(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
3/5
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Январь , 2019/№ 3

Бюджетные новости — 2019

Традиционно в конце каждого года Верховная рада принимает основной финансовый документ — Закон о госбюджете на следующий год. В 2018 году с этим заданием депутаты справились почти на «отлично». Поскольку не только своевременно приняли Закон о госбюджете-2019, но и успели принять изменения в БКУ, НКУ и другие документы, связанные с бюджетной сферой. Поэтому далее рассмотрим, какие изменения бюджетного законодательства произошли с 01.01.2019 г.

Внедрение среднесрочного бюджетного планирования

Ключевой новацией изменений, внесенных Законом № 2646 в БКУ, является внедрение модели среднесрочного бюджетного планирования (далее — СБП). Рассмотрим, в чем заключается суть этой модели и чем она отличается от ранее действующего механизма планирования бюджета.

В первую очередь внедрение на законодательном уровне среднесрочного бюджетного планирования создает финансовые рамки для стратегических инициатив, что существенно повлияет на усиление дисциплины участников бюджетного процесса, заставит их четко определять приоритеты при реализации реформ в пределах финансовых возможностей бюджета. Внедрение СБП означает расширение горизонта бюджетного планирования с одного до трех лет. Ключевым элементом системы среднесрочного бюджетного планирования является Бюджетная декларация на среднесрочный период. При этом Закон «О Государственном бюджете Украины» остается однолетним.

Какие же нововведения предусматривает такое планирование?

1. Внедрение Бюджетной декларации.

Отныне вместо Основных направлений бюджетной политики на плановый год введены:

для госбюджетасреднесрочная Бюджетная декларация как документ стратегического планирования, определяющий основные принципы бюджетной политики на следующие три года.

Процедурные вопросы составления и одобрения Бюджетной декларации определены в ст. 33 БКУ.

Кроме положений, которые ежегодно определялись в Основных направлениях бюджетной политики (дефицит или профицит госбюджета, объемы государственного и гарантированного долга, размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума, основные задания налоговой политики и т. п.), Бюджетная декларация будет также содержать некоторые новые показатели:

общие предельные показатели расходов государственного бюджета и предоставления кредитов из государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды);

предельные показатели расходов государственного бюджета и предоставления кредитов из государственного бюджета главным распорядителям средств государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды), а также

цели государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель средств государственного бюджета, и показатели их достижения по результатам предыдущего бюджетного периода, ожидаемых в текущем бюджетном периоде и прогнозных на среднесрочный период в пределах определенных предельных показателей;

• общую оценку фискальных рисков и их влияние на показатели государственного бюджета.

Таким образом, Бюджетная декларация будет определять оптимальное распределение между отраслями доступного в среднесрочной перспективе бюджетного ресурса;

для местных бюджетовпрогнозы местных бюджетов.

Организационные принципы составления, одобрения прогнозов местных бюджетов и проектов местных бюджетов предусмотрены ст. 75 и 751 БКУ.

2. Согласование стратегического и бюджетного планирования.

Благодаря такому подходу такие документы стратегического планирования, как Бюджетная декларация и планы главных распорядителей средств, будут согласовываться с основным документом бюджетного планирования — Законом о госбюджете.

3. Обновление бюджетного календаря, а именно установление новых сроков подготовки и одобрения Бюджетной декларации и информации, необходимой для ее составления.

4. Предусмотрено расширение бюджетных правил, в частности:

• государственный долг и гарантированный государством долг не может превышать 60 % ВВП;

• показатель дефицита государственного бюджета на каждый год среднесрочного периода не может превышать 3 % ВВП на соответствующий год;

• государственные гарантии не будут превышать 3 % доходов общего фонда госбюджета;

• предельный объем дефицита государственного бюджета в Законе о госбюджете не может быть более объема дефицита в бюджетной декларации.

Изменения в ст. 28 БКУ дополнены положениями о повышении уровня доступности информации о бюджете. В свою очередь, информировать об определенных показателях результатов деятельности обязаны будут главные распорядители. Более подробно о таких обязанностях распорядителей см. в таблице в статье «Бюджетные новости — 2019».

Чего стоит ожидать от внедрения среднесрочного бюджетного планирования?

1. Последовательная и предсказуемая бюджетная политика.

Разработка среднесрочных бюджетных планов позволит контролировать и эффективно управлять государственным долгом, обеспечить финансовую стабильность в среднесрочной перспективе, то есть учесть эффекты от принятых решений, заблаговременно обнаружить и принять меры для избежания негативных явлений или тенденций.

2. Усиление бюджетной дисциплины.

Установление четких правил игры и соблюдение их всеми участниками бюджетного процесса. Усиление подотчетности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

3. Оценка влияния реформ и учет их последствий в среднесрочном периоде.

Повышение обоснованности стратегических решений. Никакие инициативы не могут быть поддержаны, если не рассчитана стоимость их реализации и влияние на бюджетные показатели, а также если объем их финансирования выходит за рамки ресурсных возможностей бюджета.

4. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

Новая система бюджетного планирования направлена на достижение стратегических целей. При этом приоритетом становится повышение качества государственных услуг, предоставляемых обществу за счет бюджетных средств.

5. Гендерно ориентированное планирование.

Это будет способствовать распределению средств бюджета с учетом разных потребностей гендерных, возрастных и других социальных групп. Благодаря этому будет повышена прозрачность средств государственного и местных бюджетов.

Минфин приказом от 02.01.2019 г. № 1 утвердил Методические рекомендации относительно внедрения и применения гендерно ориентированного подхода в бюджетном процессе. Этот документ будет полезен для главных распорядителей бюджетных средств и других участников бюджетного процесса для учета гендерных аспектов в процессе планирования, выполнения и отчетности о выполнении бюджетных программ.

Усиление ответственности и подотчетности по распределению и использованию бюджетных средств

Главные распорядители бюджетных средств

ОТЧИТЫВАЮТСЯ о достижении целей и показателей результата их деятельности в соответствующих сферах при рассмотрении Бюджетной декларации в Верховной Раде

ПУБЛИЧНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ информацию о выполнении бюджетных программ, в том числе о достижении целей государственной политики в сфере соответствующей деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, в пределах бюджетных программ за отчетный бюджетный период до 15 марта года, следующего за отчетным.

ПУБЛИКУЮТ объявление о времени и месте проведения публичного представления такой информации

ОБНАРОДУЮТ путем размещения на своих официальных сайтах*:

• информацию о целях государственной политики в сфере соответствующей деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, и показатели их достижения в пределах бюджетных программ за отчетный бюджетный период — до 15 марта года, следующего за отчетным;

• паспорта бюджетных программ на текущий бюджетный период (включая изменения в паспорта бюджетных программ) — в течение 3 рабочих дней со дня утверждения таких документов;

• отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ за отчетный бюджетный период — в течение 3 рабочих дней после подачи годовой бюджетной отчетности;

• отчеты о ходе реализации государственных инвестиционных проектов по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития, — один раз в полугодие (год), до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

• результаты оценки эффективности бюджетных программ за отчетный бюджетный период — в двухнедельный срок после подачи годовой бюджетной отчетности

* Главные распорядители средств местных бюджетов могут обнародовать такую информацию иным способом в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
Комментарии к статье