Темы статей
Выбрать темы

Процедура плановой проверки

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
На фоне других видов проверок, таких как внеплановые и фактические, плановая проверка кажется чем-то невинным, почти прогулкой. Ведь если проверка плановая, плательщик заблаговременно знает, что она будет, и имеет достаточно времени подготовиться к ней не только морально, но и исправить возможные погрешности в учете и отчетности. А тут еще и карантинный мораторий, который поставил плановые проверки на паузу. Но так ли все радужно на самом деле? Давайте разберемся вместе!

Основные характеристики плановой проверки вам уже известны из статьи «Плановые проверки» сегодняшнего номера. Поэтому в этой статье повторяться не будем, а перейдем сразу к процедурным вопросам.

Процедурные вопросы

Плановая проверка проводится на основании решения должностного лица налогового органа, оформленного приказом.

Копия приказа и письменное уведомление с указанием даты начала проведения плановой проверки должны быть отправлены (вручены) плательщику не позже чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки (п. 77.4 НКУ).

Если эта процедура не соблюдена, у налоговиков нет оснований вас проверять.

Также, если речь идет о выездной плановой проверке, налоговики, кроме копии приказа, должны предъявить должным образом оформленное направление на проверку и служебное удостоверение.

Направление и приказ о проведении проверки должны быть подписаны руководителем налогового органа и скреплены печатью этого органа. При этом оба документа должны содержать:

— дату выдачи;

— наименование налогового органа;

— наименование и реквизиты плательщика;

— цель, вид и основания проверки;

— дату начала и продолжительность проверки.

Понятное дело, информация в направлении и приказе должна быть идентичная. Также направление должно содержать реквизиты приказа о проведении проверки, которые следует сверить с копией приказа, которую вам предъявляют. И еще в направлении обязательно должны быть указаны должность и фамилия лица, которое будет проводить проверку. Эту информацию следует сверить с предъявленным служебным удостоверением лица, которое к вам пришло с проверкой.

Если налоговики не предъявляют указанные документы, или же предъявят документы, оформленные с нарушением (например, без подписи руководителя или печати налогового органа), налоговиков можно не впускать (п. 81.1 НКУ). Других оснований не впускать налоговиков согласно НКУ нет.

Рекомендуем также проверять период деятельности, который будет проверяться. Чтобы налоговики вдруг не «разошлись». Информация относительно периода, который будет охвачен проверкой, должна быть в приказе.

Сроки проведения

Сроки проведения плановой проверки определяются в порядке, предусмотренном ст. 82 НКУ (п. 77.7 НКУ). При этом указанная статья посвящает плановым проверкам специальный п. 82.1 НКУ.

В этом пункте определена максимальная продолжительность плановой проверки, а также максимально возможный срок ее продления. Эти сроки отличаются для разных групп плательщиков. Но в качестве критерия выступают уже не степень рисковости плательщика, а ее величина и, соответственно, объем информации, которую должны проверить налоговики (см. таблицу).

Сроки проведения плановых проверок

Категория

плательщиков

Максимальная первоначальная продолжительность проверки

Максимальный срок продления

Субъекты малого предпринимательства

(ч. 3 ст. 55 ЦКУ)*

10 рабочих дней

+ 5 рабочих дней

Крупные плательщики

(п.п. 14.1.24 НКУ)

30 рабочих дней

+ 15 рабочих дней

Все остальные**

20 рабочих дней

+ 10 рабочих дней

* Налоговики подтвердили: учитывая то, что НКУшного определения термина «субъект малого предпринимательства» нет, для целей п. 82.1 НКУ нужно руководствоваться именно ст. 55 ЦКУ, а не ст. 2 Закона о бухучете (см. письмо ГНСУ от 02.01.2020 г. № 4/6/99-00-05-03-04-06/ІПК).

** Формально в эту когорту попадают и те плательщики, которые согласно ст. 55 ЦКУ являются субъектами микропредпринимательства. Однако, учитывая общую логику п. 82.1 НКУ, считаем, что для целей этого пункта микропредприятия тоже должны рассматриваться как субъект малого предпринимательства, и для них должны действовать те же предельные сроки, что и для «малых». Тем более, что та же ч. 3 ст. 55 ЦКУ рассматривает микропредприятия как разновидность субъектов малого предпринимательства.

Плановая проверка большинства плательщиков может быть приостановлена по решению руководителя налогового органа. Если так случилось, вышеприведенные максимальные сроки, отведенные на проверку плательщика, прерываются.

При этом остановить начатую проверку можно на общий срок, который не превышает 30 рабочих дней (п. 82.4 НКУ)*. Исключение из этого правила — субъекты малого предпринимательства. Прерывать их проверку налоговики не имеют права. То есть если уже начали — должны закончить максимум в 15-дневный срок.

* Если нужны экспертизы, информация о деятельности плательщика от иностранных государственных органов, завершение рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановление плательщиком потерянных документов, проверка может быть остановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Спасет ли мораторий?

По «железному» правилу п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ мораторий распространяется на документальные проверки (в том числе плановые). Исключений для плановых проверок непосредственно в этом пункте нет.

Это должно было бы значить, что о плановых проверках можно забыть до конца моратория. Но не тут-то было!

Одиозное постановление № 89 позволяет налоговикам после 09.02.2021 г.:

— во-первых, завершить плановые проверки юрлиц, которые были не завершены по состоянию на 18.03.2020 г. и которые оборвало введение моратория;

— во-вторых, начинать новые плановые проверки юрлиц, если соблюдено требование п. 77.4 НКУ.

Как говорят, «приехали»… Дело в том, что несоблюдение требований п. 77.4 НКУ лишает налоговиков права на проверку без всякого моратория. Поэтому

фактически постановление № 89 полностью нивелирует для юридических лиц действие карантинного моратория относительно плановых проверок

Для ФЛП и независимых профессионалов мораторий на плановые проверки продолжает действовать до конца карантина.

Поэтому пусть вас не смущает, что в плане-графике на 2021 год в разделе III содержится информация о планах налоговиков проверять физлиц*.

* План-график на 2021 год доступен по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/446429.html

До окончания моратория это — сугубо справочная информация. Ведь согласно абзацу восьмому п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ плановые проверки, которые должны были начаться в период действия моратория, переносятся. Они будут включены в новый план-график, который обнародуют в течение 10 календарных дней со дня завершения карантина**.

** Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 27, с. 20.

И еще. Постановление № 89 снимает лишь мораторий на проверки согласно разд. ХХ НКУ. Мораторий, установленный п. 912 разд. VIII Закона № 2464, остается неприкосновенным, даже если признавать правомерность кабминовского постановления.

Однако разд. IV плана-графика включает в себя плательщиков, относительно которых запланирована проверка НДФЛ, военного сбора и ЕСВ. И в общем случае они проверяются в комплексе***.

*** Исключение — доЕСВшные периоды, которые проверяют не налоговики, а Пенсионный фонд.

Поэтому пока что не совсем понятно, каким будет подход налоговиков к плановым проверкам юрлиц, которые попали в разд. IV плана-графика. Маловероятно, что их оставят в покое до самого конца моратория.

Поэтому можно предположить, что налоговики попробуют каким-то образом отделить проверку НДФЛ и военного сбора от проверки ЕСВ.

Именно к такому выводу приходят специалисты ГНСУ в своих устных консультациях. Как реально это будет выглядеть? По-видимому, окончательный ответ на этот вопрос даст лишь практика.

Период, который может проверяться

Период проверки по общему правилу (кроме проверки ЕСВ) составляет максимум 1095 дней с момента подачи декларации или уточняющего расчета. То есть здесь действует общее правило, предусмотренное п. 102.1 НКУ. Поэтому когда вам предъявят копию приказа о проведении проверки — выясните, вписывается ли период, который должен быть охвачен проверкой согласно приказу, в максимальные сроки, установленные НКУ. И не забывайте:

течение всех налоговых сроков давности, установленных ст. 102 НКУ, приостанавливается на период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца, в котором завершится карантин

Такое правило устанавливает уже известный нам п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Поэтому пока что сроки давности для периода, который может быть охвачен проверкой, стоят на месте. А когда завершится карантин, станет известно, на сколько дней он будет увеличен (это зависит от того, сколько дней в конечном счете будет длиться карантин). Помните об этом. Подробно о приостановке сроков читайте в статье «Период проверки & хранение документов» сегодняшнего номера.

ЕСВ допускается проверять за весь непроверенный период, начиная с 01.01.2011 г. (п. 4 разд. І Порядка № 524).

То есть ЕСВ налоговики могут проверять фактически за весь период, в течение которого он существует и ими администрируется, при условии, что они ЕСВ за этот период раньше еще не проверяли.

Но проверка ЕСВ нас пока что не волнует. Как мы уже сказали выше, для нее действует неприкосновенный мораторий согласно Закону № 2464 (ср. ).

Перечень материалов, которые могут быть основанием для выводов во время проведения плановой проверки, и порядок предоставления плательщиками документов для проверки установлен ст. 83, 85 НКУ. А порядок оформления результатов документальной плановой проверки — ст. 86 НКУ.

На этом знакомство с особенностями плановой проверки можно считать завершенным. Двигаемся дальше!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше