Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризация и подача финотчетности во время войны

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Последние три месяца года самые напряженные для бухгалтера. Ведь это время проведения годовой инвентаризации. В этом году инвентаризация имеет горький привкус — ее проводим в условиях военного положения (ВП). Поэтому и освещать инвентаризационные вопросы будем сквозь призму войны. И начнем с ключевых общих моментов.

Годовая инвентаризация — обязанность

Провести годовую инвентаризацию перед составлением годовой финансовой отчетности — обязанность всех без исключения предприятий, даже в условиях ВП (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете*, п. 7 разд. І Положения № 879**). То есть касается эта процедура всех юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, системы налогообложения или категорий — микро-, малое, среднее или крупное предприятие (п. 2 разд. І Положения № 879).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

** Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Более того,

Положение № 879 не освобождает от обязанности проведения годовой инвентаризации предприятия, имущество которых находится на временно оккупированной территории или в районах проведения военных (боевых) действий

Цель годовой инвентаризации активов и обязательств — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете, п. 5 разд. І Положения № 879). Достигается она путем проверки и документального подтверждения наличия объектов инвентаризации, их состояния, соответствия критериям признания и оценки.

Годовая инвентаризация должна быть сплошной. То есть инвентаризацией охватывают все виды активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения, технического состояния и особенностей использования, в том числе переданные в прокат или сданные в аренду (п. 6 разд. І Положения № 879).

В общем случае годовую инвентаризацию следует провести до даты баланса, то есть до 31 декабря (п. 10 разд. І Положения № 879). Впрочем, конкретные сроки начала и окончания инвентаризации, ее продолжительность, а также объекты, которые подлежат инвентаризации, устанавливает руководитель предприятия в приказе о проведении инвентаризации. Главное — успеть завершить инвентаризацию до конца отчетного года и провести ее в течение периода, установленного п. 10 Положения № 879 для разных групп активов и обязательств (подробно см. статью «Годовая инвентаризация: организационные нюансы» // «Налоги & бухучет», 2021, № 82). То есть в зависимости от вида активов и обязательств — не раньше чем за 3 месяца до даты баланса (в период с 1 октября до 31 декабря), не раньше чем за 2 месяца до даты баланса (в период с 1 ноября до 31 декабря) или до даты временного выбытия с предприятия.

В то же время п. 10 разд. І Положения № 879 устанавливает определенные особенности при определении сроков проведения инвентаризации для отдельных активов. Скажем, земельные участки, здания, сооружения и другие недвижимые объекты можно инвентаризировать не ежегодно, а один раз в три года. Есть также другие активы с особенностями в отношении сроков проведения их инвентаризации, в частности инструменты, приборы, мебель, библиотечные фонды и т. п.

А если имущество предприятия находится на временно оккупированной территории и/или в районах проведения боевых действий? В какие сроки таким предприятиям подавать годовую финотчетность и проводить годовую инвентаризацию?

Сроки подачи финотчетности во время войны

Порядок и сроки подачи годовой финансовой отчетности определяет Порядок № 419*.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.

Органам статистики. Абсолютно все предприятия независимо от принадлежности к той или иной классификационной группе (микро-, малые, средние, крупные), а также от аудитобязанности должны отчитаться за прошлый год перед статистикой. Срок подачи годовой финотчетности — не позже 28 февраля года, следубщего за отчетным (п. 5 Порядка № 419). В этот срок все без исключения предприятия подают две финотчетные формы — Баланс и Отчет о финансовых результатах (см. статью «Финотчетность: как подаем в 2022-м?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 104).

Предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, должны подавать в статистику также повторно годовую финотчетность, но в полном комплекте (см. статью «1. Годовая финотчетность: прицел на базовые знания» // «Налоги & бухучет», 2021, № 102).

А если предприятие не имеет возможности подать финотчетность в вышеупомянутый срок?

Эту ситуацию регулирует п. 2 Порядка № 419. Там указано, что предприятия, которые не подали в период действия ВП или состояния войны промежуточную, годовую финансовую отчетность и консолидированную финотчетность в определенные сроки, должны ее подать в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП или состояния войны (то есть до истечения этого 3-месячного срока). Сделать это следует за весь период неподачи (а это, согласитесь, дело достаточно хлопотное). Тогда ответственности за несвоевременную подачу финотчетности не будет (п.п. 2 п. 1 Закона № 2115*). Причем доказывать факт невозможности подачи финансовой отчетности Закон № 2115 не требует.

* Закон Украины «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 № 2115-IX.

Налоговикам. Все без исключения плательщики налога на прибыль подают налоговикам годовую финотчетность в составе прибыльной декларации (п. 5 Порядка № 419). Общий срок подачи — в течение 60 календарных дней после окончания отчетного года. В этот срок финотчетность фискалам (как и в статистику) подают в усеченном виде — в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Именно эти две формы являются приложением к прибыльной декларации (отчету неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью. Кроме того, предприятия, которые обязаны обнародовать финотчетность, подают налоговикам финотчетность повторно. Подать они должны полный комплект годовой финотчетности вместе с аудиторским отчетом не позже 10 июня года, следующего за отчетным.

Заметьте! В указанный 60-дневный срок должны уложиться плательщики, которые имеют возможность исполнять свои налоговые обязанности. То есть возможность отчитаться у них была постоянно.

В случае же отсутствия у плательщика возможности своевременно исполнять свою налоговую обязанность сроки отчетности будут другими (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А именно подать без штрафов налоговикам финотчетность в составе декларации по налогу на прибыль можно будет:

в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления такой возможности. Это если возможности отчитаться не было, а впоследствии в течение ВП она восстановилась;

в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения, если до окончания ВП так и не восстановится возможность исполнять налоговую обязанность.

При этом плательщик должен подтвердить отсутствие возможности исполнять налоговые обязанности

Подробнее об этом читайте в статьях: «Подтверждение невозможности — разбираемся с деталями» // «Налоги & бухучет», 2022, № 67, «Невозможность выполнения налоговых обязательств: вопросы-ответы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73, «Подтверждение невозможности: если налоговики отказали» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87.

И все же если предприятие расположено в более-менее спокойном районе и вы имеете возможность подать финансовую и налоговую отчетность, обязательно сделайте это. Ведь этот дамоклов меч никуда не денется.

Что касается юрлиц — единоналожников групп 3 и 4, то налоговикам финансовую отчетность они не подают. Это обязанность исключительно плательщиков налога на прибыль (п. 46.2 НКУ).

Сроки инвентаризации неподконтрольного имущества

Что делать с имуществом, которое фактически находится на временно оккупированной территории или в районах проведения военных (боевых) действий и к которому нет беспрепятственного доступа или такой доступ опасен? Конечно, проинвентаризировать его у предприятия не получится. Но такое имущество должно и в дальнейшем учитываться в составе активов предприятия — списать его с баланса у предприятия нет оснований. Следовательно в годовой финансовой отчетности п. 12 Порядка № 419 требует отражать информацию о нем по данным бухучета. Касается это:

— активов, к которым невозможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ, и

— обязательств и собственного капитала, которые не могут быть документально подтверждены в связи с отсутствием доступа к соответствующим первичным документам и регистрам бухгалтерского учета.

Причем тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам и первичным документам предприятия, следует указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254).

Впрочем, как только станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ к имуществу, первичке и регистрам бухучета, предприятия из временно оккупированных территорий и территорий боевых действий обязаны (п. 8 разд. І Положения № 879):

— провести по общему порядку сплошную инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

То есть проведение инвентаризации неподконтрольного имущества не отменено вообще, а просто момент проведения этой процедуры отсрочен

И если дата осуществления такой инвентаризации вписывается в рамки периодов для проведения годовой инвентаризации из п. 10 Положения № 879, тогда повторно инвентаризировать такое имущество перед составлением годовой финотчетности предприятию не нужно.

В то же время в случае установления фактов хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) имущества руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение провести инвентаризацию этого отдельно определенного имущества на день установки таких фактов (п. 8 разд. І Положения № 879). Поэтому в таком случае не нужно ожидать 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, а можно действовать оперативно. При таких обстоятельствах инвентаризацию проводят в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. І Положения № 879). Соответственно такая выборочная инвентаризация не заменяет годовую инвентаризацию. Последнюю тогда придется провести в полном объеме до 31 декабря отчетного года.

Базовые правила инвентаризации

Инвентаризационные комиссии. Для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Ее персональный состав, функции и задачи утверждают распорядительным документом руководителя предприятия. В общем случае инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия. Такая инвентаризационная комиссия работает круглогодично.

На предприятии, где из-за большого объема работ надлежащее проведение инвентаризации одна комиссия обеспечить не может, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии. В состав рабочей инвентаризационной комиссии нельзя включать материально ответственные лица.

Инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии в присутствии материально ответственного лица (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Все материалы инвентаризации должны подписать все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (п. 18 разд. ІІ Положения № 879).

Отсутствующего продолжительный период времени из-за болезни, командировки или отпуска члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 № 31-04200-30-23/191). Для замены издают приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава инвентаризационной комиссии, а вместо него вводят другого.

Документальное оформление. Чтобы дать старт инвентаризации, руководитель должен издать приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации. В нем, в частности, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды активов и обязательств, которые инвентаризируются.

Во время проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет (п. 15 разд. II Положения № 879):

инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются за балансом;

акты инвентаризации, в которых показывает наличие наличности, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке, дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются в соответствии с требованиями НП(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.

Результаты инвентаризации оформляют протоколом

В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879):

— причины недостач, потерь, остатков;

— предложения о зачете вследствие пересортицы, списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач.

Протокол инвентаризационной комиссии должен рассмотреть и утвердить руководитель предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. IV Положения № 879).

Результаты годовой инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражают в бухгалтерском учете и финансовой отчетности не позже, чем в декабре отчетного года (п. 3 разд. IV Положения № 879).

Выводы

  • Каждое предприятие ежегодно до даты баланса обязано проводить сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств. Освобождение для неподконтрольного имущества не предусмотрено.
  • Если предприятие не имеет возможности подать финотчетность в статистику не позже 28 февраля года, следующего за отчетным, то бесштрафно сможет это сделать в течение 3 месяцев после завершения ВП. Доказывать факт такой невозможности не требуется.
  • Плательщики налога на прибыль, которые имеют возможность исполнять свои налоговые обязанности, должны подать финотчетность фискалам в течение 60 календарных дней после окончания отчетного года.
  • Предприятия, имущество которых находится на временно оккупированной территории или в районах проведения боевых действий, обязаны его проинвентаризировать по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем устранения опасности и препятствий для доступу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше