НН на поставку сельхозпродукции
Поставочные НН. До начала 2022 года сельскохозяйственные предприятия, которые были включены в Реестр получателей бюджетной дотации, при поставке дотационных сельхозтоваров заполняли агроНН на такую поставку по-особому. А именно:
1) во второй части порядкового номера (после знака дроби) проставляли код «2» и
2) в графе 12 «Код виду діяльності сільськогосподарського товаровиробника» (которую теперь из НН убрали) указывали код вида деятельности, по результатам которой изготовлены поставляемые товары, в формате: 701 — 716.
На сегодня же порядок составления НН аграриями на операции по поставке сельхозпродукции больше ничем не отличается от НН других плательщиков НДС. Единственное — это применение сниженной НДС-ставки 14 % в отношении отдельных видов сельхозпродукции
Впрочем ставку НДС 14 % применяют все, кто осуществляет поставку определенной сельскохозяйственной продукции (см. письмо ГНСУ от 05.10.2021 № 3705/ІПК/99-00-21-03-02-06). Речь идет о поставке сельхозпродукции по таким кодам УКТ ВЭД (п.п. «г» п. 193.1 НКУ): 1001 (пшеница и смеси пшеницы и ржи (меслин)), 1003 (ячмень), 1005 (кукуруза), 1201 (соевые бобы), 1205 (семена кользы или рапса) и 1206 00 (семена подсолнуха).
А вот поставки сельхозпродукции, классифицированной по всем остальным кодам УКТ ВЭД, облагают НДС по ставке 20 %.
Следовательно, при поставке вышеупомянутых видов сельхозпродукции, которая подпадает под налогообложение по ставке 14 %, в графе 8 раздела Б табличной части НН указывают код ставки «14» (п.п. 6 п. 16 Порядка № 1307*).
* Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307.
Здесь учтите! При одновременной поставке НДС-облагаемых товаров/услуг (к которым применяют разные НДС-ставки 0 %, 7 %, 14 % и/или 20 %) составляют одну НН (п. 17 Порядка № 1307). Тогда операции, которые облагаются по ставкам 0 %, 7 %, 14 % или 20 %, отражают в отдельных строках табличной части раздела Б НН.
Следовательно, при поставке сельхозпродукции, которая облагается по общей (20 %) и сниженной (14 %) ставке НДС, составляют одну НН.
НН на вывоз в режиме экспортного обеспечения. Свои особенности заполнения Порядок № 1307 устанавливает для НН, которые составляются на операции по вывозу товаров в режиме экспортного обеспечения (ст. 191 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 № 959-XII, п. 91 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). А именно (пп. 8 и 12 Порядка № 1307, см. статью «Налоговая накладная и декларация по НДС: изменения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 56):
1) в верхней левой части в строке «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини» проставляется отметка «X» и указывается тип причины «22»;
2) в данных покупателя:
— в графе «Отримувач (покупець)» приводятся наименования (фамилия, имя, отчество (при наличии)) нерезидента и через запятую — страну, в которой зарегистрирован покупатель (нерезидент);
— в поле «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» указывается условный ИНН «300000000000»;
— строка «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» не заполняется.
Учтите! В такой НН следует указывать единицы измерения из таможенной декларации — то есть те единицы измерения товаров, которые использовались при оформлении на них таможенной декларации (п. 16 Порядка № 1307).
Однако решение о вводе режима экспортного обеспечения Кабмином до сих пор еще не принято. Поэтому такой режим пока что не работает (см. письмо ГНСУ от 01.05.2023 № 10606/6/99-00-21-03-02-06). Подробнее о режиме экспортного обеспечения см. статью «Режим экспортного обеспечения для сельхозпродукции» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14.
Нюансы НДС-декларации у аграриев
Еще с 01.01.2022 прекратил действие п. 51 подразд. 2 разд. XX НКУ, который вынуждал аграриев из Реестра получателей бюджетной дотации заполнять НДС-декларацию с учетом определенных особенностей. Напомним, что до этого аграрий должен был заполнять/указывать:
— поле 06 «Сільськогосподарський товаровиробник, внесений або який претендує на внесення до Реєстру отримувачів бюджетної дотації»;
— сельскохозяйственное приложение ДС8;
— в приложении Д1 отметку «+» в графе «ознака здійснення с/г операцій».
Так вот, отныне
в форме декларации по НДС нет ни поля 06, ни отдельного сельхозприложения ДС8, а в табл. 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 приложения Д1 сейчас отсутствует графа для проставления сельхозотметки
Поэтому единственной аграрной особенностью НДС-декларации остается наличие специальных строк и граф для отражения данных о поставке и приобретении сельхозпродукции по ставке 14 %. В частности, к таким строкам декларации относятся:
— строка 1.3 — операции по поставке, которые облагаются по ставке 14 %;
— строка 4.3 — начисление компенсирующих и распределительных налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ и п. 199.1 НКУ;
— строка 10.3 — приобретение сельхозпродукции на таможенной территории Украины со ставкой 14 %;
— строка 11.3 — ввоз на таможенную территорию Украины сельхозпродукции со ставкой 14 %.
Корректировку налоговых обязательств по ставке 14 % отражают в строке 7, а налогового кредита — в строке 14 декларации по НДС.
Подробности о том, как заполнить декларацию по НДС, читайте в тематическом номере «Налоги & бухучет», 2023, № 37.
Сельхозкритерий безусловной регистрации — судьба
Если НН/РК или плательщик отвечает хотя бы одному из признаков безусловной регистрации, то НН/РК регистрируются без мониторинга и не блокируются (п. 4 Порядка № 1165*). Всего таких безусловных признаков 7 (см. статьи «НН/РК будут блокировать по-новому: изменения в Порядок № 1165» // «Налоги & бухучет», 2023, № 92 и «Общий механизм блокировки: робота СМКОР*» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53).
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением Кабмина от 11.12.2019 № 1165.
Так вот, по критерию 5 безусловной регистрации в течение военного положения должны были бы регистрироваться без мониторинга НН/РК, в которых отражены исключительно операции с продукцией/товарами, которые подпадают под определение групп 1 — 24 УКТ ВЭД (кроме подакцизных товаров). Причем только тогда, когда выполняются два дополнительных условия:
1) НН/РК составлены плательщиком, который относится к микро- или малым предприятиям в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV;
2) основным видом деятельности плательщика, который подает на регистрацию НН/РК, является хотя бы один из сельскохозяйственных видов деятельности, перечисленных в п.п. 5 п. 3 Порядка № 1165.
Впрочем постановлением от 17.05.2022 № 603 Кабмин отменил этот критерий как нереализованный. Однако Порядок № 1165 при этом так и не был изменен. Поэтому теперь этот отсекающий критерий не работает, хотя формально и существует.
Таблица данных сельхозтоваропроизводителя
Таблица — автоматом. Без подачи Таблицы данных плательщика НДС аграриям не обойтись. Ведь для них типичное явление — разные коды УКТ ВЭД на входе и выходе. Поэтому чтобы защититься от блокировки НН/РК, аграрию целесообразно иметь учтенную налоговиками Таблицу данных (п.п. 4 п. 3 Порядка № 1165). Конечно, спасет Таблица при условии, что плательщик не отнесен к рисковым (то есть в отношении него отсутствует действующее решение о соответствии критериям рисковости НДС-плательщика). При этом
для некоторых сельхозтоваропроизводителей предусмотрено автоматический (то есть без рассмотрения комиссией регионального уровня) учет Таблицы данных
Так, из числа аграриев в круг счастливчиков, чьи Таблицы данных учтут в автоматическом режиме (без рассмотрения комиссией), попали сельхозтоваропроизводители, которые одновременно соблюдают три условия (п. 18 Порядка № 1165):
1) внесены в Реестр получателей бюджетной дотации и/или на 31.12.2016 применяли спецрежим по НДС;
2) имеют в собственности (право собственности/пользования) и/или арендуют земельные участки общей площадью не менее чем 200 га (включительно) по состоянию на 1 января, задекларированные до 20 февраля текущего года;
3) указали в поданной Таблице данных коды УКТ ВЭД о поставке (изготовлении) товаров групп 01, 03, 04, 07, 08, 10, 12.
Поэтому если вписались в эти три условия, тогда налоговики должны учесть Таблицу данных в автоматическом режиме. То есть комиссия регионального уровня не будет ее рассматривать в течение пяти рабочих дней после получения (п. 15 Порядка № 1165).
Однако с 01.01.2022 из Реестра получателей бюджетной дотации по факту исключили всех аграриев. Следовательно рассчитывать на автоматический учет Таблицы данных могут только те сельхозтоваропроизводители, которые были в свое время на спецрежиме по НДС. А вот все аграрии, которые образованы после отмены спецрежима по НДС (то есть начиная с 01.01.2017), претендовать на автоматический учет Таблицы не могут.
Невзирая на возможность автоматического учета,
Таблицу данных следует подавать с объяснениями, в которых указывают вид деятельности, со ссылкой на налоговую и другую отчетность НДС-плательщика (п. 14 Порядка № 1165)
О правилах заполнения и подачи Таблицы данных читайте в статье «Таблица данных: правила с 08.07.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53. А подробности об автоматическом учете Таблицы данных аграриев вы можете найти в статье «Преференция аграриям — Таблица автоматом» // «Налоги & бухучет», 2021, № 30 (ср. ).
Отмена уже учтенной Таблицы. У сельхозтоваропроизводителя, как и любого другого плательщика НДС, учтенная Таблица данных (даже автоматом) при определенных обстоятельствах может превратиться в неучтенную (п. 19 Порядка № 1165). Такое решение может принять комиссия как регионального, так и центрального уровня (пп. 19 и 25 Порядка № 1165).
Поэтому именно учет Таблицы данных может состояться в автоматическом режиме, но впоследствии (в течение пяти рабочих дней) комиссия регионального уровня пересматривает эту Таблицу и может ее отменить. Основаниями для принятия решения о неучете автоматически учтенной Таблицы данных могут стать, в частности (приложение 7 к Порядку № 1165):
— поставка сельхозпродукции при отсутствии приобретения такой продукции, уплаты земельного налога (уплаты единого налога плательщиком группы 4) и/или приобретения горючего, минеральных удобрений, вспомогательных услуг по выращиванию сельхозпродукции при наличии земельных участков;
— отсутствие объяснений к Таблице данных или если в объяснении недостаточно информации о содержании хоздеятельности. То есть без объяснений налоговики Таблицу данных не принимают.
Впрочем эти основания, приведенные в приложении 7, противоречат требованиям Порядка № 1165. Поскольку они не названы в п. 19 Порядка № 1165. А следовательно, такие причины не могут использоваться в качестве основания для отмены уже учтенной Таблицы данных. На это обращают внимание и суды (см. постановление Пятого апелляционного админсуда от 04.04.2023 по делу № 420/15855/22).
Если же Таблицу данных фискалы отклонили, тогда есть несколько вариантов действий:
1) послать Таблицу данных повторно. Правда, если старая Таблица была учтена автоматически, а потом отменена, то в дальнейшем поданная новая Таблица данных подлежит рассмотрению региональной комиссией в общем порядке — в течение пяти рабочих дней после ее получения (п. 20 Порядка № 1165);
2) обжаловать отклонение Таблицы данных (п. 19 Порядка № 1165):
— в административном или судебном порядке — в случае принятия решения комиссией регионального уровня;
— в судебном порядке — в случае принятия решения комиссией центрального уровня.
Подробно об автоматической разблокировке НН/РК, которые были заблокированы до учета Таблицы данных, см. в статье «Автоматическая разблокировка налоговой накладной после учета Таблицы данных» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53.
Выводы
- На сегодня единственной особенностью составления аграриями НН/РК является применение сниженной НДС-ставки 14 % в отношении определенных видов сельхозпродукции по кодам УКТ ВЭД, определенным п.п. «г» п. 193.1 НКУ.
- Отсекающий критерий 5 безусловной регистрации, установленный для сельхозНН/РК микро- и малых предприятий, теперь не работает (отменен как нереализованный), хотя формально и существует.
- У сельхозтоваропроизводителя даже автоматом учтенная Таблица данных при определенных обстоятельствах может превратиться в неучтенную. Такое решение может принять комиссия как регионального уровня, так и центрального.