Вопросов, связанных со стартовым РРО-простоем, в основном три — создание Z-отчета, предоставление ф. № 20-ОПП и амортизация самого РРО. Рассмотрим эти вопросы!
Z-отчет: делать или нет?
По общему правилу субъект хозяйствования, осуществляющий расчетные операции, обязан ежедневно создавать Z-отчет в случае осуществления расчетных операций (п. 9 ст. 3 Закона об РРО).
Другими словами, Z-отчет делают только те субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции.
Давайте представим, что вы РРО-обязанный (не подпадаете под освобождение из ст. 9 и 10 Закона об РРО*). Ваш РРО включен, открыта рабочая смена и осуществлены служебные операции (внесение и/или выдача). И что тогда с Z-отчетом?
* Подробно о том, кто подпадает под действие этих статей, читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 40, с. 4.
Так вот, вы не обязаны делать Z-отчет за тот день, в течение которого через РРО не проведена ни одна расчетная операция (подробнее — в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 12).
Другими словами, если зарегистрированный и включенный РРО не эксплуатируется именно из-за отсутствия расчетных операций, Z-отчеты делать не нужно. Это актуально для любого СХ, независимо от того, кто он — ФЛП или юрлицо — и на какой системе налогообложения он работает. Более того, его и включать в таком случае ни к чему.
Другое дело, если определенные поблажки в законодательстве дают право некоторым категориям СХ не использовать РРО. Самый простой пример. ФЛП-единоналожник не превысил с начала года 1,32 млн грн дохода и не осуществляет рисковых операций (см. п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Тогда в 2021 году этот ФЛП еще может насладиться последними вздохами свободы от РРО. Но он заранее купил РРО и зарегистрировал его. Проводить ли такому ФЛП через РРО расчетные операции в течение 2021 года?
Считаем, что да. Дело в том, что процедура регистрации РРО тесно связана с процедурой его ввода в эксплуатацию.
РРО считается зарегистрированным только после того, как сервисный центр направил в налоговую, которая этот РРО регистрирует, справку об опломбировании РРО и акт ввода его в эксплуатацию (п. 14 гл. 2 разд. ІІ Порядка регистрации РРО**).
** Порядок регистрации РРО, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.
То есть невозможно зарегистрировать РРО, не введя его в эксплуатацию. А ввод в эксплуатацию РРО означает перевод его в фискальный режим работы (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601).
Другими словами,
ФЛП-единоналожник, который заранее зарегистрировал РРО, добровольно согласился перевести его в фискальный режим работы
А фискальный режим работы означает, что необходимо вносить расчетные операции в фискальную память РРО и выполнять Z-отчет по итогам рабочей смены.
Если же ФЛП хочет в 2021 году поработать без РРО или использовать его в нефискальном режиме, такой РРО придется снять с регистрации. А затем повторно зарегистрировать в начале 2022 года.
Подавать ли ф. № 20-ОПП?
Вопрос о подаче Уведомления об объектах налогообложения (ф. № 20-ОПП) также нельзя обойти. Прежде всего отметим главное:
собственно РРО, их наличие, состояние и количество в ф. № 20-ОПП теперь не указываются
То есть в этом смысле РРО не является отдельным объектом налогообложения, о котором нужно сообщать налоговикам через ф. № 20-ОПП при приобретении. Применение РРО пересекается с ф. № 20-ОПП под другим углом.
Дело в том, что одной из причин отказать в регистрации РРО является неподача ф. № 20-ОПП. Но не относительно самого РРО, а в отношении хозяйственной единицы, где этот РРО будет применяться (т. е. хозяйственной единицы, указанной в заявлении на регистрацию РРО). Это прямо прописано в п. 8 гл. 2 разд. ІІ Порядка регистрации РРО (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 50, с. 2).
Если налоговая уже зарегистрировала ваш РРО, это означает одно: ф. № 20-ОПП относительно хозяйственной единицы, где будет работать РРО, уже подана, и эта информация есть в Едином банке данных.
Если же с регистрацией РРО возникают проблемы именно из-за отсутствия у налоговиков информации о хозяйственной единице, на которую вы хотите зарегистрировать РРО, ф. № 20-ОПП нужно подать до регистрации РРО***.
*** Подробно о выборе и регистрации РРО читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 40, с. 19, 25.
Это требование актуально для любого СХ, планирующего применять РРО в будущем.
Амортизация РРО: можно ли и с каких пор?
Юридические лица. С учетной точки зрения, РРО — это классический необоротный актив. Классифицировать его в бухучете как основное средство или как малоценку — это тот вопрос, ответ на который должен дать приказ об учетной политике.
Если стоимость РРО превышает порог, установленный приказом предприятия об учетной политике, в бухучете его классифицируют как ОС (субсчет 104), если НЕ превышает — как МНМА (субсчет 112).
Амортизация РРО начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором РРО стал пригодным для полезного использования (п. 29 НП(С)БУ 7; п. 55 МСБУ 16). Формально о вводе в эксплуатацию речь не идет. Но в нашем случае собственно регистрация РРО означает ввод его в эксплуатацию.
То есть РРО становится пригодным для использования по прямому назначению одновременно с регистрацией в контролирующем органе. И с этого момента его можно амортизировать. Несмотря на то, осуществляет ли предприятие деятельность и эксплуатирует ли физически РРО именно в этот момент.
А что насчет налогового учета? Если юрлицо — плательщик налога на прибыль, то прежде всего надо выяснить стоимость РРО. Большинство РРО стоят менее 20000 грн и потому под налоговое определение основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ) не подпадают.
Поэтому в налоговоприбыльном учете они не являются ОС и учитываются в финрезультате по бухучетным правилам. У всех плательщиков.
А если РРО стоит все-таки больше 20000 грн? У юрлица, являющегося малодоходником, — все по бухучету. А если высокодоходником? Да, собственно, тоже по бухучету.
Никаких спецправил для таких операций разд. ІІІ НКУ не предусматривает. Поэтому и налоговую амортизацию зарегистрированного РРО-ОС могут начислять все прибыльщики — и мало-, и высокодоходники.
Единственное, что следует учитывать высокодоходникам, — это минимально допустимый срок амортизации. РРО стоимостью свыше 20000 грн относится к ОС группы 4 (п.п. 138.3.3 НКУ), причем для него минимальный срок составляет 2 года****. Ну и об амортизационных разницах (пп. 138.1, 138.2 НКУ) по таким ОС высокодоходнику тоже не следует забывать.
**** См.: tr.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/346453.html
Что касается юрлиц-единоналожников, то для них в бухучете все так же, как и у плательщиков налога на прибыль, а налогового учета как такового не будет, потому что у единоналожников расходы (в том числе амортизация) никак не влияют на объект налогообложения.
Амортизация РРО понадобится юрлицу-единоналожнику разве что когда оно будет продавать РРО и нужно будет определить доход от продажи (п. 292.2 НКУ).
Физические лица. У ФЛП бухучета как такового нет. Однако ФЛП-общесистемщикам разрешено амортизировать свои ОС (по аналогии с юрлицами) и включать сумму амортизации этих ОС в состав предпринимательских расходов (п.п. 177.4.6 НКУ).
Но... П.п. 177.4.6 НКУ оперирует именно термином «основные средства», а большинство РРО стоят менее 20000 грн и потому под налоговое определение ОС (п.п. 14.1.138 НКУ) не подпадают.
Поэтому, по нашему мнению, расходы на приобретение таких РРО ФЛП-общесистемщику следует считать обычными расходами (см. п.п. 177.4.4 НКУ). Кстати, налоговики в своих устных разъяснениях тоже склоняются именно к такому подходу.
То есть расходы на приобретение РРО стоимостью менее 20000 грн ФЛП-общесистемщик отражает без всякой амортизации. На основании подтверждающих документов он включает в расходы всю сумму стоимости РРО непосредственно в периоде, когда РРО зарегистрирован (а значит, введен в эксплуатацию).
Хотя осторожным общесистемщикам советуем дождаться, пока вновь приобретенный РРО начнет фактически использоваться в хозяйственной деятельности. Или получить ИНК. Не исключено, что налоговики уцепятся за то, что РРО простаивает, чтобы лишить ФЛП-общесистемщика законных расходов.
Что касается ФЛП-единоналожников, то они никак амортизацию своих необоротных активов не учитывают и не показывают ее ни в какой отчетности. Они могут начислять амортизацию любого необоротного актива, только чтобы знать остаточную стоимость своих необоротных активов.
А если говорить о конкретном влиянии амортизации РРО на показатели отчетности, то этот вопрос может интересовать ФЛП-единоналожника только в свете возможной перспективы перехода на общую систему.
Тогда амортизацию РРО первоначальной стоимостью свыше 20000 грн ФЛП, который перешел с упрощенной системы на общую, должен начинать с остаточной стоимости такого РРО-ОС по состоянию на дату перехода на общую систему (БЗ 104.05, утратила силу 16.07.2021 г.). Чтобы учесть время эксплуатации ОС на ЕН.
выводы
- ФЛП-единоналожник, который в 2021 году зарегистрировал свой РРО, должен проводить через него расчетные операции, несмотря на п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
- Для того чтобы зарегистрировать РРО, нужно подать ф. № 20-ОПП о хозяйственной единице, где этот РРО будет применяться.
- Зарегистрированный РРО считается введенным в эксплуатацию, и его можно амортизировать как юрлицам, так и ФЛП-общесистемщикам.