(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 34
  • № 32
  • № 31
  • № 30
  • № 29
  • № 28
  • № 27
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/23
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Апрель , 2016/№ 33

Вопросы с вебинара: агро

http://tinyurl.com/yx9dnrmj

земельные отношения

Без госрегистрации права на землю нет спецрежима

Слышали, что с начала года из НКУ исключены требования о госрегистрации земельных участков как обязательного условия спецрежимного сельхозналогообложения (ЕН группы 4 и НДС). Действительно ли это так?

Однозначно, нет! Напомним: в течение 2015 года п.п. 14.1.235 и п. 2921.1 НКУ требовали, чтобы права собственности/пользования земельными участками были оформлены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Однако исключение из них соответствующих абзацев фактически ничего не меняет. Смотрите, что выходит.

О необходимости соблюдения земельного законодательства единоналожниками группы 4 (далее — сельхозЕН) можно судить уже из абзаца первого п. 2921.1 НКУ. Объектом обложения сельхозЕН является площадь сельхозугодий и/или земель водного фонда, находящаяся в собственности сельхозтоваропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

Для определения предприятия сельскохозяйственным в свете НДС-спецрежима одним из ключевых условий является производство сельхозпродукции на собственных или арендованных основных фондах ( п. 209.6 НКУ). То, что к таким фондам относятся и земельные участки, указано в п. 5 П(С)БУ 7 «Основные средства» и п.п. 138.3.3 НКУ.

Таким образом, принадлежность земельного участка на праве собственности или аренды — это тот фундамент, на котором базируются оба аграрных спецрежима. В соответствии со ст. 125 и 126 ЗКУ вещные права (собственности/постоянного пользования/аренды) на земельный участок возникают с момента государственной регистрации этих прав и подлежат оформлению в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV (ср. 025069200). Объект по договору аренды земли считается переданным арендодателем арендатору с момента государственной регистрации права аренды, если иное не установлено законом ( ст. 17 Закона об аренде земли*).

* Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV.

За несоблюдение требований земельного законодательства сельхозпродукция, произведенная (выращенная) на неоформленных и незарегистрированных надлежащим образом земельных участках, не может считаться лично произведенной (см., например, письмо ГФСУ от 14.03.2016 г. № 5466/6/99-99-19-03-02-15 об арендованных участках). А следовательно, становится невозможным и применение спецрежимного обложения сельхозЕН и сельхозНДС. Подробнее об этом — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 5, с. 23; № 24, с. 87.

Аренда земельных паев: госрегистрация в сельсовете

Каков порядок госрегистрации договора аренды земельной доли (пая)?

Поскольку земельная доля (пай), в отличие от земельного участка, является условной частью земель, размер которой определен в условных кадастровых гектарах, а местонахождение и пределы такой земельной доли (пая) не определены, то земельная доля (пай) не является земельным участком и не относится к объектам недвижимого имущества, вещные права по которым подлежат госрегистрации в общем порядке. Об этом идет речь в письме Госреестра от 15.01.2013 г. № 10-06-15-13.

Договоры аренды земельной доли (пая) подлежат регистрации в исполнительном комитете сельского (поселкового, городского) совета по месту расположения земельной доли (пая) (см. п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 119).

Договор должен подаваться арендодателем в двух экземплярах. Регистрация фиксируется в соответствующей Книге. На обоих экземплярах договора аренды ставится штамп с указанием даты регистрации и номера записи, а также с подписью лица, зарегистрировавшего договор.

Субаренда земельных паев

Часть арендованных у физических лиц земельных паев сельхозпредприятие — плательщик сельхозЕН передало в субаренду другому плательщику сельхозЕН. Кто должен декларировать эти земли: арендатор или субарендатор? Облагаются ли НДС суммы платы за субаренду?

Передавать земельные доли (паи) в субаренду можно. Но при условии, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя (см. ст. 774 ГКУ, ст. 8 Закона об аренде земли).

За ответом на первый вопрос обратимся к пп. 295.9.6 и 295.9.7 НКУ, согласно которым в сельхозЕН-декларации арендатора включаются площади сельхозугодий, предоставленные ему в пользование на условиях аренды (субаренды), при условии, что арендодатель является неплательщиком такого налога. Если плательщиками сельхозЕН являются обе стороны, то предоставленные в аренду площади земель должны отражаться в декларации арендодателя (арендатор в своей декларации их не учитывает).

До недавнего времени аналогичное мнение выражали и налоговики. Однако их консультация в подкатегории 108.02.02 БЗ действовала, к сожалению, только до 01.01.2016 г. Впрочем, поскольку указанные нормы НКУ остались без изменений, позиция контролеров, скорее всего, будет последовательной.

Касательно второго вопроса. Арендная плата по договору субаренды земельного участка подпадает под поставку услуг ( п.п. 14.1.185 НКУ), а следовательно, является объектом обложения НДС и облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %. При этом базой налогообложения является стоимость предоставленных услуг согласно договору субаренды (см. письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5574/6/99-99-19-03-02-15, выводы которого сформулированы в отношении субаренды земли коммунальной собственности, но они являются справедливыми и в более широкой ситуации). Обращаем внимание, что операция по получению платы за субаренду земли должна отражаться в общей декларации, на нее спецрежим не распространяется.

Арендованные земельные паи не декларируются

Предприятие- общесистемщик арендует у физлиц земельные паи. Какую «земельную» налоговую отчетность нужно ему подать и когда?

Согласно п.п. 14.1.147 НКУ плата за землю может быть в двух видах, а именно:

(1) земельного налога — взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей ( п.п. 14.1.72 НКУ);

(2) арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

В то же время ст. 269 НКУ установлено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков (земельных долей, паев) и землепользователи. С учетом указанного понятно, что речь идет о постоянных землепользователях.

Собственниками земельных участков считаются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные громады и государство в отношении земель коммунальной и государственной собственности соответственно ( п.п. 14.1.34 НКУ).

Землепользователями считаются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды ( п.п. 14.1.73 НКУ). То есть такое пользование может быть или постоянным, или временным (на условиях аренды).

В соответствии со ст. 92 ЗКУ право постоянного пользования земельным участком — это право без установления срока.

Подведем итог: предприятие в отношении арендованных земельных паев не является ни их собственником, ни землепользователем. Ведь кодексное определение последнего связывается именно с гос(ком)землями.

Таким образом, о декларировании арендованных паев речи быть не может. Такие паи являются объектами обложения земельным налогом для их собственников — физических лиц ( ст. 270 НКУ).

Земельные правоотношения между ФХ и его членами

Каков порядок оформления земельных правоотношений между фермерским хозяйством (ФХ) и физическими лицами — его учредителем и членами?

Обязательным условием для госрегистрации ФХ как юрлица является оформление переданного физлицу — учредителю ФХ для ведения фермерского хозяйства земельного участка госкомсобственности (1) в собственность или (2) в аренду (ст. 8 Закона о ФХ*) .

* Закон Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. № 973-IV.

Вообще же земли ФХ могут состоять из земельных участков, принадлежащих:

1) на праве собственности ФХ как юрлицу;

2) гражданам — членам ФХ на праве частной собственности и

3) используемых ФХ на условиях аренды ( ч. 1 ст. 12 Закона о ФХ).

В то же время ч. 2 ст. 12 Закона о ФХ установлено, что права владения и пользования земельными участками, находящимися в собственности членов фермерского хозяйства, осуществляет фермерское хозяйство.

То есть для правомерного владения и пользования землей своего учредителя и членов фермерскому хозяйству не нужно дополнительных правовых оснований, кроме вышеуказанного. Это означает, что общие правила о заключении соответствующих сделок (аренды, ссуды и т. п.), которые бы позволяли ФХ на законных основаниях обрабатывать такие земельные участки, здесь неприменимы в силу специальности ч. 2 ст. 12 Закона о ФХ.

Еще раз подчеркнем: сказанное выше касается только земли членов ФХ и его учредителя, являющейся их частной собственностью.

Другое дело, если у них самих земля арендована, в том числе если учредитель арендует земельный участок государственной или коммунальной собственности, которая была предоставлена ему с целью ведения фермерского хозяйства (ст. 7 Закона о ФХ). В этом случае ФХ как юрлицу следует заключить со «своими» физическими лицами — учредителем и/или членами ФХ договоры субаренды земли.

На этом ответ на поставленный вопрос можно было бы и закончить, если бы не отечественные особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий, о которых шла речь на с. 10.

Поскольку ФХ, как правило, применяют спецрежимы налогоо

бложения своей деятельности (НДС-спецрежим и/или сельхозЕН), то без формального узаконивания землепользования и без госрегистрации соответствующего вещного права на землю ему не обойтись. Даже в том случае, когда спецнорма ч. 2 ст. 12 Закона о ФХ позволяет этого не делать. Иначе спецрежим фермерскому хозяйству, к сожалению, не светит.

Арендную плату в бюджет должен уплачивать арендатор

ФХ заключило договор субаренды земли с физлицом — его учредителем, являющимся арендатором земель госкомсобственности. Размеры арендной платы и платы за субаренду тождественны. Может ли ФХ уплачивать арендную плату непосредственно в бюджет?

Нет, это будет нарушением действующего законодательства. Поскольку плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка, то физическое лицо (гражданин), заключившее договор аренды на земельный участок государственной или коммунальной собственности, в котором определено целевое назначение земельного участка — для ведения фермерского хозяйства, уплачивает арендную плату за указанный земельный участок.

Начисление физическому лицу (гражданину) сумм арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности производится контролирующими органами, выдающими налоговые уведомления-решения плательщику, до 1 июля текущего года.

Юридическое лицо — ФХ имеет право использовать земельный участок государственной или коммунальной собственности, предоставленный в аренду физическому лицу — учредителю юридического лица для ведения фермерского хозяйства (см. консультацию из подкатегории 112.01 БЗ, а также письмо ГУ ГФС в Черниговской обл. от 04.09.2015 г. № 736/Ю/25-01-15-03-23).

ЕН. Спецрежим

Ягоды и фрукты — тоже спецрежим!

Cельхозпредприятие, работающее на спецрежиме, планирует дополнительно заняться выращиванием фруктов и ягод. Подпадает ли под НДС-спецрежим деятельность по выращиванию яблок, малины и голубики?

Для того чтобы стать субъектом специального режима обложения, сельхозпредприятие должно подать специальное заявление по форме № 1-РС ( приложение 8 к Положению № 1130*). Заметим: информация из этого заявления переносится в Реестр спецрежимщиков, где обязательно должен быть перечень видов деятельности, которыми сельхозпредприятие намерено заниматься, и дата внесения записи о них ( п. 209.10 НКУ, п. 6.2 разд. VI Положения № 1130). Поэтому в самом заявлении по форме № 1-РС как раз и перечислены все спецрежимные виды деятельности, которые могут быть занесены в Реестр спецрежимщика. Среди них:

* Положение о регистрации плательщиков НДС, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130.

— деятельность по выращиванию фруктов (код 01.24 по КВЭД-2010): яблок, слив и т. п.;

— деятельность по выращиванию ягод (код 01.25 по КВЭД-2010): земляники, малины, смородины и т. п.

Наверняка под «и т. п.» подпадает и голубика. Понятно, что перечислить все виды ягод вряд ли возможно. Даже в самих Пояснениях к позициям Классификации видов экономической деятельности, утвержденных приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396, указано: «и прочие виды ягод». Так что голубика, будучи ягодой, тоже подпадает под спецрежим.

Обратите внимание! Так как вы уже спецрежимщик и приняли решение дополнительно заниматься выращиванием фруктов и ягод, то эти допвиды обязательно должны довключить в Реестр. Для этого подайте заявление по форме № 1-РС с пометкой «перерегистрация», и как можно быстрее (спецсроков нет).

Иначе поставку товаров, полученных от видов деятельности, не занесенных в Реестр, налоговики потребуют (!) облагать в общем (неспецрежимном) порядке и отражать в декларации 0110 (см. письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5581/6/99-99-19-03-02-15).

Возврат товара на ЕН группы 4

Сельхозпредприятие, работающее на ЕН группы 4, вовремя не провело в учете возврат своей сельхозпродукции. Нужно ли подавать уточняющий расчет к декларации по ЕН группы 4?

Подавать уточняющий расчет к декларации плательщика ЕН группы 4 вам не нужно.

Уплата ЕН плательщиком группы 4 и соответственно его расчет зависят от площади земель и уточняются только в случае изменения в течение отчетного периода площади сельхозугодий ( п.п. 295.9.5 НКУ). На это обращают внимание и налоговики (см. письмо ГФСУ от 20.11.2015 г. № 24765/6/99-99-15-03-02-15).

Относительно возврата сельхозпродукции ситуация несколько иная. Такой возврат может оказать влияние на величину сельхоздоли, разрешающей сельхознику работать на ЕН группы 4. Поэтому:

1) если возврат сельхозпродукции произошел уже в 2016 году, то он никак не повлияет на финотчетность 2015 года, которая и является источником для определения показателя сельхоздоли для ЕН 4 группы. Корректировать ничего не придется;

2) если возврат произошел в 2015 году, вам придется откорректировать финотчетность за 2015 год (уменьшить доход), и тут надо смотреть:

— если доля после исправления превышает 75 %, то никаких действий для целей налогового учета предпринимать не нужно, так как от этого право на возможность работы на ЕН не меняется. Причем, как разъясняли в свое время налоговики, Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства (по форме, утвержденной приказом Минагрополитики от 26.12.2011 г. № 772) для подтверждения статуса сельхозника с уточняющими показателями подавать не нужно (см. консультацию в подкатегории 513.02 БЗ, действующую до 01.01.2015 г.);

— если доля в результате станет меньше 75 %, то тогда вообще у вас нет права работать на ЕН. То есть, как того требует п.п. 298.8.4 НКУ, с самого начала 2016 года вы должны уплачивать налоги на общих основаниях, т. е. по правилам, установленным для общей системы налогообложения.

Финпомощь для единоналожника группы 4

Сельхозпредприятие на ЕН группы 4 получило от учредителя возвратную финпомощь (ВФП) денежными средствами. Можно ли возвратить такую финпомощь товаром? Подпадет ли эта ВФП под налогообложение по истечении 12 месяцев со дня ее получения или нет?

Просто взять и вернуть заем, полученный в денежной форме, товаром нельзя, поскольку это будет противоречить самой природе договора займа, предполагающего в данном случае возврат такого же количества денежных средств ( ч. 1 ст. 1046 ГКУ).

Вместе с тем возврат займа может осуществляться путем зачета встречных однородных (денежных) требований. Например, «денежная» сумма ВФП может засчитываться в счет дебиторской задолженности, возникшей за отгруженные заимодателю товары (работы или услуги). В таком случае на дату зачета ВФП считается возвращенной, а товары (работы, услуги) оплаченными.

С правовой точки зрения, возможны и другие «непрямые» способы возврата беспроцентного займа: перевод долга заемщиком на другого должника или принятие заемщиком на себя обязательств заимодателя перед третьим лицом с последующим зачетом суммы компенсации за такую уступку и суммы предоставленного займа.

Что касается второго вопроса, то ограничения, предусмотренные для единоналожников групп 1 — 3 (12 месяцев для возврата финпомощи, а также только денежные расчеты), к сельхознику на ЕН группы 4 отношения не имеют. Для плательщиков ЕН группы 4 зачет встречных однородных требований — не проблема.

Сама же сумма ВФП не включается в общую сумму дохода при определении доли сельхозтоваропроизводства, поскольку такая помощь является обязательной к возврату в определенный в договоре срок. В то же время учтите: налоговики сумму ВФП, не возвращенную в установленный в договоре срок, требуют включать в общую сумму дохода (стр. 2 Расчета доли) при определении доли сельхозтоваропроизводства (см. подкатегорию 108.02.06 БЗ).

Однако после срока возврата по договору ВФП в бухучете еще не превращается в доход.

разное

Ремонт арендованной сельхозтехники

Вся сельхозтехника взята в аренду. Можно ли нам как арендаторам отнести в расходы стоимость ремонта арендованной техники?

Не только можно, но и нужно.

Обязанности по содержанию имущества, находящегося в аренде, между сторонами договора распределяет ст. 776 ГКУ. И прямая обязанность арендатора:

— поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии;

— производить за свой счет текущий ремонт (т. е. мероприятия, предупреждающие преждевременный износ объекта аренды и выход его из строя);

— нести расходы по содержанию имущества.

Игнорирование арендатором своих обязанностей может расцениваться как создание угрозы повреждения арендуемого объекта, что, в свою очередь, чревато расторжением договора аренды ( ч. 3 ст. 783 ГКУ).

Никаких особых правил учета расходов на текущий ремонт взятых в аренду объектов основных средств, в частности сельхозтехники, специальное П(С)БУ 14 «Аренда» не устанавливает. Поэтому арендатор в данном случае должен руководствоваться общими «ремонтными» нормами П(С)БУ 7 «Основные средства».

А это значит, что затраты на ремонт, направленный на восстановление первоначального ресурса и поддержание арендуемой сельхозтехники в рабочем состоянии, арендатор включает в расходы ( п. 15 П(С)БУ 7). Учитывая же функциональное назначение арендованной сельхозтехники, расходы на ее ремонт являются прямыми расходами и включаются в состав производственной себестоимости сельхозпродукции (п. 2.9 п. 2 Методрекомендаций № 132). И дальше уже в составе себестоимости относятся на финансовый результат.

А если вы общесистемщик — то и на финрезультат до налогообложения согласно п.п. 134.1.1 НКУ. Причем никаких корректировок по расходам на ремонт сельхозтехники согласно НКУ делать не нужно: как у мало-, так и у высокодоходников они просто уменьшат финансовый результат до налогообложения.

Списание по нормам — без инвентаризации ни-ни!

Сельхозпредприятие в мае 2015 года заложило скирду сена (люцерна). Можно ли в апреле 2016 года списать на расходы убыль сена по нормам естественной убыли за предыдущие месяцы?

Можно. Но сперва придется провести инвентаризацию.

Все дело в том, что списание естественной убыли по утвержденным нормам без установления факта недостачи ценностей не допускается.

Нормы естественной убыли применяются в тех случаях, когда при инвентаризации выявлена недостача фактического наличия ТМЦ по сравнению с учетными данными ( п. 2.5 разд. II, п. 4 разд. IV Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879).

То есть недостача сена должна быть фактически подтверждена инвентаризацией. И только после этого можно применить к скирде нормы естественной убыли, списав недостачу на расходы.

Как правило, инвентаризацию скирды проводят путем ее обмера и определения хранимой массы сена исходя из объема. Массу корма в хранилищах (Мхр) определяют по формуле:

Мхр = Vхр х Ркорм,

где Vхр — объем хранилища, м3;

Ркорм — плотность корма, т/м3.

Напомним: нормы естественной убыли кормов при хранении представлены в приложении 2 к постановлению Госснаба СССР «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов сельскохозяйственной продукции при хранении и транспортировке» от 31.01.85 г. № 12. Сельхозники ими могут руководствоваться и в настоящее время. Так вот, при хранении сена свыше 9 месяцев норма естественной убыли составляет 1,5 % от хранимой массы.

Учтите! Если нормы естественной убыли позволяют списать большую сумму, чем сумма выявленной недостачи, то списывается только сумма недостачи на основании соответствующего расчета, составленного бухгалтерской службой предприятия (по данным протокола инвентаризации).

Когда сельхозник платит эконалог

При каких обстоятельствах сельхозпредприятие будет плательщиком эконалога и при каких условиях оно обязано составлять декларацию об образовании отходов?

Согласно п.п. 240.1.3 НКУ плательщиками эконалога являются лица, размещающие отходы. Объектом и базой налогообложения являются объемы и виды (классы) размещенных отходов (см. п.п. 242.1.3 НКУ).

Сельхозотходы — навоз и птичий помет, образующийся у сельхозников, которые занимаются выращиванием животных и птицы, практически всегда полностью утилизируются по разным направлениям.

Как правило, накопленные навоз и птичий помет используют либо для реализации, либо как удобрение для собственных сельхозугодий. В таком случае ни о каком размещении не может быть и речи (см. письмо Миндоходов от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17, письмо ГУ ГФС в Ровенской обл. от 08.04.2016 г. № 793/10/17-00-15-03-09, БЗ 120.01).

Только в случае размещения навоза в специально отведенных для этого местах или на объектах (хранилищах, полигонах, комплексах специальных сооружений) сельхознику придется уплачивать эконалог.

Кроме того, эконалог придется платить, если сельхозпредприятие осуществляет другие виды деятельности и производит выбросы «грязных» веществ в воздух и в воду или размещает прочие отходы, кроме навоза (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 30, с. 22).

Что касается декларации об отходах*, то ее подают только субъекты хозяйствования в сфере обращения с отходами, деятельность которых приводит исключительно к образованию отходов с показателем общего образования отходов от 50 до 1000 условных единиц. Подается один раз в год до 20 февраля года, следующего за отчетным.

* Утвержденная постановлением КМУ от 18.02.2016 г. № 118.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
вебинар, агропромышленная деятельность добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье