Темы статей
Выбрать темы

Критерий 8 рисковости плательщика — «имеется налоговая информация»

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Чаще всего плательщиков зачисляют в рисковые по критерию рисковости 8 — «у контролирующих органов имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК». Что это за случаи и какая налоговая информация может свидетельствовать о том, что плательщик — рисковый, разберем в статье.

Справочник кодов налоговой информации

При присвоении плательщику рискового статуса налоговики в своем решении должны указать основания и информацию, по которым установлено соответствие плательщика критериям рисковости (п. 6 Порядка № 1165*).

* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Причем при зачислении плательщика в рисковые по критерию 8 налоговики должны детально пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым. В свою очередь,

виды такой налоговой информации (на основании которой плательщика могут зачислить в рисковые) приведены в Справочнике кодов налоговой информации.., утвержденном приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17

Справочник кодов налоговой информации размещен на сайте ГНСУ. И содержит аж 18 кодов налоговой информации (т. е. возможных причин зачисления плательщика в рисковые).

Тем самым коды из Справочника кодов налоговой информации призваны подробнее пояснить, почему (на каких основаниях) плательщика включили в рисковые.

Условно их можно сгруппировать по следующим направлениям:

Справочник кодов налоговой информации для принятия решения о включении плательщика в рисковые

Код

Пояснения

Сомнения относительно «прозрачности» осуществления плательщиком операции с товаром:

01

поставка товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки

02

приобретение товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки

Заметьте, что в двух этих основаниях речь идет только о товарах. Поэтому поставка/приобретение услуг у не может быть основанием для включения в рисковые.

В группе риска по этим основаниям (кодам) могут оказаться плательщики:

— покупающие товары у неплательщиков НДС (например, у ФЛП, в т. ч. на едином налоге);

— получившие предоплату за еще не купленный товар.

Однако даже если плательщик (желая избежать рисковости по таким критериям) полностью решит отказаться от покупок у неплательщиков НДС, то риск включения в рисковые все равно останется. Ведь всю цепочку он все равно не видит — и вдруг поставщик — плательщик НДС купил товар у неплательщика? Еще на покупки у неплательщиков НДС плательщик может подать Таблицу данных с отражением таких покупок в стр. 10.4 декларации по НДС (подробнее см. статью «Покупки у ФЛП — неплательщика НДС и блокировка налоговых накладных» // «Налоги & бухучет», 2023, № 77). Однако будет ли Таблицы, поданной плательщиком, достаточно налоговикам, чтобы отследить происхождение товара по всей цепи поставок и не присваивать рисковый статус, — сказать сложно.

Считаем, что такие основания не должны применяться к производителям, ведь они являются первым звеном в цепочке продаж. О том, что плательщик является производителем, налоговики могут узнать, например, из поданной Таблицы данных.

05

поставки товаров плательщику(ам) налога, осуществляющему(им) поставки товаров, отличных от приобретенных

Такое основание весьма странное. Во-первых, откуда поставщик может знать, какие товары продает его покупатель. А, во-вторых, под этот критерий формально попадают все поставщики производителей, ведь последние продают готовую продукцию, а покупают сырье и материалы. Мало того, сюда могут попасть и поставщики тех торговцев, которые продают товары, собранные в набор (комплект), ведь налоговики разрешают наборы отражать в НН одной строкой с одним кодом УКТ ВЭД (БЗ 101.16).

14

поставка товаров/услуг за счет сформированного регистрационного лимита (∑Накл) в связи с приобретением товаров, не связанных с хозяйственной деятельностью плательщика налога

Основание 14 не совсем понятно. Ведь при использовании приобретенных товаров/услуг в нехозяйственной деятельности нужно начислять компенсирующие налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ (которые съедят полученный реглимит). Поэтому в чистом виде оно работать не может.

Другое дело, что налоговики могут в него впихивать те случаи, когда они искусственно предписывают применять п. 198.5 НКУ. Например, турбизнес согласно ст. 207 НКУ начисляет НО только с разницы и всегда имеет большой реглимит — поэтому налоговики настаивают на компенсирующих НО. Аналогичные требования при списании безнадежной задолженности, возврате аванса и уменьшении цены после истечения 1095 дней, при оплате за товары/услуги третьей стороной, реже при получении ошибочной НН (подробнее см. статью «Как фискалы незаконно уменьшают реглимит» // «Налоги & бухучет», 2023, № 35). Во всех этих случаях п. 198.5 НКУ работать не должен, но чтобы нивелировать реглимит, налоговики настаивают на его применении.

Недостаточность ресурсов и соответствующей материально-технической базы для ведения деятельности:

03

отсутствие необходимых условий и/или объемов материальных ресурсов для производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг в объемах, отраженных в НН/РК (отсутствуют сведения об объектах налогообложения, отсутствует приобретение услуг аренды объектов налогообложения, услуг транспортировки, аренды мест хранения ТМЦ, услуг аренды мест хранения ГСМ и т. п.), согласно представленной в контролирующие органы отчетности

04

поставка товаров, отличных от приобретенных (при отсутствии условий и/или материальных ресурсов для производства таких товаров)

08

поставка сельскохозяйственной продукции при отсутствии приобретения такой продукции, уплаты земельного налога (уплаты единого налога для плательщика налога, находящегося на упрощенной системе налогообложения четвертой группы) и/или приобретение горючего, минеральных удобрений, вспомогательных услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции при наличии земельных участков

11

накопление остатков нереализованных товаров при отсутствии (недостаточности) мест для их хранения (собственных, арендованных складских помещений) согласно поданной в контролирующие органы отчетности

15

поставка/приобретение товаров с ограниченным сроком годности при отсутствии их реализации и/или переработки, и/или соответствующих средств хранения, и/или приобретение услуг аренды соответствующих основных средств

Как правило, попасть в рисковые по таким кодам (недостаточности ресурсов для ведения деятельности) можно при неподаче налоговикам на объекты налогообложения ф. № 20-ОПП. Поскольку если на основные средства, транспортные средства, земельные участки, места хранения и прочие объекты не подана ф. № 20-ОПП, то налоговики могут усомниться в материально-технической базе, необходимой для ведения плательщиком хозяйственной деятельности, и зачислить в рисковые. Поэтому подачей ф. № 20-ОПП лучше не пренебрегать. И если на какие-то объекты она еще не подана, то нужно ее подать. Подробнее о подаче ф. № 20-ОПП см. тематический номер «Налоги & бухучет», 2024, № 49.

07

недостаточное количество трудовых ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной операции в объемах, указанных в НН/РК (при отсутствии информации о приобретении услуг по выполнению работ, необходимых для осуществления хозяйственной операции)

Под подозрением по этому критерию, прежде всего, могут оказаться плательщики, у которых минимальное количество сотрудников, например только директор (или директор и бухгалтер) без профильных специалистов. Или, к примеру, — предприятие, выполняющее работы по ремонту помещений, однако не имеющее работников, и на балансе которого числятся только склад, автомобиль и офис (и пояснения о наличии работников и специального оборудования для выполнения таких работ отсутствуют, а приобретение услуг у третьих организаций не прослеживается).

Поэтому в таких случаях, если придется избавляться от рискового статуса и подавать антирисковые документы, то в пояснениях стоит указать, что бухучет ведется, например, сторонней компанией по договору о предоставлении бухгалтерских услуг. Или что заключены договоры с другими хозсубъектами на выполнение работ / оказание услуг, в том числе с ФЛП, — т. е. пояснить, какими силами осуществляется хоздеятельность.

Осуществление операций с рисковыми контрагентами:

12

поставка товаров (услуг) плательщику(ам) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога

13

приобретение товаров (услуг) у плательщика(ов) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога

06

плательщик налога задействован в осуществлении группой плательщиков налога (в том числе в отношении которых принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика) цикла операций друг с другом по приобретению/реализации одного и того же товара/услуги для формирования искусственного объема такого товара/услуги

Учтите! Плательщик, включенный в рисковые, становится опасным для контрагентов. У него нельзя покупать, ему нельзя продавать — иначе плательщик сам рискует оказаться в рисковых. О том, как можно проверить рисковость контрагента в Электронном кабинете, см. отдельную статью тематического номера «Как узнать о рисковости контрагента?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59. Причем на практике плательщиков зачисляют в рисковые (из-за контрагентов), даже если на момент сделки контрагент еще не был рисковым, а стал рисковым впоследствии.

Правда, если плательщик выйдет из категории рисковых, то налоговики должны исключить из рисковых и его контрагентов, которые были включены в рисковые из-за отношений с ним (если не будет других оснований для рисковости, п. 6 Порядка № 1165). Подробнее об этом см. статью «Автоматическое исключение из рисковых плательщика, контрагент которого снял рисковый статус» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59.

Неотражение доходов в пользу физлиц за выполненные работы (предоставленные услуги):

10

в налоговой отчетности плательщика налога не отражены доходы, начисленные и выплаченные самозанятым и/или физическим лицам за выполненные работы или предоставленные услуги

Заметьте, речь идет о неотражении доходов физлицам / самозанятым лицам за работы или услуги. Формально ошибка, скажем, в приложении 4ДФ влечет включение в рисковые по основанию 10. Особое внимание на этот критерий следует обратить тем, кто не отражает в 4ДФ выплаты ФЛП, основываясь на положительную для плательщиков судебную практику (см., например, постановление ВС от 19.02.2019 по делу № 825/809/16). Вы можете доказать, что заполнили отчетность правильно, но готовьтесь выходить из рисковых плательщиков.

Организационные:

09

отсутствует/аннулирована лицензия, выданная органами лицензирования, удостоверяющими право плательщика налога на производство и/или торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными п.п. 215.3.1, 215.3.2, 215.3.31 и 215.3.4 пункта 215.3 ст. 215 НКУ

16

наличие информации о применении к плательщику налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины

17

наличие информации о применении к учредителям / должностным лицам плательщика налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины

18

руководитель и/или лицо, имеющее право подписи (должностное лицо плательщика налога), является лицом, занимающим аналогичную должность более чем у пяти (включительно) плательщиков налога

Плательщика могут зачислить в рисковые при нарушениях в ведении деятельности: отсутствуют лицензии, наложены ограничительные меры (санкции). Или если директор — «многокресельщик» занимает аналогичную должность более чем у пяти (включительно) плательщиков налога. Причем, хотя в коде 18 говорится о директоре у «плательщиков налога» (а следовательно, у плательщиков НДС), по мнению налоговиков, для целей применения кода 18 под плательщиками налога следует понимать плательщиков любых налогов (письмо ГНСУ от 04.12.2023 № 4494/ІПК/99-00-18-01-02 ІПК). Поэтому предприятию могут присвоить рисковый статус и в том случае, если директор возглавляет 8 юридических лиц и, например, только 3 из них являются плательщиками НДС. Подробнее об этом см. статью «Директорские ограничения в отношении блокировки НН/РК» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51 (ср. ).

В связи с этим при присвоении плательщику рискового статуса в решении о соответствии плательщика критериям рисковости (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) налоговики должны:

— во-первых, указать код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые (из Справочника кодов налоговой информации), а

— во-вторых, в специальной таблице этого решения указать операцию/операции, из-за которых плательщик отнесен к рисковым, и расшифровать:

1) тип операции (приобретение/поставка);

2) период осуществления хозяйственной операции;

3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара;

4) налоговый номер плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, а также

5) дату включения плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, в перечень рисковых плательщиков — чтобы соотнести период осуществления самой операции и дату включения контрагента в рисковые.

Налоговая информация — не старше 180 дней

Впрочем, для отслеживания налоговиками налоговой информации при зачислении плательщика в рисковые установлены временные рамки. Период, который могут мониторить налоговики для получения налоговой информации о плательщике по критерию 8, ограничен сроком в 180 дней. Очевидно, подразумеваются 180 календарных дней (так как согласно правовой позиции, изложенной в решении Конституционного Суда от 19.05.2004 по делу № 11-рп/2004, термин «дни», если он употребляется в правовых актах без оговорок, означает календарные дни (см. также постановление ВС от 11.03.2020 по делу № 176/2087/19 (2-а/176/43/19)).

Поэтому судить о рисковости плательщика фискалы могут только по данным за полугодие — т. е. на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости. Заметьте: срок 180 дней отсчитывают от даты регистрации, а не от даты составления НН/РК. А вот

более давние НН/РК, зарегистрированные более 180 дней назад, налоговики не вправе использовать как «налоговую информацию» для присвоения плательщику рискового статуса

Поэтому плательщику не могут присвоить рисковый статус, скажем, из-за покупки, совершенной год назад у рискового контрагента. Такая операция годичной давности не может повлиять на присвоение плательщику (из-за контрагента) рискового статуса. Поскольку, принимая решение о рисковости по критерию 8, налоговики должны отталкиваться от данных о налоговой информации — за полугодие (последние 180 дней перед включением в рисковые).

Однако, мониторя 180 дней, налоговики на практике зачисляют плательщика в рисковые (из-за контрагента), даже если на момент сделки контрагент еще не был рисковым, а стал рисковым впоследствии.

Правда, налоговики могут вообще игнорировать «правило 180 дней» и принимать в расчет и более давнюю налоговую информацию (т. е. учитывать и более давние зарегистрированные НН/РК), если плательщик, получив решение о рисковости, для выхода из рисковых подаст пакет «антирисковых» документов, однако не убедит налоговиков в своей «нерисковости». И по результатам рассмотрения поданных документов получит повторное решение о присвоении рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165). В таком случае решение о присвоении плательщику рискового статуса по результатам рассмотрения поданных плательщиком документов может быть принято без учета правила 180 дней.

Выводы

  • Справочник кодов налоговой информации содержит 18 кодов, на основании которых плательщик может быть зачислен в рисковые по критерию 8.
  • Если плательщик зачислен в рисковые по критерию 8, то в решении о рисковости должен указываться код налоговой информации (из Справочника кодов) и расшифровываться операции, из-за которых плательщик стал рисковым.
  • Мониторить рисковость плательщика фискалы могут только на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости (а более давние НН/РК — только если плательщик после подачи «антирисковых» документов не выйдет с рисковых).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше