Темы статей
Выбрать темы

Штрафы за безлицензионное хранение горючего — уже скоро!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Приближается апрель, с которого фискалы начнут эпопею с применением драконовских (0,5 млн грн) штрафов за хранение горючего без лицензий. Мы хотим еще раз* предупредить читателей о надвигающихся угрозах и подводных камнях, связанных с лицензированием хранения горючего.

* На эту тему мы уже много писали, например, в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 59, с. 17, № 103-104, с. 7, 2020, № 14, с. 25.

Лицензионное

«Лицензия-лайт». Напомним, что в прошлом году большие трудности с получением лицензии вызывало требование о представлении ряда «проблемных» (особенно для «сельхозников») документов. Законодатели их «разрулили», введя Законом от 18.12.2019 г. № 391-IX в ст. 15 «профильного» Закона № 481** очень важное дополнение: хозсубъекты, хранящие горючее, которое не реализуется другим лицам и используется исключительно для нужд собственного потребления или промпереработки, копии указанных в этой статье документов не подают. Такие субъекты в заявлении указывают об использовании горючего для собственных нужд или переработки, общую вместимость резервуаров и емкостей, используемых для хранения горючего, и их фактическое местоположение (далее такую лицензию именуем «лицензия-лайт»).

** Закон Украины «О государственном регулировании…» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Это значительно упростило механизм получения лицензий, но и обогатило ст. 17 Закона № 481 новым видом штрафа (о казусах с ним читайте ниже), поскольку тот, кто получил «лицензию-лайт», не может хранить чужое горючее или реализовывать горючее другим лицам.

Напомним также: любую лицензию на хранение горючего оформляют на 5 лет, а ее стоимость составляет 780 грн в год.

Кому не нужна. Лицензия на хранение не нужна:

1) хозсубъектам, хранящим горючее исключительно в потребительской таре до 5 литров. Но авторы этих изменений в ст. 15 Закона № 481 забыли вставить слово «включительно»***!..

*** В отличие от аналогичной фразы в определении «реализация горючего» в НКУ (п.п. 14.1.212)…

Поэтому хранение горючего в потребительской таре ровно 5 л формально требует наличия лицензии на хранение

Надеемся, разумные фискалы не станут придираться к ровно 5-литровой таре, но много ли мы встречали таких?..

Важно! О том, что лицензия на хранение горючего в канистрах (и других емкостях) нужна, фискалы указывали неоднократно (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 14, с. 25).

Заметим, что хранение горючего в канистрах (и др.) объемом до 5 л можно тоже подвести под это освобождение, но будьте готовы доказывать, что ваша тара именно «потребительская»****. Возможно, кому-то (кто не успеет/не захочет получать лицензию) не помешает до 31 марта разлить содержимое своих крупных канистр в до 5-литровую потребительскую тару...;

**** Напомним, что термин «потребительская тара» определен в Порядке оплаты услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденном постановлением КМУ от 09.07.99 г. № 1225.

2) хозсубъектам, хранящим горючее только в баках транспортных средств, различного оборудования или устройств. Об этом налоговики извещали неоднократно: например, в письме ГНСУ от 11.01.2020 г. № 76/6/99-00-04-01-04-06/ІПК («Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 14, с. 25, 2019, № 68, с. 28).

Но с учетом сказанного выше,

позаботьтесь о том, чтобы во время проверки емкие (от 5 л) канистры и прочая, стоящие рядом с генератором (или где-то еще), были пусты*****

***** Или были заполнены не горючим (перечень горючего см. в п.п. 215.3.4 НКУ).

Мол, принесли в канистре и сразу перелили горючее в бак устройства (и др.). То есть хранения не было! Другие «от 5-литровые» канистры (и пр.) — включая и те, что находятся в кузове/багажнике автомобиля тоже должны пустовать! И хотя стационарного места хранения для таких канистр нет (раньше фискалы писали, что лицензируется хранение только в стационарных емкостях (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 84, с. 26), все равно, считаем, лучше здесь перестраховаться, чем потом судиться за 0,5 млн с фискалами…

3) освобожденным прямо в ст. 15 Закона № 481 (т. е. предприятиям, учреждениям организациям, полностью содержащимся за счет бюджета, а также системы госрезерва; хозсубъектам, хранящим горючее для производственных нужд на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах);

4) хозсубъектам, хранящим горючее в местах его производства, а также в местах оптовой или розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии (ст. 15 Закона № 481, см. также письмо ГФСУ от 12.04.2019 г. № 1572/6/99-99-12-01-01-15/ІПК).

Всем, кто не вписался во что-то из вышеперечисленного, — необходимо получать лицензию(и)! Ведь штрафы велики до неприличия!

Их величество Штрафы

В ст. 17 Закона № 481 сейчас есть два одноразмерных (по 0,5 млн грн) штрафа:

(1) за хранение горючего без наличия лицензии и (2) за предоставление услуг по хранению горючего другим субъектам хозяйствования и/или реализацию горючего другим лицам на основании лицензии на право хранения горючего, полученной в соответствии со ст. 15 этого Закона.

В редакции, действовавшей до 27.02.2020 г., в норме о втором виде «хранимого» штрафа (абз. 22 ч. 2 ст. 17) речь шла о «лицензии на хранение горючего, полученной в соответствии с абзацем вторым части сорок первой статьи 15 этого Закона». И хотя отсылка была не точной, было понятно, что речь здесь шла именно о «лицензии-лайт».

Законодатели попытались исправить ошибку Законом от 16.01.2020 г. № 465-IX (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 18, с. 21), но вышло еще хуже. Теперь, как видим, в этой штрафной норме речь идет о лицензии, полученной согласно ст. 15 Закона № 481! Но ведь эта статья, кроме «лицензии-лайт», содержит нормы и о выдаче полноценной лицензии на хранение!.. То есть теперь формально можно получить 0,5 млн штрафа при хранении чужого горючего, имея любую, пусть даже и полноценную, лицензию на хранение! ☹

Очень надеемся, что фискалы не станут штрафовать, используя промахи наших законотворцев. По крайней мере, если до этого дойдет, то судьи, думаем, будут отталкиваться от духа, а не от буквы этой нормы ст. 17 (о втором штрафе).

Кроме того, хотим предупредить (и особо сельхозников!), что в связи с неопределенностью термина «собственное потребление» не исключено, что и заправка техники подрядчика будет расценена фискалами как реализация горючего другим лицам, и при наличии в таких ситуациях у заправляющего лишь «лицензии-лайт» они попытаются оштрафовать его на 0,5 млн грн!

Прочие штрафы

Штрафы за необорудование емкостей счетчиками, установленные п. 1281.1 НКУ к распорядителям тех складов, на которых емкости не превышают 1000 м3, тоже были перенесены до 1 апреля 2020 года. Так что готовьтесь! Но это — кроме тех субъектов, кто не попадал в плательщики горючего акциза до 1 июля 2019 года, а также отечественных предприятий, осуществляющих переработку нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения целевых компонентов (сырья), предусматривающую полный цикл их переработки в готовую продукцию (горючее). Этих (независимо от объемов) начнут штрафовать только с 01.07.2020 г.

Для распорядителей «до 1000-кубовых» складов начало применения штрафа за непредставление электронных документов (справок), предусмотренного п. 1281.3 НКУ, тоже было перенесено лишь до 1 апреля 2020 года! Этот штраф, напомним, — 1000 грн за один невысланный документ!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше