Темы статей
Выбрать темы

Продаем авто физлицу: 4 этюда

Амброзяк Наталья, юрист, Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Вопросы о продаже автомобиля предприятием физическому лицу пользуются особой популярностью на нашей консультационной линии. Должна ли быть экспертная оценка? Чем грозит продажа авто с топливом в баке? Можно ли при продаже передать покупателю страховку КАСКО? Как поступить, если шины учитывались отдельно от самого автомобиля? Все ответы вы найдете в этой статье.

Нужна ли экспертная оценка?

Налог на прибыль. Для целей налога на прибыль при продаже объекта основных средств (ОС) — автомобиля обязательного проведения его экспертной оценки действующее законодательство не требует. Продажная цена определяется в договоре купли-продажи. Необязательность экспертной оценки автомобиля при его продаже прибыльщиком подтверждают налоговики в письме № 1854*. Так что

* Письмо ГФСУ от 25.04.2018 № 1854/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

с позиции прибыльного учета (равно как и для НДС) экспертная оценка не нужна

Причем не важно, как учтен автомобиль предприятием — в качестве ОС или товара.

По общим правилам при продаже объекта ОС у высокодоходников и малодоходников-добровольцев в прибыльном учете возникают продажные разницы. То есть финрезультат увеличивают на бухгалтерскую остаточную стоимость объекта ОС и уменьшают на его налоговую остаточную стоимость (пп. 138.1 и 138.2 НКУ). Однако если объект полностью самортизирован и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то никаких продажных разниц не возникнет.

НДС. Для НДС база обложения — договорная стоимость, но не ниже балансовой (остаточной) стоимости автомобиля по данным бухгалтерского учета, сложившейся на начало отчетного периода, в течение которого осуществляется продажа, а в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены (п. 188.1 НКУ).

А если автомобиль полностью самортизирован? В части НДС формально правило минбазы применять нужно. Но по факту минбаза будет нулевой — ввиду того, что балансовая стоимость равна 0 грн. Поэтому никакой минбазный НДС не доначисляем (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 7, с. 2). Минбазную НН тоже не составляем.

ЕН. Вообще-то единоналожникам запрещена продажа подакцизных товаров (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ). А к таковым относятся и автомобили (п.п. 14.1.145, п. 215.1 НКУ). Но налоговики подходят к ситуации лояльно и соглашаются с возможностью продажи юрлицом-единоналожником автомобиля, который учитывался на балансе в составе ОС. Нарушения единоналожных правил в этом фискалы не усматривают (см. письма ГУ ГНС в Днепропетровской обл. от 16.04.2021 № 1564/ІПК/04-36-18-04-11 и ГУ ГНС в Николаевской обл. от 04.05.2020 № 1791/ІПК/14-29-04-03-24 // «Налоги & бухучет», 2020, № 85, с. 94, № 48, с. 30, БЗ 108.01.05 и 108.05).

Продавать ОС предприятия-единоналожники могут по любой цене, в том числе ниже оценочной (см. БЗ 108.05). Ведь никаких условий о реализации по цене «не ниже оценочной» НКУ не установлено. Поэтому документ об оценочной стоимости автомобиля не обязателен. Хотя провести оценку можно по желанию.

При исчислении дохода от продажи автомобиля помните спецправило из п. 292.2 НКУ для юрлиц — единоналожников группы 3. По нему доход определяют как:

— сумму средств, полученных от продажи ОС, — если проданный автомобиль эксплуатировался менее 12 календарных месяцев;

— разницу между суммой средств, полученной от продажи ОС, и остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи, — если проданное авто эксплуатировалось более 12 календарных месяцев.

НДФЛ и ВС. В ситуации, когда легковой автомобиль продает физлицо (а не физлицу), НДФЛ-норма п. 173.1 НКУ требует определять доход от его продажи исходя из договорной цены, но не ниже среднерыночной стоимости или не ниже его рыночной стоимости, определенной по закону (на выбор плательщика). Нижняя предельная планка для дохода от продажи физлицом грузового автомобиля, автобуса или другого авто, которое не относится к легковым, — его оценочная стоимость.

При продаже автомобиля физическому лицу НКУ не требует проводить его обязательную экспертную оценку. Но если цена продажи покажется налоговикам заниженной, они могут притянуть обычную цену и индивидуальную скидку от нее, чтобы доначислить со скидки НДФЛ и военный сбор (ВС).

В качестве обычной цены фискалы могут взять среднерыночную стоимость автомобиля с сайта Минэкономики (me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice?lang=uk-UA&calculationMode=2). И если стоимость, по которой автомобиль продается физлицу, окажется ниже этой стоимости,

налоговики признают разницу в стоимости дополнительным благом физлица

— индивидуальной скидкой (п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ) и потребуют удержать НДФЛ и ВС (см. письмо № 1854).

Хотя с индивидуальностью не все так однозначно. Ведь если по такой договорной цене предприятие было готово продать автомобиль любому, кто решит его приобрести (допустим, разместило о продаже объявление), то вряд ли можно считать скидку индивидуальной.

Да и в судах фискалы обычно проигрывают. В частности, служители Фемиды отмечают, что налоговики не учитывают существенные обстоятельства, которые оказывают непосредственное влияние на определение рыночной стоимости автомобиля, а именно: период нахождения автомобиля в эксплуатации, его пробег и амортизационный износ (см. решение Кировоградского окружного админсуда от 28.09.2021 по делу № 340/3874/21 // reyestr.court.gov.ua/Review/99932117).

Так что продавать автомобиль, в общем-то, можно по любой стоимости. Но когда речь идет о продаже по цене, которая существенно отличается от рыночной, лучше собрать подтверждения, что обычная цена на такой автомобиль меньше или равна стоимости, по которой вы его реализуете. Ведь на цену конкретного автомобиля может влиять целый ряд факторов — отсутствие каких-то деталей/узлов, требующие ремонта последствия аварии, коррозия и т. п. Если же вообще не хотите спорить с налоговиками, то подтвердить обычную цену автомобиля можно путем привлечения оценочного эксперта. Полученный акт оценки автомобиля сведет к минимуму все негативные последствия в части начисления НДФЛ и ВС.

Топливо в баке авто

Акциз. Если при продаже автомобиля физлицу в баке осталось горючее, нужно ли регистрироваться плательщиком топливного акциза? Что с акцизными накладными (АН)?

По нормам п.п. 212.1.15 НКУ плательщиком топливного акцизного налога является лицо, реализующее горючее. В свою очередь, термин «реализация горючего» из п.п. 14.1.212 НКУ хоть и включает в себя операции по физической передаче горючего (как с переходом на него права собственности, так и без него), однако такая передача должна производиться передающим лицом с акцизного склада или с акцизного склада передвижного.

Прямая оговорка о том, что не является акцизным складом (обычным) топливный бак как емкость для хранения горючего непосредственно в транспортном средстве, есть в п.п. 14.1.6 НКУ. А вот в п.п. 14.1.61 НКУ, где дана трактовка акцизного склада передвижного, подобного указания почему-то нет. Но автомобиль не может считаться передвижным акцизным складом по той лишь причине, что в его баке находится горючее. Топливо, попав в бак автомобиля, заканчивает свой путь в СЭАРГ** (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 74, с. 11). С тем, что бак транспортного средства (в том числе автомобиля) не превращает его в передвижной акцизный склад, согласны и налоговики — см. письма ГФСУ от 25.06.2019 № 2900/6/99-99-12-02-02-15/ІПК и от 09.08.2019 № 3746/6/99-99-12-02-02-15/ІПК.

** Система электронного администрирования реализации горючего.

А раз так, то

передача покупателю вместе с автомобилем при его продаже топлива, находящегося в баке, не может считаться реализацией горючего

Соответственно регистрироваться плательщиком топливного акциза и что-то делать с АН не нужно!

Но даже если бы автомобиль с топливом в баке и считался передвижным акцизным складом, то при его продаже все равно не было бы физической передачи горючего с передвижного акцизного склада. Ведь горючее там же и остается (в баке авто) и физически с этого «склада» никуда не передается.

Да и вообще абсурдно в таком случае говорить о реализации горючего. Так как, помимо топлива в баке, в автомобиле содержится еще ряд масел, смазок и тому подобных субстанций, которые по своим кодам УТК ВЭД вполне могут попадать в перечень подакцизного горючего, перечисленного в п.п. 215.3.4 НКУ. Тогда, даже при передаче автомобиля с пустым баком, какой-нибудь фискал-фантазер мог бы попытаться уличить вас в «реализации» иного вида горючего внутри автомобиля.

Что касается топлива, которое числится на отдельном субсчете 203/3 «Топливо в автомобиле», то при отражении реализации автомобиля логично отнести его стоимость в состав расходов на сбыт (Дт 93). При этом не важно — торгуете вы авто как товаром или продаете его как необоротный актив, удерживаемый для продажи (бывший объект ОС).

Внимание! По документам (в расходной накладной, акте и т. п.) желательно не упоминать отдельно горючее (его количество в баке и тем более стоимость).

ЕН. Горючее относится к подакцизным товарам, осуществлять продажу которых единоналожникам (за некоторыми исключениями) запрещено (п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ). Так что, дабы не слететь с единого налога, в продажных документах на авто горючее не должно нигде фигурировать. То есть даже намека на реализацию подакцизных товаров в понимании п.п. 14.1.212 НКУ быть не должно, а именно — отгрузки по договору купли-продажи или другому хозяйственному/гражданско-правовому договору. Иначе с упрощенной системой налогообложения придется проститься.

Авто с КАСКО

Юрчасть. Когда речь заходит о продаже автомобиля (особенно с пробегом), то часто возникает вопрос: а что делать с КАСКО? Можно ли передать полис этого вида страхования новому владельцу автомобиля?

Если с автогражданкой все более-менее прозрачно***, то для КАСКО эти варианты не совсем подходят.

*** Возможные варианты смотрите в «Налоги & бухучет», 2021, № 42, с. 14.

Почему? Дело в том, что Закон № 1961**** на КАСКО не распространяется. Равно как и общее правило о том, что договор страхования в случае смены собственника авто не расторгается (ст. 201 Закона № 1961).

**** Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» от 01.07.2004 № 1961-IV.

В то же время общая для страхования нормативка подобных правил не устанавливает. Поэтому все, в первую очередь, регулируется самим договором КАСКО. А в нем мы встречали такие варианты условий:

1) автоматическое прекращение договора в случае смены собственника авто;

2) в случае смены собственника автомобиля страхователю — предыдущему собственнику нужно обратиться к страховщику для переоформления договора на нового владельца автомобиля или расторгнуть договор;

3) нужно обязательно предупредить страховую компанию в случае смены собственника в течение определенного срока после, например, продажи авто. Иначе предыдущий владелец может лишиться страховой выплаты (если таковую как раз нужно было выплатить).

В общем,

чаще всего договор КАСКО все же приходится перезаключать с новым владельцем авто и никакого перехода не происходит

Также бывают случаи, когда о такой ситуации в договоре или оферте для КАСКО вообще ничего не предусмотрено. Тогда нужно обратиться в страховую компанию. Ведь по общему правилу заменить одного страхователя (в нашем случае — владельца автомобиля) на другого можно только по согласию страховой компании, если иное не предусмотрено в договоре (ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О страховании» от 07.03.96 № 85/96-ВР). Исключение: ситуации с наследством. Здесь будут свои правила.

В любом случае перед продажей автомобиля с КАСКО обязательно нужно заглянуть в договор и, в случае чего, обратиться в страховую компанию!

Учет. В бухучете исходим из общих правил признания такой страховки активом. После продажи автомобиля страховка КАСКО фактически теряет свойства, присущие активу. Она не может быть использована по назначению — не имеет потенциальной экономической выгоды. А значит, ее стоимость нужно списать. И здесь уже не имеет значения — передали ли ее новому собственнику или получили компенсацию ее стоимости в связи с досрочным расторжением договора.

Поскольку стоимость страховки не была до конца использована по прямому назначению, остаток ее стоимости со счета 39 логично списать на прочие расходы от операционной деятельности (Дт 949), а не на счета расходов по функциональному назначению самого авто.

В налоговоприбыльном учете при списании сумм страховки никаких разниц не возникает.

Если договор КАСКО переоформили на физлицо — покупателя авто, то в части остатка страховой суммы налоговики могут узреть бесплатную передачу. Соответственно возникнет вопрос с удержанием НДФЛ как с допблага (п.п. «е» п. 164.2.17 НКУ, письмо № 1854).

Впрочем, если перед продажей авто договор КАСКО будет расторгнут, тогда вопрос отпадет сам собой. Еще один вариант: в договоре купли-продажи авто сделать оговорку о договоре КАСКО. Это даст аргумент настаивать на том, что в продажную стоимость автомобиля включен и остаток стоимости КАСКО. То есть никакого допблага нет.

В случае, когда договором купли-продажи авто предусмотрена отдельная выплата физлицом компенсации остатка страховой суммы, тогда в ее размере признаем прочий доход от операционной деятельности (Кт 719).

Поскольку страховые услуги не являются объектом обложения НДС (п.п. 196.1.3 НКУ), то, по идее, при компенсации остатка страхового платежа никаких НДС-последствий быть не должно. Хотя не исключаем, что налоговики будут настаивать на НДС-обложении суммы такой компенсации, приравнивая ее к услугам. Но данная выплата скорее впишется в возмещение ущерба в связи с досрочным расторжением договора КАСКО. А такая операция тоже пройдет мимо НДС-обложения (п. 188.1 НКУ). Надеемся, что с начислением НДС на сумму компенсации налоговики ничего выдумывать не станут.

Шины учитывались отдельно

Стоимость шин, приобретенных для замены (а не в комплекте с автомобилем), не добавляют к первоначальной стоимости авто. Их учитывают обособленно в составе запчастей — на субсчете 207. При этом возможны два варианта учета шин (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 87, с. 18):

— либо учитывают их в составе активов до момента списания из-за износа или по другой причине (используя субсчета типа 2071 «Шины на складе» и 2072 «Шины в эксплуатации»);

— либо списывают их стоимость на расходы сразу же при передаче в эксплуатацию: Дт 23, 91, 92, 93, 94 (в зависимости от направления использования авто) — Кт 207.

В нашем случае речь идет как раз о первом варианте учета — установленные на автомобиль шины продолжают учитываться на субсчете 2072. То есть их стоимость на расходы еще не попала.

Как быть, если авто продается вместе с такими еще не списанными шинами? Понятно, их нужно списать с баланса предприятия (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 3, с. 19).

В ситуации, когда шины продавались бы отдельно от автомобиля, никаких вопросов наверняка вообще не возникало. Предприятие просто отразило бы в учете реализацию двух отдельных активов: автомобиля и шин (в расходной накладной были бы указаны две позиции — и автомобиль, и шины, у каждого из которых была своя цена продажи).

Но если по договору продается только автомобиль, а фактически уходят и шины, то в таком случае в расходную накладную впишем только автомобиль, а

стоимость шин отнесем на себестоимость его реализации: Дт 943 — Кт 2072

Хотя если шины, установленные на автомобиль, уже полностью изношены и не подлежат дальнейшей эксплуатации, их стоимость можно просто списать на расходы отчетного периода в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шины находились: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 2072.

При определении прибыльного объекта налогообложения стоимость шин, списанная на себестоимость реализации автомобиля или на расходы периода, будет учтена по бухгалтерским правилам. Никаких корректировок на этот счет разд. III НКУ не содержит.

НДС-сюрпризов в связи со списанием шин при реализации автомобиля также быть не должно (независимо от срока их эксплуатации на дату такого списания). Во всяком случае, в ситуации, когда стоимость шин покрывается продажной стоимостью автомобиля.

Ведь налоговики давно пропагандируют такой подход: при списании товарно-материальных ценностей (ТМЦ), приобретенных для использования в облагаемых операциях, компенсирующие НДС-обязательства (НО) по п. 198.5 НКУ не начисляются, если стоимость таких ТМЦ включена в стоимость реализуемых товаров/услуг/продукции, операции по поставке которых облагаются НДС и связаны с получением дохода (см. письма ГНСУ от 01.06.2021 № 2175/ІПК/99-00-21-03-02-06 и от 26.10.2020 № 4413/ІПК/99-00-05-06-02-06). Поэтому, если цена реализации автомобиля содержит в себе стоимость шин (как минимум равна остаточной стоимости автомобиля на начало отчетного периода плюс стоимость шин), считается, что шины использованы в облагаемых операциях. Значит, компенсирующие НО начислять не придется.

выводы

  • При продаже автомобиля физлицу НКУ не требует проводить его обязательную оценку. Но налоговики любят доначислять НДФЛ и ВС исходя из уровня его обычной цены.
  • Бак автомобиля не превращает его автоматически в передвижной акцизный склад. Поэтому регистрироваться плательщиком топливного акциза и что-то делать с АН не нужно.
  • Перед продажей автомобиля с КАСКО обязательно нужно заглянуть в договор и, в случае чего, обратиться в страховую компанию.
  • Если автомобиль продается вместе с еще не списанными с баланса шинами, то компенсирующие НДС-обязательства не начисляют при условии, что их балансовая стоимость покрывается ценой реализованного автомобиля.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше