложения 1 к декларации с применением новой ставки для пива приведен в приложении 2 к письму. Пивоварам считать будет «весело»… ☹

Акциз с электроэнергии. Для плательщиков акциза с электроэнергии ГНСУ придумала отдельный порядок и новую форму (приложение 1 к письму), которую в виде приложения 10 необходимо также подать с декларацией. Подробнее — в письме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше