Темы статей
Выбрать темы

Новации в рисковости плательщика

Децюра Сергей, налоговый эксперт
В конце 2022 и в начале 2023 года Кабмин неоднократно вносил изменения в порядок блокировки НН/РК. Эти изменения не оставили в стороне правила включения/исключения плательщиков налога в/из когорты рисковых плательщиков налога. О том, что именно изменилось и как это повлияло на блокировку НН/РК, читайте дальше.

Что случилось

В конце прошлого года появилось постановление КМУ от 23.12.2022 № 1428 (см. «Блокировка НН: очередные изменения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99), которым была внесена очередная порция изменений в блокировочный Порядок № 1165*. Заработали эти изменения с 11.01.2023.

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Изменения затронули и рисковость плательщика налога, а именно изменились правила включения и исключения в/из рискового перечня. Также некоторые нововведения касаются Критериев рисковости плательщика, которые приведены в приложении 1 к Порядку № 1165.

Дальше поговорим подробно о том, что принесли эти изменения плательщикам налога.

Включение в рисковые: основы

В целом правила включения плательщиков НДС в когорту рисковых остались неизменными. То есть по-прежнему принимать решение о том, является ли плательщик рисковым, должна региональная комиссия (п. 6 Порядка № 1165).

Эта комиссия при соответствии плательщика НДС хотя бы одному из восьми Критериев рисковости плательщика НДС, которые приведены в приложении 1 к Порядку № 1165, зачисляет его в рисковые.

В день принятия решения региональной комиссией плательщику поступает Решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) через Электронный кабинет (с указанием конкретного рискового критерия). Также

проверить свой рисковый статус можно в Электронном кабинете в разделе «Мониторинг НН/РК»

Причем проверку лучше осуществлять до регистрации НН/РК. Ведь если плательщику присвоен рисковый статус, то большинство НН/РК, которые отправляются им на регистрацию (кроме тех, которые отвечают безусловной регистрации), блокируются (п. 6 Порядка № 1165).

Поэтому если у плательщика заблокируют НН из-за того, что он стал рисковым, то сначала следует снять рисковость, а уже потом заниматься разблокированием НН/РК (детали в «Рисковый статус — сначала избавиться, потом регистрировать НН» // «Налоги & бухучет», 2022, № 88).

Из нововведений, которые касаются включения в когорту рисковых плательщиков, следует выделить несколько.

Критерий 8: код налоговой информации

Прежде всего следует помнить тот факт, что в случае, когда плательщика НДС включили в число рисковых на основании «популярного» у фискалов критерия 8 («имеется налоговая информация»), то отныне в соответствующих полях Решения о включении плательщика в число рисковых должна быть приведена расшифровка информации, по которой установлено соответствие плательщика налога критериям рисковости.

А именно там должны быть указаны:

1) код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые.

2) тип операции (приобретение/поставка);

3) период осуществления хозяйственной операции;

4) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара;

5) налоговый номер плательщика налога, задействованного в рисковой операции.

Чтобы реализовать эти нововведения, Кабмин подкорректировал и саму форму Решения (приложение 4 к Порядку № 1165). В ней теперь есть специальная таблица, в которой налоговики и должны расшифровать вышеупомянутую информацию.

К сведению! И раньше налоговики должны были конкретизировать в Решении информацию, на основании которой плательщик включен в число рисковых (см. «Включение в рисковые плательщики: налоговики должны четко указывать основания» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83; письмо ГНСУ от 24.10.2022 № 23876/7/99-00-18-02-02-07). Но не всегда это делали. Теперь же форма Решения обязывает детализировать информацию.

Особого внимания заслуживает код налоговой информации, послужившей причиной включения плательщика в рисковые, который указывается в вышеупомянутом Решении. Перечень таких кодов должны были утвердить налоговики. Со своей миссией они уже справились. Справочник кодов налоговой информации утвержден приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17. В этом справочнике содержится аж 18 кодов.

Появление этого справочника дает представление налогоплательщику, почему он отнесен к когорте рисковых плательщиков налога. То есть

теперь, чтобы узнать причину рисковости, не придется гадать на кофейной гуще, а достаточно просто заглянуть в Решение, полученное от налоговиков

Так, например, если предприятие отнесено к рисковым из-за того, что оно осуществляло операции с рисковым контрагентом, то в решении должен быть указан:

— или код «12», который свидетельствует, что плательщик продал товар покупателю с рисковым статусом;

— или код «13», который говорит, что плательщик НДС приобрел товар (услугу) у плательщика с рисковым статусом.

Подробно о рисковых кодах налоговой информации читайте в «НДС-блокировка: встречайте коды для включения в рисковые плательщики» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6 (ср. ).

Обращаем внимание! Игнорирование налоговиками этого требования Порядка № 1165 — это процедурное нарушение, которое является серьезным аргументом для обжалования их решения. То есть если в решении, где основанием фигурирует критерий 8, не будет указан код налоговой информации, то у плательщика НДС есть все шансы через суд отменить решение фискалов о присвоении ему рискового статуса. На это указывает и позитивная судебная практика, см. «Критерии рисковости плательщика» // «Налоги & бухучет», 2021, № 30.

Критерии 6 и 7: не подали отчетность

Что касается других критериев рисковости плательщика, то изменениям подверглись только критерии 6 и 7. В соответствии с этими двумя критериями плательщика НДС могли отнести к рисковым плательщикам на том основании, что:

— плательщик не подал отчетность по НДС за два последних отчетных периода (критерий 6);

— плательщик налога на прибыль не подал налоговикам финансовую отчетность за последний налоговый период (критерий 7).

Проблема была в том, что эти критерии игнорировали «военное» продление сроков/возможности/невозможности выполнения налоговых обязанностей.

Поэтому

чтобы учесть военные правила подачи отчетности, отныне критерии 6 и 7 должны применяться с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ

Так, например, если со спецЕН на общую систему будет возвращаться плательщик НДС, то только сейчас будет возобновляться его НДС-статус и он сможет подать в течение 60 календарных дней после возвращения со спецЕН НДС-декларацию, которую он не подал до избрания спецЕН (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Так вот, до тех пор, пока не окончится этот 60-дневной срок НДС-декларации за периоды, которые предшествуют переходу на спецЕН, не будут считаться неподанными. А это должно сохранить многих плательщиков от получения рискового статуса.

Все остальные 5 критериев рисковости даже после этих изменений остались неизменными. Поэтому о них здесь говорить не будем. Если есть желание обновить в памяти их требования, открывайте «Рисковый плательщик — несчастье для НН» // «Налоги & бухучет», 2022, № 46).

Исключение из рисковых

После того как плательщик НДС отнесен к когорте рисковых, большинство его НН/РК подлежат блокировке. Кроме того, над контрагентами такого плательщика НДС дамокловым мечом нависает риск самим попасть в рисковые.

Чтобы самому избежать блокировки и не подвергать своих контрагентов блокировке, нужно снять с себя рисковое клеймо.

Антирисковый пакет документов. Чтобы это сделать, плательщик предоставляет региональной комиссии документы, неисчерпаемый (!) перечень которых приведен в п. 6 Порядка № 1165. Антирисковый пакет документов состоит из:

— Уведомления по коду формы J(F)13149 в электронном виде в формате ХМL, где приводят данные о том, почему плательщик не отвечает критерию рисковости;

— документов как приложения к Уведомлению; количество документов произвольного формата (файлов) не должно превышать 100 шт. Вместе с тем один файл может содержать копии нескольких документов, при условии, что его размер не превышает 2 Мб (БЗ 101.18).

Срок рассмотрения документов. В мирные времена комиссия должна рассматривать документы плательщика в течение 7 рабочих дней и послать решение в день принятия в частную часть Электронного кабинета. Если не успевали, то рисковость с плательщика должна была сняться автоматически, то есть должно было бы действовать правило молчаливого согласия.

Но на время действия ВП в соответствии с п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ течение этого срока останавливается.

А следовательно, региональная комиссия сейчас может игнорировать срок, отведенный на принятие решения в отмене рискового статуса плательщика НДС

Решение — ответ. К сведению! В полученном решении в ответ на поданные документы для снятия рискового статуса налоговая или указывают, что с плательщика снимается рисковый статус, или (что является новинкой) отмечает, что рисковый статус остается и указываются причины, почему так случилось. А именно: в перечне документов указываются те, которые не были предоставлены.

Кроме того, п. 6 Порядка № 1165 предусматривает исключение плательщика из перечня рисковых на основании решения суда. Но суд — это не быстрый (и не дешевый) путь.

Когда снимут рисковый статус «за компанию». Также стоит обратить внимание еще на одно нововведение. Речь идет о случаях снятия с плательщиков НДС рискового статуса, если плательщик его получил из-за того, что имел дело с рисковыми контрагентами.

Так вот, если вашего контрагента исключили из числа рисковых, то автоматически и все его контрагенты (в том числе и вы) будете исключены из числа рисковых. Но при этом должны выполняться такие условия, что:

1) контрагент (то есть вы) был включен в число рисковых вследствие осуществления операции с контрагентом, которого включили в число рисковых (а теперь исключили);

2) отсутствуют другие основания и информация, по которой установлено соответствие контрагента критериям рисковости плательщика налога.

Рисковый контрагент

На сегодня рисковость контрагента играет большую роль для плательщика НДС. Ведь в случае включения контрагента в рисковые и плательщик НДС по цепочке может стать рисковым, а в случае исключения контрагента из когорты рисковых и плательщик НДС также автоматически может тоже быть избавлен от такого рискового статуса. Поэтому многие плательщики НДС спрашивают:

как узнать, присвоена контрагенту рисковость или нет?

На сегодня единого источника информации, который бы однозначно давал ответ на этот вопрос, не существует.

На наш взгляд, узнать, что ваш контрагент рисковый, можно разными способами, а именно:

1) прямо спросить об этом у своего контрагента или, например, попросить предоставить вам скрин страницы из Электронного кабинета, где приведена информация о соответствии критериям рисковости плательщика.

Хотя не исключено, что контрагент может отказать в предоставлении такой информации или ввести вас в заблуждение. Кроме того, даже если он предоставит скрин из Электронного кабинета и там будет указано, что он не рисковый, то никто не гарантирует, что на момент регистрации НН/РК он не станет рисковым;

2) после того как вам поступит решение о блокировке НН/РК на операции с таким контрагентом с указанием на то, что ваш контрагент является рисковым. Но этот вариант не спасет вас от взаимодействия с таким контрагентом. Ведь о его рисковости станет известно после того, как состоится блокировка НН/РК;

3) из реестра судебных решений, в которых будет фигурировать ваш контрагент по делам об обжаловании решения о «рисковости», решения об отказе в регистрации НН/РК и т. п. Чтобы таким образом установить рисковость вашего контрагента, придется перелопатить большие кипы документов.

Было бы хорошо, чтобы рисковость контрагента можно было бы проверить, заглянув в какую-то единую базу. Но на сегодня такой базы нет.

Минфин намеревается дать право проверить своего контрагента на рисковость через информацию, которую тот позволяет обнародовать через Электронный кабинет. А чтобы это случилось, должно произойти несколько событий.

Сначала Минфин должен внести изменения в приложение 5 к приказу Минфина от 14.07.2017 № 637. В нем, среди прочего, должен появиться реквизит, который будет свидетельствовать о наличии или отсутствии рискового статуса у вашего контрагента.

На сегодня Минфин обнародовал проект приказа, которым намеревается приложение 5 дополнить датой включения в перечень налогоплательщиков, которые отвечают критериям рисковости, и датой исключения из него, а также критерием рисковости. А после этого сам контрагент должен дать согласие на обнародование такой информации через Электронный кабинет.

Пока этого не случится, оперативное отслеживание присвоения контрагенту рискового статуса будет невозможно.

Выводы

  • Если к рисковым плательщик отнесен через критерий 8, то из самого решения можно узнать причину присвоения рисковости.
  • Если причиной присвоения рисковости по критерию 8 стал рисковый контрагент, то исключение такого контрагента из рисковых становится причиной потери рискового статуса и плательщиком.
  • Чтобы снять рисковость, плательщику нужно обжаловать решение о предоставлении ему рискового статуса в адмипорядке или в суде.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше