Темы статей
Выбрать темы

Торговля алкоголем в законопроекте № 5600

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
О налоговой реформе, заложенной в законопроекте № 5600, не говорил только ленивый. В свое время мы обсуждали грядущие нововведения и в общем виде, и в отношении отдельных важных моментов. Этот законопроект был принят в первом чтении. Но время идет, и в него уже вносятся изменения. То есть редакция ко второму чтению уже имеет некоторые отличия. Давайте посмотрим на этот законопроект с точки зрения темы сегодняшнего номера — торговля алкоголем. Итак, на каком этапе он сейчас и какие в него уже успели внести коррективы.

Законопроект № 5600 вклинивается во многие сферы налогового законодательства. Это и администрирование, и налог на прибыль (чего стоит хотя бы ограничение на перенос убытков крупными плательщиками), и НДС (тут самое вопиющее — сокращение с 1095 до 365 дней срока возможности увеличить НК по зарегистрированной НН (изначально планировалось до 180 дней), увеличение ставок акцизного налога, экологический налог и многое другое (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 47, с. 5). Но для целей сегодняшнего номера нам интересны вопросы, связанные с торговлей алкоголем.

Изменения в этой части можно рассматривать в таких плоскостях: новые требования к фискальному чеку; отмена остановки действия лицензии; расширение сферы взимания розничного акциза; новые основания для аннулирования лицензии.

Штрихкод акцизной марки

Многие были напуганы появлением нового реквизита в фискальном чеке — цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога. Причем кто-то уже успел перепрограммировать РРО и приобрести аппаратуру для сканирования.

Благо эти изменения можно назвать фальстартом. Налоговики то и дело пугали появлением нового реквизита с 01.10.2021, но в результате сдались. И понятно почему. Ведь именно законопроект № 5600 вводит обязательное указание в фискальном чеке цифрового значения штрихового кода акцизной марки. А на сегодня в законодательстве нет такой обязанности. Значит, соответствующие нормы Положения № 13 не могут применяться («Налоги & бухучет», 2021, № 75, с. 22). С этим в конце концов согласились и налоговики («Налоги & бухучет», 2021, № 81, с. 25). Данные изменения вступят в силу с 01.01.2022 при условии, что законопроект № 5600 станет законом.

Редакция законопроекта № 5600 ко второму чтению имеет некоторые отличия от той, что была к первому. Вот в чем суть изменений:

1. Стало окончательно понятно, что под цифровым значением штрихкода марки имеются в виду ее серия и номер. Раньше у некоторых плательщиков были определенные сомнения: как буквенное обозначение серии может считаться цифровым значением штрихкода? Впрочем, сомнения развеяла консультация в БЗ 109.20*. В ней разъяснили, что в стр. 9 фискального чека указываются именно серия и номер марки акцизного налога. Теперь вопросов точно быть не должно.

* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

2. В редакции к первому чтению была предусмотрена обязанность именно сканировать акцизную марку. Сканер — штука недешевая, и многие предприниматели сетовали то, что законопроект вынуждает нести дополнительные расходы. Ко второму чтению этот момент изменили. Теперь в обсуждаемой норме присутствует просто обязанность указывать цифровое значение штрихкода.

То есть при желании сканер можно не использовать, а вводить значение вручную

Непонятно, насколько это облегчит труд продавца, но право выбора появляется.

Приостановка лицензии

В Законе № 481 есть механизм приостановки действия лицензии*. Он применяется в случае неуплаты очередного платежа за лицензию. А возобновляется ее действие с момента зачисления соответствующего очередного платежа в бюджет. И только если с момента приостановки пройдет 30 дней и платеж так и не будет внесен, лицензия аннулируется. То есть у субъекта хозяйствования есть 30 дней, в течение которых он может собрать нужную сумму для очередного платежа, при этом нет оснований для аннулирования и получения новой лицензии.

* Впрочем, к заведениям общественного питания, имеющим лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками, эти нормы не применяются в случае неуплаты или несвоевременной уплаты очередных платежей в период карантина.

Законопроект № 5600 отменяет возможность приостановки

То есть субъект хозяйствования даже при просрочке платежа хотя бы на один день должен будет:

— или вообще прекратить хозяйственную деятельность;

— или снова получать лицензию. На это может уйти до 30 дней.

Разумеется, такие нововведения несут значительно более негативные последствия для субъектов хозяйствования, чем просрочка платежа за лицензию в течение нескольких дней. Благо орган лицензирования будет обязан регулярно напоминать (направляя уведомление) о наступлении срока платежа и о дате, с которой лицензия будет аннулирована в случае невнесения очередного платежа. Планируемая дата вступления в силу этой нормы — 01.01.2022.

Розничный акциз

На сегодня с испорченного, уничтоженного, потерянного и использованного для собственных нужд алкоголя не нужно уплачивать розничный акциз (БЗ 114.02**). Законопроект № 5600 устраняет эту «недоработку». Им предусматривается, что испорченные, уничтоженные товары или товары, наличие или местонахождение которых не подтверждено, в т. ч. товары, нехватка которых выявлена по результатам инвентаризации, считаются проданными. А значит, с них придется платить розничный акциз.

** zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Исключение составляет форс-мажор и объективные причины, перечисленные в п. «б» п. 216.3 НКУ (потеря вследствие обработки, хранения, транспортировки и других подобных причин, связанных с естественным результатом).

Аннулирование лицензии

Корректируются основания для аннулирования лицензии. Обратим внимания на два новых основания:

1. Нарушение п. 12 ст. 3 Закона об РРО, если стоимость неучтенных товаров 50000 грн и более. Имеется в виду норма в Законе об РРО об учете товарных запасов и продаже только тех товаров, которые отражены в таком учете (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 61, с. 22). Напомним, что она не касается единоналожников — неплательщиков НДС (кроме тех, кто торгует рисковыми товарами, к которым алкоголь не относится).

2. Непроведение через РРО/ПРРО или невыдача фискального чека третий раз в течение 365 календарных дней со дня вынесения акта об установлении факта первого такого нарушения.

К сожалению, в обоих случаях не уточняется, о каких товарах идет речь (хотелось бы предположить, что только о тех, по обороту которых выдана лицензия, но прямо об этом не сказано).

В законопроекте № 5600 есть еще ряд других норм, касающихся торговцев алкоголем (возможность подачи документов на получение лицензии в электронном виде; бессрочность лицензий, отмена обязательной регистрации лицензии по месту торговли и т. д.). Однако они уже не так принципиальны, как те, что перечислены выше.

Не приходится сомневаться, что этот законопроект рано или поздно будет проголосован и принят (скорее всего, это будет до Нового года). Вопрос только в том, в каком виде сохранятся обсуждаемые нормы. Разумеется, мы будем держать вас в курсе дела. Следите за нашими публикациями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше