Внедрение среднесрочного бюджетного планирования
Ключевой новацией изменений, внесенных Законом № 2646 в БКУ, является внедрение модели среднесрочного бюджетного планирования (далее — СБП). Рассмотрим, в чем заключается суть этой модели и чем она отличается от ранее действующего механизма планирования бюджета.
В первую очередь внедрение на законодательном уровне среднесрочного бюджетного планирования создает финансовые рамки для стратегических инициатив, что существенно повлияет на усиление дисциплины участников бюджетного процесса, заставит их четко определять приоритеты при реализации реформ в пределах финансовых возможностей бюджета. Внедрение СБП означает расширение горизонта бюджетного планирования с одного до трех лет. Ключевым элементом системы среднесрочного бюджетного планирования является Бюджетная декларация на среднесрочный период. При этом Закон «О Государственном бюджете Украины» остается однолетним.
Какие же нововведения предусматривает такое планирование?
1. Внедрение Бюджетной декларации.
Отныне вместо Основных направлений бюджетной политики на плановый год введены:
• для госбюджета — среднесрочная Бюджетная декларация как документ стратегического планирования, определяющий основные принципы бюджетной политики на следующие три года.
Процедурные вопросы составления и одобрения Бюджетной декларации определены в ст. 33 БКУ.
Кроме положений, которые ежегодно определялись в Основных направлениях бюджетной политики (дефицит или профицит госбюджета, объемы государственного и гарантированного долга, размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума, основные задания налоговой политики и т. п.), Бюджетная декларация будет также содержать некоторые новые показатели:
• общие предельные показатели расходов государственного бюджета и предоставления кредитов из государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды);
• предельные показатели расходов государственного бюджета и предоставления кредитов из государственного бюджета главным распорядителям средств государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды), а также
• цели государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель средств государственного бюджета, и показатели их достижения по результатам предыдущего бюджетного периода, ожидаемых в текущем бюджетном периоде и прогнозных на среднесрочный период в пределах определенных предельных показателей;
• общую оценку фискальных рисков и их влияние на показатели государственного бюджета.
Таким образом, Бюджетная декларация будет определять оптимальное распределение между отраслями доступного в среднесрочной перспективе бюджетного ресурса;
• для местных бюджетов — прогнозы местных бюджетов.
Организационные принципы составления, одобрения прогнозов местных бюджетов и проектов местных бюджетов предусмотрены ст. 75 и 751 БКУ.
2. Согласование стратегического и бюджетного планирования.
Благодаря такому подходу такие документы стратегического планирования, как Бюджетная декларация и планы главных распорядителей средств, будут согласовываться с основным документом бюджетного планирования — Законом о госбюджете.
3. Обновление бюджетного календаря, а именно установление новых сроков подготовки и одобрения Бюджетной декларации и информации, необходимой для ее составления.
4. Предусмотрено расширение бюджетных правил, в частности:
• государственный долг и гарантированный государством долг не может превышать 60 % ВВП;
• показатель дефицита государственного бюджета на каждый год среднесрочного периода не может превышать 3 % ВВП на соответствующий год;
• государственные гарантии не будут превышать 3 % доходов общего фонда госбюджета;
• предельный объем дефицита государственного бюджета в Законе о госбюджете не может быть более объема дефицита в бюджетной декларации.
Изменения в ст. 28 БКУ дополнены положениями о повышении уровня доступности информации о бюджете. В свою очередь, информировать об определенных показателях результатов деятельности обязаны будут главные распорядители. Более подробно о таких обязанностях распорядителей см. в таблице в статье «Бюджетные новости — 2019».
Чего стоит ожидать от внедрения среднесрочного бюджетного планирования?
1. Последовательная и предсказуемая бюджетная политика.
Разработка среднесрочных бюджетных планов позволит контролировать и эффективно управлять государственным долгом, обеспечить финансовую стабильность в среднесрочной перспективе, то есть учесть эффекты от принятых решений, заблаговременно обнаружить и принять меры для избежания негативных явлений или тенденций.
2. Усиление бюджетной дисциплины.
Установление четких правил игры и соблюдение их всеми участниками бюджетного процесса. Усиление подотчетности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
3. Оценка влияния реформ и учет их последствий в среднесрочном периоде.
Повышение обоснованности стратегических решений. Никакие инициативы не могут быть поддержаны, если не рассчитана стоимость их реализации и влияние на бюджетные показатели, а также если объем их финансирования выходит за рамки ресурсных возможностей бюджета.
4. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Новая система бюджетного планирования направлена на достижение стратегических целей. При этом приоритетом становится повышение качества государственных услуг, предоставляемых обществу за счет бюджетных средств.
5. Гендерно ориентированное планирование.
Это будет способствовать распределению средств бюджета с учетом разных потребностей гендерных, возрастных и других социальных групп. Благодаря этому будет повышена прозрачность средств государственного и местных бюджетов.
Минфин приказом от 02.01.2019 г. № 1 утвердил Методические рекомендации относительно внедрения и применения гендерно ориентированного подхода в бюджетном процессе. Этот документ будет полезен для главных распорядителей бюджетных средств и других участников бюджетного процесса для учета гендерных аспектов в процессе планирования, выполнения и отчетности о выполнении бюджетных программ.
Усиление ответственности и подотчетности по распределению и использованию бюджетных средств
Главные распорядители бюджетных средств | ОТЧИТЫВАЮТСЯ о достижении целей и показателей результата их деятельности в соответствующих сферах при рассмотрении Бюджетной декларации в Верховной Раде |
ПУБЛИЧНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ информацию о выполнении бюджетных программ, в том числе о достижении целей государственной политики в сфере соответствующей деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, в пределах бюджетных программ за отчетный бюджетный период до 15 марта года, следующего за отчетным. ПУБЛИКУЮТ объявление о времени и месте проведения публичного представления такой информации | |
ОБНАРОДУЮТ путем размещения на своих официальных сайтах*: • информацию о целях государственной политики в сфере соответствующей деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, и показатели их достижения в пределах бюджетных программ за отчетный бюджетный период — до 15 марта года, следующего за отчетным; • паспорта бюджетных программ на текущий бюджетный период (включая изменения в паспорта бюджетных программ) — в течение 3 рабочих дней со дня утверждения таких документов; • отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ за отчетный бюджетный период — в течение 3 рабочих дней после подачи годовой бюджетной отчетности; • отчеты о ходе реализации государственных инвестиционных проектов по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития, — один раз в полугодие (год), до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; • результаты оценки эффективности бюджетных программ за отчетный бюджетный период — в двухнедельный срок после подачи годовой бюджетной отчетности |
* Главные распорядители средств местных бюджетов могут обнародовать такую информацию иным способом в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.
Изменения, касающиеся доходов госбюджета
Такие изменения связаны с принятием Закона № 2621, которым, в частности, внесены изменения в ст. 29 БКУ. Среди основных изменений выделим такие:
1) изменены нормативы зачисления рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования.
В 2019 году рентная плата за лесные ресурсы будет зачисляться в размере 37 % в общий фонд госбюджета и 37 % в общий фонд бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТГ, бюджетов городов Киева и Севастополя, а остальные — 26 % от общей суммы рентной платы будут зачисляться в специальный фонд госбюджета. В связи с этим внесены изменения в ст. 29, 30, 64 и 66 БКУ. Тогда как в прошлом году такая рентная плата в размере 50 % направлялась в общий фонд госбюджета и 50 % в общий фонд областных бюджетов, бюджетов городов Киева и Севастополя;
2) норматив отчисления рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата) уменьшен с 75 до 70 % (ст. 29 БКУ). Соответственно, в 2019 году эти 5 % рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата) будут зачисляться в местные бюджеты по местонахождению (месту добычи) соответствующих природных ресурсов (ст. 64 и 69 БКУ). А вот в областные бюджеты, как и в прошлом году, будет зачисляться 25 % такой платы;
3) в общий фонд госбюджета в 2019 году в полном объеме зачисляют экологический налог, который взимается за выбросы в атмосферный воздух двуокиси углерода стационарными источниками загрязнения.
Также в 2019 году ожидают увеличения поступлений от этого налога за счет того, что с 01.01.2019 г. ставка эконалога на выбросы двуокиси углерода стационарными источниками загрязнения согласно п. 243.4 НКУ составляет 10,00 грн./т (ранее — 0,41 грн./т), то есть увеличена почти в 25 раз.
При формировании доходной части общего фонда госбюджета учитываются условия, определенные ст. 10 Закона о госбюджете-2019. Так, в общем фонде госбюджета на 2019 год:
1) к доходам относятся поступления, определенные ч. 2 ст. 29 БКУ (кроме поступлений, определенных ст. 11 Закона о госбюджете-2019), с учетом особенностей, определенных пп. 17, 171, 172 и 431 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, а также:
• налог на доход и налог на прибыль, который уплачивают субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по выпуску и проведению лотерей, в полном объеме;
• поступления от реализации автомобилей, средств наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, оснащения и оборудования, которые находятся на балансе органов государственной власти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета;
2) источниками формирования в части финансирования являются поступления, определенные ч. 1 ст. 15 БКУ, относительно государственного бюджета (кроме поступлений, определенных ст. 12 Закона о госбюджете-2019), в том числе поступления от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, другого недвижимого имущества, которые находятся на балансе органов государственной власти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета;
3) источниками формирования в части кредитования являются поступления, определенные ч. 2 ст. 30 БКУ (кроме поступлений, определенных ст. 13 Закона о госбюджете-2019).
Теперь о формировании спецфонда госбюджета на 2019 год.
Так, согласно ст. 11 Закона о госбюджете-2019 источниками его формирования в части доходов являются поступления, указанные ч. 3 ст. 29 БКУ, с учетом особенностей, определенных п. 17 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ.
Отметим, что в 2019 году ч. 3 ст. 29 БКУ дополнена такими новыми доходами (пп. 134 и 135), а именно:
• 26 % рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования;
• 50 % поступлений от админштрафов за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме.
Также источниками формирования спецфонда госбюджета в 2019 году являются такие поступления, как:
1) средства от уплаты лицами с инвалидностью частичной стоимости автомобилей и средства от реализации автомобилей, возвращенных лицами с инвалидностью;
2) поступления в рамках программ помощи и грантов Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений, за исключением поступлений, полученных в рамках программы помощи Европейского Союза для поддержки комплексного реформирования государственного управления;
3) плата за продукцию, документы, которые выдаются при предоставлении административных услуг по приобретению, перевозке, хранению и ношению оружия, а также в соответствии с Законом № 5492 и Законом № 3353;
4) 50 % средств от реализации излишнего вооружения, военной и спецтехники, недвижимого военного имущества ВСУ и средств от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, высвобождаемых в процессе реформирования ВСУ;
5) 30 % стоимости админуслуги, полученной как часть административного сбора за оформление (в том числе вместо утраченных или похищенных), обмен документов, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность или ее специальный статус в соответствии с Законом № 5492;
6) взносы на регулирование, которые уплачиваются субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» от 22.09.2016 г. № 1540-VIII;
7) таможенные платежи (налог на добавленную стоимость с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров (продукции), акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), ввозная пошлина), полученные при таможенном оформлении для свободного обращения транспортных средств, которые были ввезены на таможенную территорию Украины и помещены в таможенные режимы транзита или временного ввоза в период с 01.01.2015 г. до дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обложения акцизным налогом легковых транспортных средств» от 08.11.2018 г. № 2611-VIII;
8) до 10 % суммы перевыполнения общего объема таможенных платежей (пошлина, акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), налог на добавленную стоимость с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров (продукции)), определенного помесячной росписью доходов общего фонда госбюджета, — по решению КМУ;
9) поступления от иностранных субъектов хозяйствования и организаций по отдельным договорам (такие поступления зачисляются по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления»).
В 2019 году Кабмин планирует продолжить масштабный ремонт и строительство дорог, а значит, развитие дорожной инфраструктуры остается среди приоритетов бюджетного финансирования. Поэтому, как и в 2018 году, в 2019 году в составе специального фонда госбюджета создается государственный дорожный фонд. Источники формирования и направления использования этого фонда определены в ст. 242 БКУ.
Обратите внимание: на 2019 год изменен механизм распределения средств государственного дорожного фонда, что предусмотрено изменениями, внесенными Законом № 2621 в ч. 3 и 4 ст. 242 БКУ. Но при применении этой статьи БКУ необходимо учитывать определенные исключения, установленные, в частности, ст. 24 Закона о госбюджете-2019, где предусмотрены направления использования средств государственного дорожного фонда на указанные потребности и суммы расходов.
Также Законом № 2621 немного откорректированы условия распределения субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах, определенные ст. 1031 БКУ.
Впрочем в 2019 году, как исключение из положений ч. 3 ст. 1031 БКУ, перечень объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (с указанием объемов бюджетных средств для финансового обеспечения таких объектов за счет определенной этой статьей Кодекса субвенции) утверждается соответствующей областной государственной администрацией, Киевской городской госадминистрацией по согласованию с Государственным агентством автомобильных дорог Украины и с дальнейшим согласованием с Комитетом ВР по вопросам бюджета. Такое исключение закреплено в ст. 25 Закона о госбюджете-2019.
Изменения для местных бюджетов
Законом № 2621 и Законом № 2628 внесен целый ряд важных изменений в БКУ и НКУ, которые касаются местных бюджетов, а именно:
1) разрешено областным советам осуществлять внешние заимствования (ст. 16 БКУ). Ранее внешние заимствования могли осуществлять лишь Киевский горсовет и горсоветы городов областного значения.
В связи с этим ч. 1 ст. 74 БКУ, в которой определены особенности осуществления местных заимствований, изложена в новой редакции.
Так, местные заимствования осуществляются с целью финансирования бюджета развития:
• городских бюджетов и используются для создания, прироста либо обновления стратегических объектов долговременного пользования или объектов, обеспечивающих выполнение задач городских советов, направленных на удовлетворение интересов населения территориальных громад городов;
• областных бюджетов и используются для создания, прироста или обновления стратегических объектов долговременного пользования или объектов, обеспечивающих выполнение задач областных советов, направленных на удовлетворение общих интересов территориальных громад области, восстановление и реконструкцию объектов совместной собственности территориальных громад или государственной собственности, которые находятся в управлении областных советов, областных госадминистраций, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования государственного, местного значения;
2) предоставлено право областным советам предоставлять местные гарантии для обеспечения полного или частичного выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины, которые относятся к коммунальному сектору экономики, расположены на соответствующей территории и осуществляют на этой территории реализацию инвестиционных проектов. Как указано в ч. 2 ст. 17 БКУ, целью таких проектов является развитие коммунальной инфраструктуры, восстановление и реконструкция объектов совместной собственности территориальных громад или государственной собственности, которые находятся в управлении областных советов, областных госадминистраций, или внедрение ресурсосберегающих технологий, а также реализация проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования государственного, местного значения;
3) упорядочены ст. 10 и 28 БКУ относительно применения программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов;
4) предусмотрено, что налог на доходы физических лиц, начисленный налоговым агентом или физическим лицом, получающим доходы от лица, не являющегося налоговым агентом, с доходов за сдачу физическими лицами в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельных участков, земельных долей (паев), выделенных или не выделенных в натуре (на местности), будут уплачивать (перечислять) в соответствующий бюджет по местонахождению таких объектов аренды (субаренды, эмфитевзиса). Такие изменения внесены в ст. 64 БКУ и п.п. 168.4.4 НКУ;
5) ОМС имеют право получать информацию о доходах от контролирующих органов.
Так, изменениями, внесенными в ст. 12 НКУ, предусмотрено предоставление контролирующими органами отчетности ОМС в разрезе источников доходов:
• о суммах начисленных и уплаченных налогов и сборов, суммах налогового долга и излишне уплаченных в местные бюджеты налогов и сборов на соответствующих территориях — ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;
• о суммах списанного налогового долга; рассроченных и отсроченных суммах налогового долга и денежных обязательств налогоплательщиков; суммах предоставленных налоговых льгот, включая потери доходов бюджета от их предоставления — ежеквартально, не позднее 25 дней после окончания отчетного квартала.
Указанную отчетность относительно плательщиков контролирующий орган должен предоставлять по запросу ОМС;
6) добавлены требования о детализации показателей расходов в решениях о местных бюджетах, которые определены в новой ч. 4 ст. 76 БКУ.
Так, в решении о местном бюджете расходы и кредитование по главным распорядителям средств местного бюджета должны быть детализированы по программной классификации расходов и кредитования местного бюджета, по группам функциональной классификации расходов и кредитования бюджета и отдельным категориям экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета;
7) изменен порядок зачисления в местные бюджеты поступлений от применения административных санкций.
Так, согласно п. 38 ч. 1 ст. 64 БКУ в состав доходов общего фонда местных бюджетов зачисляют административные штрафы и другие штрафные санкции, налагаемые местными органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями. Ранее к указанным поступлениям относились лишь админштрафы, которые налагали эти органы и комиссии;
8) изменен норматив зачисления рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования. В связи с этим внесены изменения в ст. 29, 30, 64 и 66 БКУ.
Так, в 2019 году рентная плата за лесные ресурсы будет зачисляться в размере 37 % в общий фонд бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТГ, бюджетов городов Киева и Севастополя. В то время как в прошлом году этот норматив составлял 50 %;
9) в 2019 году в местные бюджеты по местонахождению (месту добычи) соответствующих природных ресурсов будет зачисляться 5 % рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата). В то время как в областные бюджеты, как и в прошлом году, будет зачисляться 25 % такой платы;
10) внедрение ставки налога для лесных земель в размере не более 0,1 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.1 НКУ);
11) отменена плата за землю за земельные участки, предоставленные для железных дорог в пределах полос отведения, которая взималась в размере 25 % земельного налога (п. 284.4 НКУ);
12) к расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов (ст. 91 БКУ), добавлены расходы на мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения;
13) существенно изменен подход относительно производства и уплаты туристического сбора (ст. 268 НКУ). Подробнее об изменениях в отношении этого сбора узнаете из статьи «Налоговые новости — 2019» (см. статью «Налоговые новости — 2019» этого номера журнала).
Отметим один важный момент. Благодаря изменениям, внесенным Законом № 2628 в п. 52 подразд. 10 «Другие переходные положения» НКУ, по 31.12.2019 г. к решениям об установлении туристического сбора и/или о внесении изменений в такие решения, принятым сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады, созданной согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, не применяются требования п.п. 4.1.9 ст. 4, п.п. 12.3.3, 12.3.4, п.п. 12.4.3 и п. 12.5 ст. 12 НКУ и Закона № 1160 (новый п. 52 подразд. 10 разд. XX НКУ). Учитывая это, местные советы получили привилегию в виде освобождения от соблюдения требований пп. 4.1.9, 12.3.3 — 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ, а также Закона № 1160.
Напомним: указанными документами предусмотрена, в частности, обязанность местного совета принимать/изменять решение об установлении местных налогов и сборов не позднее 1 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов (или изменений).
Таким образом, решение об установлении на 2019 год указанного сбора местные советы могут принять в этом же году, не применяя сроки принятия и обнародования соответствующего решения и процедуры принятия регуляторного акта. А значит, будем ожидать принятия решений местными советами. А пока такое решение принято не будет, взимание турсбора на соответствующей территории с 01.01.2019 г. будет противозаконным.
Кроме того, к обязанностям сельского, поселкового, городского совета или совета ОТГ также относится размещение и обнародование перечня налоговых агентов по туристическому сбору и информации о них на своем официальном веб-сайте;
14) начиная с 01.01.2019 г. органы местного самоуправления не обязаны устанавливать ставку земельного налога за лесные земли.
Так, в соответствии с обновленным п. 10.21 НКУ местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю, кроме земельного налога за лесные земли);
15) в соответствии с обновленной редакцией п. 277.1 НКУ ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются для лесных земель — не более 0,1 % от нормативной денежной оценки площади пашни;
16) дополнен перечень расходов бюджета, которые осуществляются из бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТГ на социальную защиту и социальное обеспечение, расходами на малые групповые дома (пп. «а» и «б» п. 4 ч. 1 ст. 89 БКУ);
17) исключение расходов бюджета на детские дома семейного типа, приемные семьи и семьи патронатных воспитателей из перечня расходов на образование и включение расходов на детские дома семейного типа и приемные семьи в перечень расходов на социальную защиту и социальное обеспечение (п.п. «в» п. 2 и п.п. «а» п. 4 ст. 89, п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 90, п. 5 ч. 1 ст. 1032 БКУ);
18) дополнен перечень категорий населения, которым предоставляются льготы и субсидии за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам, новой категорией — пострадавшие участники Революции Достоинства (п.п. «б» п. 4 ч. 1 ст. 89, п. 204 ч. 1 ст. 91, ч. 3, 4 ст. 102 БКУ);
19) Минфин для подготовки предложений по распределению субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий (включая предложения относительно объектов и мероприятий, которые могут обеспечиваться за счет этой субвенции) образует комиссию, в состав которой входят члены Комитета ВР по вопросам бюджета по решению этого комитета (численностью не менее 50 % состава такой комиссии). Минфин на основании решения этой комиссии подает КМУ для утверждения предложения по распределению субвенции из госбюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий. Следует отметить, что ч. 2 ст. 32 Закона о госбюджете-2019 определено, что в 2019 году субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий предоставляется без обязательного софинансирования осуществления соответствующих мероприятий из местных бюджетов;
20) Законом № 2621 продлено до 2027 года действие эксперимента относительно осуществления патроната над ребенком за счет и в пределах средств субвенции из госбюджета местным бюджетам на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу «деньги ходят за ребенком»;
21) в течение 2019 года Кабмин планирует утвердить нормативно-правовые акты в сфере государственных социальных стандартов.
С этой целью обновлен п. 10 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ и в соответствии с указанными изменениями до 1 марта 2020 года КМУ поручено осуществить такие мероприятия:
1 | проведение инвентаризации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих применение отраслевых нормативов при осуществлении расходов местных бюджетов, в частности относительно сети бюджетных учреждений, педагогической нагрузки, нормативов расходов бюджетных учреждений, и установления минимального и максимального значения таких нормативов в зависимости от объемов финансовых ресурсов |
2 | утверждение государственных социальных стандартов и нормативов в соответствии со ст. 94 БКУ в описательном и стоимостном виде по каждому из делегированных государством местному самоуправлению полномочий в расчете на среднестатистическую административно-территориальную единицу. Внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие применение отраслевых стандартов предоставления социальных услуг и нормативов при осуществлении расходов из местных бюджетов, в частности относительно сети, штатных нормативов, рабочей нагрузки, нормативов расходов бюджетных учреждений, предусмотрев возможность ежегодной корректировки стоимостной величины государственных социальных стандартов в зависимости от изменения цен и других условий их формирования |
Изменения в порядок распределения дополнительной дотации, предусмотренной ст. 1036 БКУ
Напомним, что в ст. 1036 БКУ установлены условия и направления расходования дополнительной дотации на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию заведений образования и здравоохранения.
Ранее распределение дополнительной дотации между местными бюджетами осуществлялось в порядке, определенном областными госадминистрациями, и утверждалось решением об областном бюджете. Отныне распределение дополнительной дотации между местными бюджетами области, осуществленное областными государственными администрациями, должно быть согласовано с Кабмином и после этого утверждено областными советами (ч. 5 ст. 1036 БКУ).
Сфера медицины
В 2019 году МОЗ продолжит масштабную реформу здравоохранения: для первичной медицинской помощи будут продолжены те масштабные изменения, которые начались в 2018 году, а также в 2019 году они охватят уже специализированную и экстренную медицинскую помощь.
Среди приоритетных направлений работы в 2019 году стоит отметить такие:
1) продолжение трансформации заведений первичной помощи.
В 2019 году продлится реформа заведений первичной помощи. Все заведения, оказывающие первичную медицинскую помощь, будут получать оплату за предоставление медицинских услуг по принципу «деньги следуют за пациентом». В 2019 году бюджет на оплату услуг первичной медицинской помощи по программе медицинских гарантий Национальной службы здоровья составляет 15,3 млрд грн.
Начиная с 2019 года врачи заведений первичной помощи смогут набирать большее количество пациентов, при этом для них специально утверждены новые тарифы, с корректирующими коэффициентами за сверхурочные декларации. Эти вопросы Кабмин прописал в Порядке реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для первичной медицинской помощи на 2019 год, утвержденном постановлением КМУ от 18.12.2018 г. № 1117;
2) заработает программа «Бесплатная диагностика».
Программа «Бесплатная диагностика» — это обеспечение 80 % потребностей пациента по диагностике у семейного врача, наиболее необходимые бесплатные исследования (например, рентген, УЗИ, эхокардиография сердца), анализы и консультации узкопрофильных специалистов. Эти услуги пациенты смогут получить бесплатно только по направлению своего семейного врача.
Предусматривается, что с июля 2019 года Национальная служба здоровья будет оплачивать 54 диагностические и лечебные услуги по направлению семейного врача, терапевта или педиатра.
Пациент сам будет выбирать, в каком именно медзаведении проходить диагностику, сдавать анализы или проходить консультацию. Главное условие — заведение должно участвовать в программе «Бесплатная диагностика».
Национальная служба здоровья начнет оплачивать диагностические услуги по направлению семейных врачей, терапевтов и педиатров по принципу «деньги следуют за пациентом» на уровне амбулаторной специализированной медицинской помощи.
Отметим, что программа начнет действовать с июля 2019 года. Какие услуги войдут в программу «Бесплатная диагностика»?
Бесплатно пройти обследование на распространенные болезни: | Какие услуги войдут в программу: | Включает эндоскопические исследования и операции одного дня: |
• внутренних органов; • сердца; • легких; • наиболее распространенные виды онкологии у мужчин и женщин | • 12 новых анализов — дополнительно к 8 базовым, которые уже оплачивает Национальная служба здоровья семейному врачу; • маммография и 5 видов рентгена: грудная клетка, суставы, позвоночник, кости и околоносовые пазухи; • эхокардиография, мониторинг ЭКГ и 2 вида теста для определения патологий сердечно-сосудистой системы. • 6 видов УЗИ: желудочно-кишечный тракт, почки, мочевой пузырь, артерии ног, щитовидная и молочные железы; • 4 вида биопсии под контролем УЗИ: щитовидной железы, лимфатических узлов, молочных и предстательной желез; • удаление новообразований: мягких тканей и кожи, в носу, гортани, ушах | • пищевода; • желудка; • двенадцатиперстной и толстой кишки; • мочевого пузыря; • трахеи и бронхов |
С подробным перечнем медицинских услуг в программе «Бесплатная диагностика» можно ознакомиться в проекте постановления КМУ «Некоторые вопросы проведения пилотного проекта по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для амбулаторно-поликлинической вторичной (специализированной) медицинской помощи»;
3) начнется пилотный проект изменений экстренной медицинской помощи в некоторых областях.
На эту цель в Законе о госбюджете-2019 предусмотрена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на создание оперативно-диспетчерских служб, на реализацию пилотного проекта по развитию системы экстренной медицинской помощи в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областях и г. Киеве.
В рамках реформы экстренной медицинской помощи МОЗ разработало комплексную программу по развитию системы экстренной медицинской помощи, предусматривающую:
• закупку 70 % потребности специализированного санитарного транспорта для развития службы экстренной медицинской помощи;
• проведение программы подготовки инструкторов для повышения квалификации, в соответствии с мировыми стандартами, лиц, задействованных в работе системы экстренной медицинской помощи;
• целевые расходы на повышение уровня оплаты труды работников, которые пройдут повышение квалификации;
• закупку специального учебного оборудования и манекенов для учебно-тренировочных стимуляционных центров;
• создание единых региональных оперативно-диспетчерских служб;
• внедрение унифицированных современных отраслевых стандартов диспетчеризации.
Реализация этого проекта в пилотных регионах позволит учесть все потребности регионов Украины и уменьшить стоимость полномасштабной рассортировки реформы экстренной медицинской помощи по всей Украине. Также в МОЗ рассчитывают в рамках реформы в пилотных регионах наладить процесс обучения и повышения квалификации работников;
4) начнется пилотный проект изменений вторичной (специализированной) медицинской помощи.
Как предусмотрено ст. 23 Закона о госбюджете-2019, с 01.04.2019 г. через Национальную службу здоровья начнет действовать пилотный проект по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для вторичной (специализированной) медицинской помощи в Полтавской области на условиях софинансирования из местных бюджетов.
С этой целью добавлен новый п.п. 6 п. 11 п. 10 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, согласно которому урегулирован вопрос осуществления с 01.04.2019 г. до 01.01.2020 г., как исключение из положений БКУ, пилотных проектов по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для определенных видов медицинских услуг и отдельных заведений здравоохранения, населенных пунктов или регионов в рамках реализации реформы финансового обеспечения системы здравоохранения;
5) развитие программы «Доступные лекарства».
Программа перейдет к Национальной службе здоровья, то есть контрактовать аптечные заведения и возмещать стоимость отпущенных лекарственных средств будут не заведения здравоохранения или муниципалитеты, а непосредственно один главный оператор бюджетных средств — НСЗУ;
6) расширение сети кардиологических центров.
Впрочем, чтобы держать руку на пульсе реформы в сфере медицины и образования, Кабмину поручено по итогам 1 полугодия 2019 года по результатам выполнения местных бюджетов подать предложения относительно внесения изменений в Госбюджет на 2019 год в части увеличения образовательной и медицинской субвенций из государственного бюджета местным бюджетам. Об этом указано в п. 17 Заключительных положениях Закона о госбюджете-2019.
Расходы на медреформу теперь защищены
В 2019 году расходы на медреформу стали защищенными статьями расходов в части государственных гарантий медицинского обслуживания.
С этой целью ст. 55 БКУ, в которой приведен перечень защищенных расходов бюджета, дополнена расходами на программу государственных гарантий медицинского обслуживания населения. И хотя такая норма была закреплена в ч. 4 ст. 5 Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» от 19.10.2017 г. № 2168-VIII, в БКУ она попала благодаря Закону № 2621.
Преимущественно такие изменения внесены с целью реализации такой программы и избежания ситуаций относительно приостановления ее действия (в частности, приостановления осуществления оплаты за предоставление медицинских услуг населению) в случае нарушения бюджетного законодательства и применения мер за нарушение бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса (ст. 116 и 117 БКУ) и наличия судебных решений о взыскании средств государственного бюджета.
Сфера образования
В 2019 году образование остается среди приоритетных направлений социальных расходов. Какие изменения стоит ожидать в этом году в этой сфере?
1. Формула распределения средств образовательной субвенции и объем средств такой субвенции будут изменены.
Так, если в 2018 году формула учитывала такие показатели, как плотность учащихся, наполняемость классов, количество педагогических ставок и т. п., то на 2019 год эта формула будет усовершенствована. В частности, будут учтены такие показатели, как:
• разделение классов на группы при изучении отдельных предметов;
• увеличение ставок ассистентов учителей в инклюзивных классах с 0,5 до 1;
• изменение расчетной наполняемости классов для городов, которые имеют заведения образования, расположенные в сельской местности.
Как подтверждает МОН, именно эти нормы учтены при расчете объемов образовательной субвенции на 2019 год. Следовательно, теперь ожидаем утверждения формулы распределения средств образовательной субвенции.
2. При определении объема образовательной субвенции учтены расходы на оплату труда педработников в высших учебных заведениях I — II уровней аккредитации в части предоставления полного общего среднего образования (п. 1 ч. 3 ст. 1032 БКУ).
3. С января 2019 года начнут работать территориальные органы качества образования.
Напомним, что Государственная служба качества образования была образована в соответствии с постановлением КМУ от 06.12.2017 г. № 947, а ее территориальные органы — в соответствии с постановлением КМУ от 07.11.2018 г. № 935.
Запланировано, что до конца января 2019 года Госслужба качества образования проведет конкурсы на замещение вакантных должностей руководителей и заместителей руководителей этих органов. Ожидается, что в течение 2019 года такие структурные подразделения Государственной службы качества образования заработают во всех областях Украины.
4. Статьей ст. 51 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII предусмотрена сертификация педагогических работников, которая происходит на добровольных началах исключительно по их инициативе.
Во исполнение ч. 6 ст. 51 Закона МОН разработало Положение о сертификации педагогических работников, утвержденное постановлением КМУ от 27.12.2018 г. № 1190 (ср. ).
Сертификация — это внешнее оценивание профессиональных компетентностей педагогического работника, которое происходит в несколько этапов. Этот механизм поможет каждому талантливому учителю — то ли из сельской местности, то ли из города, то ли из небольшого городка — проявить себя и получить большие возможности для развития и самореализации.
Каждый участник сможет пройти независимое оценивание — его успешное завершение будет подтверждать сертификат. Он будет удостоверять самый высокий профессиональный уровень педагога, а также даст возможность зачесть сертификацию вместо аттестации с повышением на 1 квалификационную категорию и в течение 3 лет получать ежемесячную доплату в размере 20 % должностного оклада (ставки заработной платы) пропорционально объему педагогической нагрузки.
В 2019 году проходит пилотный проект сертификации, в котором смогут участвовать до 1000 учителей начальных классов. Чтобы охватить все регионы Украины, МОН определило максимальный, однако не обязательный, объем заявлений, которые могут быть поданы от каждой из областей на пропорциональных принципах (в зависимости от имеющегося количества учителей начальной школы).
Этапы сертификации:
1) экспертное оценивание профессиональных компетентностей участников сертификации путем изучения практического опыта их работы;
2) самооценивание участником сертификации собственного педагогического мастерства (е-портфолио);
3) оценивание профессиональных знаний и умений участников сертификации путем их независимого тестирования.
Основные принципы сертификации:
• добровольность;
• работу учителей оценивают педагоги, а не чиновники;
• непрохождение сертификации не несет никаких последствий.
Основные сроки сертификации (2019 год):
• регистрация — с 15 января до 1 февраля включительно;
• изучение практического опыта работы педагога — февраль — май, сентябрь — октябрь;
• загрузка е-портфолио — до 1 июля;
• независимое тестирование — октябрь — ноябрь;
• определение результатов — ноябрь — декабрь.
О подробностях сертификации педагогических работников можно узнать на сайте МОН (https://mon.gov.ua).
5. С 2019 года заработает механизм первоочередного зачисления тех поступающих в медицинские и педагогические вузы, которые готовы после окончания обучения работать в сельской местности.
Отметим, что этот вопрос определен Порядком реализации права на первоочередное зачисление в заведения высшего медицинского и педагогического образования по государственному (региональному) заказу лиц, заключивших соглашение об отработке не менее трех лет в сельской местности или поселке городского типа, утвержденным постановлением КМУ от 30.05.2018 г. № 417.
6. Дополнен перечень льготных категорий получателей высшего образования и профессионально-технического образования.
Так, с 01.01.2019 г. в такой перечень включены:
• пострадавшие участники Революции Достоинства;
• участники боевых действий;
• лица с инвалидностью в результате войны в соответствии с Законом № 3551 и их дети до окончания такими детьми заведений образования, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет.
В 2018 году такая гарантия распространялась на лиц, признанных участниками боевых действий в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 6 Закона № 3551, и их детей.
Такие изменения внесены Законом № 2300 и Законом № 2443.
7. Среди других интересных изменений, которые ожидают в 2019 году сферу образования, стоит учесть, что определенные задачи поставлены Законом о госбюджете-2019 (п. 14 Заключительных положений) перед Кабмином и Минобразования, МОЗ, Минкультуры.
Кабинету Министров Украины | |
1 | обеспечить формирование госзаказа на подготовку специалистов, предусмотрев осуществление мероприятий по приведению показателей госзаказа в соответствие с потребностями государства и рынка труда, введению профилирования высшего образования при формировании госзаказа по направлениям (специальностям) и определению объемов госзаказа с учетом профильности заведений высшего образования I — IV уровней аккредитации |
2 | внедрить механизм индикативной себестоимости (в объемах минимального размера стоимости обучения по каждой специальности (специализации) в соответствии с лицензионными условиями) |
3 | осуществить пересмотр нормативов численности студентов (курсантов) на одну штатную должность научно-педагогического работника в заведениях высшего образования III — IV уровней аккредитации государственной собственности с целью их увеличения |
4 | принять меры по обеспечению автономизации заведений высшего образования |
5 | проработать вопрос о создании единой электронной системы мониторинга трудоустройства выпускников заведений высшего образования |
6 | установить нормативы численности студентов дневной формы обучения на одну штатную должность преподавателя в заведениях высшего образования I — II уровней аккредитации |
Минобразования, МОЗ, Минкультуры | |
1 | обеспечить осуществление расходов на оплату услуг по подготовке специалистов в заведениях высшего образования I — II уровней аккредитации госсобственности без статуса отдельных юридических лиц, которые входят в состав заведений высшего образования III — IV уровней аккредитации госсобственности, как исключение из положений п.п. «в» п. 7 ч. 1 ст. 87 БКУ, за счет и в пределах средств, предусмотренных в сметах заведений высшего образования III — IV уровней аккредитации госсобственности |
2 | утвердить в соответствии со среднесрочным прогнозом потребности в специалистах на рынке труда планы мероприятий и графики модернизации и оптимизации сети заведений высшего образования с учетом необходимости их укрупнения с целью создания образовательных холдингов, оптимизации штатной численности, пересмотра направлений использования бюджетных средств и средств, полученных от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, и их приоритетного направления на повышение качества предоставления образовательных услуг |
3 | провести инвентаризацию государственного имущества, закрепленного за заведениями высшего образования на основе права хозяйственного ведения или переданного им в собственность, для обеспечения его дальнейшего эффективного использования |
Как видим, в этом году высшее образование ожидает много новаций.
Отношения между госбюджетом и бюджетами новообразованных ОТГ
Как определено в абз. 1 ч. 4 ст. 67 БКУ, доходы бюджетов ОТГ, местные советы которых получили полномочия по результатам первых выборов до 15 октября года, предшествующего плановому, определяются в соответствии со ст. 64 и 691 БКУ. Как исключение, согласно ст. 26 Закона о госбюджете-2019 в 2019 году устанавливаются отношения между государственным бюджетом и бюджетами тех ОТГ, местные советы которых получают полномочия по результатам первых местных выборов, состоявшихся в 2018 году.
Отметим, что в этом году перечень таких ОТГ в Законе о госбюджете-2019 не определен. Но те местные советы, которые получили полномочия по результатам первых выборов 23.12.2018 г., руководствуются указанной нормой в общем порядке.
Расходы на льготы и субсидии
Одной из главных новаций Закона о госбюджете-2019 стало то, что 20,0 млрд грн. за счет средств субвенции на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг передано Минсоцполитики под отдельную бюджетную программу «Выплата льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в наличной форме». Это связано с внедрением в 2019 году механизма предоставления в денежной форме предусмотренных законодательством льгот и субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Согласно обновленной редакции ч. 3 ст. 102 БКУ расширен перечень услуг, на которые предоставляются льготы и жилищные субсидии населению за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам, и категории населения, которым предоставляются такие льготы и субсидии (изменения в п.п. «б» п. 4 ст. 89, п. 204 ч. 1 ст. 91 и ч. 4 ст. 102 БКУ).
В связи с этим Минфину снова предоставлено право на верификацию получателей пенсий, субсидий и льгот в 2019 году.
Отметим, что в конце прошлого года КСУ в своем решении от 11.10.2018 г. № 7-р/2018 признал неконституционными некоторые положения БКУ, которые дают Минфину право получать информацию, содержащую персональные данные. То есть имеется в виду именно п. 40 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ. Но согласно Закону № 2621 Минфин имеет право на бесплатное получение информации, содержащей банковскую тайну, персональные данные и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данным, держателями (администраторами) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления.
Такой доступ к информации необходим при осуществлении полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части верификации и мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат, которые осуществляются за счет средств государственного, местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, с целью обеспечения адресности и недопущения назначения, начисления и/или осуществления неправомерных социальных выплат.
Как и раньше, для получения и обработки таких персональных данных Минфин не требует получения на это согласия физических лиц. Уточнено лишь, что порядок осуществления верификации и мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат должен определить Кабмин.
Расходы на клубные и дошкольные учебные заведения
На 2019 год продлено действие п. 20 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ. Поэтому, как и раньше, в 2019 году из бюджетов сел, поселков, городов районного значения могут осуществляться расходы на содержание дошкольных учебных заведений и заведений культуры.
Субвенция лицам с особыми образовательными потребностями
В 2019 году перечень субвенций, которые предоставляются из госбюджета местным бюджетам (ст. 97 БКУ), дополнен новой субвенцией. Это субвенция на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями.
Направляют такую субвенцию на предоставление господдержки для получения образования в заведениях и учреждениях образования слепыми детьми и с пониженным зрением, глухими и с пониженным слухом, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллектуального развития, со сложными нарушениями развития (в том числе с расстройствами аутистического спектра).
Направления использования средств по этой субвенции установлены в ст. 1033 БКУ.
Расширены полномочия Счетной палаты
Законом № 2621 дополнены полномочия Счетной палаты.
Во-первых, ст. 110 БКУ, в которой определены полномочия Счетной палаты в отношении контроля за соблюдением бюджетного законодательства, дополнена новыми полномочиями.
Так, согласно этим изменениям Счетная палата, кроме ранее предоставленных полномочий, с 01.01.2019 г. также осуществляет контроль за поступлениями, закрепленными за местными бюджетами, общегосударственными налогами и сборами или их частью и использованием средств местных бюджетов в части расходов, которые определяются функциями государства и переданы на исполнение местному самоуправлению. Аналогичные изменения внесены в ст. 7 Закона Украины «О Счетной палате» от 02.07.2015 г. № 576-VIII.
Следовательно, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на поступления в госбюджет, но и на поступления в местные бюджеты закрепленных за ними общегосударственных налогов и сборов и использование соответствующих средств местных бюджетов.
Во-вторых, в связи с этим изложена в новой редакции ст. 15 указанного Закона, в которой определено, какие мероприятия должна осуществлять Счетная палата и какую информацию, документацию должна запрашивать и получать у госорганов и ОМС.
Счетная палата осуществляет мероприятия государственного внешнего финансового контроля (аудита) | Счетная палата имеет право запрашивать и получать у государственных органов, органов власти, ОМС имеющуюся у них информацию и документацию |
По: 1) законности, полноте начисления, своевременности уплаты и зачислении в местные бюджеты закрепленных за ними общегосударственных налогов и сборов или их доли; 2) правильности определения и распределения, своевременности и полноте перечисления трансфертов между госбюджетом и местными бюджетами, законности и эффективности использования таких трансфертов распорядителями и получателями бюджетных средств по расходам местных бюджетов; 3) законности и эффективности использования средств местных бюджетов в части расходов, которые определяются функциями государства и переданы на исполнение местному самоуправлению | О: 1) поступлениях, закрепленных за местными бюджетами, общегосударственных налогах и сборах или их долях; 2) определении, распределении, перечислении и использовании трансфертов между госбюджетом и местными бюджетами; 3) использовании средств местных бюджетов в части расходов, которые определяются функциями государства и переданы для исполнения местному самоуправлению |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон о госбюджете-2019 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» от 23.11.2018 г. № 2629-VIII.
Закон № 2646 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по введению среднесрочного бюджетного планирования» от 06.12.2018 г. № 2646-VIII.
Закон № 2621 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 22.11.2018 г. № 2621-VIII.
Закон № 3353 — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.
Закон № 1160 — Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV.
Закон № 2145 — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.
Закон № 3551 — Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.
ОМС — орган местного самоуправления.