5.1. Что такое лимит кассы
Согласно п. 1.2 Положения № 637 лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) — это предельный размер суммы наличности, которую предприятие может оставить в кассе во внерабочее время. То есть это некая сумма наличных, больше которой в кассе предприятия нельзя оставлять на конец рабочего дня.
Подтверждает это требование п. 2.8 Положения № 637, в соответствии с которым предприятия могут хранить в нерабочее время в своих кассах наличность в сумме, не превышающей установленный лимит кассы. Накапливать наличные сверх лимита в кассе нельзя даже в том случае, если вы абсолютно уверены, что выплатите их в самое ближайшее время ( п. 2.9 Положения № 637).
Имейте в виду: превышение лимита кассы является штрафоопасным (см. раздел 11 на с. 110).
Сверхлимитную наличность обязательно сдают в банк для ее зачисления на любой из текущих счетов предприятия. Способ сдачи наличности вы выбираете сами: можете сделать это самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличности) либо с помощью службы инкассации.
У предприятий, не установивших лимит кассы (независимо от причин), он будет считаться нулевым
В таком случае все наличные, которые останутся в кассе на конец рабочего дня, будут считаться сверхлимитными ( п. 5.8 Положения № 637).
Впрочем, есть счастливчики, которым лимит кассы не устанавливают. В соответствии с Положением № 637 это:
— банки (п. 2.7);
— ФЛП (п. 2.7);
— религиозные организации (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), которые не осуществляют производственную или другую предпринимательскую деятельность (п. 5.6).
Кроме того, есть категория лиц, на которых требования Положения № 637 не распространяются вовсе, а значит, и лимит кассы им рассчитывать не надо. К ним относятся ( п. 1.1 Положения № 637):
— расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и прочие официальные представительства, международные организации и их филиалы, которые пользуются иммунитетом и дипломатическими привилегиями;
— представительства иностранных организаций и филиалов, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Не нашли свое предприятие в списке счастливчиков? Не падайте духом! Ведь в исключительных случаях в кассе все же можно хранить сверхлимитные суммы. В каких именно? Расскажем об этом в следующем подразделе.
5.2. Когда сумма, превышающая лимит, не является сверхлимитной
Прежде всего речь идет о суммах, перечисленных в п. 2.10 Положения № 637. Это:
— наличные, которые получены в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов. Они могут храниться в кассе в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Для осуществления этих выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов наличность может храниться в их кассах сверх установленного лимита в течение 5 рабочих дней, включая день получения наличности в банке;
— наличная выручка (в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату денег), за счет которой осуществляются выплаты, относящиеся к фонду оплаты труда. Такие суммы можно хранить в кассе в течение 3 рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат.
Обратите внимание: наличность, полученную для выдачи ссуд работникам предприятия или выплаты алиментов, нельзя хранить в кассе предприятия в размерах сверх установленного лимита в течение 3 рабочих дней. Дело в том, что такие суммы не относятся к фонду оплаты труда в соответствии с Инструкцией № 5 (см. письмо НБУ от 11.04.2006 г. № 11-113/1277-3888). По этой же причине не может храниться в кассе предприятия в течение 3 дней наличность, предназначенная для выплат пособия по временной нетрудоспособности (см. письмо НБУ от 13.05.2005 г. № 11-113/1569-4857). Вместе с тем с учетом норм п. 5.9 Положения № 637 наличность, полученную на эти цели, фактически можно хранить и выплачивать из кассы предприятия 2 неполных рабочих дня. Это же касается других выплат, не входящих в фонд оплаты труда, например пособия по беременности и родам.
Кроме того, не считают сверхлимитными наличные в день их поступления, если они:
— были сданы в банк в сумме, которая превышает установленный лимит кассы, не позднее следующего рабочего дня банка;
— были выданы на следующий день на цели, связанные с деятельностью предприятия (без предварительной сдачи в банк и одновременного получения из кассы банка);
— поступили в кассу предприятия в выходные и праздничные дни и были сданы в банк в сумме, превышающей установленный лимит кассы, на следующий рабочий день банка и предприятия или выданы на следующий рабочий день на цели, связанные с деятельностью предприятия;
— сданы в банк через инкассаторов после операционного времени работы банка. То есть средства, которые были сданы в банк через инкассаторов после операционного времени работы банка, не считаются сверхлимитными в этот день. Подтверждать сдачу наличных инкассаторам должна оформленная надлежащим образом копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью (см. письмо НБУ от 26.09.2005 г. № 11-113/3262-9602).
Обратите внимание на следующий нюанс. Как указывает п. 4.4 Методрекомендаций № 210, наличные, которые превысили установленный лимит кассы в день их поступления в кассу, не считаются сверхлимитными, если сданы в учреждения банка на следующий рабочий день банка даже в сумме меньшей, чем та, которая превысила лимит кассы в предыдущий день. Но это при условии использования предприятием остатка средств (превысившего лимит) на нужды, связанные с его деятельностью.
Получается, что
сумму сверхлимитной выручки в полном объеме сдавать в банк не обязательно: можно сдать только ее часть, а остаток — выдать на хозяйственные нужды либо на командировку
Значит, наличные, которые использованы или сданы в банк не позднее следующего дня (а если такие средства поступили в выходные, то на следующий за выходным рабочий день), не считаются сверхлимитными (в день поступления). Такой же вывод приведен в письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.
Отдельно остановимся на вопросе, с какого дня нужно считать сверхлимитной сумму наличности в кассе предприятия, не установившего лимит.
В письме НБУ от 22.06.2006 г. № 11-113/2351-6538 однозначно указывалось, что в таком случае сдача остатка наличных средств в учреждение банка на следующий день не является нарушением кассовой дисциплины. При этом в качестве главного аргумента в пользу такого вывода специалисты НБУ приводили нормы п. 5.9 Положения № 637.
Однако в более поздних письмах (например, от 23.02.2007 г. № 11-113/726-1968, от 14.02.2007 г. № 11-213/599-1576 и от 09.02.2007 г. № 11-113/543-1414) НБУ указывал, что если предприятие осуществляло операции с наличностью без предварительного установления лимита кассы, то лимит считается нулевым и вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня, считается сверхлимитной. Другими словами, в этих разъяснениях НБУ уже не упоминает о том, что наличность, оставшаяся в кассе предприятия на конец рабочего дня, не будет считаться сверхлимитной, если она сдана в банк (или выдана под отчет) в соответствии с требованиями п. 5.9 Положения № 637, т. е. на следующий рабочий день.
На наш взгляд, предприятия, не установившие лимит, точно так же, как и все остальные субъекты хозяйствования, имеют право воспользоваться п. 5.9 Положения № 637. То есть они могут сдать сумму оставшейся в кассе наличности в банк на следующий рабочий день банка или выдать ее под отчет, не опасаясь при этом превысить лимит остатка наличности в кассе. Что касается писем НБУ, то в них, по нашему мнению, просто не до конца процитированы нормы Положения № 637.
5.3. Рассчитываем лимит кассы
Предприятие самостоятельно определяет лимит кассы. Если у вас есть кассы в обособленных подразделениях, то отдельный лимит нужно установить для каждой кассы (о том, как это сделать, см. в подразделе 8.2 на с. 96).
Осуществляют расчет лимита кассы в порядке, регламентированном гл. 5 Положения № 637.
При определении суммы лимита предприятие должно учитывать такие факторы ( п. 5.4 Положения № 637):
— режим и специфику своей работы;
— отдаленность от банка;
— объем кассовых оборотов (поступлений и расходований) по всем счетам;
— установленные сроки сдачи наличности;
— продолжительность операционного времени банка;
— наличие договоренности предприятия с банком об инкассации и т. п.
Как же рассчитать лимит кассы
Для этого п. 5.3 Положения № 637 предлагает предприятию на выбор два варианта:
1) исходя из среднедневного поступления наличности в кассу;
2) исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.
Выбор своим решением утверждает руководитель предприятия или уполномоченное им лицо.
Каким образом в каждом из вариантов осуществляется расчет лимита кассы согласно п. 5.4 Положения № 637, вы можете ознакомиться с помощью табл. 5.1 на с. 65.
Важно! Предприятия, у которых среднедневной показатель, рассчитанный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не более 10 ннмдг* (т. е. 170 грн.), могут установить лимит кассы в размере, превышающем рассчитанный среднедневной показатель, но не более 170 грн. Сделать это позволяет абзац пятый п. 5.4 Положения № 637.
* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.
Так что любое предприятие с небольшими (или нулевыми) оборотами может установить себе лимит кассы на уровне 170 грн. На это указывают специалисты НБУ в письме от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627 и налоговики в консультации, размещенной в категории 109.16 БЗ.
Обратите внимание: если фактический лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, определенных п. 5.4 Положения № 637 (см. табл. 5.1 на с. 65), то он считается установленным на уровне таких предельных размеров. Тогда своевременно не сданная в банк (не выданная под отчет) сумма превышения будет сверхлимитной ( п. 5.8 Положения № 637).
Как видите, порядок расчета лимита кассы несложный. Вам достаточно «пройти» всего 3 шага:
Шаг 1. Оцените ситуацию. Обратите внимание на режим и специфику работы вашего предприятия, отдаленность его от банка, объем кассовых оборотов, установленные сроки сдачи наличных, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п.
Шаг 2. Выберите способ расчета лимита кассы из двух предлагаемых п. 5.3 Положения № 637. Ориентируйтесь на то, за счет чего у вас в кассе формируется наличный оборот. Если в основном за счет денежных поступлений — выбирайте первый способ, если больше наличных выдаете — второй.
Шаг 3. Рассчитайте лимит кассы. Для этого возьмите показатели (либо суммы поступлений, либо суммы выплат) за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита кассы, и разделите их на количество рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода. При этом учитывайте только те суммы, которые могут участвовать в расчете (см. графу 5 в табл. 5.1 на с. 65).
Скажем пару слов о том, как исчислять требуемые периоды. Здесь все просто. Например, вы пересматриваете лимит кассы 18 мая 2016 года. Тогда нужные 3 месяца можете выбирать из всего предшествующего указанной дате 12-месячного периода. Он начался 18 мая 2015 года и истек 17 мая 2016 года.
Причем как одна, так и другая даты могут включаться в расчетный период, т. е., соответственно, начинать или заканчивать выбранный 3-месячный срок. Например, если вы выбираете первые 3 месяца из указанных 12, то 3-месячный срок исчисляйте с 18 мая по 17 августа 2015 года включительно, если последние — с 18 февраля по 17 мая 2016 года включительно.
Порядок определения лимита кассы рассмотрим на примере.
Пример 5.1. Частное предприятие «Фея», осуществляющее розничную торговлю, в соответствии с договором банковского обслуживания сдает выручку в банк ежедневно. Предприятие устанавливает лимит кассы на 01.04.2016 г.
Рассчитаем лимит кассы на основании данных о движении наличности в кассе предприятия за последние 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита (см. табл. 5.2 на с. 67).
Таблица 5.1. Порядок расчета лимита кассы
Метод определения лимита кассы | Суть метода | Порядок расчета лимита кассы | ||
кто применяет | размер лимита | суммы, участвующие в расчете | ||
Исходя из среднедневного поступления наличности в кассу | Лимит кассы рассчитывают как отношение наличной выручки/поступлений наличности (кроме полученной со счетов в банках) за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев к количеству рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода. Указанный метод целесообразно применять розничным торговцам | Предприятия, сдающие наличную выручку (наличность) в банк ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день со дня ее поступления в кассу | Устанавливается в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не больше размера среднедневного поступления наличности в кассу (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев) | В расчете участвует наличная выручка (поступления в кассы, кроме сумм, полученных из банков). Напомним: в наличную выручку включают ( п. 1.2 Положения № 637): 1) сумму фактически полученных наличных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг); 2) внереализационные поступления — поступления от операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества (включая основные средства, нематериальные активы, продукцию вспомогательного и обслуживающих производств)*. Заметьте: в расчет также попадет наличность от покупателей за товары, принадлежащие комитенту, которая поступила в кассу предприятия-комиссионера (см. письмо НБУ от 26.02.2007 г. № 11-113/731-1992 и разъяснение фискалов из категории 109.16 БЗ) |
Предприятия, которые расположены в населенных пунктах, где нет банков, и которым в связи с этим установлен срок сдачи выручки не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней | Устанавливается в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более 5-кратного размера среднедневных поступлений наличности (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев) | |||
* Ко внереализационным поступлениям относят: платежи за предоставленное в лизинг (аренду) имущество; роялти; средства, полученные в погашение дебиторской задолженности, в частности по предоставленным предприятием займам; безвозмездно полученные средства; возмещение материального ущерба; взносы в уставный капитал; доход (проценты) от владения корпоративными правами; возвращенные неиспользованные подотчетные суммы; другие поступления. | ||||
Исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы | Лимит кассы определяют как отношение сумм, выплаченных из кассы на разные нужды, в том числе на командировки (за исключением выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов) за любой 3-месячный период из последних 12 месяцев, к количеству рабочих дней предприятия в таком периоде. Этот метод имеет смысл применять предприятиям, которые не осуществляют наличные расчеты за товары (работы, услуги) (т. е. поступление в кассу выручки отсутствует), но при этом производят выдачу наличности из кассы (например, наличную выплату подотчетных сумм). НБУ в письме от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907 предложил использовать этот способ расчета лимита кассы предприятиям оптовой торговли, применяющим безналичную форму расчетов за товары | Все предприятия, применяющие этот метод, лимит кассы устанавливают в сумме не больше, чем размер среднедневной выдачи наличности (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев) | В расчет включают выплаты наличных на различные нужды, в частности (см. письма НБУ от 29.02.2008 г. № 11-113/818-2372, от 16.10.2007 г. № 11-113/3889-10550 и консультации налоговиков в категории 109.16 БЗ): — на командировку; — под отчет для приобретения какого-либо имущества или оплаты работ и услуг; — для сдачи в банк; — учредителю при возврате его доли в уставном капитале; — для выдачи займа; — на прочие нужды. Заметьте: наличными, которые выданы из кассы предприятия для сдачи в банк, могут быть как суммы, полученные от покупателей (торговая выручка), так и суммы, ранее полученные из банка на хозяйственные нужды. Не включают в расчет выплаты: — связанные с оплатой труда*; — пенсий; — стипендий; — дивидендов | |
* Под выплатами, связанными с оплатой труда, п. 1.2 Положения № 637 понимает выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также другие выплаты, не имеющие отношения к фонду оплаты труда в соответствии с Инструкцией № 5. Например, суммы материальной помощи, имеющей систематический характер и выплачиваемой всем или большинству работников предприятия, согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5 относятся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам и входят в фонд оплаты труда. Следовательно, суммы такой матпомощи не принимают во внимание для расчета лимита кассы. Не включают в расчет также больничные и декретные ( пп. 3.2 и 3.3 Инструкции № 5). |
Таблица 5.2. Кассовые обороты предприятия за последние 12 месяцев
№ п/п | Месяц | Количество рабочих дней | Поступления денежных средств, включаемые в расчет | Получение наличных из банка | ||
выручка от реализации товаров | возврат неиспользованных подотчетных сумм | арендная плата | ||||
2015 год | ||||||
1 | Апрель | 21 | 15000,00 | — | 2200,00 | 12000,00 |
2 | Май | 18 | 18000,00 | — | 2200,00 | 14500,00 |
3 | Июнь | 20 | 14200,00 | 330,00 | 2200,00 | 15000,00 |
4 | Июль | 23 | 19350,00 | — | 2200,00 | 14000,00 |
5 | Август | 20 | 20160,00 | — | 2200,00 | 18000,00 |
6 | Сентябрь | 22 | 18200,00 | — | 2200,00 | 18000,00 |
7 | Октябрь | 21 | 17600,00 | — | 2200,00 | 15000,00 |
8 | Ноябрь | 21 | 19050,00 | 150,00 | 2200,00 | 13000,00 |
9 | Декабрь | 23 | 20120,00 | — | 2200,00 | 19000,00 |
2016 год | ||||||
10 | Январь | 19 | 21960,00 | 170,00 | 2500,00 | 18500,00 |
11 | Февраль | 21 | 20100,00 | — | 2500,00 | 17000,00 |
12 | Март | 22 | 20970,00 | — | 2500,00 | 15000,00 |
В нашем случае лимит кассы будем рассчитывать на основании среднедневных поступлений наличности в кассу, поскольку этот способ наиболее реально отражает объемы кассовых оборотов предприятия.
В рассматриваемой ситуации целесообразно взять данные за январь — март 2016 года, поскольку именно в этом периоде поступления в кассу были максимальными и составили 70700,00 грн. (21960,00 + 170,00 + 2500,00 + 20100,00 + 2500,00 + 20970,00 + 2500,00).
Количество рабочих дней в выбранном периоде — 62 (19 + 21 + 22).
Величина среднедневных поступлений равна 1140,32 грн. (70700,00 : 62).
Исходя из расчета предприятие имеет право установить лимит кассы в размере, не превышающем 1140,32 грн. Предположим, лимит кассы установлен на уровне 1140,00 грн.
5.4. Оформляем установление лимита
Определившись с наиболее подходящим способом установления лимита кассы, ответственное лицо (например, главный бухгалтер предприятия) составляет расчет установления лимита остатка наличности в кассе по форме, приведенной в приложении 8 к Положению № 637 (далее — Расчет).
Заполненный Расчет подписывают главный (старший) бухгалтер и руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо).
На основании данных примера 5.1 (см. с. 64) рассмотрим порядок оформления Расчета на с. 68.
Заметьте: если бы лимит кассы рассчитывался исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы, вместо строк 1 и 2 таблицы 1 «Кассовые обороты» заполнять нужно было бы строки 3 и 4 этой же таблицы. Так, в строке 3 следовало бы указать сумму наличности, выданной на разные нужды, кроме выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (см. табл. 5.1 на с. 65). А вот в строке 4 нужно было бы показать рассчитанную сумму среднедневной выдачи наличности.
Установленный лимит кассы утверждается внутренними приказами (распоряжениями) предприятия
В тексте такого приказа следует указать, какие 3 месяца приняты в расчет лимита кассы, а также дату, с которой установленный лимит кассы будет применяться. Приведем его образец.
Обратите внимание: предприятие не обязано уведомлять банк о размере установленного лимита остатка наличности в кассе или предоставлять банку какие-либо обоснования относительно его установленной суммы.
5.5. Особенности установления лимита отдельным субъектам хозяйствования
Для отдельных субъектов хозяйствования лимит кассы устанавливают с учетом некоторых особенностей, предусмотренных Положением № 637. Рассмотрим их в табл. 5.3.
Таблица 5.3. Особенности установления лимита отдельным субъектам хозяйствования
Субъекты хозяйствования | Пункт Положения № 637 | Особенности установления лимита |
Небанковские финансовые учреждения (кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг) и операторы почтовой связи | П. 5.4 | Общие правила расчета лимита кассы, установленные пп. 5.3 и 5.4 Положения № 637, на небанковские финансовые учреждения и операторов почтовой связи не распространяются. Такие субъекты хозяйствования порядок расчета лимита кассы определяют самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности и режима работы, объема наличных поступлений (выдачи), сроков сдачи наличности и т. д. Указанные предприятия не заполняют таблицу 1 «Кассовые обороты» Расчета |
Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, разных организационно-правовых форм (акционерные общества, агрофирмы и т. д.) | П. 5.5 | Могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции в соответствии с фактическими показателями своих кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые 3 месяца сезона производства (переработки) сельскохозяйственной продукции предыдущего года |
Бюджетные учреждения и организации | П. 5.7 | Государственная казначейская служба Украины самостоятельно определяет порядок установления лимита в своих кассах, а также в кассах бюджетных учреждений и организаций, которые ею обслуживаются. В свою очередь, п. 3.8 Порядка № 758 предусмотрено, что расчет и установление лимита кассы клиенты, обслуживающиеся в органах Казначейства, осуществляют самостоятельно на основании расчета установления лимита остатка наличности в кассе в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов НБУ. Таким образом, фактически бюджетными учреждениями применяется порядок расчета лимита кассы, установленный Положением № 637 |
Предприятия, начинающие свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего наличные расчеты | П. 5.2 | На первые 3 месяца работы устанавливают лимит кассы по прогнозным расчетам (т. е. определяют прогнозный лимит). При установлении прогнозного лимита, как и в общем случае, составляют Расчет и издают приказ, утверждающий лимит. При этом в таблице 1 «Кассовые обороты» Расчета ставят прочерки, а в строку «Лимит остатка наличности в кассе» вписывают спрогнозированную сумму лимита. В двухнедельный срок после окончания первых 3 месяцев работы предприятие пересматривает установленный таким образом прогнозный лимит кассы по фактическим показателям деятельности в соответствии с нормами Положения № 637 |
Какого-либо ограничения в виде минимального лимита кассы для вновь созданных предприятий не предусмотрено. На это указывают налоговики в разъяснении, приведенном в категории 109.16 БЗ. Отсчет первых 3 месяцев работы следует начинать со дня проведения предприятием первой расчетной операции (см. письмо НБУ от 23.02.2007 г. № 11-113/726-1968 и консультацию налоговиков в категории 109.16 БЗ). Если, например, первая «наличная» операция состоялась 21.04.2016 г., отсчет нужно начинать именно с этой даты. Тогда трехмесячный период закончится 20.07.2016 г. Имейте в виду: если предприятие не позаботится об установлении прогнозного лимита кассы, такой лимит будет считаться нулевым. |
5.6. Пересматриваем лимит остатка наличных
Показатели деятельности субъектов хозяйствования постоянно изменяются, поэтому рано или поздно каждое предприятие сталкивается с вопросом: обязательно ли пересматривать лимит кассы в связи с изменением кассового оборота (например, в связи с увеличением (снижением) поступлений от реализации продукции (товаров, работ, услуг))?
Сразу скажем, что
регулярно пересматривать лимит кассы Положение № 637 от предприятия не требует
Единственный случай, когда пересмотреть лимит нужно обязательно, — если он был установлен на основании прогнозных расчетов «новичками» или предприятиями, которые работали только по безналичному расчету, а теперь стали принимать в кассу наличность ( п. 5.2 Положения № 637).
В остальных случаях субъекты хозяйствования действуют на свое усмотрение. Так, предприятия, которые изготавливают и перерабатывают сельхозпродукцию, могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки такой продукции в соответствии с фактическими показателями их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые 3 месяца сезона производства (переработки) сельхозпродукции предыдущего года ( п. 5.5 Положения № 637).
Также пересматривать лимит кассы субъекты хозяйствования имеют право (но не обязаны) при обстоятельствах, перечисленных в п. 5.11 Положения № 637:
— в связи с изменениями законодательства Украины;
— при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменении в поступлениях и/или выдаче наличности, во внутреннем трудовом распорядке, графиках сменности и т. п.).
Как видите, Положение № 637 прямо предусматривает, что пересмотр лимита является правом, а не обязанностью предприятия. А раз так, то предприятие должно решить для себя самостоятельно, нужно ему пересматривать лимит кассы при наличии перечисленных выше объективных факторов или нет.
Этот вывод подтверждают и специалисты НБУ. В частности, в письмах от 19.05.2006 г. № 11-113/1903-5427 и от 01.12.2009 г. № 11-113/5438-22292 сообщалось, что требований относительно обязательного перерасчета лимита в связи с сокращением объемов поступления наличности Положение № 637 не содержит.
На тот факт, что в этом документе нет императивных положений, которые обязывали бы предприятия пересматривать установленный лимит кассы при наличии каких-либо обстоятельств, указывали и судебные инстанции (см. постановление ВАСУ от 15.09.2014 г. по делу № К/9991/53976/12*). Однако справедливости ради отметим, что судьи не всегда поддерживают эту точку зрения (см., например, определение ВАСУ от 24.04.2014 г. по делу № К/9991/89648/11**).
* См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/40747417.
** См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/38746899.
Обратите внимание: при очередном пересмотре лимита кассы нужно приложить к соответствующему приказу (распоряжению) необходимые документы, на основании которых была проведена такая процедура. Это могут быть нормативно-правовые акты или внутренние документы (расчеты) предприятия.
выводы
У предприятий, не установивших лимит кассы, он считается нулевым.
Наличные, которые выданы под отчет или сданы в банк не позднее следующего дня (а если такие средства поступили в выходные — не позднее следующего за выходным рабочего дня), не считаются сверхлимитными (в день поступления).
Расчет лимита кассы осуществляют одним из двух способов: либо исходя из среднедневного поступления наличности в кассу, либо исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.
Предприятия составляют расчет установления лимита остатка наличности в кассе по форме, приведенной в приложении 8 к Положению № 637.
Регулярно пересматривать установленный лимит кассы предприятия не обязаны. Это можно делать по собственному усмотрению.