Темы статей
Выбрать темы

Торговля горючим

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Этот материал посвящен вопросам такого вида хоздеятельности, как торговля горючим. В частности рассмотрим в разрезе разных видов такой деятельности вопросы лицензирования, акцизного налога, которые тесно привязаны к торговле горючим. А также — другие вопросы и нюансы торговли горючим. Несколько слов скажем и об импорте/экспорте горючего.

Дефиниции

Государственное регулирование торговли горючим и, в частности, вопроса лицензирования таких видов деятельности по большей части осуществляется согласно Закону № 481*. Давайте сначала посмотрим на основные термины, которые связаны с интересной для нас деятельностью.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

«Оптовая торговля горючим». Это — деятельность по приобретению и дальнейшей реализации горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик субъектам хозяйствования розничной и/или оптовой торговли и/или другим лицам.

Следовательно, оптовая торговля горючим не ограничивается реализацией его лишь субъектам хозяйствования (розничной и/или оптовой торговли и другим), ведь

допускается оптовая реализация горючего и «другим лицам», куда сугубо формально могут входить и нехозсубъекты и даже обычные физические лица

При оптовой торговле допускается (упомянуто в определении) изменение физико-химических характеристик горючего. То есть если такое изменение состоится естественно или оптовый продавец проведет какие-то действия для изменения характеристик, то этого не выйдет за рамки оптовой торговли (не считается «производством горючего»). «Неестественные» действия для такого изменения могут быть разные, например — добавление каких-то компонентов/присадок и т. п. с целью изменить/улучшить характеристики горючего без изменения его товарного кода. Но здесь все не слишком просто, и это — тема для отдельного углубленного анализа.

«Место оптовой торговли горючим». Определено как место (территория), на котором расположены сооружения, и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для осуществления оптовой торговли и/или хранения (!) горючего на праве собственности или пользования. Этот термин имеет значение также и для тех, кто осуществляет (или собирается осуществлять) деятельность по оптовой торговле горючим без места торговли. Чтобы их вдруг не обвинили в том, что они действуют за рамками своей деятельности (полученной лицензии).

Во-первых, обратите внимание, что финальные слова «на праве собственности или пользования» относятся не к горючему, а к месту (территории), а также к сооружениям, оборудованию и емкостям. То есть все перечисленные «индикаторы» места торговли могут быть не обязательно собственными, но и взятыми в пользование (аренду и т. п.).

Во-вторых, фраза «и/или хранение» указывает, что емкости и т. п. могут использоваться не обязательно для торговли, но и только для хранения горючего! Этот момент тоже важен для определения факта наличия места торговли.

Розничная торговля горючим. Это — деятельность по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуску горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик с АЗС/АГЗС/ГНС/ГНП и других мест розничной торговли через топливораздаточные и/или маслораздаточные колонки и/или реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения и других потребителей.

Как видим, при розничной торговле также допускается изменение физико-химических характеристик горючего. Отметим также, что для определения деятельности как розничной торговли продажа горючего из соответствующих мест торговли должна осуществляться именно через колонки (или — газ в баллонах). Реализация горючего возможна любым потребителям!

«Место розничной торговли горючим». Им является место (территория), на котором расположены сооружения, и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для розничной торговли и/или хранения горючего на праве собственности или пользования.

Последняя фраза здесь также относится к месту (территории), а также к сооружениям, оборудованию и емкостям.

Иитак, все эти термины важны для определения, что конкретная схема работы отвечает/не отвечает полученной лицензии. Здесь также стоит четко понимать, есть ли (или появилось ли) у торговца место оптовой (розничной ли) торговли горючим. Чтобы вас фискалы, например, вдруг не обвинили, что ваш вид деятельности не отвечает имеющейся(имся) лицензии(ям). Например, в осуществлении оптовой торговли с местом, если у вас лицензия «без места». Или — что с горючим торговцем проводились такие действия, которые считаются «производством горючего»*. Ведь тогда есть опасность попасть в штрафную неприятность с безлицензионной деятельностью и не только…

* На всякий случай ознакомьтесь и с этим термином в ст. 1 Закона № 481.

Лицензирование

Общее. Итак, любой вид торговли горючим требует получения соответствующей лицензии. Вопросы получения и обращения лицензий преимущественно регулируют нормы ст. 15 Закона № 481. Три основных вида торговых лицензий: на право оптовой торговли с местом; на право оптовой торговли при отсутствии мест оптовой торговли; на право розничной торговли.

Лицензии на оптовую торговлю горючим с местом торговли и на розничную торговлю горючим получают на каждое (!) место оптовой или розничной торговли.

Лицензии выдают по месту торговли (!) Главные управления Государственной налоговой службы Украины (ГУ ГНСУ) в областях и г. Киеве

При отсутствии мест оптовой торговли горючим получается одна лицензия на право оптовой торговли горючим, ее выдает ГУ ГНС соответствующей области или г. Киева по местонахождению хозсубъекта.

Лицензия выдается по заявлению в произвольной форме, к которому прилагается документ, подтверждающий внесение годовой платы за лицензию и соответствующий комплект документов.

Лицензии выдаются сроком на пять лет.

Хозсубъекты, которые осуществляют розничную, оптовую торговлю горючим (или хранение) исключительно в потребительской таре до 5 литров (включительно), лицензию на такие операции не получают!

Документы для получения. Для получения лицензий на оптовую или розничную торговлю горючим в соответствующее ГУ ГНСУ вместе с заявлением необходимо подать:

— копии документов, которые подтверждают право собственности или право пользования земельным участком, или другое предусмотренное законодательством право землепользования на земельный участок любого целевого назначения, на котором расположен объект оптовой или розничной торговли горючим, действующие на дату подачи заявления и/или на дату введения такого объекта в эксплуатацию;

копию акта введения в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, которые подтверждают принятие объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, в отношении всех объектов в месте оптовой или розничной торговли горючим, необходимых для оптовой или розничной торговли горючим;

копию разрешения на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Копии документов не подаются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров указаны в заявлении на выдачу лицензии. В случае если указанные документы выданы (оформлены) другому лицу, чем заявитель, такой заявитель дополнительно подает документы, которые подтверждают его право на использование соответствующего объекта.

Лицензию или решение об отказе ГУ ГНС должен выдать заявителю не позже 20 календарных дней со дня получения указанных документов. В решении об отказе в выдаче лицензии должно быть указано основание для отказа со ссылкой на соответствующие нормы законодательства.

Для получения лицензии на оптовую торговлю при отсутствии мест оптовой торговли подаются только заявление и копия платежки на внесение годовой платы за лицензию.

И еще: обычно фискалы не выдают лицензию хозсубъектам, не зарегистрированным плательщиками горючего акциза (см. следующий раздел).

Годовая плата. Ее размер составляет за одну лицензию:

— на право оптовой торговли с местом — 5000 грн за каждое такое место;

— на право оптовой торговли без места торговли — 10000 грн;

— на право розничной торговли — 2000 грн за каждое место розничной торговли.

20-ОПП. Прежде чем подавать документы, проверьте, все ли необходимые объекты были указаны вами в поданных формах № 20-ОПП. Если нет, то сначала подайте фискалам на соответствующие «горючие» объекты форму № 20-ОПП. Иначе, даже при наличии всех необходимых документов, лицензию вам не получить.

Военное послабление. Напомним, что согласно ст. 18 Закона № 481 считаются действующими лицензии, по которым до отмены военного положения не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии, в том числе и на право: оптовой и розничной торговли (и хранения) горючего. Уплатить очередные платежи / произвести действия в отношении продления лицензии необходимо будет в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине. Поэтому при наличии упомянутых нарушений до окончания военного положения (плюс еще 30 дней) лицензии не аннулируют!

О продлении действия на этот период, в частности, неоплаченных и/или просроченных «горючих» лицензий см. БЗ 113.04.

Действие постановления КМУ от 18.03.2022 № 314, которое позволяет начинать осуществлять во время военного положения виды деятельности, которые требуют лицензий и разрешений, на основании поданной в Минэкономики декларации, на деятельность с горючим не распространяется. Поэтому если вы планируете начинать какую-то деятельность (в частности, торговлю) с горючего, то необходимо получить соответствующую лицензию.

Штрафы. Размеры штрафов за торговлю без лицензии очень большие. Согласно ст. 17 Закона № 481 они составляют: в отношении оптовой торговли горючим (и хранения) — 500000 грн, в отношении розничной — 250000 грн! Штрафы налагают налоговики по результатам фактических проверок (которые во время войны не ограничены).

Торговля и горючий акциз

Регистрация плательщиком. Поскольку деятельность по торговле горючим вписывается в определение «реализация горючего», приведенное в п.п. 14.1.212 НКУ, то хозсубъект не позже чем за 3 дня до начала такой деятельности должен выполнить все необходимые «горюче-акцизные» формальности. А именно: зарегистрироваться плательщиком горючего акциза и зарегистрировать все свои акцизные склады, оборудовать все емкости для горючего соответствующими счетчиками и зарегистрировать эти счетчики в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре.

Помните и о необходимости предварительного уведомления обо всех собственных и арендованных «горючих» объектах в форме № 20-ОПП.

Акцизные ставки. Ставки акцизного налога на горючее установлены в п.п. 215.3.4 НКУ. Но на ряд видов горючего (бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или меньше, прочие бензины, другие нефтепродукты, тяжелые дистилляты (газойль), сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы, а также бутан и изобутан) до 01.07.2023 еще будут действовать сниженные ставки* акцизного налога, которые были с 30 сентября 2022 года временно установлены Законом Украины от 21.09.2022 № 2618-IX в п. 41 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.

* До этой же даты на эти же самые виды горючего действует сниженная ставка НДС — 7 %. Об этой ставке на горючее, а также будущем возвращении налогообложения горючего по ставке 20 % читайте в материале «Тонкости применения горючей 7 % НДС-ставки» этого номера.

Начиная с 01.07.2023 на упомянутые виды горючего снова будут действовать ставки, установленные в п.п. 215.3.4 НКУ

А это (вместе с возвращением 20 % НДС) может повлечь значительный рост цен на эти льготированные сейчас виды горючего… ☹

А вот для газойля и биодизеля, если заказчиком поставки или импорта такого горючего в соответствии с договором является Минобороны, на весь период действия военного положения установлена нулевая ставка акциза (п. 44 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Декларация. Помните, что начиная с месяца, в котором получили лицензию в отношении операций с подакцизными товарами, в частности горючим (исключение — только лицензия на хранение горючего для собственных нужд неплательщиками акцизного налога**), в соответствии с п. 49.21 НКУ вы обязаны ежемесячно подавать декларацию акцизного налога независимо от того, осуществляли ли вы хоздеятельность в отчетном периоде. То есть здесь уже не срабатывает освобождение от подачи декларации без наличия объектов налогообложения или декларируемых показателей.

** См. материал «Есть лицензия на хранение горючего: подавать ли декларацию?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 20.

Штрафы. За реализацию горючего без регистрации плательщиком горючего акциза штраф составляет 100 % стоимости (а не суммы акциза!) реализованного горючего (п. 117.3 НКУ). См. также штрафы, установленные в ст. 1281 НКУ, среди которых особенно поражает миллионный (!) штраф за нерегистрацию акцизного склада

Импорт и экспорт

Лицензия? Специальных отдельных лицензий на импорт или экспорт горючего нет. Но ст. 15 Закона № 481 предусмотрено, что импорт или экспорт горючего осуществляется при наличии у хозсубъекта (в том числе иностранного хозсубъекта, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство), который импортирует или экспортирует горючее, лицензии на право производства или хранения, или оптовой или розничной торговли горючим.

Следовательно, наличия любой «горючей» лицензии на право торговли горючим для импорта горючего будет достаточно*. А вот для экспорта, по-видимому, нужно иметь лицензию именно на оптовую торговлю.

* А если неплательщик горючего акциза будет импортировать горючее для собственных нужд, то ему для этого хватит даже любой лицензии на хранение горючего…

Экспорт. В соответствии с п.п. 213.2.1 НКУ вывоз (экспорт) горючего плательщиком за пределы таможенной территории Украины не подлежит обложению акцизом. Но для перепродавцов горючего на экспорт он ничего не изменит: если горючее украинское, то акциз в его цене уже сидит (его должен был уплатить производитель), если реэкспортируется импортное горючее, то в его стоимости тоже сидит акциз (уплаченный при его ввозе в Украину). И в любом случае такой акциз экспортеру уже никто не вернет — законодательство такого не предусматривает. Поэтому это «освобождение» из п.п. 213.2.1 НКУ может быть интересно только производителям горючего, которые будут экспортировать собственную продукцию.

Некоторые нюансы

В отношении торговли без места. Если торгуете горючим по оптовой лицензии «без места», стремитесь обходить в своих схемах работы какие-то «транзитные остановки» или промежуточные хранения горючего на пути к вашим покупателям.

При оптовой торговле «без места» желательно еще до ввоза или получения горючего от поставщиков уже иметь конкретных покупателей и адресаты поставки, чтобы налоговики не обвинили вас в наличии «места оптовой торговли» и/или в нерегистрации акцизного склада. Ведь штрафы огромные.

Подробнее об этих и других нюансах — в статье «Оптовая торговля горючим без места: проблемные ситуации» // «Налоги & бухучет», 2023, № 8.

Лицензия для посредника. По нашему мнению, если хозсубъект будет приобретать горючее по доверенности для заказчиков по посредническим договорам (комиссии или поручения) и при этом горючее его будет обходить, то лицензия на оптовую торговлю горючим ему не нужна. Но налоговики, скорее всего, будут придерживаться здесь фискального подхода. Подробнее читайте в статье «Лицензия для посредника, который приобретает горючее» // «Налоги & бухучет», 2023, № 16. Если речь идет о продаже горючего через посредника (комиссионера, поверенного), то здесь проблем у посредника, который не будет иметь соответствующей лицензии, будет еще больше. И особенно — если посредник будет сам отгружать (передавать) горючее…

Может ли торговать неплательщик акциза? Несколько «в фарватере» прошлой проблемы с посредниками находится вопрос, может ли в рамках некоторых схем торговать горючим хозсубъект, не зарегистрированный плательщиком горючего акциза?

Как известно, «реализация горючего» для целей взимания горючего акциза (и регистрации плательщиком и акцизных складов) — это физический отпуск/передача горючего. А в тех схемах, где горючее «физически» обходит хозсубъекта, ему формально не обязательно быть плательщиком горючего акциза. Для примеров можно привести продажу горючих талонов, карт и т. п., продажу/покупку горючего по посредническим договорам (комиссии и т. п.), торговлю горючим «по адресу», «от хранителя» и т. п.

Однако здесь может складываться не все слишком гладко. Ведь в большинстве таких случаев необходимо иметь соответствующую «горючую» лицензию, возможна блокировка налоговых накладных и т. п. Об этом подробнее читайте в публикации «Неплательщик акциза может реализовать горючее?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 10.

Добавляем сюда еще следующие нюансы. Если неплательщик горючего акциза будет импортировать и растаможивать не для собственных нужд горючее, то у него не исключаются проблемы с таможенниками: те обычно требуют, чтобы импортер был плательщиком. А кроме того,

объемы такого импортного горючего никак не попадут в СЭАРГ, поскольку импортер не является плательщиком горючего акциза

Поэтому вряд ли какой плательщик горючего акциза захочет приобрести/получить такое горючее — ведь ему потом из этих объемов (после их реализации или использования) придется уплачивать горючий акциз

СпецЕН и розничная продажа горючего. Возможно ли торговать горючим в розницу плательщикам спецЕН (2 %)? Формальные зацепки вроде бы есть. Но фискалы на практике такого не допускают. Они настаивают, что разрешено из числа подакцизного горючего лишь торговать в розницу горючим в емкостях до 20 литров. Об этой проблеме см. «СпецЕН и розничная продажа горючего: возможен ли симбиоз» // «Налоги & бухучет», 2022, № 86.

Выводы

  • Торговля горючим подлежит лицензированию. Лицензии на оптовую или розничную торговлю будут приобретаться на каждое место торговли (см. соответствующие сроки) и требуют подачи ряда серьезных документов. Исключение — лицензия на оптовую торговлю «без места», для ее получения достаточно лишь заявления и копии платежки об уплате годового платежа.
  • Не позже чем за 3 дня до начала осуществления деятельности по торговле горючим хозсубъект должен зарегистрироваться плательщиком горючего акциза, зарегистрировать все свои акцизные склады, все емкости оборудовать счетчиками и зарегистрировать их в соответствующем госреестре.
  • До 01.07.2023 на ряд видов горючего еще будут действовать сниженные ставки акциза, установленные в п. 41 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. Начиная с упомянутой даты к этим льготированным видам горючего снова начнут применяться ставки из п.п. 215.3.4 НКУ.
  • Но на газойль и биодизель до конца военного положения будет действовать нулевая ставка акциза, если заказчиком их поставки или импорта является Минобороны.
  • Если торгуете горючим по оптовой лицензии «без места», стремитесь обходить в своих схемах работы какие-то «транзитные остановки» или промежуточные хранения горючего на пути к вашим покупателям.
  • Посредникам, через которых реализуется (ил будет приобретаться) горючее, лучше приобрести соответствующую лицензию на торговлю горючим.
  • Фискалы обычно не позволяют торговать в розницу горючим плательщикам спецЕН на ставке 2 %. Исключение — продажа горючего в емкостях до 20 литров.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше