Темы статей
Выбрать темы

Декларация по НДС во время военного положения: сдавать или не сдавать?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В связи с военным положением плательщики НДС оказались в непростых условиях. Приостановка регистрации налоговых накладных (НН)*, невозможность полноценного отражения налогового кредита (НК) и необходимость его послевоенной сверки-корректировки, а также возникающие финансовые сложности все чаще и чаще стали поводом задуматься: как быть с НДС-отчетностью? Спешить ли с ее подачей или, может, все-таки пока повременить? И будет ли тогда какая-то ответственность? Рассмотрим варианты.

* Хотя регистрацию НН обещают в скором времени возобновить, см. законопроект от 10.05.2022 № 7360 // itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/39581, а также новости buhgalter911.com/uk/news/news-1065162.html и buhgalter911.com/news/news-1065216.html.

Неподача/неуплата

Конечно, по возможности, лучше все-таки отчитываться и уплачивать налог. Тем более, что в нынешних условиях это, прежде всего, поддержка экономики страны, а, значит, работа на победу!

К тому же от таких обязанностей никто не освобождал. Поэтому даже если сейчас ничего не предпринимать, впоследствии придется все равно подать НДС-отчетность и уплатить налог за все прошедшие периоды. На это согласно п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ будет отведено полгода (шесть месяцев) по окончании ВП.

Хотя, учитывая всю сложность ситуации, выполнить налоговые обязанности бывает нелегко. Что будет если декларацию по НДС пока не подавать и не платить НДС на электронный счет?

Прежде всего, заметим, что неподача декларации выгодна для реглимита: поскольку (раз не декларируем НО с незарегистрированных НН) не будет возникать ∑Перевищ и уменьшения лимита не произойдет. А что с ответственностью?

Спешим в какой-то мере успокоить: пока, в общем-то, ничего страшного за это не грозит. Так как на время военного положения течение налоговых сроков (в том числе сроков подачи отчетности/уплаты налогов) останавливается (п. 102.9, пп. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А значит, до конца ВП сроки подачи/уплаты не наступят (т. е. пропущены не будут) и нарушения как такового не произойдет. Поэтому плательщика не могут привлечь к какой-либо ответственности (и, скажем, оштрафовать за неподачу деклараций/неуплату НДС, начиная с февраля 2022 года). А также в этом случае неприменим и админштраф (подробнее см. статью ««Военная» остановка течения сроков и админштрафы» в «Налоги & бухучет», 2022, № 32). Кстати, и контролеры признают, что из-за приостановки сроков налогового долга не возникнет (письмо ГНСУ от 05.05.2022 № 4064/6/99-00-13-01-06).

К тому же и п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ установлено, что при отсутствии возможности своевременно выполнить налоговые обязанности (в частности, по подаче отчетности/уплате налогов), плательщик освобождается от ответственности, предусмотренной НКУ, с обязательным выполнением соответствующих обязанностей в течение 6 месяцев по окончании ВП. Причем, как поясняют контролеры, плательщик не должен предоставлять контролирующему органу какие-то подтверждения невозможности подачи декларации/уплаты НДС, поскольку нормами НКУ этого не предусмотрено (вопрос 35 разъяснения ГНСУ tax.gov.ua/media-tsentr/novini/578879.html). А также заверяют, что те штрафные санкции и пеня, которые будут автоматически начислены за нарушение налогового законодательства в период ВП в ИКП (интегрированной карточке плательщика), будут признаны безнадежными и списаны на основании п.п. 101.2.4 НКУ (tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576193.html). Поэтому

штрафы применяться не должны, даже если отчитаться позже и подать декларацию/уплатить НДС в течение полугода после прекращения военного положения

Главноеотчитаться/уплатить налоги в отведенные 6 месяцев по окончании ВП. Причем такое освобождение должно касаться всех плательщиков, даже с территорий, где не ведутся боевые действия (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2022, № 26).

Впрочем, должны предупредить о существовании ряда законопроектов. В частности, законопроектов от 24.04.2022 № 7311 и (альтернативного) от 01.05.2022 № 7311-д. В них собираются сохранить приостановку сроков и освобождение от ответственности за неподачу декларации/неуплату налогов только (!) для плательщиков со временно оккупированных территорий или территорий, на которых ведутся боевые действия. И при условии (!) выполнения таких обязанностей в течение 3 месяцев после завершения боевых действий и/или деоккупации территорий. Перечень таких территорий должен утвердить КМУ (пока он не утвержден).

А вот остальных плательщиков (с неоккупированных территорий или территорий, где не ведутся боевые действия) планируют в полной мере обязать придерживаться общеустановленных сроков подачи отчетности и уплаты налогов (приостановку сроков для них отменят). К тому же по проектам для таких «неоккупированных» плательщиков хотят возобновить камеральные проверки своевременности подачи деклараций/уплаты согласованных НО. Правда, штрафовать по результатам камералок налоговики смогут, начиная с отчетного периода, в котором такие изменения (в случае принятия Закона) вступят в силу. А вот за прошлые периоды (предельные сроки подачи/уплаты по которым приходятся на март-май 2022 ) выполнить свои обязанности по подаче НДС-отчетности/уплате НДС (без штрафов) «неоккупированные» плательщики смогут в течение месяца после вступления Закона в силу (подробнее о проектах см. статью «Война не все спишет, или Проект очередных изменений в НКУ» в «Налоги & бухучет», 2022, № 31).

Другим законопроектом от 10.05.2022 № 7360 предлагается разграничивать плательщиков на: имеющих возможность выполнить налоговые обязательства и такой возможности не имеющих. И для плательщиков, имеющих возможность выполнить налоговые обязательства, возобновить регистрацию НН, а также закрепить обязанности по подаче деклараций/уплате налогов. При этом установят нештрафные сроки для регистрации НН/подачи отчетности/уплаты налогов за прошлые периоды.

Правда, пока проекты находятся на стадии рассмотрения и когда воплотятся в реальный Закон не ясно. Поэтому будем следить за развитием событий: ведь, как говорится, предупрежден — значит вооружен.

Пустые (нулевые) декларации

А может, просто подавать пустые декларации?

Сперва напомним правило: если в отчетном периоде нет показателей, подлежащих декларированию (не велась деятельность/отсутствует объект налогообложения/нет переходящего отрицательного значения), — словом, если декларировать нечего, то пустую декларацию по НДС можно не сдавать (п. 49.2 НКУ, п. 9 разд. III Порядка № 21*, БЗ 101.23). То есть в таком случае у плательщика вообще не возникает обязанности в подаче за «пустой» период декларации: ни во время ВП, ни после. Поэтому в подаче пустых деклараций в этом случае надобности нет. Подробнее см. статью «Приостановили деятельность на время войны: подавать ли отчетность?» в «Налоги & бухучет», 2022, № 29.

* Порядок заполнения и предоставления налоговой отчетности по НДС, утвержденный приказом Минфина от 28.01.2016 № 21.

А вот если в отчетном периоде есть показатели для декларирования (в частности, тянется переходящий минус или же есть какие-то НО), то отчитаться за такой период нужно. Правда, опять же если не подать такую декларацию в период действия ВП, однако успеть подать ее в течение 6 месяцев по окончании ВП, то, по большому счету, ничего страшного не будет — это не штрафоопасно (хотя с учетом законопроектов, о которых говорилось выше, ситуация может измениться).

Другое дело, что предприятие может заведомо сдавать нулевые декларации, если пока нет денег на уплату НДС. И декларировать неполные НО — скажем, на уровне НК (или хотя бы какие-то минимальные НО, которые в силах уплатить).

В таком случае, во-первых, знайте: так как НО не подтверждены зарегистрированными НН, то возникнет ∑Перевищ (и уменьшится лимит). Поэтому чтобы при последующей регистрации НН повторно не расходовать лимит (а регистрировать их за счет ∑Перевищ, п. 2001.9 НКУ), налоговики рекомендуют заполнять таблицу 1.1 приложения Д1 к декларации по НДС (см. разъяснение tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576814.html; БЗ 101.24).

А во-вторых, тут важно помнить, что НО такого отчетного периода занижены (недодекларированы). В связи с этим заметим, что по законопроектам № 7311/№ 7360 любое самоисправление ошибок за периоды ВП должно происходить без самоштрафа. А вот об исправлении ошибок в течение ВП подробнее см. статью «Самоштраф при уточнении в военное время» в «Налоги & бухучет», 2022 № 29.

Прекращаем подавать/платить

А как быть, если декларации за февраль и март подали, а дальше нет денег на уплату НДС. Можно ли приостановить подачу и за апрель НДС-отчетность пока что не сдавать и не платить налог?

Должны заметить, что и такой вариант пока вполне возможен (и пока нештрафоопасен). Тем более, что контролеры, повторим, не требуют от плательщика предоставления каких-то подтверждений невозможности подачи деклараций/уплаты НДС (вопрос 35 разъяснения ГНСУ). Важно опять же все сдать и уплатить в течение полугода по окончании ВП. Хотя законопроекты № 7311/№ 7360 ситуацию могут подкорректировать.

Декларируем одни НО (без НК)

А что если в течение ВП ставить НК по первичке не решаемся, а декларировать одни НО (без отражения НК)?

Учтите, что в таком случае возникнет ∑Перевищ (из-за отражения НО без зарегистрированных НН). Правда, при уплате налога на НДС-счет оно уравновесится ∑ПопРах. Впрочем, ∑Перевищ возникло бы и в случае отражения НК на основании первички (причем учтите: без входных зарегистрированных НН такой НК, увы, никак не увеличит реглимит). Поэтому чтобы в дальнейшем регистрировать НН за счет возникшего ∑Перевищ, вместе с декларацией нужно подать приложение Д1 с заполненной таблицей 1.1. Подробнее о регистрации НН за счет ∑Перевищ см. «Налоги & бухучет», 2021, № 90, с. 29.

В таком случае учтите:

раз декларируем НО — налог к уплате — его придется уплатить

Впрочем, если пока нет денег на уплату, то, в общем-то, не страшно. Так как налоги можно уплатить (без штрафов) в течение 6 месяцев по окончании ВП (хотя опять же ситуацию могут ужесточить упоминаемые выше законопроекты).

С другой стороны, если пока что денег на уплату нет, то НК, отраженный по первичке (хотя бы с части покупок), помог бы все-таки уменьшить налог к уплате. А окончательно судьбу НК (оставлять/снимать) можно решить уже в течение 6 месяцев по окончании ВП.

Платим НДС (без подачи деклараций)

А что если пока что не отчитываться и декларации не подавать, однако, желая помочь в военное время государству, все-таки перечислять какие-то средства на НДС-спецсчет? За неподачу деклараций, как отмечалось, пока никакой ответственности не будет. Главное — подать отчетность в течение 6 месяцев по окончании ВП.

В таком случае имейте ввиду: такие платежи особо ни на что не повлияют. Разве что увеличат плательщику лимит (через ∑ПопРах), что даст возможность в будущем регистрировать НН. А в остальном деньги, закинутые на НДС-счет без подачи деклараций, так и останутся висеть на НДС-счете. Ведь средства списываются с НДС-счета только по двум направлениям: (1) в погашение задекларированных НО и (2) при возврате лишних денег с НДС-счета на текущий счет плательщика по приложению Д4, поданному вместе с декларацией (п. 2001.5 НКУ). Однако при неподаче деклараций ни первого, ни второго не произойдет. В итоге

деньги на НДС-счете просто будут заморожены и станут дожидаться подачи деклараций

(так как начнут засчитываться в уплату налога лишь с момента подачи НДС-отчетности). Так что имеющиеся средства, по сути, зарезервируем под будущую уплату НДС.

И в заключение рассмотренные варианты обобщим в таблице.

НДС во время ВП: отчетность и уплата

№ п/п

Варианты

Плюсы («+»)/минусы («-»)

Влияние на лимит

1

Не подаем/не платим

«+»: пока что можно не выискивать средств на уплату НДС

«-»: трудоемко — важно все подать и уплатить (без штрафов) в течение 6 месяцев по окончании ВП

-

(никак не влияет на лимит)

2

Прекращаем подавать/платить

3

Подаем пустые (нулевые) декларации

«+»: если подать нулевую декларацию (в которой показать НО = НК), то можно пока что не платить налог

«-»: из-за занижения НО возникнет необходимость самоисправлений: придется уточняться и доплачивать налоги за прошлые периоды

если в нулевой декларации задекларированы НО (скажем, на уровне НК), то возникнет ∑Перевищ*

4

Декларируем одни НО (без НК)

«+»: можно не возвращаться к периодам ВП и не уточнять НК, а поставить его по зарегистрированным НН после ВП

«-»: завышаем налог к уплате (так как НК не отражаем)

возникнет ∑Перевищ*

(при уплате налога на НДС-счет оно уравновесится ∑ПопРах)

5

Платим на НДС-счет (без подачи деклараций)

«+»: на сумму пополнения увеличится лимит

«-»: отвлечение оборотых средств, поскольку до подачи деклараций средства на НДС-счете, по сути, будут заморожены

лимит увеличится

(через ∑ПопРах)

* Вместе с декларацией по НДС нужно подать приложение Д1 с заполненной таблицей 1.1, чтобы в дальнейшем регистрировать НН за счет ∑Перевищ.

В заключение отметим, что пока любой из вариантов для плательщика нештрафоопасен — главное успеть подать декларации по НДС/уплатить налог в течение 6 месяцев по окончании ВП (действует освобождение от штрафов по п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Хотя законопроектами № 7311/№ 7360 такие правила могут быть подкорректированы.

Выводы

  • Формально НКУ пока что позволяет вообще не подавать декларации и не платить налог до окончания ВП (без наступления за это какой-либо ответственности). Но при условии, что плательщик выполнит свои обязанности в течение 6 месяцев по окончании ВП.
  • Однако уже есть законопроекты, которые могут ужесточить такие послабления. Поэтому будем оставаться начеку и следить за ситуацией.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше