Обнаружили уничтожение — готовимся к инвентаризации
Говорим о тех объектах ОС, МНМА и ТМЦ, которые полностью уничтожены: действительно непригодны к дальнейшей эксплуатации и не подлежат ремонту.
В случае установления фактов уничтожения/порчи ценностей предприятие обязательно должно провести инвентаризацию. Провести ее следует в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. I Положения № 8791). То есть если уничтожен офис, магазин или товарный склад — руководитель может назначить инвентаризацию только именно того, что попало под обстрел, уничтоженного имущества.
1 Положение № 879 — Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.
При этом, учитывая нормы п. 8 разд. I Положения № 879, инвентаризацию имущества, которое находится на временно оккупированной территории Украины и/или на территории проведения АТО/ООС, необходимо осуществить только после получения собственником фактического доступа (безопасного и беспрепятственного) к таким активам (см. письмо ГНСУ от 12.10.2021 № 3827/ІПК/99-00-21-03-02-06). Считаем, это требование распространяется и на нашу ситуацию.
Для чего нужна инвентаризация? Чтобы обеспечить достоверность данных бухучета и финотчетности. Проверить и документально подтвердить наличие активов, состояние, соответствие критериям признания и оценки. Задокументировать активы, которые не отвечают критериям признания.
Следовательно, когда будет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ к активам, только тогда пострадавшее предприятие:
— инвентаризирует имущество по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам;
— отражает результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.
Создаем комиссию, инвентаризируем, документируем
Руководитель создает инвентаризационную комиссию, а проведение инвентаризации оформляет приказом (подробнее об организации инвентаризации см. «Налоги & бухучет», 2020, № 93). В состав комиссии входят:
— главный бухгалтер;
— материально ответственное лицо;
— если списывается оборудование, то в комиссию также входит профильный специалист;
— другие члены комиссии.
По результатам инвентаризации комиссия составляет по одному экземпляру следующих инвентаризационных документов:
Их можно разработать самостоятельно с учетом требований Закона о бухучете2 и Положения № 883, а за основу взять формы из приказа № 5724
2 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-ХIV.
— Инвентаризационное описание запасов. Должно быть отдельное для непригодных запасов, в котором указывают наименования соответствующих запасов, их количество, причины, степень и характер порчи, предложения по списанию (п.п. 4.4 разд. ІІІ Положения № 879);
— Инвентаризационное описание необоротных активов (группы необоротных активов). Отдельные составляем для пригодных к эксплуатации ОС, МНМА и для не подлежащих восстановлению с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к состоянию непригодности (п.п. 1.8 разд. III Положения 879);
— Сличительную ведомость результатов инвентаризации запасов и других ценностей;
— Протокол инвентаризационной комиссии, в котором приводятся предложения по списанию ОС, МНМА, запасов/товаров или их возможному использованию (утверждается руководителем в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации).
Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражают в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (п. 3 разд. ІV Положения № 879).
Оформляем списание уничтоженных ОС, МНМА, ТМЦ
На основании протокола инвентаризационная комиссия составляет:
— для списания ОС, МНМА (по каждому объекту) — Акт на списание основных средств или Акт на списание автотранспортных средств, взяв за основу формы из приказа № 8185;
— для списания ТМЦ — Акт на списание (документ произвольной формы), который содержит реквизиты первичного документа с учетом требований Закона о бухучете и Положения № 88. В акте указывают наименование ТМЦ, ее количество и стоимость, а также причины порчи.
Эти документы составляются в двух экземплярах (один передают материально ответственному лицу, второй — в бухгалтерию) и подписываются членами инвентаризационной комиссии.
Документы для неначисления НДС
Для неначисления НДС важно:
— для ОС — подтверждение факта вынужденной ликвидации (уничтожения) объекта ОС документом, который удостоверяет форс-мажор или пожар. У нас есть письмо ТПП (см. письмо от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 о засвидетельствовании форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) с 24 февраля 2022 года — военной агрессии Российской Федерации против Украины). Распечатайте его и в дополнение сошлитесь на него в Актах на списание основных средств. Таким образом сработает п. 189.9 НКУ.
Однако считаем, можно забить и на письмо ТПП. Почему? Потому что по новому п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ в течение действия военного, чрезвычайного положения
по уничтоженным (потерянным ) из-за войны товарам во время их списания с баланса предприятиям начислять НДС не нужно
На это обращают внимание и налоговики (см. п. 4 разъяснения ГНСУ от 18.03.20226, БЗ 101.15).
6 tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576990.html
Важно! По нормам п.п. 14.1.244 НКУ определение «товары» охватывает все материальные активы (в том числе и ОС, и МНМА). Поэтому, по большому счету:
— при списании уничтоженных ОС, а также и МНМА предприятию для неначисления НДС достаточно документов об инвентаризации (ее результатах) и Актов списания ОС (МНМА), составленных по результатам инвентаризации, в которых будет сказано, что причиной уничтожения являются военные действия (или пожар, вызванный военными действиями);
— для ТМЦ — однозначно работает новый п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Поэтому будет достаточно документов об инвентаризации (ее результатах) и Акта списания по фактам инвентаризации, в котором будет сказано, что причиной уничтожения являются военные действия (или пожар, вызванный военными действиями).
Проводим списание в бухучете
Списываем ОС. На основании Актов на списание ОС выполняют следующие операции (оформляют их бухсправкой):
1) прекращают начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем ликвидации объекта ОС (п. 29 НП(С)БУ 7 «Основные средства»). Если применялся производственный метод — с даты, следующей за датой ликвидации объекта ОС;
2) списывают начисленный износ за период использования ОС записью: Дт 13 — Кт 10;
3) списывают остаточную стоимость ОС в том периоде, в котором произошла ликвидация объекта ОС, в другие расходы (п. 29 НП(С)БУ 16 «Расходы») записью: Дт 976 «Списание необоротных активов» — Кт 10;
4) все расходы, связанные с ликвидацией ОС (заработная плата персонала, занятого проведением ликвидации ОС), относим на субсчет 976;
5) если раньше объект переоценивали (на субсчете 411 за ним значится кредитовое сальдо), сумму дооценки списываем: Дт 411 — Кт 441.
Списываем МНМА. На основании Актов на списание МНМА делаем такие записи (оформляя их бухсправкой):
1) списываем начисленный износ за период использования МНМА записью: Дт 132 «Износ прочих необоротных материальных активов» — Кт 112 «Малоценные необоротные материальные активы» (на сумму начисленной амортизации объекта МНМА);
2) списываем остаточную стоимость МНМА записью: Дт 976 — Кт 112 (на сумму остаточной стоимости списанного объекта (при ее наличии)).
Списываем ТМЦ. На основании документов, составленных во время инвентаризации, а также Акта на списание предприятие списывает уничтоженный товар. Для этого списание уничтоженных (потерянных) ТМЦ показываем записью: Дт 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кт 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28.
Списание уничтоженных в магазине товаров проводим записью: Дт 947 — Кт 282 «Товары в торговле», а списание торговой наценки — записью: Дт 285 «Торговая наценка» — Кт 282 (или методом «красное сторно»: Дт 282 — Кт 285).
По уничтоженным (потерянным) МБП, которые уже были переданы в эксплуатацию, при списании никаких дополнительных бухзаписей не делаем. При передаче в эксплуатацию их уже списали с баланса (Дт 15, 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22). По МБП остался только оперативный количественный учет в разрезе мест эксплуатации и ответственных лиц в течение срока их фактического использования (п. 23 НП(С)БУ 9 «Запасы»). Такие МБП снимаем только с оперативного учета. МБП, не переданные в эксплуатацию и уничтоженные на складе, списываем как товары (см. выше).
Оприходуем хлам. Уничтоженные войной объекты превращаются в сплошной хлам. Но если такой хлам пригоден для дальнейшего использования (скажем, металлолом для дальнейшей продажи), то на предприятии может быть сделана запись по его оприходованию для дальнейшей продажи. Делаем это по чистой стоимости реализации: Дт 209 — Кт 746 «Другие доходы».
Запоминаем убытки. Прямые (реальные) убытки от уничтожения объектов ОС, МНМА и ТМЦ оставляем за балансом на субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» (может висеть три года со дня установления потерь). С целью документального обеспечения возмещения материального вреда, причиненного в результате временной оккупации, Минфин советовал обеспечить хранение документов (см. письмо от 09.12.2020 № 41020-01-10/38057). Поэтому стоит прислушиваться к его мнению.
Конкретного виновника в уничтожении имущества предприятия во время боевых действий установить практически невозможно. Поэтому подлежащую возмещению сумму зачтем в состав дебиторской задолженности и дохода отчетного периода, только когда будет решен вопрос относительно ее компенсации, в частности, агрессором: Дт 375 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков» — Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов», 746 и спишем с забаланса.
Пример. Вследствие вражеского обстрела было уничтожено помещение склада-магазина предприятия (ОС), первоначальная стоимость которого — 7700 тыс. грн, ликвидационная стоимость — 500 тыс. грн, стоимость, которая амортизируется, — 7200 тыс. грн, накопленный износ — 6600 тыс. грн. В складе-магазине находились: готовая продукция на сумму 1500 тыс. грн и товар на сумму 200 тыс. грн (торговая наценка по которому составила 100 тыс. грн); измерительное устройство (МНМА), по которому сумма начисленной амортизации — 1500 грн, остаточная (балансовая) стоимость — 1500 грн.
Учет списания уничтоженного склада-магазина с товаром
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, тыс. грн | |
Дт | Кт | |||
Списываем объект ОС «Склад-магазин» | ||||
1 | Списана сумма начисленного износа объекта ОС «Склад-магазин», который ликвидируется | 131 | 103 | 6600 |
2 | Списана остаточная стоимость объекта, который ликвидируется (7200 - 6600) + 500* | 976 | 103 | 1100 |
* Если по объекту ОС установлена ликвидационная стоимость, то при его списании с баланса ликвидационная стоимость объекта ОС также попадает в расходы (п. 29 НП(С)БУ 16). | ||||
3 | Отражена сумма убытков за балансом | 072 | — | 1100 |
Списываем готовую продукцию | ||||
4 | Списана стоимость уничтоженной готовой продукции | 947 | 26 | 1500 |
Списаны уничтоженные товары | ||||
5 | Списана стоимость уничтоженного товара | 947 | 282 | 100 |
6 | Списана торговая наценка, которая приходится на уничтоженный товар (методом «красное сторно») | 282 | 285 | 100 |
7 | Сумма недостачи товара, готовой продукции отражена вне забаланса | 072 | — | 1600 |
Списан объект МНМА | ||||
8 | Списана сумма начисленной амортизации МНМА | 132 | 112 | 1,5 |
9 | Списана остаточная стоимость МНМА | 976 | 112 | 1,5 |
10 | Отражена сумма убытков вне баланса | 072 | — | 1,5 |
Ликвидация и налог на прибыль
Малодоходники ориентируются на бухучет. А вот высокодоходники (и малодоходники-добровольцы) при списании:
— производственных ОС — увеличивают финрезультат на сумму бухгалтерской остаточной стоимости объекта ОС (п. 138.1 НКУ) и уменьшают финрезультат на сумму налоговой остаточной стоимости того же объекта ОС (п. 138.2 НКУ);
— непроизводственных ОС — увеличивают финрезультат на бухгалтерскую остаточную стоимость (абз. пятый п. 138. 1 НКУ) без уменьшающей разницы;
— МНМА — разницы не считают (БЗ 102.05);
— ТМЦ — разниц нет.
Обещания о компенсации убытков
Сейчас практика возмещения убытков за уничтоженное (потерянное) во время боевых действий имущество только будет формироваться. Много нормативных актов, касающихся порядка возмещения потерь, создания специальных фондов на восстановление или компенсацию потерь, в разработке органов государственной власти.
Также была анонсирована реализация возможности в приложении Дия регистрировать информацию о поврежденном и разрушенном имуществе граждан Украины и возможности оставить заявку на возмещение в Дии. Однако сейчас такой возможности еще нет.
Выводы
- Перед списанием уничтоженных войной активов предприятия обязательно проводим инвентаризацию.
- Для неначисления НДС по ОС, МНМА, как и для товара, достаточно документов об инвентаризации и Актов списания, в которых будет сказано, что причиной уничтожения являются военные действия.
- Списание с баланса уничтоженных ОС, МНМА и ТМЦ проводим в месяце, следующем за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам.
- Высокодоходников ожидают разницы только при списании уничтоженных производственных и непроизводственных ОС.
- Сейчас возможности компенсировать предприятию убытки, причиненные войной, еще нет.