Темы статей
Выбрать темы

Рисковый плательщик — несчастье для НН

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Если НН/РК блокируются, то, прежде всего, важно выяснить причину блокировки. Довольно часто ею может оказаться то, что плательщик — рисковый. А в таком случае ничего хорошего не светит. Поскольку большинству НН/РК, отправляемых на регистрацию рисковым плательщиком, светит блокировка. О том, как налогоплательщик может оказаться в рисковых и как бороться с этим статусом, сейчас поговорим.

Критерии рисковости плательщика

Если НН/РК не подпадают под «иммунитет» (не отвечают пропускным признакам безусловной регистрации), то на следующем этапе блокировочного мониторинга будет иметь значение статус налогоплательщика — является ли он рисковым?

Критерии рисковости плательщика приведены в приложении 1 к Порядку № 1165. Всего их 8

Подозрительная регистрация (критерии 1 — 4). Плательщик может оказаться рисковым, если налоговики заподозрят неладное в его регистрации и получат информацию о том, что плательщик:

— зарегистрирован на несуществующие или поддельные документы;

— оформлен на подставное (несуществующее/умершее/без вести пропавшее) лицо;

— зарегистрирован лицами, которые не имели намерений осуществлять финансово-хозяйственную деятельность;

— зарегистрирован и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия учредителей и назначенных руководителей.

Отсутствие банковских счетов (критерий 5). В рисковые может угодить плательщик, у которого отсутствуют открытые счета в банках, кроме счетов в Казначействе (не касается бюджетных учреждений).

Однако наиболее популярными для зачисления в рисковые остаются критерии 6, 7 (неподача отчетности) и 8 (налоговая информация).

Неподача деклараций по НДС за два последних месяца (критерий 6). Рисковый статус можно получить, если за два последних (налоговых) месяца плательщиком не поданы декларации по НДС.

В таком случае должны заметить. Во-первых, обязанность в подаче декларации возникает при наличии (!) в отчетном периоде показателей для декларирования. Иначе если показатели для декларирования отсутствовали (не велась деятельность/отсутствовал объект налогообложения/нет переходящего отрицательного значения), пустую декларацию по НДС можно не сдавать (п. 49.2 НКУ, п. 9 разд. III Порядка № 21, письмо ГНСУ от 23.07.2020 № 3014/ІПК/99-00-05-06-02-06, БЗ 101.23). Поэтому если НДС-отчетность не подавалась из-за отсутствия показателей, включать плательщика в рисковые по этому критерию налоговики не вправе. Однако будут ли фискалы при принятии решения о присвоении рискового статуса выяснять, по какой причине плательщиком не подавались декларации, — не ясно. Скорее, проще плательщику подать пустые декларации во избежание угрозы получения рискового статуса.

А во-вторых, безусловно, следует учитывать, что в нынешних непростых условиях неподача отчетности может быть, прежде всего, обусловлена войной. Ведь после введения военного положения (ВП) сроки подачи отчетности/уплаты налогов были поначалу вообще приостановлены. Не все плательщики могли подать отчетность (некоторые плательщики декларации за февраль-март-апрель не подавали, тем более, что не работал ЕРНН да и разрешалось отчитаться по окончании ВП). Неужто из-за этого плательщик может оказаться в рисковых?

И хотя Закон № 2260* такие правила подкорректировал, однако на подачу деклараций (с учетом возможностей плательщиков во время ВП**) отвел специальный срок. В связи с чем подать налоговые декларации должны (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

— плательщики, имеющие такую возможность, — до 20 июля;

— плательщики, не имеющие такой возможности и у которых она появится со временем, — в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления такой возможности;

— плательщики, у которых такая возможность появится лишь по окончании ВП, — в течение 6 месяцев по окончании ВП.

* Подробнее о нем см. «Налоги & бухучет», 2022, № 39 и № 40.

** Порядок подтверждения возможности/невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей и перечень документов должен определить Минфин.

А, следовательно, в возникшей чрезвычайной ситуации применять критерий 6 нужно с поправкой на военные условия. Поэтому

говорить о неподаче деклараций в течение ВП можно лишь по истечении предельных сроков, отведенных на их подачу,

т. е., в частности, применительно к плательщикам, имеющим возможность отчитаться, — только после 20 июля. И до истечения таких предельных сроков нельзя считать, что декларация не подана. Иначе, если налоговики присвоят плательщику рисковый статус по причине неподачи деклараций за военные периоды, то придется судиться.

Неподача финотчетности налоговикам (критерий 7). Стать рисковым может плательщик налога на прибыль, который не подал налоговикам финансовую отчетность за последний отчетный период вопреки требованиям п.п. 16.1.3 и п. 46.2 НКУ. Считаем, что такой критерий также должен применяться с оглядкой на военные условия и то, может плательщик подать отчетность или нет.

Ведь поначалу на ВП налоговые сроки замораживались, подачу отчетности в контролирующие органы разрешалось отложить (подробнее см. статью «Перенос и приостановка подачи финотчетности» // «Налоги & бухучет», 2022, № 32). Однако после Закона № 2260 приостановка сроков подачи отчетности/уплаты налогов (для плательщиков, имеющих возможность выполнить свои налоговые обязанности) больше не работает. Причем плательщикам, имеющим возможность выполнить налоговые обязательства, разрешено без штрафов отчитаться до 20 июля (так что до этой даты можно подать налоговикам годовую декларацию по налогу на прибыль за 2021 год и декларацию за I квартал 2022 вместе с финотчетностью, если их еще не подавали). Ну а поскольку финотчетность является приложением к декларации (ее неотъемлемой частью), то на подачу финотчетности в налоговую распространяются те же правила, что и на подачу самой декларации по налогу на прибыль, с которой подается такая финотчетность. А, значит,

только по истечении отведенного срока (20 июля) можно говорить о том, что финотчетность плательщиком не подана налоговикам

Если же у плательщика нет такой возможности, ему и вовсе разрешено отчитаться по мере ее возникновения или в течение 6 месяцев по окончании ВП (если возможность появится только по окончании ВП). А, следовательно, до этого момента нет оснований расценивать финотчетность как неподанную и зачислять таких плательщиков в рисковые налоговики не вправе.

Еще из-за войны вопросы возникают с аудитобязанными предприятиями. Поскольку аудитобязанные плательщики (обязанные обнародовать годовую финотчетность с аудиторским заключением — в частности крупные, средние предприятия), имеющие возможность выполнить свои налоговые обязанности, должны были, по-хорошему, подать налоговикам полный комплект финансовой отчетности за 2021 год вместе с аудиторским заключением не позже 10.06.2022 (п. 46.2 НКУ). Так как для них на ВП такой срок подачи проаудированной финотчетности налоговикам никак не переносится. Хотя провести аудит и обнародовать финотчетность аудитобязанным предприятиям разрешено в течение 3 месяцев по окончании ВП (согласно Закону Украины от 03.03.2022 № 2115-IX, п. 2 Порядка № 419). Подробнее о такой коллизии см. в статье «Финотчетность-2021 с аудитотчетом не подали фискалам — последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 43, а об аудитобязанных предприятиях — в «Налоги & бухучет», 2021, № 21, с. 5 и № 102, с. 4. Неужто нестыковка сроков грозит таким плательщикам попаданием в рисковые?

Считаем, что при этих обстоятельствах, возникших из-за действия ВП, плательщики, не подавшие, скажем, проаудированную финотчетность налоговикам до 10 июля, не могут зачисляться в рисковые. Ведь от плательщика требуется подать налоговикам именно проаудированную финотчетность. А сроки проведения аудита, в свою очередь, отодвинуты аж к окончанию ВП! Поэтому до его проведения финотчетность нельзя расценивать неподанной.

Налоговая информация (критерий 8). Последний самый любимый критерий налоговиков — «у контролирующего органа имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК».

Учтите, что в таком случае в решении о присвоении рискового статуса обязательно должно указываться, какая именно налоговая информация стала основанием для зачисления плательщика в рисковые!

Правда, по каким признакам и на основании какой информации/данных определяется, что плательщик осуществляет рисковые операции, в этом критерии не уточняется. Причем порой фискалы вообще не обращают внимание на то, что речь идет о рисковости конкретной (!) операции, указанной в НН/РК. И чаще всего, пользуясь этим «резиновым» критерием, присваивают рисковый статус по таким причинам: «платник та/або контрагент задіяні в проведенні ризикових операцій»; «відсутність за офіційним місцем реєстрації»; «невідповідність реалізованих товарів/послуг придбаним»; «відсутність реалізації придбаних товарів»; «відсутність достатніх трудових/виробничих ресурсів». Ну а еще плательщиков относят в рисковые в случае рисковости (сомнительности) их контрагентов.

Также по этому критерию налоговики могли зачислить в рисковые, если плательщик не сообщал о каких-то объектах налогообложения по форме № 20-ОПП. Правда, сейчас в условиях ВП у контролеров нет оснований к этому цепляться. Ведь из-за приостановки сроков на ВП (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) сроки подачи ф. № 20-ОПП продлеваются. Поэтому если необходимость подачи ф. 20-ОПП приходится на период действия ВП, то подать такую форму можно, в общем-то, в течение 10 дней по окончании военного положения (подробнее см. статью «Военная остановка сроков по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39). Хотя, если есть возможность, с этим лучше не затягивать и ф. 20-ОПП подать, не дожидаясь окончания ВП (подробнее см. в статье … ).

Ну а еще по поводу критериев рисковости добавим: на сайте Минфина размещен проект изменений в Порядок № 1165. Помимо всего прочего, планируют подкорректировать и «рисковый» п. 6. И если мы правильно поняли намерения законодателей, то на рисковость хотят проверять плательщика, как на момент составления НН/РК, так и на момент подачи НН/РК на регистрацию. По этой причине рисковым может стать в том числе и покупатель, отправивший на регистрацию уменьшающий РК.

Присвоение рискового статуса

Является ли плательщик рисковым, решает региональная комиссия (п. 6 Порядка № 1165).

При соответствии хотя бы одному рисковому критерию плательщика зачислят в рисковые

В день принятия решения региональной комиссией плательщику придет решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) через Электронный кабинет (с указанием конкретного рискового критерия). Также проверить свой рисковый статус можно в ЭК в разделе «Моніторинг ПН/РК». Причем проверку лучше осуществлять до регистрации НН/РК. Ведь если плательщику присвоен рисковый статус, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию (кроме отвечающих безусловной регистрации) блокируются (п. 6 Порядка № 1165)

Как отменить рисковый статус?

Если попали в рисковые, то прежде всего нужно избавиться от рискового статуса и по возможности первое время не регистрировать новые НН/РК (так как наверняка их тоже заблокируют). Хотя с возвратом штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК, возможно, что придется все же направлять НН/РК на регистрацию и одновременно заниматься снятием рискового статуса и их разблокировкой (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2021, № 30, с. 27).

Для выхода из рисковых действуют по правилам п. 6 Порядка № 1165.

Подача «антирисковых» документов. Для отмены рискового статуса плательщик может подать комиссии регионального уровня пакет антирисковых документов:

— информацию (пояснения) и

— копии документов, необходимых для исключения из рисковых.

Перечень таких документов приведен в п. 6 Порядка № 1165 и аналогичен документам, подаваемым на разблокировку НН/РК из п. 5 Порядка № 520 (ср. ).

Что касается информации, то (как и при подаче антиблокировочной Таблицы) налоговики желают видеть информацию о наличии:

— помещений (собственных, арендованных);

— производственных мощностей (собственных, арендованных);

— земельных участков (собственных, арендованных);

— наемного персонала (основного, по совместительству);

— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатков готовой продукции и сырья (наименование).

А также можно подать и другие дополнительные документы.

Пакет антирисковых документов подают региональной комиссии в электронной форме в виде:

Уведомления J(F)1314901 (в поле «Інформація» которого кратко приводят данные, свидетельствующие о том, что плательщик не соответствует присвоенному ему критерию рисковости, БЗ 101.18) вместе

с приложениями «Документ довільного формату» J(F)1360102 (для подачи сканкопий подтверждающих документов о несоответствии критериям рисковости). Количество таких приложений, подаваемых с Уведомлением, не должно превышать 100 шт., размер каждого приложения (в формате PDF, PNG или JPG) — не более 2 Мб (хотя одно приложение при этом может содержать копии нескольких документов, БЗ 101.18).

В какой срок подавать антирисковые документы для снятия рисковости Порядком № 1165 не определено. Поэтому чем раньше действовать, тем лучше.

В какие сроки налоговики рассмотрят документы? Согласно п. 6 Порядка № 1165 поданные плательщиком документы комиссия регионального уровня должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за получением документов от плательщика и на основе их принять решение о рисковости/нерисковости плательщика. Однако

из-за приостановки сроков на военном положении (п. 102.9, п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) течение 7-дневного срока приостанавливается до окончания ВП

О том, что на период ВП приостанавливаются сроки рассмотрения комиссией регионального уровня антирисковых документов, говорят и налоговики (БЗ 101.18). А так как сроки продлены, то правило молчаливого согласия во время ВП не работает. Поэтому если налоговики в 7-дневный срок не рассмотрели документы и не направили ответ, плательщика автоматом не исключат из рисковых. А для этого все равно придется ждать решения комиссии.

И все-таки продление сроков совсем не означает, что налоговики должны бездействовать, скорее, с их стороны возможно промедление в рассмотрении документов. И все же, надеемся, что контролеры будут оперативно реагировать на обращения плательщиков о снятия рисковости.

По результатам рассмотрения поданных плательщиком антирисковых документов региональной комиссией принимается решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости (по форме приложения 4 к Порядку № 1165). Такое решение направят налогоплательщику. А также проверить статус плательщик может и в ЭК.

Если же и после этого из рисковых не исключили и от налоговиков пришло решение-отказ, то в нем должно указываться, каких документов фискалам не хватило. Тогда направить антирисковые документы можно снова, поскольку это не запрещено. Либо отказное решение можно обжаловать в административном или судебном порядке. Подробнее об обжаловании см. статью «Обжалование».

Если удалось очиститься от рисковых, то можно приступать к разблокировке заблокированных НН. Правда, расстраивает то, что после избавления от рискового статуса, налоговики его легко могут присвоить снова. Поэтому выбраться из рисковых бывает очень уж непросто.

Выводы

  • Если НН/РК не соответствуют признакам безусловной регистрации, то дальше их проверят по критериям рисковости плательщика.
  • Если плательщик зачислен в рисковые, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию, блокируются.
  • Для отмены рискового статуса плательщику нужно подать региональной комиссии пакет антирисковых документов. Решение о присвоении рискового статуса можно обжаловать.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше