Юридический и фактический адреса
Сначала напомним, что местонахождение — это тот адрес, который указан в Едином госреестре юрлиц, ФЛП и общественных формирований (далее — ЕГР). Для налоговиков адрес местонахождения равен налоговому адресу (п. 45.2 НКУ). А в народе, как говорят, его называют юридическим адресом юрлица. Но есть еще и фактический адрес.
Законодатель, в принципе, не оперирует понятиями «фактический» и «юридический» адреса. Однако есть упоминание в НКУ о месте осуществления хозяйственной деятельности для единоналожников. И допускается, что оно может отличаться от налогового адреса (то есть того адреса, который указан в ЕГР).
Однако, во-первых, никто не запрещает употреблять термины «юридический» или «фактический» адреса. Даже несмотря на то, что в законодательстве их нет. При этом такие адреса могут не совпадать. А во-вторых,
штрафы за то, что юр- и фактические адреса не совпадают, отсутствуют, хотя некоторые сложности могут возникнуть
Что это за сложности? Речь идет о возможных проблемах в получении всевозможной корреспонденции (потому что и госорганы, и некоторые контрагенты ориентируются именно на ЕГР).
Также ситуацией, когда фактический и юридический адреса не совпадаю (кроме единщиков), могут на практике воспользоваться налоговики. Например, из-за того, что они не найдут юрлица по местонахождению, могут делать выводы о нереальности хозопераций или, базируясь исключительно на этом факте, внести его в рисковые плательщики НДС. В отношении рисковости в таком случае используется «резиновый» п. 8 Критериев рисковости, утвержденных постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165. Но такие ситуации плательщики удачно для себя обжалуют в суде (см., например, постановление ВС от 05.01.2021 по делу № 640/11321/20).
В целом: переехать юрлицо может как с изменением местонахождения (адреса, указанного в ЕГР), так и без такового. При этом переезд без изменения местонахождения, конечно, может нести риски (потому что будет несовпадение юридического и фактического адресов). Но это вполне возможно.
Местонахождение юрлица — оккупированная территория! Переезжать?
В огонь добавляет масла ситуация, когда местонахождением юрлица является временно оккупированная территория. Все из-за ч. 2 ст. 13 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 № 1207-VII. Там определено, что ФЛП, независимые профессионалы и юрлица, которые зарегистрированы на временно оккупированной территории:
— обязаны перерегистрироваться на другую территорию Украины;
— сделки, совершенные с такими субъектами хозяйствования, считаются ничтожными.
Подробнее об этой проблеме читайте в статье «Зарегистрированы на оккупированной территории: можно ли работать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4. Потому что здесь не все так просто и однозначно! Особенно с территориями, которые были временно оккупированы после 24.02.2022.
Конечно, юрлицам, у которых местонахождение — это временно оккупированная территория, можно спорить. Тем не менее практика может быть далеко не в их пользу… Настораживают, в частности, разъяснения со стороны налоговиков в отношении ФЛП с такой же ситуацией (см. «Налоги & бухучет», 2023, № 58). Поэтому осторожным юрлицам лучше задуматься над изменением именно местонахождение (то есть адреса, указанного в ЕГР).
Переезд без внесения изменений в ЕГР: как оформить?
20-ОПП. Все происходит с помощью подачи уведомления по форме № 20-ОПП. Там мы показываем новые помещения. Такое уведомление подается по основному месту регистрации юрлица (то есть в «свою» налоговую по местонахождению юрлица). Подавать можно как в бумажном виде, так и через Электронный кабинет (форма J1312005).
На послание/предоставление ф. № 20-ОПП у вас будет 10 рабочих дней с момента возникновения изменений (подписания акта приема-сдачи помещения, покупки здания/сооружения и др.).
Обратите внимание: сроки в отношении подачи формы № 20-ОПП побежали с 01.08.2023 (см. п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Место осуществления хоздеятельности. Если юрлицо — единоналожник, то нужно подать Заявление о применении упрощенной системы налогообложения с отметкой «Внесення змін», где вы укажете новое место осуществления хозяйственной деятельности.
Срок подачи заявления — не позже последнего дня квартала, в котором состоялись изменения (п. 298.5 НКУ). Опять же, эти сроки так же побежали с 01.08.2023 (см. п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
РРО/ПРРО/КУРО. Если при переезде без изменения местонахождения (то есть адреса в ЕГР) у вас переезжают еще и хозяйственные единицы, где находится РРО/ПРРО и привязана КУРО, то надо провести их перерегистрацию (то есть внести изменения).
Например, у вас в офисе стоял РРО и вы его забираете на новое место, при этом в ЕГР изменения не вносятся. Или же магазин, где использовался ПРРО, переезжает вместе с офисом
Для РРО подаем заявление по форме № 1-РРО с отметкой «Перереєстрація» и регистрационное удостоверение РРО (п. 1 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РРО*). В заявлении указываем новый адрес хозяйственной единицы.
Для КУРО (если вы ее регистрировали) подаем заявление по форме № 1-КОРО и саму КУРО (п. 1 гл. 2 разд. II Порядка регистрации КУРО*). В заявлении указываем новый адрес хозяйственной единицы.
Для ПРРО подаем заявление по форме № 1-ПРРО с отметкой «Перереєстрація» и направляем последний фискальный отчетный чек и закрываем последнюю смену на таком ПРРО (п. 8 разд. II Порядка регистрации ПРРО*). В заявлении указываем новый адрес хозяйственной единицы.
Подробнее о процедуре читайте в статье «Переезд в другой город: что делать с РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58.
Изменение местонахождения: изменения в ЕГР
Куда и как обращаться? Для внесения данных в ЕГР обратиться можно к госрегистратору (обычно, через центры предоставления админуслуг) или нотариусу (который имеет право проводить госрегистрационные действия в отношении ФЛП и юрлиц). Подавать документы можно по почте. Однако в этом случае подписи на заявлениях удостоверяются нотариально. Документы направляются ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
А вот в электронном виде сделать это пока не получится. Отслеживать появление функционала можно на порталах: «Он-лайн дом юстиции» и «Дія».
Пакет документов. Для госрегистратора/нотариуса вам понадобятся:
— заявление по форме 2 (утверждено приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5). Загрузить можно по ссылке: minjust.gov.ua/m/formi-zayav-u-sferi-derjavnoi-reestratsii-yuridichnih-osib-fizichnih-osib-pidpriemtsiv-ta-gromadskih-formuvan-9981;
— оригинал или копия нотариально удостоверенной доверенности на осуществление регистрационных действий (если документы будет подавать уполномоченный представитель юрлица). Если документы подает директор или представитель, внесенный в ЕГР, то доверенность не нужна;
— квитанция об уплате админсбора (0,3 прожитминимума для трудоспособных лиц, в 2023 году — 810 грн*). Внимание! Если запись в ЕГР будет вносить нотариус, то к админсбора добавится еще и его вознаграждение.
* Для расчета берется прожиточный минимум по состоянию на 1 января текущего года и округляется до ближайших 10 грн (ч. 5 ст. 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV; далее — Закон № 755).
Решения общего собрания участников (собственников) в этом случае подавать не нужно
См. п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона № 755.
Если местонахождение закреплено в уставе, то дополнительно надо подать:
— протокол/решение общего собрания участников/акционеров/собственников. Важно! Подписи на протоколе/решении удостоверяются нотариально;
— новую редакцию устава. Подписи на уставе удостоверяются нотариально.
«Бенефициарные» документы в этом случае теперь не подаются. Разве что у вас происходят еще и изменения в их отношении (см. подробнее в статье «Новые правила в отношении бенефициаров» // «Налоги & бухучет», 2022, № 75).
Изменение местонахождения: разбираемся с налоговиками
Данные о местонахождении попадают из ЕГР автоматически. Если адрес попадает под контроль другой налоговой, то начинается перебрасывание туда ваших данных. То есть запускается процедура изменения основного места регистрации.
Когда все-таки сообщать? Обращаться к фискалам придется в отношении:
— единого налога (ЕН). Нужно подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения (см. выше).
Срок подачи заявления — не позже последнего дня квартала, в котором вы внесли изменения в ЕГР (п. 298.6 НКУ);
— формы № 20-ОПП (если вы показывали там предыдущее местонахождение и к этому помещению больше не имеете никакого отношения).
Срок подачи — 10 рабочих дней с момента возникновения изменений;
— в отношении РРО/КУРО и ПРРО (если местонахождение в ЕГР изменяется и оно совпадает с адресом хозединицы). В этом случае нужно провести их перерегистрацию (какие документы надо подать, см. выше в разделе о переезде без изменения местонахождения).
Чего не нужно подавать? Не нужно подавать любые документы/заявления в отношении:
— НДС (п. 183.15 НКУ). С этим согласны налоговики (см. 101.02 БЗ);
— РРО, если местонахождение в ЕГР изменяется и оно НЕ совпадает с адресом хозединицы (п. 4 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РРО). Регистрационное удостоверение РРО продолжает действовать;
— ПРРО (п. 11 разд. II Порядка регистрации ПРРО).
В отношении чего спорная ситуация? В отношении КУРО есть нюанс. Вроде бы перерегистрацию делать не нужно (п. 3 гл. 2 разд. II Порядка регистрации КУРО). Но на титульной странице КУРО указывается местонахождение юрлица. Поэтому в «Налоги & бухучет», 2023, № 58 мы советовали все-таки внести изменения в титульную страницу через налоговиков.
Изменение местонахождения: электронная подпись
Об изменении информации, которая содержится в сертификате открытого ключа, обязательно нужно сообщать предоставителю электронных доверительных услуг (то есть тому, кто выдал электронные ключи) (ч. 2 ст. 12 Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII).
А местонахождение юрлица там указано. То есть придется отменить действующие ключи (то есть КЭП или УЭП с квалифицированным сертификатом) со старым местонахождением и сгенерировать новые. Другое дело, что сроки для этого не установлены! Поэтому, в принципе, можно не спешить…
Но учтите: если будете менять ключи, то одним из оснований для прекращения электронного взаимодействия с налоговиками является аннулирование ключей руководителя (п. 5 разд. ІІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557). То есть последствия будут такими же, как и в ситуации, когда изменяется директор (см. подробнее в статье «Изменяется директор во время войны: что делать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 71.
Изменение местонахождения: куда подавать отчетность / уплачивать налоги
Новая налоговая получает карточки юрлица (как плательщика налогов и сборов, а также плательщика ЕСВ) не позже истечения одного месяца со дня перерегистрации в ЕГР. Однако по старому местонахождению юрлицо все еще будет оставаться на учете. Эти правила определены в разд. Х Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее — Порядок № 1588).
Подача отчетности по налогам (прибыль, единый налог и т. п.) плюс их уплата и подача отчетности по ЕСВ плюс уплата этого сбора происходят по-разному.
Налоги. Подача отчетности, а также уплата налогов до конца бюджетного года происходит по старому местонахождению (п. 10.2 разд. Х Порядка № 1588). Только с 1 января следующего года предприятию надлежит уплачивать налоги и сборы по новому месту и подавать отчетность в новую налоговую.
А вот в отношении единого налога есть спорный момент. Пункт 294.7 НКУ четко говорит: последним отчетным периодом по старому местонахождению является период, в котором подано заявление об изменении адреса. То есть после внесения изменений надо отчитываться и уплачивать единый налог по новому адресу.
Но в разъяснении в категории 108.01.04 БЗ налоговики советуют отчитываться и уплачивать ЕН по старому местонахождению до конца бюджетного года. И это противоречит НКУ. Так, для плательщиков групп 1 и 2 это не так важно (отчетный период — год). Но для третьегруппников — очень критично. Ведь отчетный период у них — квартал.
НДФЛ, военный сбор, ЕСВ. Подробно об особенностях уплаты НДФЛ, ВС и ЕСВ читайте в статье «Релокация предприятия и НДФЛ, ВС и ЕСВ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 71.
Изменение местонахождения: лицензии
Данные о местонахождении могут указываться в лицензии. А поскольку о любых изменениях, связанных с ее содержанием, необходимо сообщать лицензиату (ч. 2 ст. 15 Закона о лицензировании*), то нужно подавать документы на переоформление.
* Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII.
Если в лицензии указывается ваше местонахождение и для вашего вида деятельности, которая лицензируется, установлены лицензионные условия, то руководствуемся их положениями. Если же таких нет, то заявление нужно подать в течение 1 месяца со дня, следующего за днем внесения изменений в ЕГР (та же ч. 2 ст. 15 Закона о лицензировании). Также нужно учитывать спецзаконы.
Изменение местонахождения: банк, контрагенты
Банк. Раньше среди обязанностей хозсубъектов было сообщение банку о тех или иных изменениях, которые происходят в ЕГР. Но в действующей Инструкции № 162* это не указано.
Тем не менее, прежде чем сообщать об изменении местонахождения — загляните в договор между вами и банком. Возможно, там остались пункты, которые касаются обязанности сообщить финучреждению об изменении местонахождения. Или просто проконсультируйтесь с работниками банка в отношении этого отдельно.
Контрагенты. Перепроверьте договоры с контрагентами: возможно, там установлена обязанность сообщать им каким-то образом об изменениях в местонахождении. Если этой обязанности нет, то можно это сделать в добровольном порядке, чтобы избежать недоразумений в дальнейшем.
А вот вносить изменения в действующие договоры не нужно, поскольку местонахождение не является существенным условием договора. Разве что эти данные как-то связаны непосредственно с выполнением обязанностей по нему (например, в договоре определено, что именно по местонахождению необходимо доставить товар).
Выводы
- Юрлицо может переехать как с изменением местонахождения, так и без такого изменения.
- Если переезд происходит без изменения местонахождения, то вносить изменения в ЕГР не нужно. Все происходит через подачу налоговикам заявления по форме № 20-ОПП.
- В случае изменения местонахождения (то есть адреса, указанного в ЕГР) вносить изменения в договоры не нужно, но желательно все-таки сообщить контрагентам об этом.