Темы статей
Выбрать темы

Храните горючее? Получите разрешение на выбросы и уплатите эконалог!

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Именно к такому выводу недавно пришли фискалы. Причем распространили его не только на тех хозсубъектов, кто имеет лицензию на хранение горючего, а вообще на всех. Поэтому он, наверное, затронет и владельцев электрогенераторов. Как с этим быть, расскажем прямо сейчас.

Будем говорить о консультации главных налоговиков в БЗ 117.01. В ней они указали, что:

Субъект хозяйствования, который хранит горючее (бензин, дизель, газ) в емкостях (собственных или арендованных) в своих помещениях или территориях, является плательщиком экологического налога и должен получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

Новое — это давно забыто старое

Нельзя сказать, что такой подход фискалов является новым. Потому что те предприятия, которые имеют лицензию на хранение горючего (пусть даже и так называемую лайт-лицензию, то есть для нужд собственного потребления), познакомились с этим ноу-хау от налоговиков еще года три назад. Уже тогда они требовали от таких предприятий подавать декларацию по эконалогу за загрязнение воздуха. А за непослушание угрожали проведением документальной внеплановой проверки и соответствующими штрафными санкциями (см. статью «Пахнет ли эконалогом бочка с горючим?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 86).

И вот сейчас эти претензии получили новую жизнь. Причем не в виде индивидуальных запросов к конкретным предприятиям или индивидуальных налоговых консультаций (см. письмо ГУ ГНС в Ровенской обл. от 28.07.2021 № 2919/ІПК/17-00-04-01-07), а в виде разъяснения в БЗ, предназначенного для широкой общественности.

Почему именно сейчас

Здесь долго думать не надо — все и так очевидно. Ведь совсем недавно законодатель прищемил фискалам хвост. ☺ Законом Украины от 13.12.2022 № 2836-IX была более-менее урегулирована многолетняя проблема с принадлежностью электрогенераторов к стационарным источникам загрязнения, получением разрешения на выбросы и уплатой эконалога при эксплуатации генераторов (читайте об этом в статье «Генераторы в законе: без импортного НДС, эконалога и горючей лицензии» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99).

Напомним, что в течение действия военного положения и еще определенного времени после его отмены

позволяется эксплуатация генераторов без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а сами электрогенераторные установки (код по УКТ ВЭД 8502) не считаются стационарными источниками загрязнения

Это значит, что их владельцам эконалог можно не уплачивать при эксплуатации любых генераторов: и стационарных, и передвижных. Речь идет о том эконалоге, объект для уплаты которого возникает при сжигании горючего. Кроме того, законодатель позволил хранить без лицензии горючее для генератора в объеме до 2000 л на каждом объекте, который обеспечен генератором.

В ответ фискалы, потеряв этот повод для незаконных придирок к плательщикам, нашли его в другом месте. А с учетом того, что владельцы/арендаторы генераторов так или иначе хранят горючее в емкостях для эксплуатации этих агрегатов, количество потенциальных нарушителей налогового законодательства практически не уменьшилось. Только раньше их вынуждали уплачивать эконалог за каждый генератор, как стационарный, так и передвижной. А теперь что? Будут вынуждать платить чуть ли не за каждую канистру?..

Чего требуют фискалы

К счастью, в консультации, о которой идет речь, таких явных перегибов нет. Если, конечно, местные контролеры не прочитают ничего другого между строк...

По нашему же мнению, общая направленность консультации достаточно сдержана. Поэтому пока не прозвучало другое, будем считать, что все написанное касается только владельцев стационарных (!) емкостей с горючим. То есть тех емкостей, которые сохраняют свои пространственные координаты в течение определенного времени (п.п. 14.1.230 НКУ) — закопанных в землю, установленных на фундаменте и т. п. И именно от таких владельцев (а не от всех поголовно) налоговики теперь требуют:

проинвентаризировать выбросы в атмосферу от емкостей с горючим, получив в результате информацию о названиях загрязняющих веществ (соединений), а также объемах выбросов, классе опасности некоторых из них и ориентировочно безопасном уровне влияния веществ (соединений);

самостоятельно определить объемы выбросов загрязняющих веществ на основании материалов проведенной инвентаризации;

исчислить суммы экологического налога, которые подлежат ежеквартальному декларированию и уплате, исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога по формуле, приведенной в п. 249.3 НКУ.

О получении разрешения на выбросы загрязняющих веществ не говорим, поскольку это вне компетенции налоговых органов.

Обоснованы ли требования фискалов

Главный их аргумент:

эксплуатация емкостей с горючим предполагает, в частности, испарение загрязняющих веществ через дыхательные клапаны резервуаров

Однако дышит любой резервуар, поскольку, как известно из физики, абсолютная герметичность недосягаема. Так почему бы не подвести под эконалог еще и бочки с квасом, бидоны с молоком или кеги с пивом? Кто знает, что они там выдыхают?.. ☺

Если же говорить серьезно, то у любой емкости с горючим над его поверхностью образуется паровоздушная смесь, которая содержит определенное количество углеводородов. А через дыхательный клапан происходит газообмен между внутренним объемом резервуара и окружающей средой, в том числе и испарение углеводородов. Оснастка же резервуаров дыхательными клапанами предопределена в первую очередь требованиями к безопасной эксплуатации таких объектов.

Углеводороды, в свою очередь, включены в перечень загрязняющих веществ, для которых установлены ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Размер ставки составляет 145,50 грн за 1 тонну (см. п. 243.1 НКУ).

Какую сумму налога придется заплатить

Проведем несложные расчеты для среднестатистического владельца дизель-генератора, который без лицензии и декларации хранит разрешенные 2000 л дизельного топлива (ДТ). Воспользуемся для этого цифрами, прописанными в постановлении № 686*, которое хотя и принято для других целей, но здесь для нас это не имеет решающего значения.

* Постановление КМУ «Об утверждении норм потерь нефтепродуктов во время их приема, хранения, отпуска, перегрузки и транспортировки» от 05.08.2020 № 686.

Итак, утвержденные постановлением № 686 нормы потерь количества фактических суточных остатков при хранении ДТ (код по УКТ ВЭД 2710 19 43 00) составляют в процентах (!!!) за сутки:

— в осенне-зимний период — 0,00035;

— в весенне-летний период — 0,0006.

Плотность дизельного горючего составляет 0,79 — 0,97 г/см³, поэтому для наших ориентировочных расчетов возьмем ее равной 1 г/см³, или, что одно и то же, 0,001 т/л. То есть масса 2000 л ДТ приблизительно равна 2 т.

Тогда квартальная сумма эконалога, подлежащая к уплате из-за испарения при хранении 2 т ДТ, составит приблизительно:

— в осенне-зимний период: 2 т х 0,00035 %/сутки : 100 % х 90 суток х 145,50 грн/т = 0,09 грн;

— в весенне-летний период: 2 т х 0,0006 %/сутки : 100 % х 90 суток х 145,50 грн/т = 0,16 грн.

Согласитесь, что можно уже больше ничего и не говорить...

Но мы все же продолжим.

Как бороться с этим произволом

Наш главный контраргумент — прописанный в п.п. 4.1.7 НКУ такой принцип налогообложения, как его экономичность, под которым понимают

установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование

Хотя, согласны, он — скорее, для теоретических споров, чем для практической борьбы с фискалами. Что же, предложим тогда следующее.

Как известно, в условиях военного положения запрещены плановые, а также внеплановые документальные проверки, в том числе и по основаниям, предусмотренным п.п. 78.1.1 НКУ (получена налоговая информация о нарушении плательщиком налогового законодательства) и п.п. 78.1.2 НКУ (налогоплательщиком не подана налоговая декларация). Такой запрет будет действовать по крайней мере до 1 июля этого года (о возможных перспективах читайте в статье «Отмена спецЕН, возобновление проверок и штрафов: законопроект от Правительства» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Поэтому пока что оштрафовать за неподачу декларации по эконалогу за испарения горючего вас не смогут.

Однако направить запрос наподобие того, что налоговики рассылали три года назад (см. выше), они могут и сейчас. Если это действительно будет запрос, составленный в соответствии с требованиями п. 73.3 НКУ, то на него стоит отреагировать, указав при этом, что:

— никаких стационарных источников загрязнения вы не имеете, поэтому получать спецразрешения на их эксплуатацию не должны;

— испарения горючего из ваших емкостей с горючим хотя и есть, но они меньше, чем погрешность измерения, поэтому счетчиками-расходомерами не фиксируются;

— фактическая инвентаризация тоже не подтверждает потерь горючего от испарения, следовательно, нет оснований отражать такие потери в бухучете.

Из-за этого, то есть из-за отсутствия объекта налогообложения, вы и не подавали отчетность по эконалогу, что прямо предусмотрено п. 49.2 НКУ.

А дальше, как говорят, будем посмотреть... ☺

Какие штрафы могут быть?

Если когда-то фискалы таки пожалуют к вам на проверку, то все равно без привлечения специалистов Минприроды эконалог они вам не доначислят. Да и вообще

возможных доначислений налога можно не бояться, поскольку их суммы у большинства плательщиков будут мизерными

И штрафы за занижение налоговых обязательств по ст. 123 НКУ тоже.

По сравнению с ними штрафы за неподачу деклараций будут выглядеть значительно солиднее: 340 грн за каждую неподачу (несвоевременную подачу) декларации и 1020 грн при повторном нарушении в течение года (ст. 120 НКУ; БЗ 132.01). В таком случае, может, кому-то будет проще подать декларацию уже за І квартал 2023 года с символической суммой эконалога, уплатить его и следить за дальнейшим развитием событий.

Какие перспективы возможны

Кого-то впереди ожидает военное освобождение от эконалога по п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (детали — в статье «Эконалог: без льгот, но с военным освобождением» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84). Кстати, в консультации, которая здесь обсуждается, о нем ни слова. Но когда-то же оно таки должно заработать!* Пусть даже и с теми ограничениями, которые могут появиться в НКУ после корректировки депутатами соответствующих льготных норм (об этом — здесь).

* Что в настоящее время этому мешает, читайте в статье «Перечень территорий права на военные льготы не дает: вердикт ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14.

Как только военное освобождение заработает (в том или ином виде), владельцы стационарных источников загрязнения, в том числе и стационарных емкостей с горючим, расположенных на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и временно оккупированных территориях, вздохнут с облегчением. По крайней мере за те отчетные периоды, которые будут охватываться таким освобождением, фискалы к ним цепляться не будут.

А остальным хранителям горючего придется ожидать, пока ГНСУ опомнится и отменит эту консультацию. Надеемся, это случится в ближайшее время...

Выводы

  • Фискалы вынуждают всех хранителей горючего в емкостях (надеемся, только стационарных) получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при испарении горючего и декларировать и уплачивать экологический налог за такие выбросы.
  • Вместе с тем ориентировочные расчеты доказывают, что суммы этого налога являются крайне мизерными. Поэтому бояться возможных доначислений и штрафа за его занижение не стоит. Более болезненным может оказаться штраф за неподачу (несвоевременную подачу) экодекларации.
  • Наш совет: подать декларацию уже за І квартал 2023 года с символической суммой эконалога, уплатить его и следить за дальнейшим развитием событий.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше