Темы статей
Выбрать темы

Электромобиль — замечательная альтернатива или лишние хлопоты?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Когда горючего маловато, когда оно может подорожать еще сильнее, когда общий мировой тренд — полный отказ от углеводородов, поневоле начнешь задумываться над возможной альтернативой своему старому авто. А особенно теперь, во время войны, когда предприятие может его потерять, а ездить все равно на чем-то надо. Такая альтернатива есть — это авто с электрическим двигателем. Проще говоря, электромобиль. На что следует обратить внимание при его приобретении? О каких особенностях эксплуатации и обслуживания электромобиля стоит знать уже сейчас? Посмотрим на это сквозь призму бухгалтерского и налогового учета.

Приобретаем авто

Это можно сделать двумя путями: или самостоятельно импортировать авто из-за границы, или приобрести на территории Украины (можно новое, можно — с третьих рук). Главное, что следует иметь в виду в обоих случаях, — это освобождение от НДС.

НДС-льгота. Под нее попадают операции как по ввозу электромобилей на территорию Украины, так и по их реализации здесь (п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). А распространяется она на транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), которые классифицируются, в частности, в товарных подкатегориях 8703 80 10 10, 8703 80 90 10, 8704 90 00 00 согласно УКТ ВЭД (в том числе произведенные в Украине). Причем как на новые авто, так и на бывшие в употреблении. Такое освобождение временно, будет действовать оно до 1 января 2026 года. Таким образом, до указанной даты

при ввозе электромобиля с льготным кодом УКТ ВЭД импортный НДС уплачивать не придется

А в случае приобретения такого электромобиля в Украине не получится разжиться налоговым кредитом (НК). Поставщик настаивает на правильности начисления им НДС? Рекомендуем обязательно убедиться, к какому коду УКТ ВЭД относится предложенный вам товар. Если это один из кодов, перечисленных выше, включать входящий НДС в состав НК вы не имеете права. Поэтому от такой покупки лучше отказаться.

Решили-таки импортировать электромобиль самостоятельно? Тогда еще несколько слов о возможных расходах и экономии.

Акцизный налог. Ставка акциза для электромобилей с кодами УКТ ВЭД 8703 80 10 10 и 8703 80 90 10 — 1 евро за 1 кВт·ч емкости аккумуляторной батареи (АКБ) (предпоследний абзац п.п. 215.3.51 НКУ). С учетом того, что емкость современных батарей для таких авто от 20 до 100 кВт·ч, максимальная сумма акциза не будет превышать 100 евро.

Ввозная пошлина. Ставка ввозной пошлины для электромобилей с кодами УКТ ВЭД 8703 80 10 10 и 8703 80 90 10 составляет 0 % от базы налогообложения (таможенной стоимости). То есть таможенную пошлину платить не придется.

Формируем первоначальную стоимость

Будем говорить дальше об электромобиле, приобретенном для использования в собственной хозяйственной деятельности. В таком случае он является объектом основных средств (ОС) как в бухгалтерском (п. 4 НП(С)БУ 7), так и в налоговом (п.п. 14.1.138 НКУ) учете. И зачисляют его на баланс предприятия по первоначальной стоимости (п. 7 НП(С)БУ 7).

Кроме традиционных составляющих первоначальной стоимости объекта ОС, которые для бухучетных целей определены в п. 8 НП(С)БУ 7 (подробнее см. в спецвыпуске «Налоги & бухучет», 2020, № 85), при приобретении авто имеют место специфические расходы. Они прямо в стандарте не указаны, поэтому коротко напомним о них. Это, в частности:

— стоимость услуг таможенного брокера (при импорте) — относятся к прочим расходам, непосредственно связанным с доведением объекта ОС до состояния, в котором он пригоден для использования в запланированных целях;

— акцизный налог (при импорте) — о нем речь шла выше;

— пенсионный сбор — уплачивается в размере 3 — 5 % от стоимости легковых автомобилей, которые подлежат первой государственной регистрации в Украине в сервисных центрах МВД;

— собственно платные услуги сервисных центров МВД, связанное с госрегистрацией авто.

Все они будут учитываться в первоначальной стоимости электромобиля в периоде его приобретения.

Учитываем на балансе

Главный вопрос здесь:

как лучше организовать учет авто — как один объект ОС или покомпонентно?

Отвечая на него, следует исходить из предписаний п. 4 НП(С)БУ 7: если объект ОС состоит из частей, которые имеют разные сроки полезного использования, то каждая из этих частей может (то есть решение все равно за вами!) признаваться в бухучете как отдельный объект (компонент) ОС.

Как пристроить эту норму к нашей ситуации? Дело в том, что АКБ электромобиля стоит чуть ли не половину (а иногда и больше) стоимости авто. И ее ремонт, а тем более замена, влетит в добрую копеечку. Поэтому вам (точнее, техническим специалистам вашего предприятия) придется уже сейчас, при зачислении авто на баланс, решить:

— будет служить ваш электромобиль ровно столько, сколько прослужит АКБ без ремонта или замены — тогда на баланс стоит поставить неделимый объект ОС. Однако это вовсе не значит, что вы не будете иметь права заменить АКБ до окончания срока службы авто (как это сделать, расскажем ниже)

— или АКБ после ее истощения хотя бы раз будет заменена — тогда есть смысл учитывать ее отдельно от собственно электромобиля.

Как один объект ОС. Электромобиль вместе с АКБ учитываете как единый необоротный актив на субсчете 105 «Транспортные средства». В налоговом учете относите его к группе 5 ОС с минимальным сроком полезного использования 5 лет (п.п. 138.3.3 НКУ). Соответственно если вы применяете налоговые разницы, то должны корректировать финрезультат на амортизационные разницы.

Как несколько объектов ОС. Чтобы выделить стоимость АКБ, воспользуйтесь п. 9 НП(С)БУ 7. Им предусмотрено, что

первоначальная стоимость объектов ОС, обязательства по которым определены общей суммой, определяются распределением этой суммы пропорционально справедливой стоимости отдельного объекта ОС

Иначе говоря, определите рыночную стоимость, по которой можно продать аккумулятор и автомобиль отдельно, и согласно этой информации распределите первоначальную стоимость двух объектов ОС. Однако отнести их оба все равно следует к группе 5, потому что АКБ — не самостоятельный объект, а часть автомобиля.

Заменяем АКБ

Авто и АКБ — единый объект ОС. Здесь нам понадобится такое бухучетное понятие, как существенный (важный, значительный) компонент относительно общей стоимости объекта (§§ 43, 45 МСБУ 16 «Основные средства»; пп. 23, 24 Методрекомендаций № 561). Ведь, как отмечалось выше, АКБ является именно таким компонентом электромобиля.

Поэтому при замене АКБ в учете нужно одновременно:

1) уменьшить первоначальную стоимость и износ объекта ОС, компонент которого заменяется. Причем уменьшить их следует пропорционально, то есть исходя из части, которая приходится на заменяемую часть ОС. Если невозможно определить первоначальную стоимость заменяемой части, оценить ее можно в сумме расходов на ее замену (абзац второй п. 46 Методрекомендаций № 561).

2) увеличить первоначальную стоимость объекта ОС на стоимость установленной новой АКБ (п. 14 НП(С)БУ 7).

В налоговоприбыльном учете все будет по бухгалтерским правилам, но лишь для тех, кто налоговые разницы не применяет. А вот высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам советуем считаться с тем, что контролеры требуют при частичной ликвидации ОС применять налоговые ликвидационные разницы в отношении остаточной стоимости ликвидированной части (см. письмо ГФСУ от 11.12.2017 № 2926/6/99-99-15-02-02-15/ІПК // «Налоги & бухучет», 2018, № 9).

Об остальных подробностях замены АКБ как существенного компонента электромобиля читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 93.

Авто и АКБ — отдельные объекты ОС. Замену АКБ, которая стала непригодной, как отдельного объекта (компонента) ОС отражают путем списания (ликвидации) заменяемого объекта ОС и установки новой АКБ. Если вы применяете налоговые разницы, то должны корректировать финрезультат на ликвидационные разницы в общем порядке (ст. 138 НКУ). При этом стоимость собственно электромобиля не изменяется.

Эконалог. Истощенные АКБ, отработавшие свой срок, являются опасными отходами, которые подлежат обязательной утилизации. Поэтому вы должны передать их или производителю, или другому субъекту хозяйствования, который имеет соответствующую лицензию на обращение с такими отходами. При этом за период временного размещения (хранения) опасных отходов до их передачи на утилизацию и захоронение вы не являетесь плательщиком экологического налога (БЗ 117.01). Подробнее — в «Налоги & бухучет», 2021, № 77.

Заправляем электроэнергией

На сегодня существуют два подхода к учету стоимости электроэнергии, которая приводит в движение электромобиль:

1) при заправке включить в расходы будущих периодов по дебету счета 39, а потом списывать на расходы исходя из фактического пробега авто;

2) сразу при заправке автомобиля включить в расходы отчетного периода.

Нам ближе второй вариант. При этом

контроль за использованием электроэнергии на электромобиль вести все равно нужно

В первую очередь чтобы оградить себя от негативных налоговых последствий. Ведь налоговая амортизация авто, включение входящего НДС в состав НК, отсутствие дополнительного блага физлица, которое пользуется авто, возможны лишь при условии использования автомобиля в хозяйственной деятельности.

Подтверждением такого использования может служить путевой лист. Теперь его можно оформлять в произвольной форме, указывая маршрут передвижения авто, показания спидометра, а также информацию о количестве потребленной электроэнергии в кВт·ч. В то же время никаких норм в отношении списания электроэнергии в действующем законодательстве нет. И устанавливать собственные нормы также вряд ли нужно.

Выводы

  • Операции по ввозу транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями, а также при их поставке на территории Украины освобождаются от обложения НДС.
  • Учитывая значительную стоимость АКБ, предприятие может в бухучете применять компонентный учет транспортного средства. То есть учитывать аккумулятор как отдельный объект ОС.
  • Для контроля пробега автомобиля и фиксации расходов электроэнергии стоит самостоятельно разработать соответствующие первичные документы (по аналогии с путевым листом).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше