Оприходование наличности — это проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге или книге учета доходов и расходов, книге учета доходов, фискальном отчетном чеке, расчетной квитанции. Способ оприходования зависит от условий осуществления наличных расчетов (п. 11 Положения № 148). Ниже покажем, что считать оприходованием с учетом последних изменений (см. табл. 1).
Таблица 1. Оприходование наличности
Условия расчетов | Оприходование — это значит: |
Учреждения/предприятия и их обособленные подразделения | |
используем РРО и кассовую книгу | выписать ПКО на полную сумму наличных и сделать соответствующую запись в кассовой книге |
Обособленные подразделения предприятий | |
используем РРО, но без ведения кассовой книги | обеспечить хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме в течение 1095 дней и внести информацию на основании Z-отчетов в соответствующие книги учета (в случае их использования) |
Физические лица — предприниматели | |
независимо от факта применения РРО | учет полученных доходов осуществляется в книгах учета доходов (доходов и расходов) в порядке, определенном НКУ |
Субъекты хозяйствования* | |
используем КУРО вместо РРО | внесение данных расчетных квитанций в КУРО |
* Этот термин объединяет в себе юридических лиц и их обособленные подразделения, а также физических лиц — предпринимателей (см. п. 1 Положения № 148). |
Лимит. Предприятия могут хранить в нерабочее время в своих кассах наличность в сумме, не превышающей самостоятельно установленный ими лимит кассы (абзац первый п. 15 Положения № 148). При этом лимит кассы предприятия определяют самостоятельно. Наряду с лимитом кассы самого предприятия его устанавливают и для каждого обособленного подразделения отдельно. До их сведения лимит доводят внутренним документом предприятия (п. 50 Положения № 148).
Вновь созданные предприятия и те, кто только начал работать с наличными, устанавливают лимит кассы на первые 3 месяца работы в соответствии с прогнозными расчетами (абзац четвертый п. 50 Положения № 148). В дальнейшем в двухнедельный срок по истечении первых 3 месяцев их работы прогнозный (предполагаемый) лимит пересматривают по фактическим показателям деятельности. Причем предприятия с небольшими или нулевыми кассовыми оборотами не могут установить лимит в минимальном размере (напомним, ранее такое право было предусмотрено Положением № 637).
У предприятий, не установивших лимит кассы (независимо от причин), он будет считаться нулевым.
«Наличные» ограничения. Общие принципы ограничений на наличные расчеты прописаны в разд. II Положения № 148. Покажем предельные суммы наличных расчетов, установленные на текущий момент, в табл. 2.
Таблица 2. Ограничения на расчеты наличными
В расчетах между | Предельная сумма наличных расчетов* |
субъектами хозяйствования** | 10000 грн. (включительно) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам |
субъектом хозяйствования** и физлицом*** | 50000 грн. (включительно) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам |
физлицами*** по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению | 50000 грн. (включительно) |
* По мнению фискалов, для сравнения с предельной суммой расчеты, осуществляемые в течение одного дня с одним и тем же лицом в обе стороны (прием и выдача), должны суммироваться. ** Юридическими лицами и их обособленными подразделениями, а также физическими лицами — предпринимателями (см. п. 1 Положения № 148). *** Непредпринимателями, в том числе лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность (ст. 178 НКУ) без регистрации предпринимателем. |
При этом не ограничивается: (1) количество субъектов, с которыми предприятие (предприниматель) может осуществлять наличные расчеты в течение дня, и (2) количество платежных документов, которыми оформляются наличные расчеты (п. 6 Положения № 148).
Отсутствует ограничение наличных расчетов на (п. 8 Положения № 148):
1) расчеты субъектов хозяйствования с бюджетами и государственными целевыми фондами;
2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;
3) использование наличности, выданной на командировку;
4) выплаты, связанные с оплатой труда;
5) использование наличных средств из фонда оперативно-розыскных (негласных следственных) действий, созданного во исполнение соответствующих законодательных документов.
Причем последние два исключения действуют с 15.02.2019 г.
Ответственность. Не может не радовать отмена с 23.06.2019 г. Указа № 436. Ведь именно в нем сидел, в частности, «драконовский» 5-кратный штраф за неоприходование налички. Кроме того, больше «не работают» штрафы из этого Указа:
— за превышение лимита наличности в кассах,
— за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства;
— за проведение наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств.
В общем, на текущий момент осталась административная ответственность за нарушение некоторых норм Положения № 148.
Но учтите: на подходе законопроект № 9451*, который предусматривает все те же штрафы, только в других размерах. А значит, не нужно расслабляться.
* Проект Закона Украины «О некоторых вопросах применения финансовых санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 27.12.2018 г. № 9451 (w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=65302)
Что еще мы писали на эту тему
№ п/п | Название статьи/темы номера/спецвыпуска | Источник |
1 | Варварских штрафов за наличку отныне больше нет! | |
2 | Спецвыпуск: Кассовые операции | |
3 | Изменения в кассовое Положение | |
4 | НБУ форсирует наличный надзор | |
5 | Кассовая книга и выдача зарплаты по ведомости | |
6 | Все о разменной монете | |
7 | Сняли наличку с КПК — и в кассу | |
8 | Как заполнить кассовые документы |