Темы статей
Выбрать темы

Подаем финотчетность за 2016 год: главные акценты

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Вот и приблизился срок подачи годовой финотчетности. В 2016 году в сфере бухучета новшеств не было, поэтому вы смело можете воспользоваться нашими детальными рекомендациями по составлению финотчетности, которые мы давали в 2016 году («БН», 2016, № 3, с. 10 и № 4, с. 11). А сегодня мы напомним вам общие моменты, связанные с подачей годовой финотчетности.

Порядок предоставления финотчетности

Финотчетность за 2016 год подают:

1) в органы статистикине позднее 28.02.17 г. При этом все юрлица могут направить финотчетность в органы статистики одним из следующих способов ( п. 4 Порядка № 419):

• лично,

• по почте,

• в электронном виде*.

* Информация о предоставлении финотчетности в электронном виде размещена на сайте Госслужбы статистики (http://www.ukrstat.gov.ua/).

Датой предоставления финотчетности является день фактической передачи финотчетности по назначению, при пересылке ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419). Факт получения финотчетности в электронном виде подтверждает получение квитанции № 2;

2) в органы ГФС — вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий, а именно:

«высокодоходные» плательщики налога на прибыль, которые отчитывались в 2016 году ежеквартально, — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года ( п.п. 49.18.2 НКУ), т. е. не позднее 09.02.17 г.;

«малодоходные» плательщики, которые отчитываются только по результатам года — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года ( п.п. 49.18.3 НКУ), т. е. не позднее 01.03.17 г.

Налогоплательщики, которые относятся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации и, следовательно, финотчетность в органы ГФСУ обязательно в электронной форме ( п. 49.4 НКУ).

Остальные плательщики налога на прибыль могут выбрать один из следующих способов ( п. 49.3 НКУ):

• лично;

• по почте;

• в электронной форме.

Нюанс: для вновь созданного предприятия отчетный период отсчитывают с даты создания (даты госрегистрации) по 31 декабря. Первый отчетный период такого предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев ( ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете). Поэтому предприятия, которые были созданы в период с 01.10.16 г. по 31.12.16 г., годовую финансовую отчетность за 2016 г. могут не составлять. Первый годовой отчетный период для них будет с даты регистрации по 31.12.17 г.

Обнародование годовой финотчетности

Публичные акционерные общества, предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, а также профессиональные участники фондового рынка, банки, страховщики и другие финансовые учреждения обязаны не позже чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем размещения на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях.

Государственные и коммунальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых больше 50 % акций (долей) принадлежат государству или территориальной общине, а также хозяйственные общества, 50 % и больше акций (долей) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства или территориальной общины в которых составляет 100 %, обязаны обнародовать информацию о своей деятельности (квартальную, годовую финотчетность, в том числе консолидированную, за последние три года) путем размещения ее на собственной веб-странице (веб-сайте) или на официальном веб-сайте соответствующего субъекта управления объектами государственной или коммунальной собственности. Доступ к таким веб-страницам и веб-сайтам является круглосуточным и бесплатным ( ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете).

Годовая финотчетность (в том числе консолидированная) этих субъектов хозяйствования обнародуется до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. Если годовая финотчетность (в том числе консолидированная) подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение публикуется вместе с отчетностью.

Состав годовой финотчетности

Состав финотчетности за 2016 г. мы представили в табл. 1.

Таблица 1. Состав финансовой отчетности за 2016 год

Субъект

Критерии

Состав отчетности

1. Субъекты микропредпринимательства(1) и плательщики единого налога группы 3

Среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц(2)

Упрощенный финансовый отчет СМП:

1) ф. № 1-мс «Баланс»;

2) ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (56583864 грн.)(3)

2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства и плательщиков единого налога группы 3)

Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц

Финансовый отчет СМП:

1) ф. № 1-м «Баланс»;

2) ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро (282919320 грн.)

3. Субъекты крупного предпринимательства

Среднеучетное количество работников превышает 250 лиц

1) ф. № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»;

3) ф. № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» либо ф. № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»(4);

4) ф. № 4 «Отчет о собственном капитале»;

5) ф. № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности»;

6) ф. № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности»(5)

Годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро (1414596600 грн.)

4. Субъекты среднего предпринимательства

Среднеучетное количество работников от 50 до 250 лиц

Годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро (282919320 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро (1414596600 грн.)

(1) Критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории указаны в ч. 3 ст. 55 ХКУ.

(2) В соответствии с п. 3.1 Инструкции № 286 (с учетом штатных работников, внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам).

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2016 г.: Дт 70 – 74 —Кт 79. Среднегодовой курс Нацбанка за 2016 г. равен 2829,1932 грн. за 100 евро.

(4) Предприятия самостоятельно выбирают способ составления данного Отчета прямым или косвенным методом с применением соответствующей формы ( п. 9 разд. II НП(С)БУ 1). Используемый метод должен быть указан в положении об учетной политике.

(5) В соответствии с п. 2 П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам» ф. № 6 заполняют только предприятия, которые:

обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (см. об этом выше);

занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

поставляют продукцию (товары, работы, услуги), по которой до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен;

осуществляют производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению.

По мнению Минфина, если юрлицо по результатам деятельности в течение года утратило признаки СМП, позволяющие составлять Упрощенный финотчет, но соответствует признакам СМП, которому разрешено составлять Финотчет СМП, оно составляет Финотчет СМП (ф. № 1-м и № 2-м) за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года (письмо от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149).

Если же юрлицо по результатам деятельности на протяжении года утратило все признаки соответствия критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25, за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года, оно составляет финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 ( п. 3 разд. І П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»).

«Большую» финотчетность могут предоставлять и субъекты малого предпринимательства, если они применяют МСФО ( п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).

Предоставление финотчетности по МСФО

Согласно п. 2 Порядка № 419 в обязательном порядке МСФО-отчетность составляют такие лица (см. табл. 2).

Таблица 2. Субъекты, составляющие финансовую отчетность по МСФО

Субъекты, составляющие финотчетность по МСФО

Дата перехода на МСФО

1. Публичные акционерные общества, банки, страховщики

с 01.01.12 г.

2. Предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по таким видам:

• предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010);

• негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010)

с 01.01.13 г.

3. Предприятия, которые осуществляют вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД ДК 009:2010)

с 01.01.14 г.

4. Предприятия, которые осуществляют деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010)

с 01.01.15 г.

5. Кредитные союзы

с 01.01.15 г.

Остальные предприятия могут самостоятельно принять решение о переходе на применение МСФО, что должно быть закреплено в положении об учетной политике ( п. 3 ст. 121 Закона о бухучете, п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1).

В случае применения МСФО (в обязательном порядке или по самостоятельному решению) предприятия не обязаны составлять финотчетность в соответствии с национальными П(С)БУ (см. письмо МФУ от 06.03.12 г. № 31-08410-07-29/5792).

Основные требования к заполнению финотчетности

«Большую» финотчетность заполняют в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение — раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (Форма № 2), денежные показатели которого приводят в гривнях с копейками. Эти правила распространяются и на предприятия, которые используют МСФО (письмо МФУ от 17.12.13 г. № 31-08410-07-10/36519).

«Малую» финотчетность составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25).

Отрицательные значения (значения, подлежащие вычитанию) приводят в формах отчетности в скобках ( п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

Сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов (кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ) не допускается ( п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1).

Согласно п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1 предприятия могут не приводить статьи, которые предусмотрены в формах финансовой отчетности, утвержденных НП(С)БУ, в случае, если по ним отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде).

Предприятия могут включать в финотчетность дополнительные статьи в порядке, определенном НП(С)БУ 1, в случае, если статья соответствует таким критериям:

• информация является существенной и

• оценка статьи может быть достоверно определена.

Состав статей финотчетности, в частности, указываемой в дополнительно вписываемых строках, определяет предприятие в своей учетной политике**. Критерии существенности информации приведены в п. 2.20 разд. II Методрекомендаций № 635.

** См. «БН», 2017, № 3, с. 9.

В общем случае финотчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия ( ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). За бухгалтера подпись могут поставить другие лица***.

*** Более подробно читайте об этом в статье «Ой, чья то подпись стоит… на документе» // «БН», 2014, № 14, с. 36.

Особенность: Минфин еще в 2015 году исключил из п. 8 раздела І П(С)БУ 25 устаревшую норму о том, что «нулевщики» должны признавать расходы и доходы с учетом требований НКУ и относить суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финрезультат после налогообложения.

В связи с этим в ф. № 2-мс стр. 2310 «Витрати (доходи), які зменшують (збільшують) фінансовий результат після оподаткування» не заполняют. Соответственно, в Упрощенном финотчете СМП за 2016 год показатель стр. 2350 «Чистий прибуток (збиток) (2290 - 2300 - (+) 2310)» следует определять как разницу между стр. 2290 «Фінансовий результат до оподаткування (2280 — 2285)» и стр. 2300 «Податок на прибуток».

Штрафы за неподачу финотчетности

Сразу обратим ваше внимание на то, что для плательщиков налога с 01.01.17 г. финансовая отчетность считается приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль и ее неотъемлемой частью. Из этого следует, что финансовая отчетность должна в обязательном порядке подаваться вместе с декларацией по налогу на прибыль предприятий.

За неподачу (несвоевременную подачу) плательщиками налога на прибыль финотчетности в налоговый орган теперь могут наложить штрафы, предусмотренные п. 120.1 НКУ.

Кроме того, за неподачу финотчетности в налоговые органы на виновных лиц могут наложить админштраф по ст. 1631 КоАП. Размер штрафа по этой статье составляет от 85 до 170 грн., при этом составить протокол по этому правонарушению могут и налоговики ( ч. 1 ст. 255 КоАП).

За указанное нарушение на виновных лиц может быть также наложен административный штраф в размере от 136 до 255 грн. по ст. 1642 КоАП. Это в свое время подтверждали и налоговики (см. ответ на вопрос 3 в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 22.11.12 г. № 1046).

В то же время составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 1642 КоАП могут только органы Государственной аудиторской службы Украины ( ст. 2341 КоАП), и только в отношении подконтрольных учреждений ( ч. 9 ст. 10 Закона № 2939). То есть к обычным хозрасчетным предприятиям эта санкция неприменима, что подтверждают и сами налоговики.

За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики ( ст. 2443 КоАП), на что обратил внимание Госкомстат еще в письме от 01.11.01 г. № 16-1-67.

Выводы

  • «Большую» финотчетность составляют субъекты крупного и среднего предпринимательства, а также СМП, если они применяют МСФО.
  • Субъекты микропредпринимательства и плательщики единого налога группы 3 составляют Упрощенный финансовый отчет СМП, остальные СМП — Финансовый отчет СМП.
  • Финотчетность подают в органы статистики не позднее 28.02.17 г.
  • В органы ГФСУ финотчетность подают вместе с декларацией по налогу на прибыль: «квартальщики» — не позднее 09.02.17 г., «годовики» — не позднее 01.03.17 г.
  • С 01.01.17 г. финотчетность считается приложением к декларации по налогу на прибыль. За ее непредоставление могут, в числе прочего, наложить штраф согласно п. 120.1 НКУ и по ст. 1631 КоАП.

Документы и сокращения статьи

Закон № 2939 Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Методрекомендации № 635 — Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.13 г. № 635.

СМП — субъект малого предпринимательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше