Ситуация, когда месяц полностью закрыт как отработанный, а затем выясняется, что в конце этого месяца работник заболел, присуща в основном бюджетникам. Поскольку зарплата у них должна быть рассчитана, начислена и выплачена еще до конца месяца. Хотя и коммерческие предприятия иногда сталкиваются с такими случаями.
Если месяц с проведенной «рокировкой» (сторнирование зарплаты, а вместо нее начисление больничных) попадет в расчетный период при следующей болезни работника, то возникает логичный вопрос: в какой месяц включать сторнированную зарплату?
Если такая замена произошла в середине расчетного периода, то к какому бы месяцу ее не отнесли, на расчет средней зарплаты она не повлияет. А вот если «рокировка» проведена на грани расчетного периода, то это архиважно, так как напрямую повлияет на размер средней зарплаты.
Перед тем как ответить на поставленный вопрос, напомним ключевые нормы Порядка № 1266* и историю вопроса, ведь с 01.01.2023 полномочия по выплате больничных передали от ФСС к ПФУ.
Расчет средней зарплаты для больничных
В соответствии с п. 3 Порядка № 1266 среднедневная зарплата рассчитывается делением начисленной в расчетном периоде суммы заработной платы, с которой уплачен ЕСВ, на количество календарных дней в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, исчерпывающий перечень которых содержит п. 3 Порядка № 1266.
Расчетным периодом для исчисления больничной средней, в общем случае, являются 12 календарных месяцев по месту работы, где произошел страховой случай, начиная с месяца, предшествующего месяцу наступления страхового случая.
Зарплата в расчетном периоде
Выплаты, которые должны попасть в расчетный период, это выплаты, которые:
— включаются в базу начисления ЕСВ. То есть суммы выплат, с которых уплачен ЕСВ (п. 3 Порядка № 1266), включаем в расчет. При этом больничные и пособие по беременности и родам, начисленные в расчетном периоде, в расчете «средней» не участвуют, поскольку не входят в фонд оплаты труда;
— формируются на основании сведений, включаемых в Объединенный отчет (п. 32 Порядка № 1266). Фактически это выплаты, отраженные в Налоговом расчете и приложении Д1 к нему. Ведь по данным Налогового расчета формируется информация в Государственном реестре застрахованных лиц.
Замена зарплаты на больничные: процесс «рокировки»
Если работнику, который был на больничном, ошибочно начислили зарплату, то алгоритм исправления следующий.
Шаг 1. В месяце, в котором работодатель получит должным образом оформленный больничный, он должен сделать перерасчет. Сторнирует лишнюю зарплату предыдущего месяца за рабочие дни, на которые пришлась болезнь, и начисляет больничные.
Шаг 2. При подаче квартального Налогового расчета такую «рокировку» показывает в месяце, в котором она проведена в бухучете. При этом в Д1 за текущий месяц отсторнированные суммы зарплаты указывает со знаком «минус» в привязке к месяцу, ЗА который они сторнируются. И показывает больничные с разбивкой за соответствующие месяцы*.
* Алгоритм действий работодателя при замене зарплаты на больничные вы можете проследить в статье «Превращение зарплаты в больничные в Объединенном отчете» // «Оплата труда», 2023, № 4.
Но в реестр застрахованных лиц эта информация попадет только после окончания срока подачи Объединенного отчета за соответствующий квартал.
И вот допустим, что работник, у которого была проведена замена зарплаты на больничные, потом снова заболел. И такая «рокировка» цепляет расчетный период. В каком месяце при этом учитывать сторнированную зарплату? В этой ситуации может быть два варианта: либо в фактическом месяце сторнирования, либо в месяце, за который такое сторнирование проведено.
Напомним, как этот вопрос решали до 01.01.2023 специалисты ФСС.
Как было до 01.01.2023
До 01.01.2023 специалисты ФСС придерживались следующего мнения.
Зарплатные сторнирования в случае замены зарплаты на больничные должны были относить к месяцу, в котором они фактически осуществлены. То есть при расчете средней зарплаты для больничных сторнированные суммы зарплаты влияли на сумму зарплаты текущего месяца (месяца, в котором оформлена бухсправка) и не относили к тем месяцам, ЗА которые они сторнированы (см. приказ Минсоцполитики от 21.10.2015 № 1022, письма ФСС по ВПТ от 25.08.2015 № 5.2-32-1380 и Минсоцполитики от 07.04.2016 № 101/18/99-16).
Принцип был такой: с какой суммы зарплаты в текущем месяце уплатили ЕСВ (а это сумма с учетом сторнирования), такую сумму и включали в расчет больничных.
То есть при решении этого вопроса специалисты ФСС опирались на положения п. 3 Порядка № 1266 и не давали привилегий положениям п. 32 Порядка № 1266. Об этом вы можете прочитать в статье «Была зарплата, а стали больничные: как оплатить временную нетрудоспособность» // «Оплата труда», 2019, № 24 (ср. ).
А какая же позиция сейчас у специалистов ПФУ, которые свои полномочия по выплате больничных и декретных получили в начале 2023 года? Чтобы это выяснить, мы обратились к ПФУ.
Позиция ПФУ
Чтобы нагляднее передать суть вопроса и проанализировать ответ, приведем ситуацию, о которой мы спрашивали у пенсионщиков.
Работник болел с 17 по 26 июля. Расчетный период для исчисления средней зарплаты июль 2022 года — июнь 2023 года.
На расчетный период пришлась болезнь с 26 июня по 5 июля 2023 года.
За весь июнь 2023 года работнику была начислена зарплата, как за полностью отработанный месяц (10000 грн). В июле, то есть за пределами расчетного периода, ему были:
— отсторнирована зарплата 2272,73 грн за 5 дней июня, которая была начислена за дни, совпавшие с болезнью;
— начислены больничные за период болезни с 26 июня по 5 июля 2023 года.
При расчете больничных за период болезни с 17 по 26 июля по какому из вариантов следует включать зарплату за июнь 2023 года:
а) в фактически начисленной сумме в июне, то есть 10000 грн?
б) или с учетом суммы, отсторнированной в июле за дни болезни в июне, то есть 7727,27 грн (10000 - 2272,73)?
В приведенном примере на момент начисления больничных срок отчетности за 2 квартал еще не истек, а за 3 квартал еще даже не наступил. Соответственно информация о начисленной и сторнированной зарплате июня в Госреестр застрахованных лиц еще не попала. И только после окончания срока отчетности за 3 квартал сторнированная в июле за июнь зарплата в Госреестре будет отнесена к июню, как это и должно быть.
Предлагаем вниманию ответ ПФУ, который мы получили (см. письмо от 11.08.2023 № 2800-030401-8/45106 в конце статьи).
…при исчислении средней заработной платы для начисления страховой выплаты за июль 2023 года учитывается заработная плата июня 2023 года с учетом отсторнированной суммы в июле 2023 года — 7727,27 грн
Как видите, специалисты ПФУ в этом случае выбрали вариант «б». То есть сторно зарплаты должно относиться к тому месяцу, ЗА который оно сделано. Так что можно сказать, что пенсионщики сделали перевес в пользу положений п. 32 Порядка № 1266. И здесь не имеет значения, указаны ли такие корректировки в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования (отражены в Объединенной отчетности) на момент расчета суммы больничных.
Кстати, когда сторно зарплаты было сделано в первом месяце расчетного периода, но ЗА предыдущий месяц, который в расчетный период не входит, позиция ПФУ в отношении этой ситуации является аналогичной. Сторно зарплаты относим к месяцу, за который оно проведено (см. статью «Средняя зарплата для больничных: если меняли зарплату на больничные» // «Налоги & бухучет», 2023, № 58).
Вывод
- При исчислении средней зарплаты для больничных сторнированную зарплату (если была замена зарплаты на больничные) в расчетном периоде учитываем в месяце, ЗА который такое сторно проведено.