Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризация расчетов с контрагентами: военные нюансы

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Как замораживание течения срока исковой давности на период войны отразилось на инвентаризации расчетов? Что делать с задолженностями контрагентов из рф и беларуси? А если контрагент находится на временно оккупированной территории? Выясняем…

Исковая давность — карантин и война

Во время проведения годовой инвентаризации расчетов с помощью документальной проверки устанавливается, в частности, правильность и обоснованность суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, в отношении которых срок исковой давности истек (п. 7.4 разд. III Положения № 879*). То есть обеспечивается выявление активов и обязательств, которые не отвечают критериям признания.

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Напомним, что общий срок исковой давности установлен ст. 257 ГКУ в 3 года*. О сокращенной исковой давности сроком в 1 год и продленной 4 года речь идет в ст. 258 ГКУ. Также о продленной исковой давности в случае установления ее по согласованию сторон в договоре говорит ст. 259 ГКУ.

* Согласно ст. 8 Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года общий срок исковой давности для ВЭД-контрактов устанавливается в 4 года.

Но во время карантина (начался он с 12.03.2020 и, наверное, закончится 31.12.2022) исковую давность продлили на срок его действия. Правда, кроме сроков, которые увеличили по договору на основании ст. 259 ГКУ (п. 12 Заключительных и переходных положений ГКУ). А вот в период военного, чрезвычайного положения (он начался 24.02.2022 и будет продолжаться, как минимум, до 19.02.2023) на срок его действия продлили все без исключения сроки исковой давности, которые установлены в ГКУ (п. 19 Заключительных и переходных положений ГКУ). Поэтому

на период с 12.03.2020 и по конец военного положения (ВП) сроки давности, установлении ГКУ, приостановлены

Учитывая сказанное, считать сроки исковой давности следует так. В случае когда отсчет срока исковой давности:

1) начался до 12.03.2020, то к тем дням, которые уже прошли, добавляем весь период карантина и дни ВП сверх карантина (если оно закончится позже карантина) и дни из «стандартного» срока исковой давности, которые остались после истечения периода до 12.03.2020;

2) пришелся на период после 12.03.2020, то к нему мы добавляем весь период карантина. Если ВП закончится позже карантина, то будем добавлять еще и дни, которые пришлись на ВП сверх карантина. То есть в этом случае срок исковой давности начнем отсчитывать от дня окончания карантина или от отмены ВП (если оно закончится позже карантина);

3) был прерван (стороны подписали акт сверки), то после этого события такой срок начинает отсчитываться заново (ч. 3 ст. 264 ГКУ).

Итак, до тех пор, пока не истечет срок исковой давности, признавать дебиторскую задолженность безнадежной и списывать ее на расходы или за счет резерва сомнительных долгов, а также признавать доход от кредиторской задолженности рановато.

Подробно читайте в статьях «Война: что со сроками?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 54 и «Другие остановленные / не остановленные сроки» // «Налоги & бухучет», 2022, № 32.

Контрагенты из рф и рб

Еще с первого дня войны НБУ запретил валютные операции (п. 17 постановления № 18*, письмо НБУ от 27.05.2022 № 25-0005/37070):

* Постановление Правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» от 24.02.2022 № 18.

— с использованием русских рублей и белорусских рублей;

— по осуществлению банками переводов в гривнях / иностранной валюте, инициированных юридическими или физическими лицами, которые имеют местонахождение (зарегистрированы / постоянно проживают) в российской федерации или в республике беларусь;

— по зачислению поступлений в гривнях / иностранной валюте на счета таких лиц в банках Украины.

Исчерпывающий перечень операций, на которые не распространяется запрет из п. 17, определен п. 172 постановления № 18.

Также с 04.03.2022 постановлением Кабмина от 03.03.2022 № 187 установлен мораторий (запрет) на:

1) выполнение любых обязательств (в том числе денежных), кредиторами (взыскателями) по которым являются:

— физические лица — граждане рф (кроме тех, которые проживают на территории Украины на законных основаниях);

— юридические лица — резиденты рф;

— украинские юрлица, конечным бенефициарным собственником, членом или участником с долей в уставном капитале 10 % и больше которых являются государство рф или физические лица — граждане рф, юридические лица — резиденты рф (то есть лица, связанные с государством-агрессором);

2) отчуждение в любой форме недвижимого имущества, ценных бумаг, корпоративных прав, транспортных средств, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания:

— рф или лицами, связанными с государством-агрессором (кроме безвозмездного отчуждения в пользу государства Украина);

— в пользу рф или в пользу лиц, связанных с государством-агрессором.

Любые сделки, которые нарушают требования постановления № 187, являются ничтожными. То есть такими, для признания недействительности которых не нужно отдельное решение суда (ч. 2 ст. 215 ГКУ).

Заметьте! Валютные операции с использованием русских и белорусских рублей заблокированы постановлением № 18 временно — на период введения военного положения. В то же время постановление № 187 функционирует до принятия и вступления в силу закона Украины об урегулировании отношений при участии лиц, связанных с государством-агрессором. То есть перечисленные запреты имеют временный характер. Поэтому

cейчас оснований преждевременно списывать дебиторскую и кредиторскую задолженности в русских и белорусских рублях нет

Ведь дальнейшая судьба таких задолженностей законодательно еще не решена (см. статью «Контрагент из государства-агрессора: запреты и последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 62). Впрочем, текущую финансовую дебиторскую задолженность можно признать сомнительной (есть вероятность ее непогашения) и создать под нее резерв сомнительных долгов. Подробно см. в статье «Изменилась платежеспособность дебиторов: не забудьте о резерве сомнительных долгов» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47. А долгосрочную дебиторскую задолженность и долгосрочные обязательства оценить по их настоящей стоимости.

Также учтите: в отношении таких задолженностей на период военного положения сроки исковой давности могут быть продлены. Но не автоматически, а только в случае доказательства форс-мажора по каждому конкретному ВЭД-контракту (подробнее об этом см. в статье «ВЭД-расчеты: сроки давности» // «Налоги & бухучет», 2022, № 62).

Контрагент из оккупированной территории

Во время войны некоторые контрагенты не могут подписать акт сверки, поскольку находятся на временно неподконтрольной территории и не имеют доступа к своим первичным документам и регистрам бухучета. Что делать в таком случае?

Тогда ничего не остается, как действовать по общему правилу инвентаризации расчетов. А именно

в случае, когда до конца отчетного периода расчеты с дебиторами и кредиторами остались несогласованными, каждая сторона отражает их в суммах, которые признаются ею правильными

(п. 7.2 разд. III Положения № 879). Следовательно, дебиторскую и кредиторскую задолженности с такими оккупированными контрагентами отражаем в суммах, которые следуют из записей в бухгалтерском учете. В то же время в отношении дебиторской задолженности можно воспользоваться инструментом обесценивания активов — под финансовую текущую создать резерв сомнительных долгов, а долгосрочную оценить по настоящей стоимости (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254).

Попутно напомним, что по нормам п. 8 Положения № 879 предприятия из временно оккупированной территории и из районов боевых действий обязаны произвести инвентаризацию расчетов по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к первичным документам и регистрам бухучета. Такой Перечень территориальных громад, которые расположены в районах проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, окружении (блокаде), утвержден приказом Минреинтеграции от 25.04.2022 № 75 (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254). Заметьте! Речь идет не об исключении территориальной громады из Перечня № 75, а именно о фактической возможности беспрепятственного и безопасного доступа деоккупированного предприятия, с которым нужно подписать акт сверки. Решение о том, исчезли ли препятствия и возобновился ли безопасный доступ, принимает руководитель освобожденного предприятия. Свидетельством этого будет его приказ о проведении сплошной инвентаризации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше