Темы статей
Выбрать темы

Поэма о «левогорючем» акцизе

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Уже накоплен более чем полугодовой опыт «эксплуатации» нормативов, регулирующих вопросы взимания нового вида акцизного налога — с реализации горючего. И этот факт, а главное — просьбы читателей, подвигли нас обобщить информацию по данной теме. Предлагаем сегодня всем, кто имеет дело с «левогорючим» акцизом, мини-справочник по этому new-налогу.

Для удобства читателей материал подаем, структурировав его близко к схеме построения «акцизного» разд. VI НКУ. Далее по тексту этот новый вид акциза, который мы ранее обзывали «левогорючим», для краткости именуем ЛГ-акциз.

Плательщики ЛГ-акциза

Плательщиком этого налога п.п. 212.1.15 НКУ называет лицо, реализующее горючее.

Определение термина «реализация горючего» дано в абзаце втором п.п. 14.1.212. Под ней понимают любые операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины на основании договоров купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения (в том числе передачи на комиссионную/доверительную реализацию), поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров за компенсацию или без таковой, предусматривающих переход права собственности или права распоряжения, а также передачу (отпуск, отгрузку) горючего на основании договоров о производстве из сырья заказчика. Не считаются реализацией горючего операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины на основании договоров хранения.

Регистрация плательщиком

Согласно п.п. 212.3.4 НКУ лица, которые собираются осуществлять реализацию горючего, подлежат обязательной регистрации как плательщики этого налога контролирующими органами по местонахождению юрлиц/месту жительства физлиц-предпринимателей до начала реализации горючего. Регистрация осуществляется на основании заявления.

Заявление подается в электронной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до начала реализации горючего

Форма этого заявления (№ 1-АПК) утверждена приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218. О разных нюансах его заполнения, в том числе для целей внесения последующих изменений в данные, налоговики поведали в консультации в БЗ, категория 116.13.01.

ГФСУ ведет отдельный реестр плательщиков ЛГ-акциза (см. также консультацию в БЗ, категория 116.06).

Если лицо уже является плательщиком акциза по другим основаниям (производитель, импортер, субъект розничной торговли), оно все равно должно зарегистрироваться отдельно плательщиком ЛГ-акциза и только после этого начинать реализацию горючего.

Совместная деятельность (СД). Если операции по реализации горючего планируется осуществлять в рамках договора об СД, то плательщиком ЛГ-акциза должно зарегистрироваться лицо, на которое этим договором возложена обязанность уплачивать в бюджет налоги и сборы от имени СД ( письмо ГФСУ от 30.03.2016 г. № 6910/6/99-99-21-05-15).

Собственные нужды. Использование лицом горючего только для собственных нужд (за исключением «давальческих» случаев — см. ниже) не относится к реализации горючего и не требует регистрации плательщиком ( письмо № 24565* // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 65, с. 5, а также БЗ, категория 116.01).

* Письмо ГФСУ от 20.07.2016 г. № 24565/7/99-99-15-03-03-17.

Продажа талонов, смарт-карт. Продажа талонов и смарт-карт (без фактического отпуска продавцом по ним горючего) не является реализацией горючего и не требует регистрации такого продавца плательщиком ЛГ-акциза (см., например, письма ГФСУ от 04.07.2016 г. № 14505/6/99-99-12-03-03-15 и от 12.07.2016 г. № 15050/6/99-99-15-03-03-15, а также консультацию в БЗ, категория 116.01).

Здесь интерес также представляет мнение ГФСУ, высказанное в письмах от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 и от 04.05.2016 г. № 10018/6/99-99-12-03-03-15 (ср. ). Там речь шла о выкупе в собственность определенного объема горючего на АЗС продавца и дальнейшей поставке его покупателям прямо с АЗС продавца при предъявлении ими смарт-карт (талонов). Фискалы указывают: поскольку лицо, выкупившее горючее, не осуществляет операции по физическому получению и отпуску горючего, а только является посредником между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем) горючего, не имеет при этом собственных АЗС, мест хранения горючего и других объектов, то регистрироваться плательщиком ЛГ-акциза такому лицу не требуется (при условии неосуществления других операций, являющихся объектами обложения акцизным налогом согласно п. 213.1 НКУ). Забавно, что в подобных ситуациях — при отсутствии в схеме продажи горючего талонов или смарт-карт — выводы фискалов уже не либеральны…

«Давальческое» горючее. Весьма широкое определение реализации горючего (см. выше) дало налоговикам основания для ряда фискальных выводов, с которыми трудно спорить. Вот, например, в своих письмах они постоянно совершенствовали свою идею о том, что

при заправке горючим техники подрядчика происходит передача (отпуск, отгрузка) горючего от заказчика к подрядчику, которая, дескать, является операцией по реализации горючего

Эту идею ГФСУ окончательно закрепила в упомянутом выше письме № 24565 (из свежих см. на эту тему письмо от 13.09.2016 г. № 19921/6/99-99-15-03-03). Такой подход поставил «на уши» множество СПД (в первую очередь, «сельхозников»), заправляющих припасенным «на черный день» горючим технику своих подрядчиков. Комментируя и критикуя более раннее письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 на ту же тему в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3, мы дали также несколько советов, как обойти острые углы в таких ситуациях. А именно:

— взять технику подрядчиков в аренду;

— заказчику не приобретать «на себя» горючее, а оплачивать за него счета подрядчиков (о подобном варианте см., например, в письме ГФСУ от 15.04.2016 г. № 8610/6/99-99-15-03-03-15);

— заказчик может приобрести «горючие» талоны или смарт-карты и передать их подрядчикам (см. выше о том, что это не является «реализацией горючего»).

Реализация остатков горючего. Вот еще пример формального подхода. Фискалы на практике утверждают, что регистрироваться плательщиком необходимо также лицу, желающему сбыть излишние остатки горючего (в том числе и когда речь идет о единичном случае!). Спорить с этим сложно. О вариантах «разрулить» такие ситуации без регистрации плательщиком читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 41, с. 19.

Бесплатная передача. Контролеры также считают, что операции по бесплатной передаче горючего считаются реализацией горючего и требуют регистрации плательщиком и выполнения прочих «акцизных» обязанностей ( письмо № 24565 и письмо от 17.05.2016 г. № 10751/6/99-99-15-03-03-15).

Экспорт. Интерес представляет консультация фискалов в категории 116.13.01 БЗ. В ней авторы напомнили, что операции по вывозу (экспорту) подакцизных товаров за пределы таможенной территории Украины не облагаются акцизным налогом. Из чего делается вывод, что субъект хозяйствования (в том числе производитель), осуществляющий экспорт горючего, не должен регистрироваться плательщиком ЛГ-акциза. Однако этот вывод будет актуален только для тех ситуаций, когда лицо реализует горючее исключительно на экспорт. Если же планируется реализация и на территории Украины — регистрация обязательна!

Горючее для техобслуживания и ремонта. О том, что расходование горючего автосервисом при проведении техобслуживания и ремонта транспортных средств не приравнивается к реализации горючего (для целей обложения как ЛГ-акцизом, так и «розничным» акцизом), см. в письме ГФСУ от 10.08.2016 г. № 17343/6/99-99-12-03-03-15.

Объект налогообложения

Объектом обложения ЛГ-акцизом согласно п.п. 213.1.12 НКУ являются объемы реализации конкретного вида (кода УКТ ВЭД) горючего сверх объемов:

— полученных от других плательщиков этого акциза, подтвержденных зарегистрированными акцизными накладными (АН) в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН);

— ввозимых (импортируемых) на таможенную территорию Украины, подтвержденных надлежаще оформленными таможенными декларациями (ТД);

— произведенных в Украине, реализация которых является объектом обложения согласно п.п. 213.1.1 НКУ, подтвержденных АН, зарегистрированными в ЕРАН.

То есть реально объект обложения этим акцизом может возникнуть на любую конкретную дату, но

на практике его обычно определяют только по итогам (на последнюю дату) отчетного периода — месяца, за который представляется декларация — когда уже получены «все возможные» АН

Как мы уже упоминали, к операциям по реализации горючего (прямо влияющим на объект обложения этим акцизом) отнесен, помимо операций поставки, еще целый ряд операций (в том числе по бесплатной передаче горючего и передаче его кому-либо не только в собственность, но и в распоряжение).

База обложения

Базой обложения ЛГ-акцизом (поскольку для целей его исчисления применяются специфические ставки) является величина, определенная в единицах измерения объема (литрах) подакцизного товара (продукции) ( п. 214.4 НКУ). Причем единицей учета объемов горючего, в том числе для целей определения базы обложения, являются литры, приведенные к температуре 15 °C ( п. 232.1 НКУ и п. 2 постановления КМУ от 24.02.2016 г. № 113).

Товары и ставки

Перечень товаров (горючего) и ставки акциза (в евро за 1000 л) для конкретных видов товаров (соответствующих определенному коду УКТ ВЭД) приведены в п.п. 215.3.4 НКУ. Обратите внимание, что перечень «горючих» товаров с 01.01.2016 г. весьма расширен. В него включены и смеси ароматических углеводов, некоторые виды печного бытового горючего, эфиры, антидетонаторы, а также толуол, ксилол и некоторые другие углеводы, в частности и уайт-спирит — УКТ ВЭД 2710122100 (см. с. 34).

То есть лица, реализующие такие товары (даже фасованные в мелкую тару — канистры, бутылки, баллончики и т. п.), формально должны регистрироваться плательщиками этого акциза. Знают ли об этом СПД, например, торгующие подакцизным видом газа в баллонах (в том числе для зажигалок ☺) или уайт-спиритом (и другим горючим) на базарах и в магазинах? А ведь опасность их штрафования фискалами отнюдь не иллюзорна (см. письмо ГФСУ от 05.04.2016 г. № 7448/6/99-99-19-03-03-15).

Дата НО

Датой возникновения налоговых обязательств (НО) по операциям, определенным в п.п. 213.1.12 НКУ, является дата реализации таких объемов горючего ( п.216.12 НКУ).

Но, по нашему мнению, если у плательщика на определенную дату внутри отчетного месяца возник временный «перекос» (объемы поставок горючего превысили объемы его получения, например, из-за несвоевременной регистрации его поставщиком АН в ЕРАН), но к концу этого месяца поставщик успел зарегистрировать АН и «перекос» исчез, то вести речь о наличии объекта обложения ЛГ-акцизом по итогам месяца уже не следует.

То есть, как мы указали, критично определять «перекос» (исчислять объект обложения) именно по состоянию на конец последнего дня отчетного месяца. Кстати, фискалы по поводу конкретного алгоритма исчисления НО по ЛГ-акцизу так до сих пор внятно и не высказались.

Порядок и сроки уплаты

Уплата НО производится на общих основаниях. Согласно п.п. 222.1.1 НКУ сумма ЛГ-акциза, исчисленная по итогам конкретного отчетного месяца, перечисляется в бюджет плательщиками акциза в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации за месячный налоговый период.

Кроме того, плательщикам следует иметь в виду, что сумма ЛГ-акциза, подлежащая перечислению в упомянутые сроки по итогам конкретного месяца,

уплачивается с собственного текущего счета непосредственно в бюджет, но за вычетом сумм налога, которые были перечислены таким плательщиком на его электронный счет с собственного текущего счета

Об этом говорится в п. 24 Порядка № 113** (см. также консультацию из БЗ, категория 116.13.02). Видимо, речь идет о перечислениях на электронный счет в течение этого отчетного месяца. Хотя так неясно написано, что можно говорить о перечислениях — вплоть до даты уплаты налога по декларации в бюджет…

** Порядок электронного администрирования реализации горючего, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 113.

Отражение в декларации

Пока не утверждена новая форма «акцизной» декларации, плательщики ЛГ-акциза представляют декларацию по действующей форме, утвержденной приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14. НО по ЛГ-акцизу фискалы предписали отражать подобно производителям подакцизного горючего — в строке В1 раздела В декларации с обязательным заполнением (с расшифровкой суммы НО) приложения 1 к декларации.

Имейте в виду, что, по мнению фискалов, плательщики ЛГ-акциза (и те «акцизники», чья деятельность лицензируется), в отличие от остальных плательщиков, обязаны представлять декларацию и при отсутствии объекта обложения акцизным налогом. В таком случае декларация представляется плательщиками путем заполнения титульного листа декларации (без заполнения стр. 05), заполнение строк 15 и 16 приложения 1 к декларации с нулями и переноса нуля в раздел В самой декларации (графа В1). Об этом фискалы неоднократно сообщали в своих письмах и консультациях (см. письма ГФСУ от 20.04.2016 г. № 14178/7/99-99-19-03-03-17 и от 09.06.2016 г. № 12691/6/99-99-12-03-03-15, а также консультацию в БЗ, категория 116.07).

Акцизные склады

Определение акцизного склада приведено в п.п. 14.1.6 НКУ. Касательно горючего это специально оборудованное помещение, расположенное на территории Украины, в котором распорядитель акцизного склада осуществляет свою хоздеятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, погрузки-разгрузки, хранения горючего (кроме сжиженного газа природного, бензола, метанола), за исключением помещений для погрузки-разгрузки, хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления горючего распорядителем акцизного склада***.

*** Резервуары, которые используются для погрузки-разгрузки, хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления горючего, не являются акцизным складом (БЗ, категория 116.11).

В письме от 09.06.2016 г. № 12869/6/99-99-15-03-03-15 главные фискалы указывают, что согласно определению акцизным складом считается помещение, а потому к таковому не относится автозаправочный пункт, технологическое оборудование которого установлено на базе автомобильного шасси, прицепе или полуприцепе, выполненных как целостное заводское изделие (бензовоз), в котором осуществляются прием, хранение и заправка транспортных средств.

С 1 января 2017 года акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками, которые внесены в специальный реестр (см. п. 230.1 и п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). Отпуск горючего без их наличия запрещается!

Заметим, что на данный момент в нормативах отсутствуют четкие требования и механизм для регистрации складов хранения горючего (кроме складов предприятий, изготавливающих нефтепродукты).

В заявлении по форме № 1-АПК указываются только сведения о пунктах реализации горючего (где фигурируют и склады).

В связи с этим отметим: если хозсубъект оказывает лишь услуги по хранению и/или погрузке-разгрузке горючего сторонним лицам, но при этом реализацией горючего не занимается, то он не обязан регистрироваться плательщиком ЛГ-акциза и подавать такое заявление. Но в то же время, по мнению фискалов, у такого хозсубъекта емкости, в которых хранится горючее, являются частью акцизного склада и с 01.01.2017 г. должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками, внесенными в Единый реестр ( письмо ГФСУ от 05.08.2016 г. № 17060/6/99-99-12-02-02-15). Акцизным складам посвящено также письмо ГФСУ от 29.03.2016 г. № 6854/6/99-99-21-05-15, в котором, в частности, указано, что лицо «обязано создать акцизный склад, независимо от того, кто является собственником горючего».

Об отдельных нюансах, связанных с акцизными складами горючего, вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 43, с. 13. Отметим лишь некоторые из них:

сдача в аренду емкостей для хранения горючего позволяет их владельцу «уйти» от акцизного склада (так как предоставляются услуги по аренде, а не по хранению и т. п.);

— при торговле талонами, смарт-картами (если физический отпуск горючего производит иное лицо), при оптовой торговле «с колес» (когда горючее реализуется, как бы минуя продавца) акцизный склад горючего организовывать не нужно;

НКУ сейчас никаких санкций ни за нерегистрацию, ни за несоздание акцизного склада не предусматривает.

СЭАРГ

Вопросы функционирования системы электронного администрирования реализации горючего (СЭАРГ) регулируют ст. 232, 231 НКУ и Порядок № 113.

СЭАРГ предназначена для учета лиц, реализующих горючее, а также для учета и контроля их операций с горючим и уплаты ЛГ-акциза.

Плательщики других видов акцизного налога регистрации в СЭАРГ не подлежат. Учетные карточки открываются плательщику автоматически не позднее следующего рабочего дня после включения лица в Реестр плательщиков акцизного налога с реализации горючего ( п. 232.2 НКУ). Так же — автоматически (и бесплатно) — орган Госказначейства после получения от ГФСУ упомянутого реестра открывает плательщику электронный счет для авансирования ЛГ-акциза (далее — «СЭА-счет»).

Учет горючего конкретного плательщика в СЭАРГ ведется отдельно по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД. На каждый код горючего фискалы открывают плательщику отдельную учетную карточку ( п. 232.2 НКУ). Единицей учета объемов горючего в СЭАРГ являются литры, приведенные к температуре 15 °C. Для этих целей отпущенные на АЗС, АГЗС литры горючего, считаются как литры, приведенные к температуре 15 °C. Такая единица учета должна использоваться в первичных бухгалтерских документах, АН/РК, декларации по акцизному налогу (см. также письмо ГФСУ от 01.08.2016 г. № 16610/6/99-99-12-02-02-15).

СЭАРГ начала функционировать с 01.03.2016 г. Объемы остатков горючего по состоянию на начало дня 01.03.2016 г. были внесены в СЭАРГ согласно акту инвентаризации, составленному на эту дату****. В консультации в БЗ (категория 116.13.02) фискалы отмечали, что исправление остатков в акте возможно лишь только по итогам налоговой проверки (о «незыблемости» показателей акта читайте также в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 41, с. 21).

**** О вопросах составления и представления этого акта читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 18, с. 33.

СЭАРГ содержит в себе ЕРАН, в котором плательщики ЛГ-акциза обязаны регистрировать АН (и РК к ним), составленные на операции по реализации (и другим видам «отторжения») горючего. Вопросы, связанные с «обращением» АН, мы рассмотрим в одном из ближайших номеров.

Для каждого кода товарной категории горючего регистрация АН (РК) и корректировок к заявкам на пополнение остатков горючего допускается только в пределах объема «реглимита», который определяется по следующей формуле:

∑АНакл = ∑АНаклОтр + ∑АМитн + ∑ЗаявкиПоповн - ∑КоригЗаявкиПоповн - ∑АНаклВид - ∑втрат,

где

АНаклОтр — общий объем горючего по полученным плательщиком АН/РК, зарегистрированным в ЕРАН;

АМитн — общий объем горючего, ввезенного плательщиком на таможенную территорию Украины по надлежаще оформленным ТД, с которого уплачен акциз;

ЗаявкиПоповн — общий объем горючего по оформленным и зарегистрированным в СЭАРГ заявкам на пополнение объема остатка горючего, со списанием с учетных карточек денежных средств уплаченного в бюджет акцизного налога, равных сумме акциза, рассчитанного для такого объема горючего;

КоригЗаявкиПоповн — общий объем горючего по оформленным и зарегистрированным в СЭАРГ корректировкам к заявкам на пополнение объема остатка горючего, по которым уменьшается предварительно увеличенный объем остатка горючего;

АНаклВид — общий объем горючего по выданным плательщиком налога АН/РК, зарегистрированным в ЕРАН;

Втрат — общий объем горючего, утраченного как в пределах, так и сверх установленных норм, испорченного, уничтоженного, в том числе в результате аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств или по другим причинам, связанным с природным результатом, а также вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого горючего, подтвержденным соответствующим актом утраты, порчи или уничтожения горючего.

Внимание! Кроме этих показателей, «реглимит» увеличивает еще объем остатков горючего на 1 марта по акту инвентаризации ( п. 9 подразд. 5 разд. XX НКУ).

Кроме того, у производителей горючего в учетной карточке фискалы должны отражать еще и сумму овердрафта, на которую плательщик может зарегистрировать заявку на пополнение объема «реглимита» без доплаты денег на «СЭА-счет» (об этом овердрафте и его расчете см. в п. 10 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Расчет показателей формулы производится нарастающим итогом, на основании документов, составленных с 1 марта 2016 года, а изменение ее показателей происходит на протяжении следующего операционного дня за днем получения документов, на основании которых осуществляется перерасчет.

Необходимость пополнения объема остатка конкретного вида (кода) горючего в СЭАРГ (и необходимость уплаты ЛГ-акциза) возникает, как правило, в случае нерегистрации или несвоевременной регистрации поставщиком АН в СЭАРГ (или неотражения там данных по ввозной ТД).

Когда объема «реглимита» не хватает, плательщик оформляет заявку и должен для увеличения остатка внести на СЭА-счет (или иметь на остатке в лицевом счете) сумму средств, соответствующую размеру акцизного налога с такого объема горючего.

Сумму средств с СЭА-счета сразу в день поступления казначейство перечисляет в бюджет

Заявка на пополнение (корректировку) остатков горючего утверждена приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218. Стоимостные показатели в Заявке заполняются так:

— ставка акцизного налога — в единицах измерения, определенных п.п. 215.3.4 НКУ,— евро за 1000 литров;

— курс НБУ, действующий на первый день квартала, в котором подана заявка, — в гривнях с копейками (6 десятичных знаков после запятой);

— сумма акцизного налога — в гривнях с копейками (с округлением до 2 десятичных знаков после запятой).

Объем остатка горючего может быть также откорректирован: в случае изменения физико-химических показателей горючего ( п.п. 232.4.3 НКУ) и в случае выявления ошибок в зарегистрированных заявках — в пределах 365 дней ( п.п. 232.4.4 НКУ). Плательщик налога может получать информацию о состоянии своего электронного счета (Витяг F1402601), а также о сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать заявку на пополнение объема остатка горючего (Витяг F1402701). Можно еще получить отдельный Витяг из ЕРАН (по форме F1403001).

Отражение в учете

Бухучет. Акцизный налог является налогом косвенным, он должен включаться в цену товара и уплачиваться покупателем (см. п.п. 14.1.4 НКУ). Однако из-за специфики ЛГ-акциза отражение его в бухучете специалистам видится по-разному.

Логично по итогам конкретного месяца ЛГ-акциз (как косвенный налог) начислять общей суммой записью Дт 70 — Кт 641/ЛГ-акциз. Кроме того, это позволит уменьшить сумму чистого дохода, размер которого имеет значение, например, для целей того же налога на прибыль. Для подстраховки в документах на определенные поставки горючего можно просто указать «в том числе акциз» (без суммы).

В то же время не исключаем, что Минфин может предписать начислять его через расходные счета (как это предусмотрено для отражения НДС с минбазы). Кстати, в тех случаях, когда «левое» горючее будет использовано на собственные нужды плательщика, ЛГ-акциз точно «ляжет» на расходы.

«Авансовые» уплаты этого акциза на СЭА-счет (для регистрации АН) отражаются проводками: Дт 315/ЛГ-акциз — Кт 311 и в тот же день (так как казначейство их сразу перечисляет в бюджет) — Дт 641/ЛГ-акциз — Кт 315/ЛГ-акциз. Доплата (уплата) акциза прямо в бюджет по итогам месяца: Дт 641/ЛГ-акциз — Кт 311. Теперь о налоговом учете ЛГ-акциза.

НДС. В базу обложения НДС включается любой вид акцизного налога, за исключением только «розничного» акциза ( п. 188.1 НКУ).

«Налог на прибыль». В налоговоприбыльный/бухучетный доход акциз, будучи косвенным налогом, не включается (как и НДС). Однако, если Минфин предпишет относить ЛГ-акциз на расходы, то он сумму дохода не уменьшит, хотя в любом случае он уменьшит финрезультат без каких-либо последующих налоговых корректировок.

«Единый налог». При фискальном подходе доход для целей исчисления единого налога акцизный налог не уменьшает, так как в отношении него отсутствует специальная оговорка, как для НДС в п.п. 1 п. 292.11 НКУ.

НДФЛ. Аналогичный подход у фискалов и к отражению акциза «общесистемными» ФЛП. Из мнения налоговиков (см. их консультации в категориях 104.05 и 104.08 БЗ) следует, что суммы акцизного налога из доходов ФЛП не вычитаются и в его расходы как начисленный (уплаченный) налог не включаются.

Штрафы

Согласно п. 117.3 НКУ реализация горючего без регистрации плательщиком ЛГ-акциза в порядке, предусмотренном НКУ, влечет наложение штрафа на юрлиц и физлиц-предпринимателей в размере 100 % стоимости реализованного горючего.

В БЗ, категория 116.12 фискалы также указывают, что отражение в налоговом учете объемов оборота горючего, не приведенных к температуре 15 °С, является нарушением ведения налогового учета, за которое виновные привлекаются к административной ответственности, предусмотренной КУоАП (видимо, речь они ведут о штрафе по ст. 1631 КУоАП — в размере 85 — 170 грн.).

выводы

  • Заявление на регистрацию плательщиком ЛГ-акциза по форме № 1-АПК подаете в налоговую по своему местонахождению минимум за 3 рабочих дня до начала торговли горючим. Не требует регистрации плательщиком использование горючего только для собственных нужд (за исключением «давальческих» случаев), продажа талонов и смарт-карт (без фактического отпуска продавцом по ним горючего), отправка горючего только на экспорт и др.
  • Объект обложения ЛГ-акцизом может возникнуть на любую дату, но на практике его обычно рассчитывают на момент окончания отчетного месяца. При расчете объекта учитывают не только собственно реализацию горючего, но и остальные операции, когда горючее «уходит» с баланса, и даже операции, когда горючее передается кому-то в распоряжение.
  • Исчисление НО по ЛГ-акцизу производится по ставкам, приведенным в п.п. 215.3.4 НКУ. Уплата его происходит на общих основаниях, но за вычетом сумм, перечисленных на электронный счет в СЭАРГ.
  • Учет горючего конкретного плательщика в СЭАРГ ведется отдельно по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД. Зарегистрировать заявки и НН/РК в СЭАРГ можно только в пределах «реглимита» (∑АНакл), который определяется по специальной формуле. При нехватке «реглимита» для регистрации заявки и НН/РК нужно вносить средства на электронный счет.
  • Мы считаем, что в общем случае начислять по итогам месяца сумму НО по ЛГ-акцизу следует проводкой: Дт 70 — Кт 641/ЛГ-акциз. Но не исключаем, что Минфин может предписать начислять его через расходные счета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше