Темы статей
Выбрать темы

Торговая точка за пределами родного края: когда, куда и что платит ФЛП

Хмелевская Оксана, эксперт по вопросам оплаты труда
Представим такую ситуацию (может быть, вскоре она станет повсеместной): дела предпринимателя пошли в гору, и он решил открыть «филиал» в другом городе. Для этого он приобрел или арендовал помещение под магазин и нанял работников. Понятно, что от новых налоговых обязанностей ему не отвертеться. Каких именно? Об этом вы сейчас узнаете.
img 1

Начнем разговор с такого вопроса. Может ли предприниматель обзавестись филиалом или представительством в другом городе? По документам — нет. Филиал или представительство — это обособленные подразделения юридических лиц ( ст. 95 ГКУ*). Об этом вы можете прочитать в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 99, посвященном как раз таким филиалам.

* Гражданский кодекс Украины.

Но это не означает, что хоздеятельность предпринимателя имеет географические преграды. Вы можете открыть в другом городе любой торговый или производственный объект и ласково назвать его «филиальчиком». Главное — понимать налоговые последствия такого шага.

«Раздвоение» места учета

Итак, предприниматель открывает магазин в другом городе. В первую очередь ему понадобится помещение. Он может приобрести в собственность здание или его часть либо взять недвижимость в аренду.

В придачу к зданию у него может появиться земельный участок, скважина, отопительный котел и т. д.

Не удивляйтесь, все это объекты налогообложения. В связи с их наличием в пользовании или собственности у предпринимателя может возникнуть обязанность подавать отчетность или уплачивать некоторые налоги (сборы) по месту расположения магазина.

Как же наладить сотрудничество с ГНИ в другом городе? Нет ничего проще. Предпринимателю нужно стать на учет в этой налоговой по неосновному месту. При этом основным местом учета остается налоговый орган по месту жительства ФЛП (налоговому адресу).

«Обзавестись» неосновным местом учета в определенных случаях предписывает п. 63.3 НКУ**. Какие это случаи? Наличие в другом городе подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.

** Налоговый кодекс Украины.

В то же время п. 7.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588, конкретизирует: такой шаг необходим, если на «освоенной» территории у предпринимателя не просто появились объекты, а возникли обязанности по уплате каких-то налогов (сборов) и подаче по ним отчетности. Для постановки на учет по неосновному месту в ГНИ подают заявление.

Поторопитесь! На это отведено 10 рабочих дней с момента регистрации прав на объект недвижимого имущества или открытия объекта, через который будет вестись деятельность

Также не забудьте подать в тот же срок уведомление по ф. № 20-ОПП и указать в нем сведения о новом объекте учета. Независимо от того, где появился объект, его подают в родную ГНИ, т. е. по месту основного учета.

Заметим: налоговики при отсчете срока отталкиваются от даты оформления договора купли-продажи, аренды помещения или другого документа на право владения, пользования или распоряжения, а не открытия магазина (разъяснение в категории 119.11 БЗ). Подробнее о нюансах подачи формы № 20-ОПП читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 66, с. 24.

Далее начнем постепенно «вкушать» правила подачи отчетов и уплаты тех или иных налогов при открытии торговой точки в другом городе.

Налоговые секреты нового «домика»

Начнем с аперитива, а точнее, с налогов, плательщиком которых может оказаться собственник или арендатор здания/помещения с прилегающей территорией под магазин.

Налог на недвижимость. Физические лица, в собственности которых находятся объекты нежилой недвижимости, платят налог за нее в местный бюджет того населенного пункта, где она размещена. Подавать декларацию по этому налогу и самостоятельно рассчитывать его сумму физлицам не нужно. Ее вместе с реквизитами для уплаты указывают в налоговом уведомлении-решении, которое направляется собственнику до 1 июля года, следующего за базовым (отчетным). Первый раз такой налог за нежилую недвижимость «физикам» придется заплатить в 2016 году за 2015-й. До этого облагались только жилые квадратные метры.

Заметим: субъектами права собственности могут быть обычные физические лица, а не предприниматели ( ст. 2 и ст. 318 ГКУ). Поэтому ФЛП платят налог на недвижимость в качестве обычных граждан. Сделать это они обязаны в течение 60 дней со дня получения налогового уведомления.

Экологический налог. Плательщиками этого налога могут быть как общесистемщики, так и единоналожники.

Вы догадываетесь, что обязанность платить эконалог возникает тогда, когда предприниматель загрязняет окружающую среду, а точнее, при использовании «нехороших» объектов. Большинство предпринимателей не имеет дела с размещением отходов (в понимании п.п. 14.1.223 НКУ) и сбросом в водные объекты загрязняющих веществ. Поэтому актуальным для ФЛП остается загрязнение атмосферного воздуха выбросами от стационарных источников загрязнения. Что же это за источники? Предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ( п.п. 14.1.230 НКУ). Такими агрегатами, в частности, могут быть генераторы, котлы, мини-электростанции и прочее оборудование, которое работает на горючем.

Уплачивать эконалог должен именно тот, кто использует агрегат, загрязняющий атмосферный воздух своими выбросами. А это может быть как собственник помещения, где находится такой агрегат, так и его арендатор (подробнее на эту тему читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 96, с. 36).

Подпунктом 250.2.1 НКУ предусмотрено, что

декларацию по эконалогу подают по месту размещения стационарных источников, туда же уплачивают сам налог

Если место предоставления декларации не совпадает с местом основного учета, ФЛП должен подать в родную ГНИ копию соответствующей декларации ( п. 250.8 НКУ).

Сроки для подачи как самой декларации, так и ее копии стандартны для квартального отчетного периода. Они составляют 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Уплатить налог предстоит в течение следующих 10 календарных дней ( п. 250.2 НКУ).

Рентная плата за спецводопользование. Предпринимателю на любой системе налогообложения, который приобрел или арендовал здание (помещение), нужно задуматься о рентной плате, а вернее, о двух из шести ее составляющих:

— за специальное использование воды ( ст. 255 НКУ);

— за пользование недрами для добычи полезных ископаемых ( ст. 252 НКУ).

Начнем со спецводоренты (если по-старому, то водосбора). Собственник здания должен определить, будет ли он использовать воду исключительно на удовлетворение собственных санитарно-гигиенических и питьевых нужд. Если да, то от уплаты этого платежа он освобожден ( п.п. 255.4.1 НКУ). Если же помимо этого будет использовать воду в производственных целях — будьте добры вносить рентную плату за весь объем потребленной воды.

Теперь пару слов о ситуации, когда ФЛП арендует помещение под магазин. Должен ли он уплачивать рентную плату за специальное использование воды в помещении? Только тогда, когда получает воду по договору на ее поставку и использует в производственных целях. То есть для этого у арендатора должен быть заключен прямой договор с водоканалом, а это происходит довольно редко. Если у вас именно такой случай, но вся вода идет на санитарно-гигиенические нужды, то, понятное дело, вы — неплательщик спецводоренты. Ну и само собой с вас взятки гладки, если договор водоснабжения арендованного вами помещения остался на его собственнике — платеж с бюджет за специальное использование воды будет лежать на нем.

Предоставлять декларацию и уплачивать спецводоренту нужно по местонахождению водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов

Вместе с ней подают бумажные копии разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды. Сроки подачи декларации и всех прилагаемых к ней копий — стандартные 40 дней по окончании отчетного квартала, как и для всей квартальной отчетности.

Рентная плата за недра (при добыче подземных вод). Теперь перейдем к «недропользователям». В их число попадают субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность по добыче подземных вод: имеют на своем участке и эксплуатируют скважину.

Обратите внимание: субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения, не могут работать на едином налоге ( п. 5 п.п. 291.5.1 НКУ). Причем подземные воды как раз и отнесены к «запретным для единоналожников» полезным ископаемым общегосударственного значения (см. также письмо ГФСУ от 18.11.2015 г. № 10767/Б/99-99-17-02-02-14).

Получается, что формально работать на едином налоге собственнику скважины нельзя. Помните об этом, приобретая помещение. Не рискуйте, даже если вы будете использовать воду исключительно для питья и полива клумб.

В то же время аренда здания или помещения не обязывает арендатора брать в арену еще и земельный участок под ним, а значит, пользователем скважины останется арендодатель недвижимости. Именно он и будет плательщиком ренты. Вы с ним можете заключить договор на водоснабжение арендованного помещения.

Объект обложения рентной платой при добыче пресных подземных вод возникнет у собственника участка (общесистемщика) только в том случае, если глубина скважины больше 20 метров. А вот если вы черпаете подземную воду из скважинки меньшей глубины, то платить за недропользование не нужно, поскольку объект налогообложения отсутствует ( п.п. 252.4.1 НКУ). Хотя налоговики почему-то имеют на этот счет противоречивые мнения (см. соответствующие консультации в категории 130.01 БЗ).

Отчетность по этому платежу адресуется ГНИ по местонахождению скважины. Подается она в срок, установленный для квартальной отчетности. Если место основного учета не совпадает с местонахождением скважины, нужно подать копию налогового расчета в родную ГНИ. Уплачивать ренту за недра следует ежеквартально по местонахождению скважины в традиционные для квартальных налогов сроки ( п. 257.5 НКУ).

Земельный налог. Главенствующим в вопросе уплаты этого налога при сделках с недвижимостью является п. 287.6 НКУ. В соответствии с этой нормой после 01.01.2015 г. обязанность по его уплате у собственников зданий/помещений появляется только после госрегистрации прав на земельный участок под приобретенной недвижимостью (см. письма ГФСУ от 29.09.2015 г. № 20634/6/99-99-15-03-01-16 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 84, с. 4 и от 30.09.2015 г. № 20745/6/99-99-15-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 98, с. 8).

Земельный налог платят по местонахождению земельного участка. Выше мы сказали, что правом собственности на объекты согласно ГКУ обладает обычный гражданин, а не предприниматель. Именно на гражданина и будет впоследствии оформлен земельный участок, поэтому платить налог нужно по правилам для обычных физлиц. Но, еще раз подчеркнем, не раньше момента, когда такое оформление состоится.

Какие же это правила? Очень простые: дождаться получения по налоговому адресу уведомления-решения (до 1 июля текущего года) от налоговиков. В нем будут указаны сумма налога и реквизиты для его уплаты. В течение 60 дней после получения нужно заплатить указанную в нем сумму ( п. 287.5 НКУ).

Единоналожники, которые используют собственные земельные участки в хозяйственной деятельности, освобождены от уплаты земельного налога

Это освобождение прописано в п.п. 4 п. 297.1 НКУ. Причем оно действует, даже если земналог платят по «гражданским» правилам, но, на наш взгляд, единоналожнику лучше уведомить об этом налоговиков заявлением в произвольной форме.

Арендная плата за земли госкомсобственности. Плата за аренду таких земель — общегосударственный налог. Выше мы отметили, что арендатор не обязан вместе со зданием брать в аренду земельный участок. Вместо этого большинство арендаторов зданий (помещений) компенсируют арендодателю недвижимости его издержки по уплате арендной платы за государственные или коммунальные земли. При этом сами арендаторы зданий/помещений плательщиками этого налога не являются и отчетности по нему в налоговую инспекцию не подают.

Но если уж вы приобрели здание и госкомземлю под ним официально оформили на себя на праве аренды, то от внесения арендной платы в бюджет вам не уйти. Причем, заметьте, по арендной плате у единоналожников нет льгот.

Каков порядок декларирования и уплаты арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной формы собственности? Здесь все зависит от того, кто выступает арендатором по договору аренды земли: обычный гражданин или физлицо-предприниматель. В первом случае действуют те же правила, что описаны выше для земналога. Во втором — предпринимателю придется подать декларацию по плате за землю в ГНИ по местонахождению земельного участка, став в ней на учет по неосновному месту. Ее подают один раз в год не позднее 20 февраля текущего года, расписав ежемесячные суммы к уплате наперед или отдельно за каждый месяц. Кроме того, существует возможность подавать такую декларацию ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

По вновь заключенным договорам аренды предприниматель предоставляет декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным ( п. 286.4 НКУ). По нашему мнению, она может быть как годовой, так и ежемесячной.

Платить арендную плату нужно по месту, где расположен арендованный земучасток.

Розничная продажа: НДС и акцизный налог

Вы немного насытились? Тогда следующий на очереди — фирменный салат.

НДС. О том, куда отчитываться и по каким реквизитам платить НДС, задумаются предприниматели-общесистемщики, зарегистрированные плательщиками этого налога, а также единоналожники группы 3 со ставкой 2 %.

Предприниматели регистрируются плательщиками НДС только по месту основного учета, там же отчитываются и, соответственно, уплачивают НДС по реквизитам родной ГНИ. Иное в данном случае не предусмотрено.

Думаем, что вопросов составления и регистрации в ЕРНН электронных налоговых накладных у опытных плательщиков НДС быть не должно.

Акцизный налог в рознице. Плательщиками этого налога станут предприниматели на общей системе, которые реализуют в розницу алкогольные напитки и табачные изделия, и единоналожники, торгующие пивом и столовым вином. Уплачивать акцизный налог нужно по месту реализации таких товаров, т. е. в местные бюджеты административно-территориальных единиц, на территории которых расположены пункты продажи подакцизных товаров ( п.п. 222.3.2 НКУ).

Декларации по акцизному налогу подавайте в ГНИ, которые обслуживают административно-территориальные единицы по местонахождению пунктов продажи подакцизных товаров. Подробнее о заполнении таких деклараций читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 20 с. 10.

Налоги и ЕСВ «за себя»

Теперь перейдем к основному блюду — к налогам, которые уплачивают все предприниматели «за себя». Для общесистемщиков — это НДФЛ, военный сбор и ЕСВ «за себя». Для единоналожников — единый налог и ЕСВ «за себя».

Перечисленные налоги и ЕСВ предприниматели уплачивают по месту основного учета, независимо от того, на территории какого города будут получены доходы. Какой-либо другой порядок уплаты действующим законодательством не предусмотрен.

Подавать декларацию о доходах предпринимателя на общей системе или декларацию плательщика единого налога нужно в ГНИ по налоговому адресу

Об этом говорится в пп. 177.5 и 296.4 НКУ соответственно. В свою очередь, налоговым адресом физлица признается место его проживания, по которому оно берется на учет как налогоплательщик в контролирующем органе ( п. 45.1 НКУ).

Предпринимательские отчеты по ЕСВ «за себя» (формы № Д5 и № Д6) также подают по месту учета. А оно напрямую связано с местом проживания (регистрации) предпринимателя ( п. 1 разд. II Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина от 24.11.2014 г. № 1162).

Важно! Предприниматель на едином налоге группы 3 полученный в другом городе доход будет облагать по обычной ставке — 2 % или 4 % (если не допустит нарушений). В то же время плательщики группы 2* должны помнить: осуществляя деятельность на территориях разных местных советов, платить единый налог нужно по максимальной ставке (как прописано в п. 293.7 НКУ, 20 % от минимальной заработной платы на 1 января текущего года).

* Это же правило справедливо для единоналожников группы 1, но, учитывая ограничения по сфере их деятельности, открыть магазин в другом городе они не смогут.

Адреса мест осуществления деятельности должны быть внесены в Реестр плательщиков единого налога

Вы открываете новую «точку»? Тогда подайте в ГНИ по месту учета соответствующее заявление. В какие сроки? Они зависят от группы, в которой работает единоналожник, и установлены пп. 298.5 и 298.6 НКУ. Единоналожники группы 2 подают такое заявление не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором добавилось еще одно место осуществления хоздеятельности, в нашем случае — другой город. Единоналожники группы 3 подают такое заявление вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое изменение.

НДФЛ, военный сбор, ЕСВ за работников

И на десерт поговорим об НДФЛ, военном сборе (далее — ВС) и ЕСВ, которыми облагаются доходы наемных работников.

Куда уплачивать НДФЛ и ВС с зарплаты наемных работников, которые трудятся далеко от предпринимателя, например, в другом городе?

Подпунктом «а» п.п. 168.4.5 НКУ установлено: предприниматель — налоговый агент платит НДФЛ в соответствующий местный бюджет по месту своей регистрации в контролирующих органах.

Считаем, что в данном случае речь идет об основном месте учета (налоговом адресе) предпринимателя.

Также в ГНИ по основному месту учета нужно уплачивать ВС с доходов работников.

Налоговый расчет по форме № 1ДФ подаете в ГНИ по месту налогового адреса ФЛП.

Таким образом, если вы как налоговый агент удерживаете НДФЛ и военный сбор, то перечисляйте его по месту своего налогового адреса. Это актуально и для взимания платежей с доходов работников, которые зарегистрированы (прописаны) и трудятся в другом городе.

Обратите внимание: место регистрации того, кому вы выплачиваете доход, роли не играет!

Теперь о ЕСВ, который взимается с заработной платы и вознаграждения. Независимо от того, где ведет деятельность предприниматель и (или) его работники, ЕСВ уплачивается по месту основного учета предпринимателя. То же самое касается и отчетности по ЕСВ за работников по форме № Д4.

Добавим, что уведомление о приеме на работу иногородних тружеников предприниматель также подаст в ГНИ по месту основного учета.

В заключение пожелаем предпринимателям развивать и расширять свой малый бизнес. А выяснение учетно-налоговых вопросов мы возьмем на себя и подадим разъяснения в виде фирменного блюда.

выводы

  • Сама по себе организация бизнеса в другом городе не требует от ФЛП становиться на учет по неосновному месту в местном налоговом органе.
  • Однако, если он, к примеру, приобретет или возьмет в аренду здание или помещение, земельный участок, станет пользоваться артезианской скважиной, то у него может возникнуть обязанность отчитываться в другом городе и платить некоторые налоги, связанные с такими объектами налогообложения. В этом случае в другом городе придется «обзавестись» и местом неосновного учета.
  • На постановку по неосновному месту учета отведено 10 дней с момента регистрации прав на объект недвижимого имущества или открытия объекта, через который будет вестись деятельность.
  • Такая обязанность появится, если предприниматель на любой системе будет загрязнять атмосферу, а значит, платить эконалог, собственник здания (помещения) — использовать воду в производственных целях и платить водосбор, а общесистемщик — собственник земельного участка обустроит на нем скважину.
  • Также «подружиться» с ГНИ в другом городе придется и предпринимателю-арендатору земли гос- и/или коммунальной собственности.
  • Этой участи не избежать и предпринимателям на общей системе, реализующим в розницу алкогольные напитки и табачные изделия, и единоналожникам, торгующим пивом и столовым вином. Ведь они обязаны платить «розничный» акциз и отчитываться по нему по месту осуществления торговли.
  • Что касается уплаты единого налога, НДФЛ, ВС, ЕСВ за себя и за работников, то независимо от места получения доходов и использования наемного труда отчитываться и уплачивать эти налоги/сборы следует по месту налогового адреса ФЛП.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше