Темы статей
Выбрать темы

Регистрируем ФЛП-общесистемщика заново

Адамович Наталия, налоговый эксперт
В связи с введением карантина многие физлица-предприниматели (ФЛП) вынуждены были не только прекратить свою деятельность, но и ликвидироваться. Но потихоньку все налаживается. Не пора ли уже снова подумать о работе и повторно зарегистрировать ФЛП? О том, что следует учесть при повторной регистрации ФЛП-общесистемщику, поговорим прямо сейчас.

Готовимся стать ФЛП

Через какое время после снятия с регистрации ФЛП можно снова зарегистрироваться?

Сниматься с госрегистрации, а затем снова регистрироваться в течение года можно сколько угодно раз. Никаких ограничений законодательство не содержит.

Нет никаких ограничений и в части паузы между разрегистрацией и повторной госрегистрацией ФЛП. Единственное, что нужно учитывать: госрегистратор исключает предпринимателя из Единого государственного реестра (ЕГР) в течение 24 часов после получения заявления от него (кроме выходных и праздничных дней) (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 7551). Так что если ФЛП подал заявление на снятие с регистрации, то уже через сутки можно зарегистрировать ФЛП заново.

1 Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Регистрируемся в ЕГР

Как лучше зарегистрировать ФЛП в ЕГР и подать регистратору заявление о регистрации ФЛП?

Прежде всего обратите внимание на то, что с 01.06.2020 г. действует новая форма регистрационного заявления для ФЛП (форма 1), утвержденная приказом Минюста от 19.05.2020 г. № 1716/5.

Несмотря на послабления карантина, самый оптимальный вариант регистрации в ЕГР — пройти регистрацию ФЛП онлайн. Сделать это можно через веб-портал «Дія» (diia.gov.ua) при регистрации независимо от территориального расположения.

Правда, для онлайн-регистрации (возьмем за основу подачу заявления через веб-портал «Дія») понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП). Если у вас ее нет или срок ее действия уже истек, то поспешите получить КЭП сразу (она незаменимый помощник в работе ФЛП). Получить ее можно и в карантинный период в налоговой или у любого другого квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг. Удаленно КЭП можно только продлить.

Далее все просто. С помощью КЭП вам следует зарегистрироваться или авторизоваться (если уже зарегистрированы) в кабинете на веб-портале «Дія».

После этого нужно заполнить онлайн-форму на получение услуги и проверить информацию.

Выбрав общую систему налогообложения, одновременно с госрегистрационным заявлением вы можете подать в электронном виде заявление на регистрацию плательщиком НДС. Это можно сделать сразу при госрегистрации ФЛП (п. 183.7 НКУ). Далее подписываете заявления с помощью вашей КЭП и направляете их регистратору.

Если оснований для отказа не будет, то регистратор в течение 24 часов после поступления документов обязан внести в ЕГР запись о регистрации ФЛП. Статус заявления можно проверить в кабинете. Сообщение о регистрации или отказе также появится в кабинете, будет отправлено по электронной почте. Как только запись о регистрации ФЛП появится в ЕГР, вы сможете получить выписку из реестра в кабинете.

Что касается НДС-регистрации, то налоговики обязаны в течение 3-х дней внести в Реестр плательщиков НДС запись о регистрации с первого числа месяца, следующего за днем истечения 10 календарных дней после подачи заявления госрегистратору (п. 183.9 НКУ).

Например, если ФЛП заявление на НДС-регистрацию подал регистратору 25.05.2020 г., то зарегистрированным плательщиком НДС он будет с 01.07.2020 г.

Становимся на учет

Как стать на учет при повторной регистрации ФЛП в течение года, если в налоговой физлицо еще окончательно не снято с учета?

Зарегистрированному ФЛП необходимо встать на учет: в орган ГНС как плательщик налогов и сборов и как плательщик ЕСВ, а также в орган госстатистики.

Постановка на учет в органах ГНС и госстатистики происходит автоматически без участия ФЛП. Госрегистратор после внесения сведений о регистрации ФЛП в ЕГР, т. е. в день проведения регистрационного действия, самостоятельно передает информацию о регистрации ФЛП в органы ГНС и госстатистики для постановки на учет (ч. 2 ст. 13 Закона № 755). А те, в свою очередь, берут ФЛП на учет…

…как плательщика налогов. После госрегистрации прекращения предприниматель продолжает учитываться в налоговой как физлицо-налогоплательщик, который получал доход от предпринимательской деятельности (п.п. 6 п. 11.18 Порядка № 15882). Тем не менее, несмотря на это, повторно регистрируемого в течение года ФЛП поставят на учет по основному месту учета в день получения сведений о госрегистрации ФЛП — датой внесения сведений в Реестр (п.п. 6.4 разд. VI Порядка № 1588, БЗ 116.04).

2 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

…как плательщика ЕСВ. Постановка на учет ФЛП как плательщика ЕСВ осуществляется налоговым органом по местонахождению или месту жительства на основании сведений, предоставленных госрегистратором, в день их получения (п. 1 ст. 5 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI). Датой постановки на учет в качестве плательщика ЕСВ является дата внесения контролирующим органом записи в реестр страхователей.

После получения информации от органов ГНС и госстатистики о постановке ФЛП на учет госрегистратор формирует выписку из ЕГР.

Открываем счет ФЛП

Обязательно ли открывать предпринимательский счет при повторной регистрации ФЛП?

Текущий счет, открытый на обычное физическое лицо, запрещено использовать для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 14 Инструкции № 4923).

3 Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Поэтому для работы ФЛП может открыть предпринимательский банковский счет. Причем даже если старый такой счет не закрыт4. Предпринимательский счет открывается ФЛП на основании заявления, оформленного согласно приложению 2 к Инструкции № 492 (п. 40 Инструкции № 492). В этом заявлении, в частности, обязательно указывается, что счет открывается для осуществления предпринимательской деятельности, а также название и код вида экономической деятельности в соответствии с КВЭД. В день открытия счета банк уведомляет об этом налоговый орган по месту учета ФЛП (п. 69.2 НКУ). В свою очередь, получив такое уведомление от банка, налоговый орган не позднее следующего рабочего дня ставит такой счет на учет и уведомляет об этом банк (п. 69.3 НКУ).

4 Если ФЛП старый предпринимательский счет не закрыл, то банк закрывает его автоматически на основании информации о прекращении ФЛП, полученной от налоговиков (п.п. 7 п. 11.18 Порядка № 1588).

Отчетность у новичка

Если предприниматель снялся с госрегистрации, а затем снова зарегистрировался, как быть с отчетами?

Напомним: разрегистрировавшийся предприниматель обязан вовремя подать все последние отчеты. Ведь согласно п.п. 65.10.4 НКУ прекращение ФЛП не освобождает лицо от его прежних предпринимательских обязательств, не изменяет сроков, порядков выполнения таких обязательств и применения штрафных санкций, а также начисления пени за их неисполнение (подробнее об этом см. «Налоги & бухучет», 2020, № 42, с. 21). Ну а после новой госрегистрации ФЛП нужно будет подавать отчеты заново, но уже с расчетом обязательств за новые предпринимательские периоды.

Планируете работать сами? Тогда можно обойтись стандартным набором отчетности для ФЛП-общесистемщика, состоящего из:

1) декларации о доходах, утвержденной приказом Минфина от 02.10.2015 г. № 859:

— по итогам первого квартала работы на общей системе (в течение 40 календарных дней после окончания квартала). Учтите! Такая декларация подается и в том случае, если ФЛП претендует на упрощенку. В случае такого перехода разрыв между датой госрегистрации и датой перехода на единый налог, в течение которого предприниматель находится на общей системе налогообложения, нужно задекларировать (см. БЗ 104.09);

— по итогам года (в течение 40 календарных дней после окончания отчетного года, п.п. 49.18.5 НКУ). Одной (годовой) декларацией новый ФЛП обойдется, только если запланирует регистрироваться в IV квартале (см. БЗ 104.09).

Важно! Для предпринимателей-общесистемщиков предназначено приложение Ф2. Причем, по мнению налоговиков (см. БЗ 104.09), его подают вместе с декларацией даже в тех случаях, когда в течение отчетного периода ФЛП не получал предпринимательские доходы, но имел другие доходы из источников их происхождения из Украины или иностранные доходы;

2) отчета по ЕСВ (форма № Д5, приложение 5 к Порядку № 4355) по итогам года — до 10 февраля года, следующего за отчетным (п. 2 разд. ІІІ Порядка № 435).

5 Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного ЕСВ, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435.

Планируете нанять работников по трудовому договору? Тогда вам придется дополнительно подавать:

1) уведомление по форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413, — единоразово, после издания приказа (распоряжения) о приеме на работу, но до момента фактического допуска работников к работе;

2) отчет по ЕСВ по работникам (по форме № Д4, приложение 4 к Порядку № 435 — ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода (подробнее см. «Налоги & бухучет, 2019, № 75, с. 17);

3) отчет по НДФЛ за работников (форма № 1ДФ) — ежеквартально.

Регистрируем РРО

Можно ли при повторной регистрации ФЛП использовать старый РРО и нужно ли его регистрировать?

Применять РРО должны ФЛП, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг (п. 1 ст. 3 Закона об РРО6).

6 Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Статья 9 Закона об РРО устанавливает перечень расчетных операций, при осуществлении которых РРО можно не применять. Кроме того, ст. 10 Закона об РРО дает право ФЛП заменять РРО на КУРО и РК. При условии, что такой ФЛП вписывается в условия, установленные постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 (ср. ). При этом если ФЛП не нашел себя ни в ст. 9 Закона об РРО, ни в Перечне № 1336, то ему придется использовать РРО на общих основаниях. Других каких-то специальных послаблений именно для ФЛП-общесистемщика нет.

Однако, прежде чем начать использовать РРО (в том числе и старый, используемый в прошлом, до разрегистрации ФЛП), его нужно опломбировать в сервисном центре и заново зарегистрировать у налоговиков.

Напомним, зарегистрировать в органе ГНСУ можно только те РРО, модели и модификации которых включены в раздел І Госреестра РРО, при условии, что:

— РРО будут использовать в соответствующей сфере применения этой модели (см. графу 8 таблицы Госреестра);

— не истек срок первичной регистрации модели РРО (см. графу 6 таблицы Госреестра);

— не истек срок службы РРО, установленный в технической документации.

Регистрацию осуществляет орган ГНСУ по основному месту учета субъекта хозяйствования как плательщика налогов (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547). Подробнее о процедуре регистрации см. «Налоги & бухучет», 2019, № 23, с. 23.

Уведомляем об объектах учета

Нужно ли повторно зарегистрированному ФЛП уведомлять налоговую об объектах учета (подавать форму № 20-ОПП)?

Согласно п. 8.4 Порядка № 1588 форма № 20-ОПП подается по основному месту учета ФЛП в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объекта, связанного с обложением или через который проводится деятельность.

Первый раз ФЛП подает ф. № 20-ОПП после регистрации. Показываете все объекты налогообложения, какие есть. Речь идет об имуществе, по которому возникает обязанность уплачивать налоги: офис, склад, магазин, транспорт, оборудование (в том числе и зарегистрированный в налоговой РРО). Причем отчитаться придется и за арендованные объекты, и за те, которые ФЛП сдает в аренду.

В дальнейшем форму подают, как только будут появляться новые объекты или будут изменения по старым.

Учтите: информацию об остатках товаров, доходе (прибыли) или его части, оборотах от реализации товаров (работ, услуг) в ф. № 20-ОПП не вносят (БЗ 116.11).

Книга доходов и расходов

Нужно ли при повторной регистрации ФЛП заводить и регистрировать новую Книгу доходов и расходов и в какие сроки?

Во исполнение п. 177.10 НКУ после регистрации ФЛП-общесистемщик обязан вести Книгу учета доходов (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481). И до начала ведения предпринимательской деятельности зарегистрировать ее у налоговиков.

Если у ФЛП уже есть Книга (хранят ее в течение 3 лет после окончания отчетного периода, в котором осуществлена последняя запись) и она не окончена и нужной формы, то, например, при возврате ФЛП на общую систему налогообложения фискалы разрешают не регистрировать новую, а продолжить вести старую Книгу до ее окончания (см. БЗ 104.08). Обязательно перерегистрировать Книги налоговики требуют только в случае смены ФЛП регистрации адреса админрайона.

Так что по сути, если вы повторно регистрируетесь ФЛП-общесистемщиком (по тому же адресу и в той же налоговой), то, возможно, заводить и регистрировать новую Книгу вам не понадобится. Хотя уточнить этот вопрос все-таки нужно. Ведь за проколы с регистрацией Книги ФЛП может грозит штраф по ст. 121 НКУ (1020 грн, 2040 грн) и по ст. 1641 КУоАП — админштраф от 51 до 136 грн (от 85 до 136 грн).

В то же время учтите! На время карантина, т. е. пока до 22.06.2020 г., регистрация новых Книг учета доходов и расходов отложена (см. п.п. 2 п. 5 постановления КМУ от 20.05.2020 г. № 392). Однако после принятия решения об окончании карантина ФЛП должен внести данные обо всех доходах и расходах, полученных и осуществленных им в течение карантина, и в течение 3 месяцев зарегистрировать Книгу в налоговой.

Учет старых ОС

Как при повторной регистрации амортизировать старые объекты ОС, заново вводимые в эксплуатацию?

Старые объекты ОС, которые ФЛП уже эксплуатировал до своей разрегистрации, при повторной регистрации он имеет полное право амортизировать.

Вспомним основные правила амортизации ОС у ФЛП-общесистемщиков:

1) учет стоимости, подлежащей амортизации, ведут по каждому объекту ОС (п.п. 177.4.8 НКУ) на основании документов, подтверждающих расходы на приобретение или изготовление амортизируемых ОС (п.п. 177.4.9 НКУ);

2) амортизацию рассчитывают прямолинейным методом. То есть годовую сумму амортизации определяют делением первоначальной стоимости объекта на срок его полезного использования (п.п. 177.4.7 НКУ);

3) срок полезного использования объектов ОС устанавливают самостоятельно, но не меньше минимально допустимого из п.п. 177.4.9 НКУ.

При этом, учитывая, что некоторое время объекты ОС не эксплуатировались, начислять амортизацию следует исходя из амортизируемой стоимости объекта ОС, определенной на момент повторной регистрации ФЛП. То есть как бы пересчитав амортизируемую стоимость каждого объекта ОС на дату повторной регистрации ФЛП. И уже оттолкнувшись от нее, дальше начислять амортизацию. Подобным образом налоговики советуют амортизировать старые ОС предпринимателям, переходящим с упрощенки на общую систему (см. БЗ 104.05).

Что касается новых ОС, которые ФЛП планирует вводить в эксплуатацию, то с 23.05.2020 г.7 объектами ОС считаются долгосрочные (сроком службы свыше 1 года) материальные активы стоимостью свыше 20000 грн (п.п. 14.1.138 НКУ).

7 Согласно изменениям, внесенным в НКУ Законом Украины от 16.01.2020 г. № 466-ІХ (см. статью «Налоговая реформа, долго пылившаяся в шкафу» этого номера).

А вот в части объектов, первоначальная стоимость которых не дотягивает до 20000 грн, прямой нормы, позволяющей относить их в учете на расходы у ФЛП, нет. Хотя налоговики не против учета затрат на малоценку в составе расходов ФЛП отчетного года (см. БЗ 104.05).

Кроме того, учтите: с 23.05.2020 г. ФЛП разрешено амортизировать и грузовые авто, используемые в предпринимательской деятельности. Учитываем их при повторной регистрации, как и старые ОС (см. выше).

Однако не исключаем, что налоговики наступят на старые грабли и разрешат амортизировать только те из них, которые приобретены после 23.05.2020 г. Однако учтите: тогда в итоге все сложилось в пользу ФЛП и амортизации абсолютно всех ОС (см. письмо ГФСУ от 18.01.2019 г. № 212/В/99-99-13-01-02-14/IПК).

Остатки ТМЦ

Как быть с остатками товаров? Можно ли при повторной регистрации ФЛП учесть в расходах их остатки?

Как поясняют налоговики, остатки ТМЦ, приобретенных, но не реализованных ФЛП при осуществлении хоздеятельности, после прекращения ФЛП остаются в его собственности. Их стоимость не включается в облагаемые доходы такого плательщика (см. БЗ 104.04).

При этом налоговики не против учета в расходах остатков товаров у ФЛП-общесистемщика независимо от того, на какой системе налогообложения были приобретены эти товары (см. БЗ 104.04). 
Главное, для того чтобы такие остатки товаров запустить в деятельность (получить доход и отразить расходы по ним), ФЛП должен на такие товары иметь документы, причем оформленные именно на ФЛП.

Тем более если такие остатки товаров ФЛП планирует продавать за наличные с использованием РРО.

Ведь такие документы у ФЛП-общесистемщика должны быть не только во исполнение п. 177.10 НКУ, но и еще во исполнение положений Закона об РРО.

Бездокументальные товары налоговики могут признать неучтенными, а их реализация с 01.08.2020 г. грозит ФЛП применением к нему увесистого штрафа по ст. 20 Закона об РРО — в размере двойной (200 %) стоимости такого товара по ценам его реализации, но не менее 170 грн.

Поэтому будьте осторожны, имея дело с остатками ТМЦ при их последующей реализации. Протестируйте их на наличие подтверждающих документов.

Стартовые расходы в Книге

Какие стартовые расходы можно сразу вписать в Книгу, не дожидаясь получения дохода?

В графе 9 Книги указывается сумма чистого дохода, которая рассчитывается как разница между суммой дохода за отчетный период (гр. 4) и суммой понесенных расходов от осуществления предпринимательской деятельности (гр. 6, 7, 8). Как правило, ФЛП имеет право показать в Книге только те расходы, которые связаны с получением дохода.

Не дожидаясь доходов, предприниматель может показать в Книге:

— расходы на амортизацию объектов ОС. Как поясняют налоговики, амортизационные отчисления предприниматель должен отражать в Книге (гр. 8) не по итогам года, а ежемесячно (БЗ 104.08);

— расходы (суммы платежей) за получение лицензий на проведение некоторых видов предпринимательской деятельности. Как поясняют налоговики, такие расходы ФЛП отражает в Книге (гр. 8) по факту их уплаты на основании подтверждающих документов.

Учтите! Если по итогам предпринимательской деятельности за месяц (квартал, год) у ФЛП выходит убыток (отрицательное значение между доходом и расходами), то гр. 9 Книги прочеркивается (БЗ 104.08).

выводы

  • Для повторной регистрации ФЛП следует внести в ЕГР запись о регистрации и стать на учет как плательщик налогов и сборов, а также как плательщик ЕСВ.
  • Подавать отчетность новому ФЛП придется дважды: по итогам первого квартала работы и по итогам года.
  • Отчитаться по ЕСВ (если не планирует наемных работников) ФЛП придется по итогам года.
  • Новую Книгу учета доходов и расходов можно зарегистрировать в налоговой в течение 3 месяцев со дня окончания карантина.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше