30.12.2024
С 27.07.2024 вступил в силу одиозный Закон № 3817*. Он пришел на смену старому ведущему «спирто-алко-табачно-горючему» Закону № 481**. В то же время с упомянутой даты заработали не все нормы Закона № 3817, и до 01.01.2025 еще действовало много норм Закона № 481 в части, не противоречащей новому Закону. В первую очередь, действовали старые нормы, которые касались вопросов лицензирования, электронных реестров лицензиатов, мест хранения, оборудования и т. п., условий торговли, хранения, ввоза-вывоза тех видов подакцизных товаров, которые подпадают под данные законы, а также еще ряд других норм и терминов Закона № 481.
Здесь коротко вспомним только некоторые из новостей Закона № 3817, которые состоялись в 2024 году.
Пиво. В Законе № 3817 появился термин «малое производство пива» (новая прослойка пивопроизводителей) и нормы, ему посвященные. Это — хозсубъект, который осуществляет по полному технологическому циклу производство пива в объеме, который не превышает 10000 гектолитров за календарный год и соблюдает другие предусмотренные Законом требования (см., в частности, в ст. 11 «Требования к материально-технической базе малого производства пива»).
Неограничение времени продажи алконапитков. Законом № 3817 (см. п. 29 разд. ХІІІ «Переходные положения»)
с 27.07.2024 фактически отменено право местных органов власти устанавливать ограничение времени реализации слабоалкогольных и алкогольных напитков (кроме ограничений на время комендантского часа)
КМУ поручено разработать для местных органов новый порядок установки таких ограничений. Пока мы такой не видели…
Табачные и ЖЭС. Здесь много разных изменений. В частности, на предприятиях, на которых осуществляется производство табачных изделий и/или ферментация табачного сырья, а также в местах их хранения, которые расположены вне места осуществления деятельности по производству табачных изделий и/или ферментации табачного сырья, должна быть установлена и непрерывно функционировать круглосуточная система видеонаблюдения! А также — устанавливаются контрольные посты налоговиков, которые будут осуществлять постоянный контроль за производством табачных изделий и целевым использованием табачного сырья.
Запрещены:
— производство табачных изделий и ЖЭС из давальческого сырья в Украине и вывоз за пределы таможенной территории Украины давальческого сырья для производства табачных изделий и ЖЭС;
— розничная торговля табачным сырьем, сырьем для ЖЭС и/или никотином (который отвечает товарной позиции 2939 согласно УКТ ВЭД) отдельно или в наборах*.
* См. также материал «Никотин — неподакцизный, но торговля запрещена» // «Налоги & бухучет», 2024, № 82.
Форма расчетов за «опт» (безналичная). Статьи 19 и 25 Закона № 3817 устанавливают, что хозсубъекты при осуществлении оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алконапитками, табачным сырьем, табачными изделиями, ЖЭС обязаны проводить расчеты по таким операциям исключительно в безналичной форме, в том числе в случаях, если расчеты проводятся с другим лицом после замены стороны в обязательстве или при выполнении обязанностей должника третьим лицом. В то же время не считается нарушением этих требований непроведение расчетов в связи с прекращением обязательства по основаниям, предусмотренным законом или договором между хозсубъектами. То есть зачеты допускаются, а расчет за опт наличностью — нет!
Форма расчета при торговле через интернет. При продаже алконапитков, табачных изделий, электронных сигарет, заправочных контейнеров, ЖЭС, устройств для потребления табачных изделий без их сгорания путем электронной торговли необходимо обеспечивать осуществление расчетов по таким операциям исключительно через счета, открытые у предоставителей платежных услуг в Украине (ч. 10 ст. 71 Закона № 3817). Поэтому
при торговле этими товарами через интернет расчет наличностью с 27.07.2024 также не допускается
Горючее. Тоже много изменений. Изменен ряд горючих терминов («производство горючего», «хранение горючего» и другие), который имеет значение для квалификации операций и применения специальных норм Закона.
В частности, был введен абсолютно новый термин «место хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки». И в нем есть исключение для «потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно». Поэтому с 27 июля должны были отпасть проблемы с лицензированием мест хранения горючего в канистрах и т. п. таре объемом от 5 до 60 литров!
В ч. 6 ст. 28 Закона № 3817 содержится запрет на хранение и/или реализацию (использование) горючего, получение которого не подтверждено соответствующими первичными документами или ТД (для импортеров)!
Из интересного также можно отметить, что в ч. 6 ст. 29 Закона № 3817 теперь четко определено, что оптовая торговля горючим при отсутствии мест осуществляется:
— с места / в месте хранения горючего, оптовой торговли горючим, в котором лицензиат осуществляет приобретение и/или получает услуги по хранению горючего, при условии, что отпуск горючего осуществляется хозсубъектом, который получил соответственно лицензию на право хранения горючего, на право оптовой торговли горючим в таком месте;
— в транспортном средстве, на котором перемещается и/или в котором хранится горючее.
При оптовой торговле горючим (см. ст. 32 Закона № 3817) требования о форме расчетов такие же, как для алко- и табачного опта: исключительно в безналичной форме (даже когда будет платить третье лицо). Но законные зачеты нарушениям этих требований не считаются.
Лицензии: расплата по старым лицензионным долгам. С 27 июля «приказала долго жить» норма ст. 18 Закона № 481, которая продлевала до отмены военного положения действие лицензий, срок действия которых закончился начиная с 24.02.2022 и/или по которых были не уплачены очередные платежи. А п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 были установлены фискально-переходные правила «лицензионной игры»! Они предусматривали до 31.10.2024: уплату долгов по платежам за лицензии, а также (если срок действия лицензии закончился до 27.07.2024) — в течение трех месяцев подачу заявлений на получение новых лицензий. Если деятельность прекратили, то подать заявление и уплатить лицензионные долги надо было не позже 30.09.2024.
В случае неуплаты очередных платежей:
— лицензия, срок действия которой закончился в указанный период, признается недействительной с даты окончания срока ее действия, а хоздеятельность после окончания срока действия лицензии признается такой, которая осуществлялась без лицензии, с применением к хозсубъекту финсанкций, определенных Законом № 481;
— действие лицензии, срок которого не закончился в период, определенный абзацем первым этого пункта, прекращается ГНС в порядке, определенном Законом № 481, со дня неуплаты первого дежурного платежа!
В то же время законодатели пожалели тех хозсубъектов, которые работают на «боевых» территориях и у которых с 24.02.2022 до 27.07.2024 закончился срок действия лицензий на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли горючим, и в п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 сделали для них такие своеобразные послабления. Подробнее о том, кого касается эти послабления, читайте «Действие каких лицензий на «боевых» территориях продлено Законом № 3817» // «Налоги & бухучет», 2024, № 80.
Отчеты № 1-ВП и № 1-ОП. Часть 3 ст. 72 Закона № 3817 установила новые требования в отношении специальной отчетности. Отчетность должна подаваться в ГНС ежемесячно, не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Вместо старых отчетов по формам № 1-РС, 2-РС, 3-РС, 1-ОА и 1-ОТ Минфин выдал две обобщенных формы:
— № 1-ВП «Отчет об объемах производства и обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта (в том числе биоэтанола), спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах»
и
— № 1-ОП «Отчет об объемах обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта (в том числе биоэтанола), спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах».
Эти отчеты и порядки их заполнения Минфин утвердил приказом от 18.06.2024 № 296.
Новые отчеты большинством хозсубъектов подаются ежемесячно, начиная с октября 2024 года за сентябрь 2024 года, а хозсубъектами, которые осуществляют ферментацию табачного сырья, — начиная с февраля 2025 года за январь 2025 года.
Малыми производствами (дистиллятов, винодельной продукции и пива) отчеты подаются не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом, — начиная с января 2025 года за 2024 год. А хозсубъектами, которые получили лицензию на выращивание табака, — не позже 1 февраля года, следующего за отчетным, начиная с января 2026 за 2025 год.
Заполнение этих новых форм вызвало кучу вопросов, и фискалы выдали об этом большое разъяснение, а впоследствии — еще целый ряд консультаций в БЗ.
Подробно об этом читайте наши комментарии: «Новые «алко-табачные» отчеты № 1-ВП и № 1-ОП — с 1 октября?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 66, «Заполнение отчетов 1-ВП и 1-ОП: запоздалые наставления от ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 88, а также «Если предельный срок подачи отчетов 1-ВП, 1-ОП приходится на выходной» // «Налоги & бухучет», 2024, № 90.
Старые-новые ограничения продажи. В ст. 70 и 71 Закона № 3817 было продублировано и несколько обновлено/дополнено ограничение продажи алкогольных напитков, табачных изделий и ЖЭС, которые до этого были в ст. 152 и 153 Закона № 481.
Подробно об этих новых статьях/ограничениях (которые в т. ч. касаются и торговли через интернет) читайте в статье «Старые-новые ограничения по продаже алкоголя, табачных и ЖЭС» // «Налоги & бухучет», 2024, № 82.
Контроль за уплатой. С 27.07.2024 установлен новый механизм контроля за уплатой годовой платы или ежеквартальной ее части за лицензию: лицензиат подает в соответствующий орган лицензирования (ГНС) заявление о внесении очередного платежа за лицензию в бумажной или электронной форме, в котором указывает код классификации доходов бюджета, сумму внесенного платежа, номер и дату платежной инструкции, которая подтверждает внесение годовой платы или ежеквартальной ее части за соответствующую лицензию (ч. 7 ст. 72 Закона № 3817). Отметки на лицензиях об уплате больше ставить не нужно!
Новые штрафы. С 27.07.2024 на смену старым заработали новые штрафы, приведенные в ч. 2 ст. 73 Закона № 3817 (кроме вышеупомянутого случая). По сравнению с 29 видами штрафов, которые предусматривала ст. 17 Закона № 481, в новом Законе их уже стало 46, и размер многих старых штрафов увеличился! Правда, стал несколько мягче штраф за хранение горючего для собственных нужд без наличия лицензии.
Учет сумм ряда этих штрафов, в частности нижних их порогов, привязали к размеру МЗП, установленной на 1 января отчетного года, в котором выявлено нарушение.
Подробнее об этих и других основных новостях Закона № 3817, которые произошли в 2024 году, читайте в материалах «Новый алко-табачно-горючий Закон! (ч. І. Судьба Закона № 481, изменения по основным товарам)», а также «Новый алко-табачно-горючий Закон! (ч. ІІ. Лицензирование, реестры, отчетность, штрафы)» // «Налоги & бухучет», 2024, № 62.
С 01.01.2025 теряют силу уже все нормы Закона № 481 и вступает в силу куча отложенных до 2025 года норм Закона № 3817.
Новейшее лицензирование. В частности, вопросы лицензирования с 2025 года уже полностью будут регулировать нормы Закона № 3817. И в первую очередь — новый его раздел VII «Лицензирование», который практически весь вступит в силу с 2025 года.
Изменения в отношении лицензирования, которые нас ожидают с 2025 года, очень серьезны! Мы им посвятили два больших материала: «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года» (части І и ІІ) // «Налоги & бухучет», 2024, № 104. Заинтересованным читателям советуем с ними ознакомиться.
Новые и «реинкарнированные» реестры. С 2025 года заработают обновленные электронные реестры, для большинства из которых правила ведения теперь установлены прямо в Законе.
В частности, это:
— Единый реестр лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах (см. ст. 34 Закона № 3817);
— Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего (ст. 35);
— Единый реестр оборудования* (ст. 38);
— Единый реестр мест хранения (ст. 39);
— Электронный реестр субъектов хозяйствования, которые используют спирт этиловый для производства продукции химического и технического назначения, парфюмерно-косметической продукции, уксуса из пищевого сырья (ст. 40).
* Для табачного производства.
Фискалы должны перенести (разделить/объединить) данные из старых аналогичных реестров в новые (см., в частности, пп. 3 и 31 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817).
Первым двум («основным») из упомянутых Единых реестров, значимость и наполненность которых с 2025 года очень сильно вырастет, мы уже уделили внимание в первом из материалов о новейшем лицензировании (см. выше), об остальных мы поговорим немного позже…
Авансовые взносы с АЗС, АГЗС и т. п. и лишение лицензии. Закон № 4015*, которым были введены авансовые взносы по налогу на прибыль (для юрлиц) и НДФЛ (для ФЛП), ворвался и в нормы Закона № 3817, добавив 46-й пункт в ч. 2 ст. 46. И теперь с 01.01.2025 еще одним из оснований для остановки действия лицензии стала неуплата хозсубъектом (юрлицом или ФЛП), который получил лицензию на право розничной торговли горючим, авансового взноса по налогу на прибыль / НДФЛ!
Это новейшее основание мы уже тщательным образом анализировали в материале «Розничная торговля горючим и авансы по налогу на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Другие новости с 2025 года. С 1 января 2025 года начинают действовать нормы, которые устанавливают основные требования:
— по оптовой торговле, хранению, ввозу-вывозу спирта этилового, спиртовых дистиллятов и биоэтанола (ст. 12, 14, 15 Закона № 3817);
— по хранению и ввозу/вывозу табачного сырья, табачных изделий и ЖЭС (ст. 21 и 24 Закона № 3817 соответственно);
— к операциям по ввозу/вывозу горючего (ст. 30 Закона № 3817).
С 2025 года заработает и специальная ч. 8 ст. 29, которая устанавливает особенности осуществления розничной торговли сжиженным углеводородным газом в баллонах (и, в частности, обязательность применения РРО его продавцами).
А также начнет действовать еще целый ряд новых норм (в отношении производства спирта, биоэтанола, алконапитков, табачных изделий и ЖЭС, круглосуточной системы видеонаблюдения и контрольно-пропускной системы на акцизных складах и других), о которых мы в ближайших номерах напечатаем аналитический материал, чтобы вам легче было ориентироваться «в дебрях» данного Закона.
Географические указания спиртных напитков. С 15.11.2024 вступили в силу очередные изменения в Закон Украины «О географических указаниях спиртных напитков» от 01.12.2022 № 2800-IX (далее — Закон № 2800), который теперь играет большую роль в вопросах производства спиртных напитков в части использования и защиты географических указаний спиртных напитков и контроля за их использованием. Также очень важные термины данного Закона в отношении классификации спиртных напитков, материалов для их изготовления.
Ведь на этот Закон № 2800 опирается ряд норм Закона № 3817. В частности, с 29 декабря 2024 года (!) введены в действие п. 34 и 66 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817 и теперь в отношении категории спиртных напитков и официального названия спиртного напитка надо использовать нормы Закона № 2800. Также с этой даты в Законе № 3817 заработал еще ряд норм, которые опираются на Закон № 2800, о чем мы впоследствии напишем подробнее.
Минцены на винодельную продукцию. Закон № 4015 вмешался и в вопрос минимальных цен на алкогольные напитки: с даты вступления в силу данного Закона (то есть с 01.12.2024) для вин виноградных и другой винодельной продукции (куда, кстати, входят и разные бренди-коньяки!) применяется размер минимальных цен, утвержденный постановлением КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков» от 30.10.2008 № 957, увеличенный на 50 %!
Об этом повышении мы подробно писали в материале «Минимальные цены на вино и винодельческую продукцию» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Допродажа остатков ароматизированных сигарет и ЖЭС до 11.07.2024. Напомним, что ст. 10 и 101 Закона Украины «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» от 22.09.2005 № 2899-IV было фактически запрещено производство (кроме производства для экспорта) и импорт для реализации на территории Украины, а также оптовую и розничную торговлю сигарет и ЖЭС с соответствующими добавками/ароматизаторами. Но было разрешено до 11.07.2024 реализовать остатки таких товаров. После упомянутой даты реализация таких товаров под запретом и штрафоопасна!
Детали читайте в материале «Запрет на продажу ароматических сигарет и ЖЭС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 56.
На сегодня все. Но продолжение, конечно, следует…