Темы статей
Выбрать темы

Благотворительная (гуманитарная) помощь во время войны: налог на прибыль

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В Информационном письме ГНСУ от 08.11.2022 № 7/2022* помещены ответы на вопросы, касающиеся налогообложения во время военного положения операций с благотворительной и гуманитарной помощью у плательщиков налога на прибыль и у неприбыльных организаций. Начнем с плательщиков налога на прибыль. Узнаем, что для них разъяснили налоговики.

* tax.gov.ua/data/material/000/519/630397/InfoList7_2022.pdf

Благотворительная и гуманитарная помощь: военные особенности для прибыльщиков

Плательщики налога на прибыль (п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

В общем случае для высокодоходников установлен лимит благотворительных расходов. При оказании помощи неприбыльным организациям (НПО) в налоговые расходы можно отнести сумму средств, товаров, работ, услуг, бесплатно переданных/оказанных НПО, в размере не больше 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый отчетный год (расходы свыше — снимают через разницу по п.п. 140.5.9 НКУ).

Однако в связи с военным положением помощь, оказанную армии, больницам и прочим получателям, разрешается учесть в налоговых расходах в полной сумме (без ограничений 4 % лимитом). Такая возможность предоставлена п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который освобождает плательщиков-высокодоходников от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ

Согласно п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ во время военного положения корректировки по п.п. 140.5.9 НКУ не проводятся в отношении денежных средств и следующих товаров, добровольно перечисленных (переданных) определенным получателям:

Какие товары

— денежные средства,

— специальные средства индивидуальной защиты (каски, бронежилеты, изготовленные в соответствии с военными стандартами),

— технические средства наблюдения,

— лекарственные средства и медицинские изделия,

— средства личной гигиены,

— продукты питания,

— предметы вещевого обеспечения,

— другие товары, выполненные работы, предоставленные услуги по перечню, определенному КМУ (однако пока такой перечень только разрабатывается, см. вопрос 1.5),

— гуманитарная помощь с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией российской федерации против Украины

Кому передаются

для нужд обеспечения обороны страны:

— ВСУ,

— Национальной гвардии Украины,

— СБУ,

— Службе внешней разведки Украины,

Государственной пограничной службе Украины,

— МВД,

— Управлению государственной охраны Украины,

— Государственной службе специальной связи и защиты информации,

— другим образованным воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям,

— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета,

а также:

— органам сферы гражданской защиты,

— заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности,

— перечисление денежных средств на специальные счета НБУ для сбора средств

ВОПРОС

Ответ ГНСУ

Помощь военным администрациям

1.1. Какими будут налоговые последствия по налогу на прибыль для предприятия в случае бесплатной передачи им товаров в пользу городской военной администрации?

По операциям добровольной передачи товаров, перечисленных в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, в частности военным администрациям (для нужд обеспечения обороны страны) корректировки, установленные п.п. 140.5.9 НКУ, не проводятся

Помощь больницам

1.2. Имеет ли право общество применять положения п.п. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и не осуществлять корректировки, установленные п.п. 140.5.9 НКУ, в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий относительно стоимости медицинского изделия, добровольно переданного специализированной больнице?

Да, если во время военного положения осуществляется добровольная передача медизделий заведениям здравоохранения государственной или коммунальной формы собственности (включенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций), в частности, больницам, то на стоимость таких товаров разница по п.п. 140.5.9 НКУ не возникает. Подробнее об этом см. «Помощь больницам через благотворительную организацию» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84

Гуманитарная помощь в связи с военной агрессией

1.3. Подпадает ли под действие положений п.п. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ операция по перечислению плательщиком налога средств в виде гуманитарной помощи благотворительной организации в статусе неприбыльной на приобретение военной техники для ВСУ?

Если оказание гуманитарной помощи осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 № 1192-XIV и получателями помощи являются юрлица, зарегистрированные в Едином реестре получателей гуманитарной помощи (которыми могут быть и благотворительные организации), то оказание плательщиком гуманитарной помощи (перечисление средств) благотворительной неприбыльной организации на приобретение военной техники для ВСУ освобождается от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ.

Подробнее см. «Одариваем ВСУ через благотворительный фонд: расходы без разниц» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63

1.4. Осуществляется ли корректировка финансового результата до налогообложения на сумму средств (стоимость товаров), перечисленных (переданных) неприбыльным учреждениям или организациям, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны страны?

По помощи, оказанной неприбыльным организациям, которые не содержатся за счет средств госбюджета, будет возникать разница по п.п. 140.5.9 НКУ. Подробнее об этом см. «Помощь больницам через благотворительную организацию» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84 (ср. ).

Однако разницы по п.п. 140.5.9 НКУ можно избежать, если НПО (в том числе не содержащейся за счет средств госбюджета и внесенной при этом в Единый реестр получателей гуманитарной помощи), оказать гуманитарную помощь с соблюдением соответствующих условий предоставления гуманитарной помощи, при условии, что такая помощь использована для нужд обеспечения обороны страны

«Другие товары, работы, услуги» освобождаются от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ — по Перечню. Пока нет Перечня, нет и освобождения.

1.5. Имеет ли право предприятие не проводить корректировку по п.п. 140.5.9 НКУ начиная с 24.02.2022 в налоговых периодах, на которые приходится осуществление соответствующих хозопераций по добровольному перечислению средств, передаче товаров, выполнению работ, предоставлению услуг, получателям, указанным в этом пункте, для нужд обеспечения обороны страны с учетом вступления положений п.п. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и изменений к ним?

Для операций по добровольной передаче «других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг» освобождение от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ возможно только после утверждения КМУ соответствующего перечня. В настоящее время такой перечень не утвержден и только разрабатывается правительством. Поэтому без перечня освобождение от разницы «для других товаров, работ, услуг» пока что не работает.

Аналогичные разъяснения приведены в БЗ 102.12.

Подробнее об этом см. «Льготы по налогу на прибыль во время войны» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84

Денежная помощь

1.6. Подлежит ли корректировке финрезультат до налогообложения по п.п. 140.5.9 НКУ при оказании предприятием благотворительной помощи путем перечисления средств согласно инициативе Президента Украины Владимира Зеленского UNITED 24 на поддержку Украины?

При перечислении во время военного положения средств на специальные счета, открытые НБУ для сбора средств, в частности, согласно инициативе Президента Украины Владимира Зеленского UNITED 24 — для поддержки Украины, разница по п.п. 140.5.9 НКУ не возникнет

Мобилизация транспорта и амортизация

1.7. Предприятием для обеспечения нужд ВСУ переданы автомобили, которые после объявления демобилизации будут возвращены и дальше продолжать использоваться в его хоздеятельности. Может ли предприятие продолжать начислять амортизацию в налоговом учете на время мобилизации транспортных средств, если такие авто продолжают учитываться на балансе предприятия и амортизироваться в бухгалтерском учете?

Да, по мобилизованному транспорту, переданному во временное пользование ВСУ по акту приема-передачи (собственником которого остается предприятие, на балансе которого остается такой транспорт) и в бухгалтерском, и в налоговом учете высокодоходники продолжают начислять амортизацию. Подробнее см. «Мобилизация транспорта — процедура и учет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22 и «Мобилизация транспорта для военных нужд: что с амортизацией?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 57

«С когда» работает освобождение от разницы по п.п. 140.5.9 НКУ?

1.8. Начиная с какого периода не проводятся корректировки по п.п. 140.5.9 НКУ относительно средств и товаров, указанных в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ?

Так как в п.п. 69.6 вносились изменения, то корректировки по п.п. 140.5.9 НКУ не проводятся, начиная с 24 февраля 2022, а по:

— помощи ГСЧС (органам сферы гражданской защиты) и заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности — начиная с 17.03.2022 (вступления в силу Закона Украины от 15.03.2022 № 2120-IX), а по

— гуманитарной помощи (предоставляемой с соблюдением требований законодательства о гумпомощи) — начиная с 16.04.2022 (вступления в силу Закона Украины от 01.04.2022 № 2173-IX). Аналогичные разъяснения помещены в БЗ 102.12

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше