СельхозЕН и упрощенная финотчетность
Сельхозпредприятия — плательщики ЕН группы 4 ведут бухгалтерский учет по общим правилам. Теперь Закон о бухучете* вообще не выделяет единоналожников в отдельную категорию предприятий и не позволяет им вести бухучет и подавать финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности (см. статью «Первичка, обнародование, консолидированная финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61). Да и касалось это послабление исключительно юрлиц-единоналожников группы 3 по ставкам 3 % и 5 %.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Также такие единоналожники группы 3 отныне прямо не названы среди счастливчиков, которые могут подавать упрощенную годовую финотчетность (п. 2 Порядка № 419*, см. статью «Единоналожники! Для финотчетности — ориентируйтесь на категорию предприятия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 93). Поэтому спецнорма п.п. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность», которая безусловно позволяет юрлицам-единоналожникам группы 3 по ставкам 3 % и 5 % составлять финотчетность микропредприятия в составе форм № 1-мс и № 2-мс, на сегодня мертва.
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
По каким формам, куда и когда отчитываться на сельхозЕН?
Сейчас все единоналожники-юрлица (группы 3 по ставкам 2 %, 3 % и 5 %, а также на сельхозЕН) отчитываются в зависимости от своей бухгалтерской категории, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев. Поскольку Закон о бухучете не выделяет единоналожников в отдельную классификационную группу предприятий. Следовательно,
аграрии-юрлица группы 4 должны вести бухучет и подавать финотчетность в обычном порядке — в зависимости от того, к какой категории предприятий (крупных, средних, малых или микро-) они относятся
Критерии для разграничения предприятий определены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. статью «Первичка, обнародование, консолидированная финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61).
Итак, микро- и малые сельхозники (кроме МСФО-обязанных) могут составлять и подавать сокращенную финотчетность согласно НП(С)БУ 25 (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете, п. 2 Порядка № 419, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»):
— микропредприятия — финотчетность микропредприятия в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс);
— малые предприятия — финотчетность малого предприятия в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м).
Отчитываясь по НП(С)БУ 25, малыши (и микро-, и малые) могут вести бухучет по упрощенному Плану счетов (утвержденному приказом Минфина от 19.04.2001 № 186). А микросельхозники — еще и пользоваться учетными упрощениями, предусмотренными п. 7 разд. I НП(С)БУ 25, и подавать упрощенную финансовую отчетность исключительно за год (п. 2 Порядка № 419).
Впрочем, по желанию и микро-, и малые предприятия также могут составлять полную финотчетность (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1). Но тогда им во всем придется подчиняться требованиям НП(С)БУ 1. То есть при таких обстоятельствах они теряют все привилегии упрощения. Свой выбор такие предприятия закрепляют в приказе об учетной политике (см. статью «Учетная политика на службе юрлица: извлекаем выгоды» // «Налоги & бухучет», 2022, № 3).
Все остальные сельхозпредприятия, которые применяют национальные стандарты бухучета, составляют и подают ежеквартально полную финотчетность и ведут бухучет, используя общий План счетов (утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 № 291). Сельхозники — крупные предприятия составляют финотчетность и ведут учет по МСФО.
Аграрии-юрлица, которые находятся на сельхозЕН группы 4, подают финансовую отчетность только органам статистики
В то же время крупные сельхозпредприятия, которые отчитываются по МСФО, обязаны подавать еще и в центр сбора финотчетности (ЦСФО) финотчетность по таксономии: промежуточную — не позже 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовую — в сроки, предусмотренные для обнародования годовой финотчетности. Подробнее о сроках и порядке обнародования финотчетности см. в статьях «1. годовая финотчетность: прицел на базовые знания» // «Налоги & бухучет», 2021, № 102 и «Не обнародовали финотчетность? Админштрафа не будет!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59).
А вот подавать финотчетность в налоговую сельхозпредприятиям — плательщикам ЕН не надо. Ведь — это обязанность лишь плательщиков налога на прибыль.
Для наглядности обобщим сроки подачи финотчетности сельхозниками группы 4 в органы статистики в таблице ниже.
Сроки подачи финотчетности аграриями на сельхозЕН в 2023 году
Вид предприятия | Отчетный период | Форма отчетности | Сроки представления к статистике |
Сельхоз-микро | год | микроФО (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс) | не позже 28 февраля |
Сельхоз-малые | год | малая ФО (ф. № 1-м, ф. № 2-м) | не позже 28 февраля |
квартал | не позже 30-го числа | ||
Сельхоз-средние | год | полная ФО (ф. № 1, ф. № 2) | не позже 28 февраля |
квартал | не позже 30-го числа | ||
год (повторно) | в полном объеме с аудитотчетом | не позже 1 июня | |
Сельхоз-крупные | год | полная ФО (ф. № 1, ф. № 2) | не позже 28 февраля |
квартал | не позже 30-го числа | ||
год (повторно) | в полном объеме с аудитотчетом | в срок обнародования годовой финотчетности |