Должностной оклад или 3200: что используем и когда

В избранном В избранное
Печать
Болохова Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: оt@id.factor.ua)
Оплата труда Июнь, 2017/№ 11
Поводом для написания этой статьи послужили вопросы наших читателей. Они касаются ситуаций расчета тех или иных выплат, в которых нужно решить, с какой величины (должностного оклада или 3200) их рассчитывать. Вот мы и решили расставить все точки над «i» в этих, казалось бы, простых вопросах.

Доплаты, надбавки, премии: должностной оклад или МЗП

Зарплата работника не всегда состоит из одного оклада. А в бюджетной сфере она как раз состоит далеко не из одного оклада. Действующим законодательством предусмотрены дополнительные элементы заработной платы, которые назначают для компенсации или вознаграждения за труд при существенных отклонениях от нормальных условий труда и которые не учтены в тарифных ставках и должностных окладах. Речь идет о различных доплатах, надбавках, премиях.

Размер таких доплат, надбавок, премий, условия их внедрения устанавливают в колдоговоре предприятия, учреждения, организации с соблюдением норм и гарантий действующего законодательства, генерального и отраслевых (региональных) соглашений ( ст. 97 КЗоТ). При этом согласно ч. 2 ст. 12 Закона об оплате труда нормы, установленные этим Законом и КЗоТ, являются минимальными: устанавливать размеры доплат и надбавок в меньшем размере работодатель не имеет права. А вот расширить перечень дополнительных стимулирующих выплат, установить более высокие размеры доплат и надбавок, по сравнению с регламентированными законодательством или соглашениями, — работодателю всегда «зеленый свет». Учтите: такое утверждение характерно, как правило, для хозрасчетных предприятий — в этих вопросах они вольны поступать на свое усмотрение (разумеется, с соблюдением минимальных трудовых гарантий). Бюджетные же учреждения, организации тут подневольны, так как перечень и размеры надбавок для работников-бюджетников прописаны в различных подзаконных и нормативных актах.

Один из часто задаваемых вопросов: от чего отталкиваться при расчете вышеперечисленных выплат? Вопрос вроде как и простой, но измененная трактовка минимальной зарплаты повергла бухгалтеров в некоторое замешательство.

Давайте рассмотрим, от чего отталкиваться при расчете наиболее распространенных доплат, надбавок и других выплат.

Оплата за работу в выходные, праздничные и нерабочие, сверхурочные дни. Минимальные гарантии при оплате за работу в такое время предусмотрены ст. 106 и 107 КЗоТ. Такой труд в общем случае оплачивается:

— работникам с часовыми или дневными тарифными ставками — в размере двойной часовой или дневной ставки;

— работникам, получающим месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный (нерабочий) день проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.

То есть привязка идет к тарифной ставке (должностному окладу) работника.

Оплата за работу в ночное время. Минимальные оплатные гарантии прописаны в ст. 108 КЗоТ. Доплата за работу в ночное время составляет не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы ночью (с 22:00 до 06:00).

Оплата простоя не по вине работника. В общем случае простой не по вине работника оплачивают в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Это предусмотрено ст. 113 КЗоТ.

Совмещение должностей, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ. Для работников бюджетной сферы, в частности с оплатой по ЕТС, устанавливается доплата за выполнение указанных видов работ в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки) ( п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления № 1298).

Надбавка за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы, за сложность, напряженность в работе. Для работников с оплатой по ЕТС такие виды надбавок предусмотрены п.п. «а» п.п. 2 п. 3 постановления № 1298. Их размер составляет до 50 % должностного оклада (тарифной ставки).

Надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день. Подпунктом 4 п. 3 постановления № 1298 предусмотрены такие виды и размеры доплат и надбавок:

— за классность — в размере 10 % должностного оклада для водителей 2 класса и 25 % должностного оклада для водителей 1 класса;

— за ненормированный рабочий день — в размере 25 % (тарифной ставки).

Доплата за использование в работе дезинфицирующих средств и уборку туалетов. Такая доплата для работников с оплатой по ЕТС предусмотрена п.п. «ґ» п.п. 3 п. 3 постановления № 1298. Ее размер составляет 10 % должностного оклада (тарифной ставки).

Доплата за работу во вредных и опасных условиях труда. Работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливают доплату в размере до 12 % должностного оклада. Для работников медзаведений и заведений соцзащиты такая доплата предусмотрена п.п. 3.4.5 Условий № 308/519, для работников учебных заведений — п. 33 Инструкции № 102.

Надбавка за выслугу лет. Такой вид выплаты предусмотрен многим работникам бюджетной сферы. Надбавку за выслугу лет устанавливают в процентах в зависимости от стажа работы. Так, например, для госслужащих такая надбавка установлена в размере 3 % должностного оклада за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 50 % должностного оклада ( ч. 1 ст. 52 Закона № 889). Для должностных лиц ОМС — в процентах (от 10 до 40 %) к должностному окладу с учетом надбавки за ранг в размерах в зависимости от стажа работы ( п.п. 4 п. 3 постановления № 268).

Как видим, размеры всех видов доплат, надбавок и других выплат «привязаны» к должностному окладу (тарифной ставке) работника. Упоминания о том, что при определении их размеров нужно отталкиваться от МЗП, нет. Отсюда делаем вывод:

размеры доплат, надбавок, оплаты за работу в праздничные или выходные дни, сверхурочное время, простоя и пр. рассчитывают исходя из должностного оклада (тарифной ставки).

Минимальный аванс: из оклада или 3200?

При выплате зарплаты за первую половину месяца работодатель должен учитывать требования трудового законодательства, в частности относительно минимального размера аванса. Так, размер зарплаты за первую половину месяца должен быть не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника ( ст. 115 КЗоТ, ст. 24 Закона об оплате труда). При этом при расчете суммы аванса премии, надбавки, доплаты и другие поощрительные и компенсационные выплаты могут не учитываться.

Поскольку требование трудового законодательства относительно размера зарплаты за отработанное время не ниже «минималки» выполняют по итогам работы за месяц, то и сумму возможной доплаты до МЗП определяют в конце месяца. А значит, во время определения минимального размера аванса размер возможной доплаты до МЗП учитывать не нужно*. Отсюда следует вывод:

* См. также консультацию специалиста Минсоцполитики в «ОТ», 2017, № 9, с. 9.

в общем случае для расчета минимального размера аванса нужно брать установленный работнику должностной оклад (тарифную ставку).

В расчетном периоде нет заработка: как считать — из оклада или 3200?

Исчисление средней заработной платы для оплаты дней отпуска или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск осуществляется исходя из выплат за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты такой компенсации ( абз. 1 п. 2 Порядка № 100).

В случае если работник трудился на предприятии, в учреждении или организации менее года, средняя зарплата исчисляется исходя из выплат за фактическое время работы: с 1-го числа месяца после оформления на работу до 1-го числа месяца, в котором предоставляется отпуск или выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

А если работник не отработал ни одного полного месяца (с 1-го по 1-е число) или же в расчетном периоде не было заработка не по вине работника, средняя зарплата исчисляется в соответствии с абз. 3 п. 4 Порядка № 100, исходя из установленного ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада. При этом без учета различных доплат, надбавок, премий и пр. (см. письмо Минсоцполитики от 08.04.2016 г. № 383/13/84-16). То есть использовать для расчета средней зарплаты МЗП нет никаких оснований*.

* См. консультацию специалиста Минсоцполитики в «ОТ», 2017, № 8, с. 10.

Обратите внимание! Если работник имеет право на повышение должностного оклада**, то расчет производят с учетом такого повышения.

** Например, за работу в учреждениях, организациях, расположенных на территории населенных пунктов, которым предоставлен статус горных, за работу в определенных типах заведений, подразделений и на должностях, работа на которых дает право на повышение должностных окладов в связи с вредными и тяжелыми условиями труда и пр.

Если нет данных (заработка) для расчета, среднюю зарплату для оплаты отпускных (компенсации за неиспользованный отпуск) рассчитывают исходя из оклада (ставки).

Часто спутником отпускных является материальная помощь на оздоровление. Не менее распространенной является и помощь для решения социально-бытовых вопросов. Чем руководствоваться при определении размера такой помощи? Об этом и поговорим.

Размер материальной помощи определяет работодатель, но для некоторых категорий работников бюджетной сферы ее размер установлен в нормативно-правовых актах. Так, например, для работников с оплатой по ЕТС предусмотрена материальная помощь, в том числе на оздоровление, но ее размер в течение года не должен превышать должностного оклада (кроме помощи на погребение). То есть в этом случае опять идет «привязка» к размеру оклада, а не к размеру МЗП. Например, если матпомощь предоставляется работнику 1-го тарифного разряда по ЕТС, то ее размер не должен превышать 1600 грн. Именно такой размер должностного оклада установлен на весь 2017 год для работника 1-го тарифного разряда.

Для некоторых других категорий работников матпомощь выплачивают в размере среднемесячной зарплаты — в частности, для госслужащих, должностных лиц ОМС, рабочих, обслуживающих органы госвласти. И тут возникает вопрос: как рассчитать размер такой помощи, если в расчетном периоде нет заработка? Ответ простой:

если в расчетном периоде не было заработка не по вине работника, средняя зарплата исчисляется исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

А ввиду особенности расчета материальной помощи в размере средней зарплаты в такой ситуации, размер помощи будет равен должностному окладу.

Например, с 5 июня 2017 года работнику предоставляют ежегодный отпуск с выплатой материальной помощи в размере среднемесячной зарплаты. С 1 февраля и по 2 июня 2017 года работник находился на больничном. Ему установлен должностной оклад в размере 2464 грн.

В приведенном примере у работника нет заработка, среднюю зарплату в этом случае рассчитывают исходя из установленного ему оклада. При этом размер матпомощи определяют умножением среднедневной зарплаты на среднемесячное количество рабочих дней. Расчет будет таким:

(2464 + 2464) : (19апрель + 20май) х ((19апрель + 20май) : 2) = 2464 грн.

Как видим, в ситуации, когда в расчетном периоде нет заработка для исчисления средней зарплаты, сумма материальной помощи будет равна должностному окладу.

Коэффициенты корректировки рассчитываем по окладам!

С 1 января 2017 года были повышены размеры основных социальных гарантий — минимальной зарплаты и прожиточного минимума. В связи с этим большинству работников были повышены должностные оклады. А повышение окладов играет большую роль при расчете отпускных. Так, п. 10 Порядка № 100 предусмотрена корректировка заработка на коэффициент повышения должностного оклада, если в расчетном периоде или в периоде, на протяжении которого за работником сохраняется средняя зарплата, были повышены должностные оклады.

Коэффициент повышения (корректировки) определяют следующим образом: оклад, установленный после повышения, делят на оклад, установленный до повышения*.

* См. письма Минсоцполитики от 05.12.2005 г. № 06-4/165, от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07, от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13, от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16 и от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416.

Как видим, привязки к МЗП нет. В расчете коэффициента корректировки участвуют только должностные оклады (до и после повышения). Поэтому, если работникам были повышены оклады, но размер зарплаты за месяц был ниже «минималки» и им проводили доплату до 3200, увеличившийся таким способом размер зарплаты (повышенный оклад + доплата до МЗП) не влияет на коэффициент повышения.

При расчете коэффициентов корректировки отталкиваются от размеров должностных окладов до их повышения и после.

Больничные или декретные: определяем размер среднедневной зарплаты

В общем случае для расчета больничных (декретных) нужна среднедневная зарплата, которую, в свою очередь, рассчитывают исходя из заработка за 12 полных календарных месяцев работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу наступления страхового случая ( п. 25 Порядка № 1266). Если работник отработал менее 12 календарных месяцев, то расчетным периодом будет фактическое количество полностью отработанных календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу наступления страхового случая ( п. 26 Порядка № 1266). Если работник пребывает в трудовых отношениях меньше полного календарного месяца (в расчетном периоде нет полного месяца), то расчетный период — фактически отработанные дни в течение календарных дней пребывания в трудовых отношениях до дня наступления болезни (декретного отпуска) ( п. 27 Порядка № 1266).

Во всех этих случаях среднедневную зарплату определяют делением заработка, начисленного в расчетном периоде, на количество календарных дней в таком периоде за исключением дней, не отработанных по уважительным причинам**.

** Порядок № 1266 выделяет 4 уважительные причины: временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до 3 (6) лет, отпуск без сохранения зарплаты, предоставленный на законодательных основаниях.

А как быть, если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая застрахованное лицо по уважительным причинам не имело заработка или страховой случай наступил в первый рабочий день? В этой ситуации ( п. 28 Порядка № 1266)

средняя зарплата определяется исходя из тарифной ставки (должностного оклада) или ее части, установленной на день наступления страхового случая.

При этом среднедневную зарплату за 1 календарный день определяют делением ставки (оклада) на среднемесячное число календарных дней (30,44) ( абз. 8 п. 14 Порядка № 1266). Напомним, что сумма больничных — это произведение количества календарных дней временной нетрудоспособности и дневной выплаты. Дневная выплата, в свою очередь, рассчитывается умножением среднедневной зарплаты на процент оплаты больничного в зависимости от страхового стажа.

Ограничения при расчете больничных/декретных — равнение на МЗП

Как вы заметили, при расчете практически всех выплат используют должностной оклад. Но в определенных случаях понадобится и МЗП. Так, при исчислении средней зарплаты для оплаты больничных/декретных мы используем среднедневную зарплату, рассчитанную исходя из фактической зарплаты или должностного оклада. Но при оплате дней временной нетрудоспособности или декретного отпуска существуют ограничения, в расчете которых участвует МЗП. Напомним такие ограничения.

1. Для застрахованных лиц сумма декретных в расчете на месяц не должна быть ниже размера МЗП в месяце наступления страхового случая. Это предусмотрено ч. 2 ст. 26 Закона № 1105. Однако учтите: если пособие по беременности и родам предоставляется на работе по совместительству, до его сумма рассчитывается исходя из фактически начисленной зарплаты, т. е. по общим правилам расчета средней зарплаты согласно Порядку № 1266 (ср. 025069200). «Дотяжку» до размера МЗП в этом случае не проводят, так как считается, что законодательное требование о размере пособия по беременности и родам не ниже МЗП уже выполнено по основному месту работы (см. письмо Минсоцполитики от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16 // «ОТ», 2016, № 21, с. 6).

2. Если за 12 месяцев перед болезнью (отпуском в связи с беременностью и родами) страховой стаж суммарно составил менее 6 месяцев, то материальное обеспечение выплачивают исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц ( ч. 4 ст. 19 Закона № 1105):

— не выше МЗП, установленной в месяце наступления страхового случая, — для больничных;

— не выше двукратного размера МЗП и не ниже МЗП, установленной в месяце наступления страхового случая, — для декретных. Опять же, для женщин, работающих на нескольких местах работы, требование о размере пособия по беременности и родам не ниже МЗП на работе по совместительству не выполняется. Об этом мы писали выше.

Чтобы выполнить такие требования Закона № 1105, сравнивают дневную выплату (ее определяют умножением фактической среднедневной зарплаты на процент оплаты больничного листа, причем для декретных дневная выплата всегда будет равна среднедневной зарплате, так как их оплачивают в размере 100 % средней зарплаты) со средней зарплатой, рассчитанной исходя из МЗП. Рассчитывают эти «ограничители» (максимальную и минимальную среднедневную зарплату) так: МЗП (в 2017 году — 3200 грн.) делят на среднемесячное число календарных дней (30,44).

Напомним, что для страховых случаев, наступивших в 2017 году, размеры максимальной и минимальной среднедневной зарплаты будут следующими:

— для больничных — 105,12 грн. (3200 грн. : 30,44);

— для декретных — 105,12 грн. (3200 грн. : 30,44) и 210,25 грн. (3200 грн. х 2 : 30,44).

При расчете максимальной и минимальной средней зарплаты для оплаты больничных/декретных используют МЗП.

Итак, мы рассмотрели, от чего нужно отталкиваться бухгалтеру при расчете той или иной выплаты, что использовать в расчетах — должностной оклад или МЗП. Итог таков: нужно исходить из того показателя (должностной оклад или МЗП), который непосредственно прописан в законодательном либо нормативном документе.

Использованные документы и сокращения

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 889Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 1105 Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 268постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1266 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Инструкция № 102 Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Условия № 308/519Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

ЕТС — единая тарифная сетка.

МЗП — минимальная заработная плата.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить