* См. материалы ГНСУ:
— Презентация «Анализ причин неучета Таблицы данных плательщика НДС» (далее — презентация) и
— Рекомендации к оформлению пояснений и предоставлению копий подтверждающих документов для восстановления регистрации остановленной НН/РК (далее — рекомендации).
Пояснительные документы
Проблема в том, что универсального «закрытого» перечня пояснительных документов нет. Так, в п. 5 Порядка № 520** приведен ориентировочный (неисчерпывающий) перечень документов на разблокировку НН. А по документам, подаваемым с Таблицей, в п. 14 Порядка № 1165*** лишь в общем говорится, что в пояснениях описывается вид деятельности со ссылками на налоговую и другую отчетность налогоплательщика.
Это, в свою очередь, используется как повод для вынесения отказных решений, если фискалам покажется, что поданных документов недостаточно. Правда, по заблокированным НН налоговики теперь могут повторно запросить недостающие пояснительные документы у плательщика, прислав уведомление с указанием, какие дополнительные документы следует подать (п. 9 Порядка № 1165). Поэтому возможно, что после их подачи разблокировать НН получится со второй попытки (подробнее см. «Новое в разблокировке налоговых накладных: можно будет подать дополнительные документы!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 16).
А вот если не принята (не учтена) Таблица, такой второй попытки нет (доподачи дополнительных документов-пояснений). Так что Таблицу остается только переподавать повторно, сопроводив ее большими пояснениями, — так как количество попыток ее подачи не ограничено (БЗ 101.17) или обжаловать отказ налоговиков. (ср. ) Поэтому
важно собрать оптимальный комплект документов, чтобы после его подачи не осталось никаких вопросов у фискалов
Подробно о том, комплект каких пояснительных документов подавать, см. «Справочник. Ориентировочный перечень разблокировочных, антирисковых и табличных документов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 15. С учетом свежих разъяснений контролеров сейчас обратим внимание на следующее (важно учесть, для чего и с какой целью подаются пояснения):
Подача пояснительных документов
Примечание | |
Разблокировка НН (п. 5 Порядка № 520) | Задача разблокировочных документов |
подтвердить реальность осуществления конкретной операции по заблокированной НН | |
Какие пояснения подают? | |
Как указали налоговики (см. презентацию), пояснения должны быть лаконичными и содержать (ориентировочно) информацию о: — сути хозоперации, по которой была заблокирована НН, — специальных разрешениях на выполнение работ/услуг (в случае необходимости); — основных средствах, используемых при осуществлении хозяйственной операции (собственных/арендованных): транспорте, оборудовании, земельных ресурсах, помещениях (производственных мощностях, складах, стоянках, гаражах и пр); — трудовых ресурсах (основных работниках, сезонных работниках), штатном расписании; — источниках формирования НК (за счет чего он сформирован: товары/работы/услуги для дальнейшей реализации и товары/работы/услуги для использования в собственной деятельности). Причем поскольку речь идет о разблокировке НН по конкретной операции, то — отмечают контролеры — не нужно в пояснениях приводить общие сведения и указывать все регистрационные данные, все виды деятельности, данные свидетельства плательщика НДС и т. п. При этом в подаваемых пояснениях необходимо обязательно: — указать перечень подаваемых документов и — документы сгруппировать по категориям (например: документы на основные средства/разрешительные документы/документы на покупку/документы на реализацию/статотчетность/прочее) | |
Таблица данных | Задача Таблицы с пояснениями — |
подтвердить реальность осуществления плательщиком операций с кодами из Таблицы | |
Какие пояснения подают с Таблицей? | |
Как уточнили налоговики (см. рекомендации) вместе с Таблицей нужно предоставить, в частности, пояснения о: — специфике деятельности (сути хозяйственной деятельности) и обосновании необходимости использования таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость; — наемных работниках, задействованных в хозяйственной деятельности (сезонных работниках и т. п.); — наличии лицензий/разрешительных документов/допусков необходимых для осуществления деятельности (при необходимости); — основных средствах, материальных активах, транспортных средствах, земельных угодьях и т. п., которые используются в деятельности на правах собственности или аренды и которые должны быть отражены в форме № 20-ОПП, налоговой и финансовой отчетности плательщика |
Таким образом, для разблокировки НН важно сделать акцент на конкретной операции и пояснить ее прозрачность, а по Таблице — разобрать по косточкам осуществляемый вид деятельности и операции с кодами УКТ ВЭД из Таблицы, чтобы в итоге у фискалов не осталось никаких сомнений относительно реальности и возможности их осуществления плательщиком.
Ну а теперь конкретнее о том, в каких случаях могут отказать налоговики.
Если не подана/не учтена Таблица
Прежде всего, налоговики обращают внимание на то, что НН могут блокировать, если не подана (не учтена) Таблица. Так как она в большинстве случаев является иммунитетом от блокировки, хотя не защитит об блокировки некоторые РК (п.п. 4 п. 3 Порядка № 1165). Таблица важна, в первую очередь, тем плательщикам, у которых не соответствуют коды на «входе-выходе»: т. е. производителям, переработчикам, сельхозникам, строителям, плательщикам в сфере общепита и оказания услуг. Хотя подать Таблицу так, чтобы ее учли, — дело непростое. И тут придется постараться подать такие пояснения, чтобы Таблицу приняли.
Учтите, что Таблицу не учтут:
— при ее неправильном заполнении (к примеру, если не указаны коды приобретения);
— при непредоставлении с Таблицей пояснений (недостаточности пояснений, поданных с Таблицей);
— даже если с Таблицей поданы все пояснения, но плательщик зачислен в рисковые (проверить рисковый статус можно в Электронном кабинете в разделе «Моніторинг ПН/РК»). В таком случае сперва нужно снять «рисковый» статус плательщика, а уже после подавать Таблицу.
Причем если плательщик осуществляет несколько видов деятельности, то лучше подавать отдельные Таблицы с пояснениями — на каждый вид деятельности (о чем налоговики говорили тут). А еще лучше составлять отдельные Таблицы на каждый поставочный код УКТ ВЭД, чтобы из-за одного кода налоговики не зарубили всю Таблицу (подробнее см. «Таблица данных учтена, но не на все коды: как «разделить» налоговые накладные?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 26).
Основные средства
Причиной неучета Таблицы данных может быть «несоответствие видов деятельности, указанных в Таблице, имеющимся у плательщика основным средствам». То есть отказ возможен, если фискалы усомнятся в достаточности ресурсов у плательщика для осуществления соответствующей деятельности (и им покажется маловато информации, приведенной в форме № 20-ОПП). Ну, например, у сельхозпроизводителя отсутствует информация о земельных участках или у плательщика отсутствует информация о производственных/складских помещениях или транспорте, используемых для деятельности.
Поэтому чтобы избежать отказа по такой причине, во-первых, важно, чтобы на все объекты налогообложения плательщиком была подана форма № 20-ОПП (проверьте: может, на какие-то объекты форму нужно доподать). А во-вторых, Таблицу следует сопроводить пояснениями о наличии у плательщика основных средств (как собственных, так и арендованных) для производства, хранения, транспортировки продукции (товаров) или оказания услуг — чтобы пояснить возможность осуществления соответствующей деятельности. Поэтому если есть договора аренды, о них также нужно указать.
Трудовые ресурсы
Налоговики могут отказать в разблокировке НН/учете Таблицы данных при «отсутствии (недостаточном количестве) трудовых ресурсов, необходимых для осуществления операции/деятельности». Под подозрением, прежде всего, оказываются плательщики, у которых минимальное количество сотрудников, например, только директор (или директор и бухгалтер). Отказ возможен, например, по предприятию, выполняющему работы по ремонту помещений, однако не имеющему работников, и на балансе которого числится только склад, автомобиль и офис (и пояснения о наличии работников и специального оборудования для выполнения таких работ отсутствуют, а приобретение услуг у третьих организаций не прослеживается).
Поэтому в таких случаях в пояснениях стоит указать, что бухучет ведется, например, сторонней компанией по договору о предоставлении бухгалтерских услуг. Или что заключены договора с другими хозсубъектами на выполнение работ/оказание услуг, в том числе с ФОП — т. е. пояснить, какими силами осуществляется хоздеятельность.
Средняя зарплата. Еще учтите, что мониторя деятельность плательщика, налоговики обращают внимание на уровень зарплаты. И вместе с пояснениями желают видеть штатное расписание. Поэтому проблемы могут возникать, если зарплата меньше минимальной или не сильно превышает минимальную и если штатное расписание не подано. И, видимо, оптимальной налоговики посчитают ситуацию, когда зарплатные условия приближаются к критерию 5 позитивной истории плательщика (см. приложение 2 к Порядку № 1165). То есть когда за последние 12 месяцев уплаченная сумма ЕСВ на одного работающего превышала сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза и среднемесячная численность работающих составляла не менее пяти человек.
Рисковый контрагент
Даже если поданы обстоятельные пояснения, причиной неучета налоговиками Таблицы данных может стать, увы, рисковый статус контрагента (поставщика/покупателя). Хотя прямо в Порядке № 1165 такое основание неучета Таблицы не указано. Там причиной неучета названы: (1) рисковость самого плательщика или (2) несоответствие данных Таблицы кодам КВЭД/УКТ ВЭД/ГКПУ (п. 19 Порядка № 1165). И только уже из формы самого решения о неучете Таблицы опосредованно вытекает, что рисковый статус контрагента может стать причиной неучета Таблицы. Так как в таком случае у контролеров появляется «налоговая информация, свидетельствующая об осуществлении плательщиком рисковых операций». Хотя в действительности рисковость плательщика и рисковость операций — совсем разные вещи (подробнее об этом см. «Таблица данных и рисковый контрагент» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22). При этом информацию о рисковости контрагента можно узнать в электронном кабинете (см. «Электронный кабинет: больше информации о контрагенте» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22).
Налоговая нагрузка
К тому же при принятии решений налоговики смотрят на уплату платежей в бюджет (прежде всего, налога на прибыль, НДС, НДФЛ) — т. е. выполнение так называемой налоговой нагрузки. И если налогоплательщик «неубыточный» и регулярно платит платежи (т. е. имеет достаточный уровень уплаты налоговых обязательств), то шансов на разблокировку НН/учет Таблицы больше. А вот для убыточных плательщиков (или плательщиков, у которых при значительных объемах реализации незначительная уплата платежей в бюджет) вероятность отказного решения повышается. В таком случае стоит пояснить причину неплатежей — скажем, что тянущийся отрицательный НДС возник из-за большого кредита при покупке основных средств. Или что убытки в налоговоприбыльном учете, к примеру, обусловлены возникшими по валютным операциям отрицательными курсовыми разницами и т. д.
Причем, как обращалось внимание в презентации, после увеличения объемов уплаты платежей в бюджет, а также подачи сведений об объектах налогообложения по ф. № 20-ОПП, отказа от сотрудничества с рисковыми контрагентами Таблица данных у плательщиков принималась.
Предприятия-новички
С проблемой неучета Таблицы и блокировки НН могут столкнуться вновьсозданные плательщики (новички). Так как у них еще не наработаны показатели положительной налоговой истории и налоговой нагрузки (отсутствуют показатели деятельности). Поэтому чтобы повысить шансы на учет Таблицы, плательщику-новичку особенно важно сопроводить ее подробными пояснениями (о деятельности, ресурсах и т. п.).
По мнению Рады бизнес-омбудсмена вопрос требует решения и выходом могло бы стать введение для таких плательщиков (на старте деятельности) упрощенных условий учета Таблиц данных. Скажем, прием поначалу от таких плательщиков Таблиц с ограниченным сроком их действия или объемами поставок. А по окончании такого срока/достижения объемов (по результатам анализа первых месяцев работы налогоплательщика) Таблицы могли бы продлеваться (см. рекомендации).
Коды на «входе-выходе», остатки товаров
Еще важно, чтобы по осуществляемому виду деятельности прослеживалась производственная связь входных кодов с выходными кодами производства/реализации услуг. Поэтому фискалы могут отказать в учете Таблицы, если:
— есть остатки товаров без дальнейшей реализации;
— в пояснениях не обоснованы объемы реализации товаров, наличие остатков на хранении, не приведены договоры с основными контрагентами;
— есть приобретения других товаров, несвойственных для осуществления данного вида деятельности (к примеру, у плательщика, занимающегося изготовлением ящиков, коробок, картонных упаковок, отсутствуют покупки картона, дерева и прочего сырья, однако есть покупка обуви, женских сумочек и полотенец в значительных объемах без дальнейшей реализации. При этом в пояснениях к Таблице указаны только основные поставщики и покупатели, а информация о наличии основных средств для транспортировки и хранения товаров отсутствует).
К тому же в пояснениях налоговики советовали воспользоваться подходом «откуда, кто, где, кому» (см. консультацию ГУ ГНС в Полтавской обл.) и по цепочке пояснить:
— откуда получены товар (услуга), сырье (т. е. отношения с поставщиками);
— кто непосредственно задействован в хозяйственной деятельности (т. е. наличие трудовых ресурсов и подрядчиков);
— где осуществляется хозяйственная деятельность (т. е. наличие производственных ресурсов, оборудования, помещений);
— кому реализован товар (услуга) (т. е. отношения с покупателями).
Коммунальные услуги
Отказ налоговиков в учете Таблицы данных возможен, если отсутствуют входные покупки, характерные для осуществляемого вида деятельности. К примеру, нет приобретения услуг аренды зданий/мест хранения товаров/техники, услуг транспортировки и т. п. Так, например, плательщику, сдающему помещение в аренду, не учли Таблицу данных, поскольку на входе отсутствовали коммунальные услуги. Поэтому если арендаторы оплачивают счета коммунальных служб самостоятельно (заключены прямые договора), то стоит упомянуть об этом в пояснениях.
Или вопросы у фискалов могут возникать, когда, к примеру, налогоплательщик (транспортное предприятие) подает Таблицу с кодами на поставку услуг грузовых перевозок, а формирует НК за счет покупки шин, скажем, для легковых авто, продуктов питания, одежды, обуви и пр. (см. разъяснения ГНСУ).
Транспортные услуги
Для разблокировки НН на транспортные услуги налоговики перечисляют вообще целый букет разблокировочных документов. Помимо всего прочего (договора перевозки, актов, путевых листов, платежных документов, ТТН, запчастей, ГСМ и пр.), в числе разблокировочных документов налоговиками названы:
— документы на транспортные средства (свидетельство о регистрации транспортного средства, документы о прохождении техосмотра);
— документы на водителей (удостоверение водителя и даже (!) медсправка или медэкспертиза перед выездом на маршрут) (см. рекомендации и разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской обл. от 01.05.2023). Хотя это уже, конечно, перебор.
Отчасти успокаивает то, что такой перечень, как отмечают контролеры, не является исчерпывающим и может быть предоставлен в сокращенном виде или расширен на усмотрение плательщика. Главное — подтвердить реальность операции.
Статотчетность
В пояснениях на разблокировку НН налоговики желают видеть статотчетность. Например, у перевозчиков — копии Отчетов о перевозках (ф. № 51-авто, ф. № 31-авто), у сельхозников — копии Отчетов о площадях (ф. № 4-сг, ф. № 29-сг), о реализации сельхозпродукции (ф. № 21-заг), о наличии сельхозтехники (ф. № 10-мех) и пр. (см. рекомендации). По данным статотчетности сельхозников налоговики, в частности, сопоставляют объемы собранного урожая с реализованным. Правда, как уточняют контролеры, при этом могут быть поданы только те отчеты, которые в полном объеме отражают суть хозяйственной деятельности плательщика.
Таким образом, даже если речь идет о разблокировке НН по конкретной операции (или подаче Таблицы с определенным видом деятельности), на самом деле плательщика мониторят широко по всем параметрам — вплоть до размера отчислений платежей в бюджет, подачи налоговой/статистической отчетности, зарплаты работников и т. д. Поэтому задача — предоставить пояснения, более полно формирующие представление об операции и деятельности плательщика, чтобы исключить вопросы и подозрения со стороны налоговиков.
Выводы
- С помощью пояснений нужно подтвердить реальность операции по заблокированной НН/реальность операций по кодам, указанным в Таблице.
- Поданных пояснений фискалам может показаться недостаточно, если отсутствуют пояснения об основных средствах, наемных работниках, остатках товаров, их хранении, транспортировке. А также если отсутствуют входные покупки, характерные для осуществляемого вида деятельности (к примеру, коммунальные услуги), не поданы копии форм статотчетности.
- К тому же отказные решения могут приниматься на основании общего мониторинга плательщика — при недостаточной уплате платежей в бюджет, низкой заработной плате работников, сотрудничестве с рисковыми контрагентами и пр.