Темы статей
Выбрать темы

Подарки контрагентам и клиентам

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
В преддверии новогодних праздников надо никого не забыть и всех поздравить. Нельзя обойти вниманием своих бизнес-партнеров и потенциальных клиентов. Можно подготовить для них различные варианты презентов. В этом случае дело будем иметь с «бесплатностями». А раз так, здесь есть свои нюансы. На что нужно обращать внимание в первую очередь для целей налогообложения?

Налоговоприбыльная зацепка

Для плательщиков, корректирующих финрезультат на налоговые разницы, имеет значения налоговый статус получателя презента.

В общем случае стоимость подарков, списанная в бухучете на расходы, уменьшает облагаемый финрезультат. При этом малодоходники (с доходом за 2020 год не более 40 млн грн), принявшие решение не применять разницы, могут больше ничем не заморачиваться.

А вот плательщики, которые применяют налоговые разницы, должны учитывать требования пп. 140.5.9 и 140.5.10 НКУ. То есть, если новогодний подарок передать (подарить) плательщику налога на прибыль по ставке 0 % или, например, предприятию, работающему на ЕН (именно предприятию, а не физлицу — его директору или др.), срабатывает увеличивающая разница согласно п.п. 140.5.10 НКУ. То есть дарителю на стоимость таких подарков придется увеличить облагаемый финрезультат. Для подарков неприбыльным организациям есть своя увеличивающая налоговая разница в п.п. 140.5.9 НКУ*.

* Финрезультат придется увеличить на стоимость подарков в размере, превышающем 4 % облагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Подарочные НДС-нюансы

Даритель по всем приобретениям для бесплатных раздач имеет полное право на налоговый кредит на общих основаниях (пп. 198.1 — 198.3 НКУ).

Что касается бесплатного распространения подарков (товаров, услуг и пр.), то такие операции в общем случае приравниваются к операциям поставки в понимании п.п. 14.1.1.91 НКУ. Поэтому даритель столкнется с двумя возможными основаниями для начисления налоговых обязательств (НО) по НДС:

(1) согласно п. 198.5 НКУ на сумму входного НК и

(2) согласно п. 188.1 НКУ исходя из минбазы.

Сразу скажем: по бесплатным раздачам налоговики уже давно согласились на одни налоговые обязательства согласно п. 188.1 НКУ. Впрочем, вы можете и их избежать, если стоимость подарка получится включить в стоимость облагаемых операций и вы сможете это доказать документально (101.05 БЗ, «Налоги & бухучет», 2020, № 71, с. 8). Например, не нужно начислять НДС на стоимость подарков, если вы их раздаете в рамках рекламной акции, которую проводите по договору на предоставление рекламных услуг с поставщиками этих товаров (письмо ГНСУ от 30.10.2020 г. № 4497/ІПК/99-00-05-06-02-06).

В любом случае, бесплатные подарки для бизнес-партнеров рекомендуем оформлять как рекламно-маркетинговую акцию.

Если раздача ваших праздничных презентов будет иметь рекламно-маркетинговый характер, то это говорит о связи таких мероприятий с хоздеятельностью дарителя

Ведь, поздравляя действующих и/или потенциальных партнеров, даритель формирует (поддерживает) у них позитивное отношение к себе, устанавливает с ними хозяйственные связи и налаживает долговременное сотрудничество. Поэтому считаем, что на этом основании вполне допустимо расценивать расходы на новогодние подарки контрагентам как рекламно-маркетинговые. А значит, нет и оснований для начисления компенсирующих НО в связи с нехозяйственностью использования товаров/услуг согласно абзацу «г» п. 198.5 НКУ.

В целом фискалы давно соглашаются с тем, что не нужно начислять компенсирующие НО по НДС согласно п. 198.5 НКУ при бесплатных раздачах в рамках рекламно-маркетинговых мероприятий относительно НДС-облагаемой деятельности (см. 101.05 БЗ).

А вот «железно» начисление компенсирующих НО грозит плательщику, который раздает подарки, приобретенные с входным НДС, в рамках необъектной (ст. 196 НКУ) или/и льготируемой по НДС деятельности (ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Причем независимо от целевой направленности таких мероприятий. Тут вступают в свои права абзацы «а» и «б» п. 198.5 НКУ.

НДС-последствия различных подарков

Рассмотрим НДС-последствия учета отдельных вариаций одаривания бизнес-партнеров при условии, что такая раздача подарков будет документально оформлена как рекламно-маркетинговая акция.

Таблица 1. НДС-последствия раздачи подарков для бизнес-партнеров

Бесплатно раздаем:

Входной НК по НДС

(п. 198.3 НКУ)

НО по НДС

(п. 188.1 НКУ)

НО по НДС

(п. 198.5 НКУ)

Образцы своих товаров, работ, услуг

+

- / +*

-

* Если стоимость бесплатно раздаваемых в рекламных целях товаров/услуг включается в стоимость реализуемых товаров/услуг, то НО по п. 188.1 НКУ не начисляем. Ведь в таком случае нет отдельной операции поставки. В ином случае начисления НО не избежать. Подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 71, с. 8.

Специально закупленные прочие товары/услуги

+

+*

-**

* Как правило, раздача таких презентов происходит как отдельная поставка, поэтому придется НО начислить. Исключение: раздача товара в рамках предоставления рекламных услуг поставщику таких товаров.

** Компенсирующие НО начислять не нужно, даже если такая раздача не будет оформлена как рекламное мероприятие. Дело в том, что фискалы разрешают при бесплатных раздачах начислять НО один раз. Если они начислены по п. 188.1 НКУ, то по п. 198.5 НКУ их начислять не нужно (письмо ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, 101.06 БЗ).

Бухучет подарков

Доход от бесплатной раздачи партнерам товаров-подарков не отражаем, поскольку критерии его возникновения не соблюдаются (п. 5 П(С)БУ 15).

Если раздача подарков оформлена как рекламно-маркетинговое мероприятие, то себестоимость розданных подарков-товаров относится в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). В ином случае (если по каким-то причинам рекламная акция не была оформлена), списание стоимости подаренных товаров (согласно акту) производится на счет прочих операционных расходов (субсчет 949). На этот же субсчет попадут суммы НО по НДС с розданных подарков, если избежать их начисления не удалось. Такой НДС, попав в прочие расходы, уменьшит финрезультат.

Бухучет бесплатного предоставления услуг мало чем по сути отличается от бесплатного предоставления товаров. Собственно бесплатное предоставление услуг отражают проводкой Дт 949 — Кт 23.

Расходы отражают в том периоде, в котором подарки были розданы получателям и составлен отчет о рекламной акции или акт списания ТМЦ (п. 7 П(С)БУ 16).

Таблица 2. Раздача подарков бизнес-партнерам

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн

Дт

Кт

Безвозмездно предоставлены дорогостоящие подарки для бизнес-партнеров

1

Оприходованы товары, специально приобретенные для подарков

281

631

30000

2

Начислен НК по НДС (НН зарегистрирована в ЕРНН)

644/1

641/НДС

631

644/1

6000

6000

3

Подарены товары контрагентам

93

281

30000*

4

Начислены НО по НДС

949

641/НДС**

6000

* Если товары будут переданы единоналожнику, нулевику, неприбыльной организации, даритель (применяющий налоговые разницы) должен увеличить финрезультат согласно пп. 140.5.9 и/или 140.5.10 НКУ.

** Если докажете, что стоимость подарков включена в стоимость реализуемого товара/услуги, то этой проводки не будет.

Бесплатно предоставлены собственные услуги контрагенту — плательщику единого налога

1

Сформирована себестоимость услуг

23

20, 22, 66, 65, 631

8000

2

Предоставлена услуга контрагенту-единоналожнику (списана себестоимость услуги)

93

23

8000*

3

Начислены НО по НДС

949

641/НДС**

1600

* Поскольку услуги предоставлены плательщику единого налога, даритель, применяющий налоговые разницы, должен увеличить на сумму себестоимости предоставленных услуг финрезультат до налогообложения согласно п.п. 140.5.10 НКУ.

** Минбазой является обычная цена, которая в нашем случае совпадает с себестоимостью услуг (п. 188.1 НКУ). Если докажете, что стоимость услуги включена в стоимость реализуемых товаров/услуг, НО не будет.

И еще: не рекомендуем в качестве презентов для партнеров выбирать алкоголь и табачку. Здесь налоговики требуют наличия у дарителя лицензии на розничную торговлю алкоголем. (113.03 БЗ), а также грозят штрафами за нарушение минимальных цен на алкоголь и табачку (113.05 БЗ). Ее отсутствие грозит штрафными санкциями (абз. пятый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)*.

* Альтернативный взгляд на раздачу алкоголя см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 8, с. 27.

Здесь мы рассмотрели подарки контрагентам — субъектам предпринимательства. Если вас интересуют акции для розницы, для обычных физлиц, то см. статью «Новогодние акции: скидки и подарки покупателям» этого номера.

выводы

  • Если получатель подарка — плательщик с «особым» налоговым статусом, то даритель, применяющий налоговые разницы, увеличивает свой финрезультат до налогообложения согласно требованиям пп. 140.5.9 и 140.5.10 НКУ.
  • При бесплатных раздачах возникают одни налоговые обязательства по НДС согласно п. 188.1 НКУ. Впрочем, при определенных условиях можно избежать и их начисления.
  • В бухучете доход от бесплатной раздачи подарков партнерам не признается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше