Темы статей
Выбрать темы

«Бумажные» проблемы: если не купить расчетную книжку

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Ситуация. Закончилась расчетная книжка (РК) или книга учета расчетных операций (КУРО), а приобрести новые временно нет возможности. Или мы уже их приобрели «дистанционно», но они «застряли» в дороге и т. п. Как нам действовать. Обязательно ли приостанавливать расчетные операции? Ищем выход, руководствуясь при этом принципом «береженого Бог бережет».

Временный hand-made

Напомним, РК с КУРО могут использоваться:

1) теми, кто вместо РРО/ПРРО имеет право ограничиться использованием КУРО с РК согласно ст. 10 Закона об РРО* / Перечню № 1336**. В этом году, если помните, КМУ шлифовал соответствующие правила дважды — чтобы привлечь в круг этих «льготников» больше субъектов (детали найдете в статьях: «Без РРО/ПРРО, но с РК и КУРО, или Кому на селе жить хорошо», «Налоги & бухучет», 2022, № 3; «Без РРО/ПРРО с РК+КУРО — в селах и поселках», «Налоги & бухучет», 2022, № 15). И сам принцип работы при этом не изменился — каждому покупателю/клиенту вы должны выдать заполненную номерную расчетную квитанцию с РК. Точнее ее (квитанции) отрывную часть;

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/ 95-ВР.

** Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности…, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 № 1336.

2) теми, кто обязан применять РРО/ПРРО, — в тандеме с РРО. Когда субъект хозяйствования решил не отказываться от проведения расчетных операций в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. Собственно в этих случаях РК с КУРО и «вступают в бой». В тандеме с ПРРО (то есть программным РРО), напомним, использование РК с КУРО не предусмотрено;

При этом и в первом, и во втором случае

КУРО с РК подлежат регистрации в налоговой.

А что делать, если все зарегистрированные у налоговиков РК мы использовали, а приобрести для регистрации новые временно нет возможности. Ищем, у кого купить, а найти не можем. Или уже можем, купили, но РК еще некоторое время будут «ехать». Обязательно ли останавливать торговлю?

Начнем с варианта 1 (см. выше) (работа без РРО/ПРРО согласно ст. 10 Закона об РРО / Перечню № 1336). Он, напомним, не предусматривает торговлю подакцизными товарами.

В таком случае останавливать торговлю / предоставление услуг, считаем, не обязательно.

На то, судя по всему, законодатель и писал освобождение на время военного положения от санкций за нарушения требований Закона об РРО (п. 12 разд. ІІ Закона об РРО). Потому что во время войны может случиться так, что некоторые требования мы не сможем выполнить по независимым от себя основаниям.

Есть некоторые вопросы к этому освобождению (о чем подробнее в статье «Как работать с РРО/ПРРО в военное время», «Налоги & бухучет», 2022, № 22). Впрочем, считаем, в случае, который нас интересует, оно нас защитит.

Но это не означает, что можно вообще ничего не делать.

Во-первых, считаем, нужно сообщить сборщиков налогов о ситуации, которая сложилась. Например, через меню «Переписка с ГНС» в Электронном кабинете. Также есть смысл издать локальный распорядительный документ (приказ), в котором прописать временный порядок действий в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Дальше. Самим печатать эти квитанции, чтобы их заполнять и выдавать покупателям, считаем, не обязательно. Все равно мы в полной мере не выполним требования Порядка № 547***.

*** Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Считаем, можно идти следующим «компромиссным» путем.

Какие «следы» у нас остаются, когда мы применяем РК? У нас остаются корешки квитанций. А что в них фигурирует? Обязательные реквизиты корешка, перечисленные в Положении № 13****:

**** Положение о форме и содержании расчетных документов..., утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

(1) серия и номер расчетной квитанции;

(2) общая сумма покупки. Без детализации в отношении каждого товара, оплаченного по одной расчетной операции.

(3) информация о сумме средств, полученных за товары или услуги, продажа которых облагается НДС (указывается плательщиками НДС);

(4) дата (день, месяц, год) проведения расчетов.

Сейчас об «подакцизных» реквизитах не упоминаем, потому что, как сказали выше, в отношении подакцизных товаров это не работает.

Вопрос: то почему бы нам не завести какую-либо тетрадь (файл), в которой в хронологическом порядке делать записи об осуществленных операциях (непосредственно после их проведения). Так, чтобы фактически вся перечисленная информация (за исключением серии и номера квитанции) и фиксировалась.

Например, указали дату. И вносим в каждой отдельной строчке с номером сумму по каждой расчетной операции. То есть у нас будут пронумерованные суммы покупок. Без товарной детализации. Потому что она в корешках расчетных квитанций не требуется.

Дальше

по итогам дня подводим итог и заносим его в КУРО. Заполняем при этом лишь те графы, для которых у нас есть информация.

Теперь что касается варианта 2 (см. выше). Если имеем дело с подакцизными товарами, то, считаем, что в ситуации, которая нас интересует, продавать подакцизные товары нельзя. Потому что штрафное освобождение из Закона об РРО не касается санкций за нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

В отношении других товаров, то, считаем, возможно использовать тот же алгоритм, о котором речь шла выше.

А как быть, если клиент требует документ. Будь то обычная придирчивость или желание иметь хотя бы какое-то документальное подтверждение дорогой покупки. Что же можно предложить таким клиентам, если выдать расчетную квитанцию вы не можете из-за отсутствия РК?

Вы можете выдать такому покупателю/клиенту hand-made квитанцию. Фактически в ней можно привести обязательные реквизиты отрывной части стандартной расчетной квитанции:

(1) надпись «РАСЧЕТНАЯ КВИТАНЦИЯ». Также в общем случае нужны серия и номер расчетной квитанции, но в нашем случае мы, конечно, их не указываем;

(2) наименование субъекта хозяйствования. В случае с ФЛП надо указать его Ф. И. О.;

(3) налоговый номер субъекта хозяйствования — неплательщика НДС, перед номером печатаются прописные буквы «ІД». Плательщики НДС указывают индивидуальный налоговый номер; перед номером печатаются заглавные буквы «ПН»;

(4) по требованию покупателя — данные о товаре (наименование товара (услуги), стоимость единицы измерения, ставка в процентах НДС (для субъектов хозяйствования — плательщиков НДС), стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) по каждому наименованию).

(5) общую стоимость всех товаров (услуг), оплаченных по одной расчетной квитанции;

(6) по требованию покупателя — надпись «Расчеты провел» и подпись лица, которое осуществило расчеты.

(7) дату (день, месяц, год) проведения расчетов.

Заметим, что мы не говорим о подакцизных нюансах, поскольку считаем, что при продаже подакцизных товаров «самодельными» документами обойтись нельзя.

А как быть, если закончилась КУРО, а приобрести ее по тем или иным причинам не получается?

Отсутствие штрафов за нарушения РРО-законодательства (на основании того же п. 12 разд. ІІ Закона об РРО), опять-таки, дает нам возможность иди тем же hand-made-путем. Уведомляем налоговиков об обстоятельствах, которые сложились. Издаем распорядительный документ (приказ), в котором прописываем временный порядок действий в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Заводим отдельную тетрадь. Делаем в ней отдельные графы, как и в КУРО. И временно осуществляем записи в ней. До того момента, когда найдем возможность приобрести «правильную» КУРО (прошнурованную, со средством контроля).

ПРРО — «спасительная соломинка»?

На фоне того, что ПРРО не требует «бумаги», может показаться, что применение ПРРО способно решить проблемы, о которых шла речь выше.

Оно-то, может, и так. Впрочем, обращаем ваше внимание:

применение ПРРО — право, а не обязанность субъекта.

Учитывая то, что санкций за нарушения Закона об РРО во время действия военного положения, считаем, удастся избежать, спешить переходить на применение ПРРО, чтобы не допустить таких нарушений, не следует.

Прежде чем переходить на применение ПРРО, основательно взвесьте все «за» и «против»*. В том числе в первую очередь надо решить «аппаратный вопрос», то есть определиться, на какой именно смартфон, планшет, компьютер или другое техническое устройство вы планируете его установить (в этом вам поможет наша статья «Битва титанов: РРО vs ПРРО» в «Налоги & бухучет», 2021, № 100).

Выводы

  • Если уже случилась такая ситуация, что все зарегистрированные у налоговиков РК мы использовали, а с приобретением новой РК у нас возникли временные трудности, то, считаем, не обязательно останавливать торговлю.
  • Как выход подойдет составление hand-made регистров/документов.
  • Впрочем, если речь идет о реализации подакцизных товаров, «hand-made»-решение не пройдет. Торговлю придется приостановить, поскольку «штрафной амнистии» здесь не будет.
  • То же самое касается и случая с временными трудностями в приобретении новой КУРО.
  • Переход на ПРРО может решить «бумажные» проблемы. Впрочем, переход на ПРРО не является обязательным.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше