Учетная политика — 2018 под «прессом» евробухучета

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Январь, 2018/№ 03
В избранном В избранное
Печать
По традиции, подводя итоги истекшего отчетного года, проводят ревизию приказа об учетной политике (УП) предприятия. Повод протестировать УП на 2018 год на предмет ее изменения более чем весомый — с 01.01.2018 г. заработал изрядно подредактированный Закон о бухучете*. Как его подгонка под евростандарты повлияет на УП предприятия? Что потребуется изменить и как именно?

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Что такое УП и зачем она нужна?

Обновленная** «понятийная» ст. 1 Закона о бухучете определяет учетную политику как совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для:

** Наш комментарий к изменениям, внесенным Законом Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII в Закон о бухучете, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4.

— ведения бухгалтерского учета;

— составления и подачи финансовой отчетности.

Заметьте! До 1 января 2018 года трактовка термина «учетная политика» не содержала упоминания о применении предприятием УП для ведения бухгалтерского учета. Хотя именно на основе данных бухучета составляют финансовую отчетность (ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). Поэтому, по большому счету, уточнение понятия «учетная политика» носит чисто технический характер.

Зачастую бухгалтерское законодательство предусматривает несколько вариантов методов оценки, учета и процедур — на выбор предприятия.

Сформировать УП по конкретному направлению — значит выбрать один вариант из нескольких — альтернативных, установленных П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухучету

Об этом твердит п. 1.3 Методрекомендаций № 635***.

*** Метрекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

Таким образом, в УП фиксируют только те принципы оценки и методы учета, которые предусматривают несколько вариантов на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность.

Например, П(С)БУ 7 «Основные средства» предусматривает пять методов начисления амортизации основных средств. В УП как раз и фиксируют выбранный предприятием метод учета.

Причем выбирают наиболее выгодные для каждого конкретного предприятия методы учета, позволяющие на их основе составить качественную, достоверную и понятную пользователям финансовую отчетность.

Отсюда цель формирования УП — определить оптимальный вариант методики ведения учета на своем предприятии.

А вот одновариантные требования и нормы П(С)БУ (когда нет выбора из нескольких вариантов) дублировать в УП не нужно. Такие нормы действуют «по умолчанию» как подлежащие безусловному выполнению. Они являются императивными (т. е. обязательными) для применения.

Учтите! Игнорировать обязательные нормы, предписанные П(С)БУ, предприятие не вправе. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 20.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5626 (ср. 025069200).

Разработанную предприятием УП оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. Как правило, это приказ или распоряжение руководителя предприятия.

Освещают избранную УП путем описания (п. 6 разд. IV НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»):

принципов оценки статей отчетности;

методов учета относительно отдельных статей отчетности.

Ориентировочный перечень элементов, которые могут быть прописаны в УП, приведен в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 85, с. 24; 2016, № 42, с. 11).

Положения УП раскрывают в примечаниях к годовой финансовой отчетности одним из двух способов (п. 3.5 Методрекомендаций № 635):

1) в описательной форме;

2) приложением к финотчетности копии распорядительного документа об УП.

УП разрабатывают не на какой-то определенный срок, а на длительный период деятельности предприятия

Ведь согласно бухпринципу последовательности избранная предприятием УП должна применяться постоянно, из года в год. По сути, УП — это долгосрочный свод внутренних бухучетных правил, по которым будет действовать предприятие, его стратегический план учета.

Отклониться от «намеченного курса» можно только в исключительных случаях, прямо предусмотренных (ст. 4 Закона о бухучете):

— НП(С)БУ;

— МСФО;

— НП(С)БУ в госсекторе.

То есть в зависимости от того, какие бухстандарты применяет предприятие для составления финотчетности.

Какие именно случаи предусмотрены для нацП(С)БУшников?

Корректировка УП

Конкретные случаи пересмотра УП регламентированы п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финотчетах». Так, УП можно изменить, если:

— изменяются уставные требования конкретного предприятия (т. е. внесены изменения в устав, которые затрагивают сферу бухучета на предприятии);

— изменяются требования органа, который осуществляет функции госрегулирования методологии бухучета и финотчетности — речь идет об изменениях, вносимых в П(С)БУ Минфином, которые, в свою очередь, требуют от предприятия дополнения или изменения принятой УП. Но, опять же, коррективы в УП вносят только в том случае, если такие изменения влияют на нее (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок);

— изменения УП обеспечат более достоверное отражение событий/хозопераций в бухучете и финотчетности предприятия.

Выходит, пересмотр УП возможен:

1) или когда это предписывает бухнормативка (обязательные изменения);

2) или по самостоятельному решению для повышения информативности и достоверности финансовой отчетности (добровольные изменения).

Изменяют УП, как правило, с начала отчетного года (п. 3.2 Методрекомендаций № 635). Вместе с тем предприятие может пересматривать свою УП в любой момент в течение отчетного года (естественно, при наличии на то оснований из п. 9 П(С)БУ 6). Соглашается с этим и Минфин (см. письмо от 14.08.2016 г. № 31-11410-07-10/23534).

При этом по своему усмотрению можно:

— либо внести изменения и дополнения в уже действующий приказ об УП;

— либо изложить приказ в новой редакции, с учетом произошедших изменений и дополнений.

По нормам п. 11 П(С)БУ 6 УП применяют к событиям и операциям с момента их возникновения. Поэтому

влияние пересмотра УП на события и операции прошлых периодов в финотчетности отражают ретроспективно

То есть путем (п. 12 П(С)БУ 6):

— корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— повторного предоставления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

Как видим, корректировка УП влияет не только на показатели текущего и будущего периодов, но и на показатели прошлых отчетных периодов. Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 85, с. 37.

Но возможно и перспективное применение изменений УП (без корректировки нераспределенной прибыли на начало года и повторной подачи сопоставимой информации). Допускается это в двух случаях. А именно, если:

1) сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно (п. 13 П(С)БУ 6);

2) происходят изменения в учетных оценках (п. 8 П(С)БУ 6). Например, Минфин предлагает рассматривать пересмотр метода амортизации необоротных активов как изменение учетных оценок (см. письмо от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708). Соответственно пересчитывать ранее начисленную амортизацию в этом случае не придется.

Заметьте! Если отличить пересмотр учетной политики от изменения в учетных оценках невозможно, рассматривают и отражают это как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6).

Что же приготовил евроусовершенствованный Закон о бухучете в плане УП?

Самодобавленный отчетный период

Как и прежде, отчетным периодом для целей составления финотчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Промежуточную финотчетность все так же будем составлять ежеквартально. Но отныне ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете четко определяет, что делают это по результатам:

— первого квартала;

— первого полугодия;

— девяти месяцев.

Внимание!

С 1 января 2018 года (момента вступления в силу изменений в Закон о бухучете) вдобавок к годовой и квартальной можно установить иную периодичность составления финотчетности

Свой выбор как раз и следует зафиксировать в УП. Такие изменения УП действуют на перспективу. То есть корректировать сальдо нераспределенной прибыли и подавать сравнительную информацию не потребуется.

Скажем, сельхозпредприятие в угоду налоговоприбыльному учету может установить специфический отчетный период с 1 июля прошлого года по 30 июня текущего года.

А может, кому-то придется «по душе» составлять финотчетность по итогам каждого месяца? Не вопрос! Вносите коррективы в приказ об УП и составляйте финотчетность помесячно.

Что потянет за собой такая «прихоть»? Для сельхозников, желающих установить специфический отчетный период, ничего. А вот для помесячников каждый последний день месяца станет датой баланса.

Смотрите! По предписаниям п. 3 П(С)БУ 6 дата баланса — это дата, на которую составлен Баланс предприятия. Обычно датой баланса является конец последнего дня отчетного периода. Если избрать в качестве дополнительного отчетного периода месяц, то соответственно конец последнего дня месяца становится датой баланса. На эту дату не только придется составлять финотчетность, но и нужно будет, в частности:

— тестировать остаточную стоимость объектов основных средств/нематериальных активов на предмет их существенного отклонения от справедливой стоимости при принятии решения о переоценке;

— рассчитывать величину резерва сомнительных долгов;

— пересматривать остаток обеспечений;

— определять курсовые разницы;

— признавать сумму увеличения/уменьшения справедливой стоимости инвестиционной недвижимости и т. д.

То есть учетной работы значительно прибавится. Так что думайте сами, стоит ли вносить коррективы в УП или все же продолжать составлять только годовую и промежуточную квартальную финотчетность. Дополнительный отчетный период — дело добровольное.

А если все-таки решились его установить, нужно ли будет подавать помесячную финотчетность внешним пользователям?

Налоговикам точно нет. Ведь для плательщиков налога на прибыль налоговыми (отчетными) периодами однозначно являются квартал и год (ст. 137 НКУ). Да и органам статистики она без надобности. Им интересна лишь квартальная и годовая финотчетность (п. 2 Порядка подачи финотчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419).

Отчет об управлении «середняков»

Начиная с 2018 года вместе с финотчетностью всем предприятиям (за исключением микро- и малых) придется подавать Отчет об управлении (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете). Этот документ будет содержать финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия, раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

По требованиям Директивы № 2013/34/ЕС* нефинансовая информация в Отчете об управлении должна включать в себя анализ экологических и социальных аспектов производственно-хозяйственной деятельности, необходимых для понимания развития, результативности или состояния предприятия.

* Директива Европейского Парламента и Совета о ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС.

Форму Отчета об управлении определит Минфин совместно с Госстатом (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Так вот, средние предприятия вправе не отражать в таком Отчете нефинансовую информацию.

А посему «середняки» должны определиться, будут ли они вносить в Отчет об управлении нефинансовую информацию или нет

Свой выбор им необходимо закрепить в УП.

Напомним! Когорту средних формируют предприятия, которые не соответствуют критериям для малых предприятий и показатели которых на дату составления годовой финотчетности за прошлый год (в нашем случае — 2017) вписываются в рамки как минимум двух из таких трех критериев (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете):

1) балансовая стоимость активов — до 20 млн евро;

2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 40 млн евро;

3) среднее количество работников — до 250 человек.

Внимание! С 2018 года для бухучета и финотчетности применяют градацию предприятий, которая установлена ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Ориентир — данные финотчетности за 2017 год. А вот в налоговых целях, как и ранее, для определения категории предприятия (малое, среднее, крупное — не путайте с крупным налогоплательщиком) обращаются к ч. 3 ст. 55 ХКУ.

МСФО-новички и УП

По предписаниям ч. 6 ст. 121 Закона о бухучете после подачи первой финотчетности или консолидированной финотчетности по МСФО предприятие обязано вести бухучет согласно УП, составленной по международным стандартам.

То есть МСФО-обязанные предприятия должны в бухучете опираться на УП, разработанную на основе МСФО

Такое требование Закона о бухучете наталкивает на мысль, что после подачи первой МСФО-отчетности теперь нельзя будет вести бухучет по П(С)БУ, составлять на его основе финотчетность, а потом ее трансформировать в соответствии с требованиями МСФО.

Важно! С 01.01.2018 г. в ряды тех, кто уже составлял МСФО-финотчетность, обязаны будут влиться предприятия, которые:

— относятся к категории крупных**, но не являются публичными акционерными обществами, банками и страховщиками;

** Кто к ним относится, см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4.

— осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, но не являются публичными акционерными обществами.

МСФО-новичкам для того, чтобы установить первый отчетный период, за который им предстоит отчитаться по МСФО, нужно обратиться к МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности».

Отправной точкой для определения первого отчетного МСФО-периода является дата перехода на МСФО — начало первого периода, за который субъект хозяйствования подает полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой МСФО-отчетности (приложение А к МСФО 1).

Исходя из логики совместного письма НБУ, Минфина и Госстата от 07.12.2011 г. № 12-208/1757-14830, № 31-08410-06-5/30523, № 04/4-07/702, предприятия могут выбрать дату перехода на МСФО — 01.01.2018 г. или 01.01.2017 г.

Если датой перехода на МСФО будет принято 01.01.2018 г., то:

— период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. будет сравнительным периодом для первой отчетности по МСФО. Финотчетность за 2018 год составляют по П(С)БУ, а затем трансформируют в соответствии с требованиями МСФО;

— первым отчетным периодом для МСФО будет промежуток с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. Соответственно первая МСФО-отчетность будет составлена за 2019 год;

— начиная с 01.01.2020 г. для ведения бухучета предприятие обязано применять УП, составленную согласно МСФО.

Если датой перехода на МСФО будет определено 01.01.2017 г., тогда:

— за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. подают сравнительную информацию. Для чего финотчетность за 2017 год трансформируют по требованиям МСФО;

— первую МСФО-отчетность составляют уже за 2018 год;

с 01.01.2019 г. бухучет ведут согласно УП, составленной на основе МСФО.

Внимание всем тем, кто применял МСФО до евроизменений в Закон о бухучете и первую МСФО-отчетность уже подал в предыдущие годы или предоставит за 2017 год!

МСФО-старикам разработанную по международным стандартам УП придется применять уже с 01.01.2018 г.

Учтите этот момент!

Прочие евроремонтные изменения и УП

Что касается иных евроусовершенствований Закона о бухучете, то они, на наш взгляд, не имеют отношения к УП. Одни из них не предоставляют предприятию права выбора. Например, возможность дополнительного пересчета финотчетности в иностранную валюту, если того потребуют пользователи (ст. 5 Закона о бухучете). Потребует собственник или инвестор, куда денемся — пересчитаем в указанную ими инвалюту.

Точно так же не отвертеться от необходимости обнародования годовой финотчетности вместе с аудиторским заключением в установленные ст. 14 Закона о бухучете сроки.

Другие евроизменения затрагивают сферу организации бухгалтерского учета. Яркий пример — выбор предприятием формы организации бухучета для обеспечения его ведения (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). Заметьте: тут речь идет именно об обеспечении ведения бухучета (путем создания бухгалтерской службы, привлечения стороннего предприятия/специалиста и т. п.), а не о методике его ведения — УП.

По поводу того, какие недостатки первички считать несущественными, — вопрос на сегодня открыт. Минфин занимает выжидательную позицию. Поможет ли в споре с контролерами, если такие признаки предприятию зафиксировать в приказе об учетной политике? Очень на это надеемся!

выводы

  • Сформировать УП — значит выбрать один вариант из нескольких — альтернативных, установленных П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухучету.
  • При наличии оснований из п. 9 П(С)БУ 6 предприятие может пересматривать свою УП в любой момент в течение отчетного года. Изменить УП под евроусовершенствования Закона о бухучете следует с начала 2018 года.
  • Если избрать в качестве дополнительного отчетного периода месяц, то конец его последнего дня станет датой баланса со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Предприятиям, относящимся к средним, нужно прописать в своей УП, будут ли они отражать в Отчете об управлении нефинансовую информацию.
  • После подачи первой финотчетности по МСФО предприятие должно вести бухучет согласно УП, составленной по международным стандартам.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд