Освобождение от штрафов. Введение в Украине 24.02.2022 ВП не повлияло на правила использования РРО/ПРРО. Их должны использовать все субъекты хозяйствования, в том числе ФЛП, если они:
— осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания, услуг;
— осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, в частности с применением электронных платежных средств (ЭПС) при продаже товаров (предоставлении услуг);
— не попадают под освобождение от РРО/ПРРО по ст. 9 или 10 Закона об РРО.
Кроме того, в течение действия ВП налоговики имеют возможность выявить нарушение, проведя один из видов разрешенных во время ВП проверок. Например, такое нарушение они могут обнаружить во время проведения фактических проверок. Такие проверки разрешены во время ВП практически с самого начала введения ВП.
Другое дело, что даже выявив во время действия ВП нарушение РРО-законодательства, фискалы могут наказать не всех субъектов хозяйствования.
И причина здесь кроется в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО. В соответствии с ним
на период действия ВП санкции за нарушение РРО-законодательства не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров
Итак, во время войны п. 12 разд. ІІ Закона об РРО спасает от штрафов за нарушение РРО-законодательства только при продаже неподакцизных товаров.
Что касается админответственности, то от нее ни один субъект хозяйствования на время действия ВП не освобожден. Следовательно, если во время проведения разрешенных проверок в ВП контролирующие органы выявят РРО-нарушения, то они могут привлечь к ответственности физлица и должностные лица юрлиц по ст. 1551, 16315 КУоАП. При этом не суть важно, будут эти нарушения связаны с продажей подакцизных товаров или неподакцизных.
Подробно об этом читайте в «РРО/ПРРО: проверки и ответственность» // «Налоги & бухучет», 2022, № 54.
Что будет после войны. На наш взгляд, вышеупомянутые правила освобождения от РРО-ответственности за РРО-нарушения, допущенные во время действия ВП, будут действовать даже тогда, когда они будут выявлены после завершения ВП.
То есть военные нарушения при торговле неподакцизными товарами освобождены от санкций навсегда.
В то же время фискалы по этому поводу имеют другое мнение. Они считают, что в случае установления после войны РРО-нарушений при торговле неподакцизными товарами, допущенных в период действия ВП, они будут налагать штрафные санкции на нарушителя в обычном порядке.
С этим соглашаться не следует. Ведь вообще теряется сам смысл предоставления такого освобождения. Подробно о наших аргументах читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 49). Впрочем, если вы не хотите спорить с фискалами после войны, лучше и во время ВП не допускать РРО-нарушений.
Без связи. Во время войны достаточно часто в хозяйственных единицах, где продают товар и находится РРО/ПРРО, исчезают свет и связь. Тогда у субъекта хозяйствования есть два варианта: прекратить торговлю или переходить к экстремальной торговле.
Так, если субъект использует ПРРО, то для него обычно критичным является исчезновение связи с сервером фискалов. Так вот, как только исчезла связь, то ПРРО переводится в офлайн-режим (конечно, если субъект хозяйствования при его установке не отказался от работы в офлайн-режиме).
До войны работать на ПРРО в офлайн-режиме можно было только определенный промежуток времени в течение месяца, а именно работать не более 36 часов подряд и не более 168 часов в месяц. На время действия ВП эти ограничения были сняты.
Кроме того, было разрешено
при отсутствии связи между ПРРО и фискальным сервером использовать ПРРО даже без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров.
Подробно о работе ПРРО без связи читайте в «Выключили электроэнергию: как работать на ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87.
Без света. Что касается работы на РРО во времена блэкаутов, то как только свет исчезает, РРО обычно также выключается (если нет альтернативного источника питания). Так вот, если свет исчез, то субъект или прекращает торговлю, или торгует без РРО, но с использованием КУРО и РК, которые зарегистрированы на такой РРО (конечно, если он не отказался от КУРО и РК при регистрации РРО).
С деталями торговли в случае использования КУРО и РК можно ознакомиться в «Работаем без электричества: варианты для РРО-обязанных» // «Налоги & бухучет», 2022, № 85 (ср. ).
Обращаем внимание! По мнению фискалов, те субъекты, которые вместо РРО используют КУРО и РК (в том числе и из-за исчезновения света), должны своевременно подавать Отчет об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книг) (форма № ЗВР-1), а именно они это делать должны не позже 15-го числа следующего за отчетным месяца.
На наш взгляд, необходимости в подаче такой отчетности нет, поскольку РРО после возобновления электроснабжения передаст данные по операции в налоговую после того, как субъект хозяйствования внесет эти данные в РРО после возобновления электроснабжения.
Но фискалы хотят, чтобы отчетность была подана, и многие выполняют их требования. В связи с этим возникает вопрос: останавливаются ли на время ВП сроки подачи такой отчетности?
На наш взгляд, из буквального прочтения п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ ПКУ, которым останавливаются на время действия ВП разные сроки, следует, что с 27.05.2022 течение срока для подачи любой отчетности, в том числе и в отношении РРО, возобновилось.
В то же время если вы не подали такую отчетность даже с учетом возобновления сроков вовремя и не торгуете подакцизкой — не волнуйтесь. Для вас на время ВП РРО-ответственности нет. Те же субъекты, которые торгуют подакцизкой и несвоевременно подали РРО-отчетность, могут пострадать.
Детали ищите в «Останавливаются ли во время войны сроки подачи РРО-отчетности?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58.