Темы статей
Выбрать темы

Другие налогово-бухгалтерские нововведения

Децюра Сергей, налоговый эксперт
2019 год, кроме вам уже известных нововведений, которые по традиции законотворцы вносят ежегодно в НКУ (см. с. 15), принесет и другие, несколько подзабытые, но также актуальные. Их законодатели множили в течение всего прошлого и текущего лет. И касаются они по большей части не налогового, а бухгалтерского учета, валютного и земельного законодательства. О том, что это за нововведения и как они повлияют на субъектов хозяйствования, поговорим ниже.

Другие налоговые нововведения

НДС. С начала 2019 года прекращает действовать освобождение от обложения НДС операций по (п. 2 подразд. 2 разд. ХХ НКУ):

а) поставке на территории Украины техники, устройств, оборудования, определенных ст. 7 Закона об альтернативном топливе;

б) импорту под кодами УКТ ВЭД, определенными ст. 7 Закона об альтернативном топливе, техники, устройств, оборудования, используемых для реконструкции существующих и строительства новых предприятий по производству биотоплива и для изготовления и реконструкции технических и транспортных средств с целью потребления биотоплива, если такие товары не производятся и не имеют аналогов в Украине, а также технических и транспортных средств, в том числе самоходных сельскохозяйственных машин, работающих на биотопливе, если такие товары не производятся в Украине.

Налог на прибыль. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют выпуск и проведение лотерей, в 2019 году будут облагать налогом на прибыль доход, полученный от осуществления таких операций по ставке 26 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). В прошлом году размер ставки налога на прибыль для таких доходов составлял 24 %.

Акцизный налог. С начала 2019 года операции по ввозу на таможенную территорию Украины и реализации на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), которые классифицируются в товарной подкатегории 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД (в том числе произведенных в Украине), будут облагаться акцизным налогом на общих основаниях (п. 19 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Бухучетные нововведения

Еще 01.01.2018 г. был изложен в новой редакции Закон о бухучете. Изменения, внесенные в него, были направлены на приведение его норм в соответствие с законодательством Евросоюза и усовершенствование порядка применения МСФО. Подробно об этих нововведениях читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4.

И хотя данный Закон был изложен в новой редакции еще год назад, но часть его нововведений начнет действовать только с начала 2019 года, а именно.

1. Обнародование финотчетности. С начала 2018 года были изменены (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете):

1) перечень хозсубъектов, которые обязаны ежегодно обнародовать свою годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность.

До этой даты такая обязанность возлагалась только на публичные акционерные общества, предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, профессиональных участников фондового рынка, банки, страховщиков и другие финансовые учреждения.

С 2018 года обязанность обнародовать отчетность была возложена и на крупные предприятия, являющиеся эмитентами ЦБ, а с 2019 года она распространяется на все остальные крупные (не являющиеся эмитентами ЦБ) и средние предприятия

То есть перечень субъектов, которые должны обнародовать финотчетность, вырос в несколько раз;

2) порядок проведения такого обнародования. Так, до этих изменений (до 01.01.2018 г.) обнародовать финотчетность должны были не позднее 30 апреля 2018 года путем размещения на собственной веб-странице своей годовой финотчетности с аудиторским заключением и публикации ее в периодических или непериодических изданиях.

После этих нововведений (начиная с 01.01.2018 г.) обнародовать годовую финотчетность должны:

1) до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом:

а) предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ЦБ). К ним относятся эмитенты ЦБ, ЦБ которых допущены к торгам на фондовых биржах или относительно ЦБ которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и другие финучреждения (кроме тех, которые относятся к микро- и малым предприятиям) и крупные предприятия;

б) публичные акционерные общества;

в) субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;

г) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях;

2) до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (норма вступила в силу с 1 января 2019 года):

а) крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ;

б) средние предприятия;

в) прочие финучреждения, которые относятся к микро- или малым предприятиям.

Согласно новым правилам все эти предприятия должны публиковать свою годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность (в полном объеме) вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице, а предприятия первой группы еще и другим способом в случаях, определенных законодательством.

И хотя эти нововведения появились в Законе о бухучете с 01.01.2018 г., впервые ими начнут пользоваться субъекты хозяйствования только с начала 2019 года. Дело в том, что в 2018 году субъекты хозяйствования должны были обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность за 2017 год. А поскольку в 2017 году действовали еще старые правила обнародования отчетности, то и проводить такое обнародование следовало по старым правилам. То есть крупные и средние предприятия пока что не почувствовали на себе груз нововведений обновленного Закона о бухучете. На это указывал и Минфин в письме от 27.02.2018 г. № 35210-06-5/5570 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 27, с. 6).

А вот в 2019 году уже пришла очередь обнародовать отчетность за 2018 год. И делать это нужно уже по тем правилам, которые начали действовать с 01.01.2018 г., то есть по новым правилам. Следовательно, крупным предприятиям — эмитентам ЦБ следует начать приготовления к, возможно, первой в их жизни процедуре обнародования финотчетности.

А вот крупным предприятиям, не являющимся эмитентами ЦБ, и средним предприятиям Минфин письмом от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 предоставил отдых в 2019 году (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 4). Они обнародуют годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением начиная с финансовой отчетности за 2019 год. В то же время Минфин считает, что крупным — неэмитентам, которые впервые применяют МСФО с датой перехода 01.01.2018 г., целесообразно начать обнародование уже с финотчетности за 2018 год.

2. Обязательный аудит. Не сама процедура обнародования страшит субъектов хозяйствования, которые должны обязательно обнародовать свою отчетность в 2019 году, а то, что делать это нужно вместе с аудиторским заключением.

Следовательно,

все предприятия, которые должны обнародовать отчетность за 2018 год, обязаны с 01.01.2019 г. провести аудиторскую проверку своей финотчетности

В понимании п. 16 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите на эти предприятия возложена обязанность проводить обязательный аудит финотчетности.

Внимание! Для тех субъектов хозяйствования, которые обнародовали финотчетность за 2017 год в 2018 году, такой аудит не в новинку. В то же время для новой когорты субъектов хозяйствования, которые будут впервые обнародовать финотчетность в 2019 году (за 2018 год), а именно для крупных предприятий, являющихся эмитентами ЦБ, проведение обязательного аудита, может, будет первым на их веку.

Таким образом, крупные предприятия — эмитенты ЦБ должны не только до 30.04.2019 г. впервые обнародовать свою финотчетность за 2018 год, но и перед обнародованием заказать ее аудиторскую проверку.

Обращаем внимание, что в начале 2018 года, а именно 07.02.2018 г., вступил в силу обновленный Закон об аудите (введен в действие с 01.10.2018 г.). А потому, именно опираясь на новые правила, прописанные в этом документе, и будут проводить аудит годовой финотчетности за 2018 год аудиторские фирмы и аудиторы. Подробно о них читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 29, с. 12.

3. Ответственность. До начала 2019 года за нарушение порядка обнародования финотчетности никого не наказывали. С начала же 2019 года все изменится. Дело в том, что обновленный Закон об аудите, который уже действует с 01.10.2018 г., скрыл один неприятный сюрприз для всех, кто будет начиная с 2019 года обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением. Так, с 07.02.2019 г. КоАП будет дополнен новой ст. 16316, которой вводится ответственность за нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом в виде штрафа в размере от 17000 до 34000 грн.

В случае повторного в течение года нарушения штраф будет составлять уже от 34000 до 51000 грн.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности, и налагать штрафы на эмитентов ЦБ, которые допущены к торгам на фондовых биржах или относительно ЦБ которых осуществлено публичное предложение, и профессиональных участников фондового рынка, будет НКЦБФР (ст. 24417 КоАП), а на все остальные обычные предприятия — уполномоченный Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КоАП). От его имени рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания имеет право исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества.

Как видите, ответственность не маленькая, а потому тем предприятиям, которые обязаны с начала 2019 года обнародовать финотчетность вместе с аудиторским заключением, следует это сделать в определенные в Законе о бухучете сроки.

4. Таксономия. Также несколько слов скажем и о составлении финотчетности по МСФО. Дело в том, что 2019 год станет первым отчетным периодом, за который субъекты хозяйствования, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО, будут подавать финотчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме (ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете).

Напомним, что

таксономия финансовой отчетности — это состав статей и показателей финотчетности и ее элементов, которые подлежат раскрытию

О том, что именно 2019 год будет тем отправным пунктом для составления финотчетности на основании таксономии по МСФО, свидетельствуют и изменения, которые Кабмин постановлением от 11.07.2018 г. № 547 внес в Порядок № 419 и которые вступят в силу с 01.01.2019 г. Ими предусматривается, что финотчетность и консолидированная финотчетность, составленная на основе таксономии в едином электронном формате, определенном Минфином, подаются в центр сбора финотчетности, операционное управление которым осуществляет НКЦБФР. Минфин уже обнародовал на своем официальном веб-сайте (https://www.minfin.gov.ua) для обсуждения проект приказа «Об утверждении Таксономии финансовой отчетности».

Подробно о переходе на использование МСФО и применение таксономии читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 20.

Валютные новации

2019 год войдет в историю как год революционных нововведений в валютной сфере. Дело в том, что с 07.02.2019 г. должен вступить в силу Закон о валюте. Данный Закон еще на этапе его принятия назвали революционным, поскольку он отменяет большинство привычных нам валютных правил и предоставляет небывалую свободу в осуществлении валютных операций. Хотя в действительности все не так радостно, как казалось раньше. Приведем наиболее актуальные нововведения:

1) в Законе о валюте не прописано конкретных предельных сроков для ВЭД-расчетов, в отличие от Закона № 185, в котором прямо было указано, что такой срок составляет 180 дней. В то же время это не говорит о том, что ограничений на расчеты вообще не будет. Дело в том, что Законом о валюте дано право НБУ устанавливать предельные сроки на расчеты по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг (п.п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о валюте). В то же время НБУ дано право устанавливать

предельные сроки для ВЭД-расчетов на срок не более 6 месяцев и продлевать срок действия предварительных мер по защите также на срок не более 6 месяцев

Также установлен и общий срок действия таких защитных мер: не более 18 месяцев в течение 24 месяцев со дня введения защитной меры;

2) со вступлением в силу Закона о валюте с законодательного небосклона исчезнет требование о подаче «валютной» декларации. Дело в том, что данным Законом отменяется Декрет № 15-93, в том числе и ст. 9 этого Декрета, которая требует подавать «валютную» декларацию. То есть выходит, что за 2018 год «валютную» декларацию, возможно, нужно будет подавать в последний раз.

Однако хотелось бы заметить, что в ч. 2 ст. 10 Закона о валюте содержится требование о том, что все субъекты валютных операций, как резиденты, так и нерезиденты, обязаны предоставлять информацию о своих операциях банкам и другим учреждениям, через которые они осуществляют эти операции. Пока что не ясно, что это за информация и не будет ли ее подача аналогом «валютной» декларации. До утверждения порядка ее подачи говорить о чем-то рано;

3) Закон о валюте отменяет карательные меры за нарушение Закона о ВЭД или других связанных с ним законов (ст. 37 Закона о ВЭД будет исключена), а именно наложение штрафов на субъектов хозяйствования в случаях несвоевременного выполнения/невыполнения ВЭД-субъектами своих обязанностей, установления индивидуального режима лицензирования, а также введение временного приостановления права заниматься ВЭД. Хотя параллельно Закон о валюте предоставляет НБУ право устанавливать определенные защитные меры, но что это за меры и будут ли они отличаться от тех, которые существовали раньше, покажет только время.

Это только небольшой пакет изменений, которые ожидают субъектов хозяйствования со вступлением в силу Закона о валюте. Подробно читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 25.

К сведению! Нацбанк уже обнародовал на своем веб-сайте (https://bank.gov.ua) ряд проектов нормативно-правовых актов, которые станут основой реализации положений Закона о валюте.

Сельхозземли

С 01.01.2019 г. вступит в силу Закон Украины от 10.07.2018 г. № 2498-VIII, которым вносятся изменения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, изменения:

1) в п. 1 ст. 371 ЗКУ будет прямо указано, что земельные участки сельхозназначения, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства (ЛКХ), фермерского хозяйства, расположенные в массиве земель сельхозназначения, могут использоваться их собственником или землепользователем также для ведения товарного сельхозпроизводства без изменения целевого назначения таких земучастков.

Такое уточнение сельхозпредприятия, арендующие земли у физлиц, которые им даны для ведения ЛКХ, ожидали уже давно. Дело в том, что на сегодня, чтобы легально взять в аренду земли, выделенные для ведения ЛКХ, нужно было изменить их целевое назначение с «для ведения ЛКХ» на «для товарного производства» (ч. 3 ст. 22 ЗКУ). После указанных изменений так заморачиваться уже не нужно. Хотя, честно говоря, и до этого мало кто этим озадачивался;

2) чтобы не было проблем с обработкой земель, которые находятся в одном земельном массиве, в том числе земпаев, п. 2 ст. 371 ЗКУ дано право собственникам и арендаторам сельхозземель обмениваться участками, расположенными в одном массиве земель (на срок действия договора аренды).

Кроме того, лицам, которым принадлежит право пользования существенной частью массива земель (не менее чем 75 %), дано право арендовать другие земучастки, расположенные в таком массиве;

3) определено, что земли государственной или коммунальной собственности под полевыми дорогами (кроме полевых дорог, которые ограничивают массив) передаются в аренду без проведения торгов собственникам и/или пользователям земучастков, смежных с земучастками под такими полевыми дорогами. Срок аренды таких земучастков составляет 7 лет.

Обращаем внимание также на то, что в 2018 году так и не вступил в силу закон об обороте сельхозземель, а потому и после 01.01.2019 г. продолжает действовать мораторий на продажу сельхозземель (п. 15 разд. Х ЗКУ). И так будет до той поры, пока такой закон не появится в украинском законодательстве.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше