Темы статей
Выбрать темы

Учреждение имеет ненужное имущество: как от него избавиться

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
По результатам инвентаризации выявлено, что на складе учреждения учитываются запасы (краны металлические, сгоны для труб, розетки) и основные средства (газовые плиты), которые находились на складе и не были вообще введены в эксплуатацию. Все перечисленные активы морально устарели, не могут быть использованы в качестве комплектующих и запчастей к современному оборудованию, поскольку изготовлены и приобретены учреждением 20 — 30 лет назад. Может ли учреждение на основании проведенной инвентаризации перед составлением годовой отчетности списать такие активы с баланса? Подскажите, какие вообще существуют варианты для разрешения такой ситу ации? Как это правильно оформить?

Вопросы, которые задал наш читатель, характерны именно для осенне-зимнего периода. И не удивительно, потому что именно сейчас, когда в учреждениях и организациях проводят инвентаризацию, обнаруживается имущество, вроде бы пригодное для дальнейшего использования, но по тем или иным причинам не используемое.

Отметим, что в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879, предусмотрено, что во время инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом в учреждении необходимо обеспечить:

• выявление фактического наличия активов и проверку полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

• установление излишков или недостач активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;

• выявление активов, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также материальных и нематериальных активов, которые не используются, неиспользованных сумм обеспечения;

• выявление активов и обязательств, которые не соответствуют критериям признания.

Поэтому если после проведения вышеуказанных мероприятий инвентаризационная комиссия обнаружила устаревшее имущество, у бухгалтера возникает абсолютно логичный вопрос: что с ним делать? Можно ли от него избавиться и как это правильно сделать?

Вообще, под такими ценностями принято считать ценности, которые пригодны для использования, но по различным причинам не эксплуатируются учреждением в данный момент. При этом к такой категории относится именно имущество, которое не утратило свое назначение и пригодно для дальнейшей эксплуатации. Ситуации с таким имуществом могут быть самые разные, а не только такая, которая возникла у нашего читателя. Например, на балансе могут находиться объекты недвижимого и движимого имущества, которые не используются по различным причинам (например, отсутствие денежных средств на проведение капитального ремонта), объекты незавершенного строительства, строительные материалы, которые остались после проведения ремонта, отходы производства и т. п.

Далее рассмотрим, каким может быть выход из ситуации, в которую попал наш читатель.

Сегодня действующее законодательство дает право бюджетным учреждениям применить один из вариантов распоряжения имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления и учитывается на балансе:

продажа имущества;

безвозмездная передача имущества другим бюджетным организациям;

списание имущества, как такого, которое утратило свои свойства и непригодно или экономически нецелесообразно для дальнейшего использования.

В зависимости от того, к какому виду активов относится то или иное имущество (движимое или недвижимое, необоротные или оборотные активы), существуют определенные требования к осуществлению операций с такими материальными ценностями. Поэтому каждый из этих вариантов применяется в зависимости от конкретного имущества и обязательно оформляется решением комиссии учреждения.

Далее остановимся подробнее на каждом из вариантов.

Но сначала выясним, в какой последовательности учреждения могут применять каждый из указанных вариантов. Например, может ли учреждение, чтобы не морочить себе голову с продажей или безвозмездной передачей ненужного имущества, сразу его списать с баланса и сдать на металлолом? Будет ли такое решение правомерным?

По этому поводу стоит знать: прямого запрета или же административной ответственности за принятие такого решения в действующих нормативно-правовых актах в настоящее время не предусмотрено. Но, по нашему мнению, сразу списать с баланса имущество без единой попытки его продать или безвозмездно передать, учреждениям не позволяет п. 4 Порядка № 1314.

Как указано в этом пункте Порядка № 1314, списанию подлежит имущество:

• которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям;

• относительно которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным);

• в случае когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии либо стихийного бедствия, или выявлено в результате инвентаризации как недостача.

Также в п. 4 этого Порядка указано: морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями.

Учитывая вышеприведенные нормы Порядка № 1314, представляется, что, только после того как учреждение пыталось продать или безвозмездно передать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, но ему это не удалось, правомерно будет принять решение о списании такого имущества с баланса.

Продажа ненужного имущества

Основным документом, которым руководствуются бюджетные учреждения при продаже имущества, являющегося государственной собственностью, является Порядок № 803. При отчуждении коммунального имущества для учреждения определяющим является документ, утвержденный соответствующим органом местного самоуправления.

Стоит знать, что требования этих документов распространяются на имущество, которое бюджетные учреждения относят к основным средствам. Об этом четко указано в самом Порядке № 803. Как правило, аналогичная норма продублирована и в местных документах об отчуждении имущества, являющегося коммунальной собственностью.

С чего стоит начать в таком случае?

Прежде всего, для осмотра объектов, подлежащих отчуждению, оформления необходимой документации в учреждении создают постоянно действующую комиссию, которая действует в течение года. Кстати, этими вопросами может заниматься как ежегодная комиссия, так и специально созданная комиссия по отчуждению имущества.

Комиссия осуществляет осмотр материальных ценностей, используя для этого необходимую техническую документацию (технические паспорта, по-этажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, устанавливает возможность или невозможность восстановления и дальнейшего использования материальных ценностей в учреждении и вносит предложения об их отчуждении, передаче или ликвидации.

Прежде чем начать готовиться к отчуждению материальных ценностей, бюджетному учреждению необходимо получить разрешение на отчуждение таких объектов, обратившись в орган управления (вышестоящую организацию). Для получения разрешения на отчуждение имущества соответствующему органу управления подают определенные документы. Например, такими могут быть:

• обращение учреждения об отчуждении имущества;

• технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств;

• сведения о наличии обременений и ограничений относительно распоряжения имуществом;

• информация о стоимости основных средств, подлежащих отчуждению по данным бухгалтерского учета;

• акт инвентаризации имущества, которое подлежит отчуждению, а при содержании в них драгоценных металлов и драгоценных камней — их перечень;

• акт о техническом состоянии имущества, составленный на дату оценки и утвержденный руководителем учреждения;

• отчет об экспертной оценке стоимости имущества, которое подлежит отчуждению;

• другие документы, необходимые для принятия обоснованного решения (технический паспорт, копии инвентарных карточек и т. п.).

Отметим, что по общему правилу бюджетные учреждения осуществляют продажу имущества на конкурсной основе — на аукционе. Но в последнее время все более популярной становится продажа имущества через электронную систему Prozorro.Продажи. Что касается действия этой системы, вся информация, необходимая для продавцов и покупателей, размещена на сайте www.prozorro.sale. О том, как бюджетным учреждениям-продавцам работать в этой системе, мы рассказывали в материале «ProZorro.Продажи: будем знакомы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 43, с. 20).

Если решили продать запасы

Продажа запасов бюджетными учреждениями — также достаточно распространенная ситуация. Среди причин, по которым бюджетные учреждения принимают решение об отчуждении таких материальных ценностей, могут быть следующие:

• после проведения ремонта остались строительные материалы (песок, цемент, обои, краска);

• бюджетное учреждение имеет подсобное хозяйство, которое занимается производством продукции, например, изготовлением столярных изделий. После процесса производства продукции в распоряжении учреждения остаются отходы (опилки, стружка, обрезки досок);

• после продажи автомобиля остались невостребованными шины, которые предназначались для такого транспортного средства и т. п.

Порядок продажи запасов, находящихся на балансе бюджетных учреждений, значительно проще, чем продажа основных средств.

Решение о продаже запасов не требует согласования с Фондом госимущества или управлением коммунального имущества. Кроме того, реализация запасов проводится без проведения аукциона, по договорной цене, что значительно облегчает отношения между бюджетным учреждением и покупателем.

Итак, перед тем как перейти к процедуре реализации запасов, комиссия, специально назначенная приказом руководителя (или постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей), должна осмотреть такие запасы. Это необходимо сделать для того, чтобы комиссия могла оценить материальные ценности, которые подлежат реализации, и определить их справедливую стоимость.

Пример 1. Комиссией бюджетного учреждения в результате инвентаризации выявлены материальные ценности, которые не используются. Принято решение о продаже такого имущества:

газовая плита — 650 грн. Этот объект не был введен в эксплуатацию (находился все время на складе), хотя и учитывался на субсчете 1014 на отдельном аналитическом субсчете, амортизация не начислялась;

запасы (запасные части, комплектующие, хозяйственные материалы и т. п.) на общую стоимость 380 грн.

Бюджетная организация не является плательщиком НДС.

В бухгалтерском учете операции по продаже имущества отражают следующими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

5111

1014

650

17

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Поэтому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа. В результате стоимость таких ОС никак не повлияет на финансовый результат отчетного периода.

2

Списаны запасы, приобретенные в предыдущих отчетных годах, которые отчуждаются путем реализации

5512

1515

380

13

3

Поступили средства от продажи ОС и запасов

2313

2111

1030

3, 4

4

Отражены доходы от продажи имущества

2111

7211

1030

4, 14

5

Отнесены доходы на финансовый результат отчетного периода

7211

5511

1030

17

Операции, связанные с продажей ОС и запасов, оформляют следующими документами:

• при реализации ОС комиссия оформляет Акт приема-передачи основных средств в двух экземплярах (по одному для учреждения-продавца и покупателя), который утверждает руководитель учреждения. В акте необходимо указать всю имеющуюся информацию о таком объекте;

• при реализации запасов оформляют накладную (требование) по форме № З-3 в двух экземплярах, которую утверждает руководитель учреждения. Один экземпляр накладной после оформления передачи материальных ценностей остается у материально-ответственного лица, а второй — передают покупателю.

Как распорядиться полученными средствами

Поступления от реализации ОС и запасов остаются в распоряжении учреждения. Исключение составляют средства, полученные учреждением от продажи зданий и сооружений, которые полностью перечисляются в доход того бюджета, за счет которого содержится такое учреждение.

Средства от реализации имущества (кроме зданий и сооружений) зачисляются в состав доходов специального фонда сметы бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 13 БКУ такие средства относятся к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Такие средства учреждение имеет право потратить на проведение ремонта, модернизацию и приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей. Также эти средства могут быть направлены на хозяйственные нужды учреждения, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Помните: после получения средств от реализации имущества не забудьте внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям с учетом требований Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (ср. ).

Передача ненужного имущества

Конечно, продажа ненужного имущества является более привлекательной операцией для учреждения, нежели его безвозмездная передача — и от хлама избавитесь и деньжат подзаработаете.

Но иногда возникают ситуации, например как у нашего читателя, когда никуда уже не деться — имущество никому не нужно, продать его невозможно. Поэтому учреждению стоит попробовать передать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями. По крайней мере именно о таком варианте распоряжения ненужным имуществом как раз и указано в п. 4 Порядка № 1314.

Напомним, что на страницах журнала «Бюджетная бухгалтерия» мы неоднократно рассматривали операции по безвозмездной передаче имущества между распорядителями бюджетных средств. Напомним, где вы можете просмотреть эти материалы:

• «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);

• «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);

• «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);

• «Безвозмездная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46);

• «Безвозмездная передача-получение имущества между разными распорядителями» (2018, № 12);

• «Бесплатное получение ОС в пределах одного распорядителя: какой критерий применять» (2018, № 17);

• «Безвозмездно получено имущество от другого учреждения: какой стоимостный критерий применять» (2018, № 30).

Поэтому не будем повторяться, а только отметим главные моменты относительно безвозмездной передачи имущества в пределах одного распорядителя.

Во-первых, решение о безвозмездной передаче имущества принимает его собственник (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия по управлению имуществом). При этом основанием для осуществления такой передачи имущества, то есть документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности.

При этом инициатива по передаче объектов права государственной и коммунальной собственности может исходить от органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, местных органов исполнительной власти, соответствующих органов местного самоуправления. Также инициатором такой передачи может быть само учреждение. В таком случае для рассмотрения вопроса безвозмездной передачи имущества подают такие документы:

1) обоснованное заявление учреждения с ходатайством о передаче имущества;

2) согласие организации, которая принимает это имущество на свой баланс (если имущество передается в собственность территориальной громады — согласие совета (решение сессии));

3) ведомость расчета о стоимости основных средств, которые предлагаются к передаче, согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки.

Основными документами, которые необходимо принять к сведению учреждению при безвозмездной передаче имущества, являются Положение № 1482 и документы, принятые органами местного самоуправления о безвозмездной передаче имущества коммунальной собственности.

Отметим, что преимущественно указанные документы регулируют вопрос о безвозмездной передаче имущества, под которым понимают объекты, соответствующие критериям ОС. Поэтому если необходимо безвозмездно передать запасы, которые по различным причинам не используются учреждением, советуем обратиться за разъяснением об особенностях передачи такой разновидности материальных ценностей к своему субъекту управления. По крайней мере, получив разъяснение по этому вопросу, учреждение не будет иметь никаких претензий со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, передачу объектов права государственной и коммунальной собственности осуществляет специальная комиссия, созданная по приказу руководителя органа, уполномоченного управлять таким имуществом. Решение о передаче имущества оформляют в виде приказа о безвозмездной передаче имущества. В приказе указывают, какое имущество подлежит передаче, приводят его краткую характеристику, состав комиссии по передаче имущества, сроки передачи имущества и утверждения Акта приема-передачи, а также назначают лиц, ответственных за выполнение приказа.

В-третьих, в случае выбытия объектов ОС с баланса учреждения списывают его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму накопленного износа. При этом основные средства передают вместе с первичными документами (или их копиями), или учетными регистрами (или их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

Что касается запасов, то их передачу другому бюджетному учреждению осуществляют по балансовой стоимости. Стоимость переданных запасов указывают в первичных документах.

Пример 2.

На основании решения сельсовета бюджетное учреждение передало безвозмездно другому бюджетному учреждению имущество, которое им не использовалось: газовую плиту, которая учитывалась на субсчете 1014, не эксплуатировалась и на которую не начислялась амортизация, и запасы (запасные части, комплектующие, хозяйственные материалы и т. п.).

Передача оформлена Актом приема-передачи основных средств и накладной. При этом в Акте указано, что первоначальная стоимость газовой плиты — 650 грн., а общая стоимость запасов — 380 грн.

В бухгалтерском учете операции по безвозмездной передаче имущества отражают такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

5111

1014

650

17

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Потому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа.

2

Списана стоимость запасов

8013

1515

380

13

Если уже так получилось, что попытки продать или безвозмездно передать ненужное имущество не оправдали себя, ни в коем случае не отчаивайтесь. Ведь у вас есть еще один вариант. Какой? Комиссия учреждения принимает решение о списании имущества с баланса как непригодного для дальнейшего использования.

Подробно о том, как списать такое имущество и реализовать непригодные для использования материалы, запчасти и т. п., а также отразить в учете такие операции, мы рассказывали в материале «Продажа металлолома: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия» 2017, № 36, с. 18).

Теперь вы точно знаете, как избавиться от ненужного имущества. Поэтому выбирайте, какой вариант вам больше нравится.

Если случилось так, что в этом материале вы не нашли ответы на свои вопросы, то не огорчайтесь! Как можно быстрее отправляйте их в нашу редакцию по электронному адресу: bb@id.factor.ua. И мы обязательно найдем на них ответы!

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Порядок № 1314Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 803Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Положение № 1482Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

ОС — основные средства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше