Темы статей
Выбрать темы

Аренда и ф. № 20-ОПП во время войны

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Даже в военное время субъекты хозяйствования осуществляют арендные операции. Арендодатели передают в аренду имущество, а арендаторы берут его в аренду и возвращают из аренды. В случае получения/передачи имущества в аренду и арендатор, и арендодатель, если они являются субъектами хозяйствования, должны подать в налоговую ф. № 20-ОПП об осуществлении такой операции. Как произвести эти действия в военное время и что будет в случае, если этого не сделать, поговорим дальше.

Общие правила

По общему правилу налогоплательщики, которые берут/сдают в аренду имущество, обязаны уведомлять налоговиков о передаче/взятии в аренду объектив налогообложения (п. 63.3 НКУ и разд. VIII Порядка № 1588).

Чтобы это сделать, они должны подать фискалам Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по ф. № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку № 1588).

К объектам налогообложения относят имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности в отношении уплаты налогов и сборов (п. 63.3 НКУ, п. 8.2 Порядка № 1588). То есть, по общему правилу, подавать ф. № 20-ОПП следует с информацией обо всем движимом и недвижимом имуществе, которое передают/берут в аренду субъекты хозяйствования.

На время действия военного положения (ВП) в этом вопросе ничего не изменилось. То есть

если во время действия ВП субъект передает/берет в аренду имущество, то об этом факте следует уведомить фискалов путем подачи ф. № 20-ОПП

Подавать ф. № 20-ОПП субъекты хозяйствования (как юрлица, так и ФЛП) должны по основному месту учета плательщика в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.

При передаче в аренду имущества отсчитывать 10 дней для подачи ф. № 20-ОПП следует с даты приобретения права плательщиком в отношении объекта налогообложения в соответствии с документами, которые подтверждают право пользования, распоряжения объектом налогообложения. То есть, по сути, 10-дневный срок следует отсчитывать с даты заключения договора аренды.

Другое дело, что на время действия ВП в соответствии с п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ для налогоплательщиков и контролирующих органов остановлено течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. При этом эта остановка должна была действовать на период до прекращения или отмены ВП. Подробно — в «Налоги & бухучет», 2022, № 32.

Недавно Законом № 2260 законодатели несколько урезали перечень случаев, когда приостановка сроков во время ВП действовать не будет (см. «Налоги & бухучет», 2022, № 39). Но среди отмененных случаев приостановки сроков такого случая, как подача ф. № 20-ОПП, нет.

Кто-то может сказать, а как же отмена приостановки сроков в отношении подачи отчетности?

Она, на наш взгляд, не затрагивает подачи № 20-ОПП. Дело в том, что в НКУ четко не сказано, на подачу каких документов и после Закона № 2260 действует приостановка сроков. Там только говорится, что приостановка не касается подачи отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 НКУ. Исходя из этого, а также из названия гл. 2 НКУ, которая называется «Налоговая отчетность», допускаем, что не касается приостановка сроков с 27.05.2022 именно документов, которые упоминаются в этой главе, а именно там речь идет о налоговых декларациях.

А в соответствии с п. 46.1 НКУ налоговая декларация (расчет) — документ, который подается налогоплательщиком налоговикам в сроки, установленные НКУ, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата денежного обязательства, в том числе налогового обязательства.

На основе ф. № 20-ОПП не происходит начисление налоговых обязательств, а потому эта форма не является налоговой отчетностью. А если документ, который подается в налоговую, не является налоговой отчетностью, то приостановка сроков для подачи таких документов действует и после вступления в силу Закона № 2260.

Следовательно, считаем,

после вступления в силу Закона № 2260 сроки подачи ф. № 20-ОПП остаются все равно продленными

Поэтому пока будет продолжаться ВП, сроки подачи ф. № 20-ОПП будут приостановленными.

Таким образом, если у субъекта хозяйствования возникнет во время ВП необходимость подачи ф. № 20-ОПП, то отсчитывать 10-дневный срок на ее подачу можно со дня, следующего после завершения ВП.

Хотя мы бы не советовали оттягивать с подачей ф. № 20-ОПП на будущее. Все дело в том, что отсутствие поданной ф. № 20-ОПП может привести к нежелательным последствиям:

1) она может стать причиной блокировки НН/РК. Дело в том, что в случае неподачи ф. № 20-ОПП с информацией о своем имуществе, в том числе взятом в аренду, есть риск того, что самого плательщика или его операцию фискалы могут отнести к когорте рисковых (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 54);

2) без подачи ф. № 20-ОПП субъекту хозяйствования не удастся зарегистрировать на взятую в аренду торговую точку или автомобиль РРО/ПРРО. Так как для подачи заявления на регистрацию РРО/ПРРО следует указывать идентификатор объекта налогообложения. А его можно отыскать только в ф. № 20-ОПП;

3) без подачи ф. № 20-ОПП субъекту хозяйствования, который не является плательщиком топливного акциза, не удастся самостоятельно перевезти горючее. Поскольку без идентификатора объекта налогообложения, который содержится в ф. № 20-ОПП, нельзя заполнить заявку на включение/исключение авто (бензовоза) из/в Перечень авто, на которых перевозится горючее.

Поэтому, чтобы не было проблем с регистрацией НН/РК (в свете того, что с 27.05.2022 начал работать ЕРНН), можно было без проблем во ВП зарегистрировать РРО/ПРРО и перевезти горючее — советуем подавать ф. № 20-ОПП, не оттягивая на будущее.

Заполнение ф. № 20-ОПП

Общие правила заполнения ф. № 20-ОПП сегодня напоминать не будем. Их по большей части все помнят, да и не изменялись они уже очень давно. Если хотите вспомнить, можете открыть «Налоги & бухучет», 2020, № 75).

Сегодня же подробно поговорим именно о подаче ф. № 20-ОПП в случае аренды имущества.

Начнем с того, что

вообще-то заполнять ф. № 20-ОПП в случае аренды должны и арендатор, и арендодатель имущества

При этом делать это, по общему правилу, каждых из них (и арендатор, и арендодатель) должен в каждом случае передачи или получения имущества в аренду.

В то же время в отдельных случаях информацию о переданных в аренду или взятых в аренду объектах в ф. № 20-ОПП отражать не придется.

Связано это с тем, что Порядок № 1588 позволяет при заполнении ф. № 20-ОПП применение принципа укрупнения информации.

Суть этого принципа сводится к тому, что в ф. № 20-ОПП приводятся данные не обо всех объектах налогообложения, которыми владеет, или пользуется, или передает в аренду субъект хозяйствования, а только о территории или помещении, где эти объекты расположены.

На сегодня есть два способа укрупнения информации, которая отражается в ф. № 20-ОПП:

1) вертикальный способ. По этому способу

при наличии по одному адресу разнообразных имущественных объектов налогообложения информацию о них указываем как об одном более крупном объекте без детализации меньших объектов, которые находятся по определенному адресу

Например, если арендодатель хранит производственное оборудование в своем цехе, о котором он уже подал форму № 20-ОПП, то он отдельно ф. № 20-ОПП в отношении взятого в аренду производственного оборудования может не подавать. Ведь производственное оборудование, которое находится в определенном помещении, отражается как помещение (например, как «цех» — код «148» и тому подобное), в котором такое оборудование будет находиться, а не отдельно как оборудование;

2) горизонтальный способ. По этому способу укрупнение при наличии нескольких однотипных объектов налогообложения (например, нескольких вагонов) информация о них указывается как об одном объекте налогообложения (то есть беря в аренду несколько вагонов, в ф. № 20-ОПП указываете все как один вагон с указанием только количества таких вагонов, которые укрупнены этим названием).

Но применить принцип укрупнения можно не всегда. Так, его нельзя применять:

— во время предоставления информации об объектах движимого и недвижимого имущества, которые подлежат регистрации в соответствующем государственном органе с получением соответствующего регистрационного номера. Так, например,

в ф. № 20-ОПП предоставляется отдельно информация и об арендованном земельном участке, и об арендованном объекте нежилой недвижимости, который расположен на таком земельном участке

В то же время Порядок № 1588 позволяет проводить горизонтальное укрупнение автомобильных транспортных средства, которые не являются пунктами передвижной розничной торговли, общественного питания или услуг, иных нежели пассажирские и грузовые перевозки. Несколько таких арендованных объектов, хоть они и имеют регистрационные номера, можно показать в ф. № 20-ОПП как один объект «автомобильные транспортные средства» (код «34 — Автотранспорт») и указать количество таких транспортных средств в графе «Регистрационный номер объекта налогообложения» (БЗ 116.11);

— независимо от способа укрупнения информации укрупнять можно только те объекты, которые размещены по одному адресу (БЗ 116.11). То есть нельзя укрупнить два цеха, расположенных по разным адресам, и показать их как один завод.

Обращаем внимание: принцип укрупнения действует до тех пор, пока объект налогообложения, в отношении которого поданы данные в ф. № 20-ОПП, не изменит свое состояние (графа 9 ф. № 20-ОПП) или местонахождение (графа 8 ф. № 20-ОПП). Как только происходит такое событие (например, передается в аренду станок с изменением его нахождения) субъект хозяйствования вынужден выделить из состава укрупненного объекта (цеха) более мелкий (станок) и показать его как отдельный объект налогообложения.

Разобравшись с принципом укрупнения, поговорим об отдельных арендных операциях и подаче в отношении них ф. № 20-ОПП.

Берем/передаем недвижимость в аренду

Когда в аренду передается недвижимость (например, магазин), то по общему правилу и арендатор, и арендодатель должны подать в налоговую ф. № 20-ОПП и показать в ней осуществление такой операции. А именно арендодатель будет показывать, что он передает в аренду магазин, а арендатор — что он получил магазин в аренду.

При этом, поскольку мы говорим о передаче в аренду недвижимости, то есть объекта, который имеет регистрационный номер, то информацию и арендатор, и арендодатель в отношении такого объекта должны показать без использования принципа укрупнения.

Что касается заполнения ф. № 20-ОПП арендодателем, то здесь при ее заполнении следует учитывать следующие правила:

— если в аренду передается магазин, который является отдельным объектом недвижимости и в отношении него уже была подана информация раньше (а именно она подавалась с признаком 1 «Первичное предоставление информации об объектах налогообложения»), то при передаче такого магазина в аренду арендодатель просто должен изменить информацию о состоянии объекта налогообложения. Для этого ему следует подать ф. № 20-ОПП с признаком подачи информации 3 «Изменение сведений об объекте налогообложения» (см. рис. 1 ниже)

Заполнение арендодателем ф. №20-ОПП при передаче в аренду отдельного магазина

img 1

В случае возвратащения переданного магазина из аренды, арендодателю нужно будет осуществить подачу ф. №20-ОПП с признаком «3» и показать, что этот объект вернулся назад, то есть в гр. 9 указать код «2»;

— если в аренду передается часть магазина (в отношении всего помещения, из которого выделили магазин, уже была подана информация раньше), то при передаче такого магазина в аренду арендодатель должен показать, что у него возник отдельный объект налогообложения — магазин, который обособлен от предыдущего объекта. Для этого ему следует подать ф. № 20-ОПП с признаком подачи информации «1» — «Первичное предоставление информации об объектах налогообложения». При этом корректировать информацию о помещении, из которого выделили магазин, не нужно. Так как в ф. № 20-ОПП только указывают информацию о месте нахождения объекта, а его параметры не указывают (см. табл. 2 ниже)

Заполнение арендодателем ф. №20-ОПП при передаче в аренду отдельного магазина

img 2

В случае возвращения переданного магазина из аренды, арендодателю нужно будет осуществить подачу ф. №20-ОПП с признаком «6» и закрыть объект налогообложения. То есть продублировать ту информацию, которая фигурировала в ф. № 20-ОПП, которую указывали при передаче части помещения в аренду.

Что касается арендатора, то в случае взятия в аренду недвижимости он должен подать ф. № 20-ОПП, в которой данные о взятом в аренду объекте следует показать с признаком подачи «1» — «Первичное предоставление информации об объектах налогообложения». Заполнять данные об объекте он будет в том же порядке, что и арендодатель за исключением заполнения гр. 9, где следует указать код «8» (арендуется), а не «9» (сдается в аренду), а в гр. 10 указать код — «7» (право долгосрочного пользования или аренды) или «8» (право краткосрочного пользования, аренды или найма), а не «1» (право собственности).

В случае возвращения взятого в аренду объекта арендатор должен указать в ф. № 20-ОПП данные о возвращенном объекте с признаком «6» в графе 2. В остальных графах ф. № 20-ОПП арендатор должен указать те же данные, что и при первичной подаче ф. № 20-ОПП с данными об арендованном объекте, кроме данных графы 9. В ней следует указать код «6» (объект отчужден/возвращен собственнику).

К сведению! Аналогичным образом следует подавать ф. № 20-ОПП и в случае сдачи в аренду транспортных средств. Особенность кроется только в случае, когда и арендатор, и арендодатель в ф. № 20-ОПП воспользовались принципом укрупнения и показали разрешенные транспортные средства к укрупнению в одной строке.

В этом случае арендодателю при передаче в аренду транспортного средства следует не только показать, что он передал в аренду авто (отразить данные об автомобиле, который арендуется, с кодом «1»), но и подкорректировать данные о имеющихся авто, которые по принципу укрупнения информации арендодатель показал в ф. № 20-ОПП раньше.

Для этого нужно в ф. № 20-ОПП показать с кодом «3» данные об авто и в графе 12, в которой показывают данные о количестве имеющихся авто, указать то количество автомобилей, которые остались в эксплуатации арендодателя после передачи транспортных средств в аренду.

Арендатор авто отражает арендованное транспортное средство по тому принципу, что и аренду недвижимости.

Подробно о подаче ф. №20-ОПП в отношении авто читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 42.

Берем/даем в аренду мелкие объекты

По общему правилу в ф. № 20-ОПП следует отражать данные об арендных операциях, объектом аренды которых является не только помещения или здания и транспортные средства, но и намного меньшие объекты. Например, производственное оборудование, бочки, сельскохозяйственные агрегаты (сеялка, жатка, плуг, диски) и тому подобное.

В случае, когда в аренду берутся такие мелкие объекты или если такие объекты были приобретены предприятием и используются в его деятельности, то проблем с отражением данных о таких объектах в ф. № 20-ОПП нет. Дело в том, что здесь в дело включается принцип вертикального укрупнения информации в ф. № 20-ОПП, по которому крупне объекты налогообложения «поглощают» меньшие, которые входят в их состав.

Кроме того, мелкие объекты не относится к объектам движимого и недвижимого имущества, которые подлежат регистрации в соответствующем государственном органе. А следовательно, данные о таких объектах в ф. № 20-ОПП укрупнять можно.

По этому принципу

арендатор должен подать фискалам ф. № 20-ОПП с информацией о помещениях или территории, где находятся/хранятся мелкие объекты, а не о самих мелких объектах

То есть арендатору предоставлять отдельно сведения о мелких объектах в ф. № 20-ОПП не нужно. Это подчеркивают и фискалы в БЗ 11.06)

Другое дело арендодатель. Пока мелкие объекты хранятся в его помещениях или используются на его территории, данные о которых были поданы в налоговую, до тех пор отдельно указывать их в ф. № 20-ОПП не следует. Действует принцип укрупнения.

Как только арендодатель передает такие объекты в аренду, сразу у него возникает необходимость проинформировать фискалов о передаче мелких объектив налогообложения в аренду.

В данном случае прекращает действовать принцип укрупнения из-за того, что воспользоваться им можно, только когда объекты размещены по одному адресу. Когда же мелкий объект передают в аренду, то они обычно меняют адрес нахождения.

Если же адрес нахождения не меняется, то есть в аренду передаются не только мелкие объекты, но и помещения, где они находятся, то здесь достаточно арендодателю подать ф. № 20-ОПП о передаче в аренду помещения, где используются/хранятся мелкие объекты. Тогда автоматически исходя из принципа укрупнения в налоговую передается информация о мелких объектах.

Если же мелкие объекты (производственное оборудование, бочки, сельскохозяйственные агрегаты (сеялка, жатка, плуг, диски), а также другие малоценные необоротные объекты) забирает на свой склад арендатор, то данные о таких мелких объектах, к сожалению, следует подать в налоговую через ф. № 20-ОПП.

Заполняя ф. № 20-ОПП, в этом случае следует обязательно указать в графе 10 вид права «1» (собственность), а в графе 9 — состояние «9» (сдается в аренду)

Кроме того, в графе 3 о мелких объектах, переданных в аренду, следует выбрать код типа объекта налогообложения, который наиболее отвечает такому объекту из справочника типов объектов налогообложения, который предложен фискалами исходя из функционального назначения данного объекта. Так, например, если в аренду передается колесная сельхозтехника, то можно использовать код «710» (колесная техника для всех видов работ), если бочка — код «93» (бочка), мобильные телефоны — код «154» (узел связи), и тому подобное.

Обращаем внимание арендодателей, у которых вся их деятельность связана со сдачей на прокат определенного имущества (например, самокатов, велосипедов, беспилотных летательных аппаратов (дронов, квадрокоптеров)): фискалы позволяют не показывать информацию об объекте в ф. № 20-ОПП каждый раз, когда он передается в аренду.

Они советуют в данном случае применять принцип укрупнения. А именно подать в налоговую данные не об объектах, которые сдаются временно в аренду, а о месте, где такие объекты находятся/хранятся в помещениях налогоплательщика (склады, гаражи, магазины, места хранения и тому подобное). См. категорию 116.11 БЗ.

Перезаключение договора аренды

Договор аренды, на основе которого передают имущество в аренду, со временем может закончиться. Так вот, когда он заканчивается и пути арендатора и арендодателя расходятся, то что делать в данном случае, всем понятно. Арендатор и арендодатель подают ф. № 20-ОПП и информируют фискалов о возвращении из аренды недвижимости или транспортных средств. О том, как это сделать, сказано выше.

В то же время достаточно часто арендатор и арендодатель продолжают свое сотрудничество. Так вот, когда договор они перезаключают или заключают новый договор аренды, у них возникает вопрос:

следует ли информировать о перезаключении договора аренды путем подачи ф. № 20-ОПП фискалов?

На наш взгляд, если данные об объекте, который арендуется, после перезаключения договора аренды не меняются, то можно информацию об объекте аренды в налоговую не подавать (при условии, что раньше об этом объекте в налоговую уже подавали).

С этим соглашаются и фискалы (БЗ 116).

Так, они прямо заявляют, что в случае, когда арендатор в связи с изменением собственника (арендодателя) недвижимого имущества (помещения), которое уже арендуется и используется в хозяйственной деятельности, заключает новый договор, а о таком помещении арендатор уже сообщил налоговикам как об объекте налогообложения, то повторно сообщать об этом объекте (подавать ф. № 20-ОПП) не нужно.

Другое дело, когда после окончания договора аренды (субаренды) арендатор съезжает, а часть объекта, которая была в аренде (например, часть магазина), сдается в аренду другому арендатору (субарендатору). В этом случае проблем с заполнением ф. № 20-ОПП не будет, если до момента передачи имущества в аренду арендодатель (отдающий в субаренду) еще не подал ф. № 20-ОПП с информацией о закрытии такого объекта. В этом случае арендодатель (отдающий в субаренду) может вообще не подавать информацию о передаче имущества в аренду (субаренду) новому арендатору. Конечно, при условия, что он не меняет функционального назначения такого объекта.

Если же арендодатель (отдающий в субаренду) решил передать в аренду часть объекта, после того как подал ф. № 20-ОПП о закрытии такого объекта, то тогда иногда у арендодателя возникает вопрос:

каким образом отразить в ф. №20-ОПП идентификатор объекта налогообложения в виде арендованной части, а именно должен ли это быть тот же идентификатор, что и при первой аренде, или другой?

На наш взгляд, все должен решать арендодатель (отдающий в субаренду) самостоятельно. Дело в том, что ни Порядок № 1588, ни памятка о заполнении ф. № 20-ОПП не регламентируют вплоть до деталей, каким именно образом заполнять графу 5 ф. № 20-ОПП «Ідентифікатор об’єкта оподаткування». Определено лишь, что это должно быть 8-значный код, который состоит из двух частей:

— первые три цифры — трехзначный код типа объекта налогообложения, определенный в соответствии со специальным Справочником;

— остальные пять цифр — внутренний идентификатор, принятый лицом — плательщиком налога, которое заполняет ф. № 20-ОПП.

При этом налоговики в своих консультациях отмечают, что плательщик самостоятельно определяет внутренний идентификатор каждого объекта налогообложения (БЗ 116.11). Ну, конечно, кроме первых 3 цифр, которые ему навязывает справочник фискалов.

Так вот, на наш взгляд, поскольку сам арендодатель (отдающий в субаренду) решает, какой именно идентификатор будет иметь переданный в аренду (субаренду) объект, то считаем, что когда арендодатель (отдающий в субаренду) передает в аренду другому арендатору (субарендатору) после возвращения помещения из аренды и его код типа не меняется, то можно такому объекту оставить тот же код типа, который был при первичной сдаче в аренду (субаренду). При этом

в большей степени даже тот факт, что площадь переданного в аренду объекта изменилась (увеличилась/уменьшилась), на идентификатор объекта не влияет

Другое дело, когда арендодатель передает в аренду (субаренду) объект с другим функциональным назначением, чем предыдущему арендатору (субарендатору) (например, раньше он сдавал в аренду часть помещения как магазин, а теперь решил сдавать как склад). В данном случае арендодатель (отдающий в субаренду) должен изменить идентификатор переданного в аренду (субаренду) помещения. При этом обязательно следует менять первые три цифры идентификатора (для состава это будет «468»).

Что касается другой части идентификатора, то здесь все будет зависеть от арендодателя. Главное, чтобы с таким идентификатором арендодатель уже не подал раньше данные в налоговую и они были действующими и на сегодня.

Меняя первые три цифры идентификатора, считаем, арендодатель (отдающий в субаренду) должен обязательно открывать новый объект налогообложения. То есть после закрытия возвращенного из аренды (субаренды) объекта следует будет открыть новый и показать его с признаком подачи информации «1» «Первичное предоставление информации об объектах налогообложения».

Если же арендодатель передает в аренду по функциональному назначению тот же объект, который был возвращен из аренды, другому арендатору, но с большей площадью, то считаем, что в данном случае арендодателю можно идентификатор не менять. Дело в том, что в ф. № 20-ОПП не фигурируют данные о размере объекта, который сдается в аренду, а только его местонахождение и характеристика.

Следовательно, по нашему мнению, во второй раз открывать на другого арендатора тот же идентификатор объекта налогообложения нельзя лишь в том случае, когда при повторной аренде изменяется назначение части помещения, сданной в аренду. Во всех иных случаях это не запрещено.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше