Лицензии на хранение
На время ВП. Сразу хотим успокоить всех, кто хранит горючее для работы генераторов в военное время: они могут в течение ВП делать это без лицензии на хранение. На это теперь указывает ст. 18 Закона № 481*. В ней четко сказано, что на период действия ВП и в течение 30 дней со дня его прекращения/отмены можно без лицензии хранить горючее для заправки генератора (ст. 18 Закона № 481):
— в объеме до 2000 литров на каждый объект, где есть генератор;
— в объеме, который превышает 2000 литров, на каждом объекте, где есть генератор, но с обязательной подачей декларации об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего.
* Закон Украины от 19.12.95 № 481/95-ВР.
Поэтому пока будет действовать ВП, волноваться о лицензии на хранение горючего не стоит.
После ВП. А вот если ВП закончится, то по общему правилу, чтобы хранить горючее для заправки генератора, придется получить лицензию на хранение горючего на каждое место хранения горючего. О том, как это сделать, читайте в «Хранение горючего для собственных нужд» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33.
Хотя есть случаи, когда можно избежать получения такой лицензии и иметь горючее для работы генератора. Речь идет о
хранении горючего исключительно в потребительской таре до 5 литров (включительно) (БЗ 113.04)
Поэтому если у кого-то будет храниться горючее для генератора именно в такой таре, то на его хранение лицензию и после завершения ВП получать не следует.
Если же хранить горючее в таре большего объема, то это можно делать только после получения лицензии.
Конечно, можно подойти к этой проблеме с выдумкой. И, например, говорить, что в канистрах объемом больше 5 литров горючее для заправки генератора не хранится. Оно сразу заливается после доставки на предприятие в бак генератора. А как известно, без лицензии можно хранить горючее в баке агрегата (БЗ 113.04).
Кроме того, налоговики не требуют получать лицензию на хранение в случае, когда на АЗС горючее заливается в канистру, а после его доставки на предприятие переливается из канистры в бак агрегата. На это в свое время налоговики указывали в письме ГНСУ от 11.11.2020 № 4647/ІПК/99-00-09-03-03-06 (см. наш комментарий к нему в «Налоги & бухучет», 2021, № 3).
Акцизный налог
Где речь идет о хранении горючего, там сразу проходит вопрос необходимости регистрации плательщиком акцизного налога. Ведь в отдельных случаях даже хранение горючего для собственных целей (например, только для заправки генератора) может привести к возникновению акцизного склада. А это вынуждает субъекта хозяйствования регистрироваться плательщиком горючего акциза.
Напомним, что место, где хранится горючее, которое используется только для собственных целей, не будет считаться акцизным складом (п.п. 14.1.6 НКУ):
— для всех субъектов, которые не являются плательщиком сельхозЕН (то есть тех, кто находится на общей системе налогообложения или обычном или военном ЕН), если вместимость емкостей на его нефтескладе не превышает 200 кубических метров и в течение календарного года он получает горючее в объемах, которые не превышают 1000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки на АЗС и т. п.);
— для плательщиков сельхозЕН, если в течение календарного года получено горючего в объемах, которые не превышают 10000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки на АЗС). Для таких плательщиков объем емкостей, которые он имеет на нефтескладе, роли не играет.
Так вот, если субъект вписался в эти правила, то его место для хранения горючего для генератора не является акцизным складом. А потому он может хранить горючее для работы генератора и не регистрироваться плательщиком горючего акциза.
Если же не вписаться в вышеупомянутые нормы, то в мирное время следовало бы обязательно регистрироваться плательщиком горючего акциза. А вот в военное все не так однозначно. Ведь законодатели в начале 2023 дополнили НКУ еще одним случаем, когда у субъекта, который хранит горючее только для заправки генератора, не возникает акцизного склада (п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ // «Горючее для генераторов: новые лицензионные и акцизные интересности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Так, с 03.01.2023 временно (!), на период действия ВП плюс еще месяц в дополнение (!) к критериям, определенным п.п. 14.1.6 НКУ, не считается акцизным складом помещение или территория, в каждом (на каждой) из которых общая вместимость расположенных емкостей для хранения горючего, которое используется исключительно для заправки генераторов, не превышает 2000 литров. По сути, это правило позволяет не регистрировать акцизный склад тем, у кого имеется небольшой склад (до 2 куб. м), но при этом оборот через этот склад проходит весомый (больше 1000 куб. м).
Поэтому если кому-то это военное послабление пригодится, то можно им воспользоваться. Главное, помнить, что это военное послабление касается только случая, когда из него горючее расходуется только на заправку генераторов, исключая любые другие цели!
Те же, кто не вписался в ни одно из вышеупомянутых требований, чтобы хранить горючее для заправки генератора, даже в военное время должен будет регистрироваться плательщиком горючего акциза.
Нормы расхода топлива
Списывать горючее на работу генератора следует исходя из норм расхода горючего. Ведь это:
— во-первых, дает возможность проконтролировать использование горючего на работу именно генератора и избежать разворовывания горючего;
— во-вторых, дает шанс субъекту доказать фискалам, что горючее было использовано на хозяйственные цели. Это нужно, чтобы избежать начисления компенсирующих налоговых обязательств по НДС согласно п. 198.5 НКУ.
К сожалению, утвержденных норм расхода топлива для разных видов электрогенераторов, как, например, для работы автотранспортных средств, не отыскать
Поэтому, на наш взгляд, у предприятий не остается другого выхода, кроме как самостоятельно разработать нормы расхода топлива для вашего генератора. О том, что самостоятельно разработанные нормы не противозаконны, на сегодня не только утверждают суды (см. постановление Шестого апелляционного админсуда от 03.02.2020 по делу № 320/5188/18), но и говорят фискалы (см. письмо ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06).
По какому алгоритму следует определять норму расхода горючего для генераторов, каждый субъект решает самостоятельно. Логично было бы определять нормы расхода горючего, опираясь на техническую документацию производителя генератора в отношении использования горючего. Такие данные вы сможете отыскать в техдокументации на генератор.
В то же время производители приводят такие нормы при работе генератора в базовых условиях, а следовательно, эти нормы не учитывают саму специфику работы отдельного генератора и других факторов, которые влияют на расход горючего (например, температуру воздуха, где работает генератор, октановое число топлива, которое используется для работы, и т. п.). А потому достаточно часто получается, что нормы расхода топлива, указанные в техдокументации, могут отличаться от фактического расхода горючего).
Если субъекта не устраивают нормы расхода горючего из техдокументации, тогда лучше разработать и утвердить свои реальные нормы. Для этого можно провести контрольные замеры. Для их фиксации следует создать специальную комиссию, которая будет проводить исследование (замеры) расхода горючего и хронометраж работы генератора. Проводить такие замеры можно как самостоятельно, так и с привлечением сторонней организации.
После определения нормы расхода горючего для генератора нужно этот факт должным образом задокументировать. То есть следует оформить саму процедуру определения норм актом о проведенной работе. А потом на основе этого акта директор своим приказом должен утвердить разработанные нормы. После этого можно списывать горючее, опираясь на разработанные вами нормы.
Конечно, сам факт расхода горючего, как в пределах норм, так и вне пределов, следует задокументировать (например, составить акт расхода топлива на работу генератора), и тогда горючее в пределах норм считается использованным в хозяйственной деятельности. И начислять НДС на этот объем сожженного генератором топлива согласно п. 198.5 НКУ точно не следует.
Выбросы в атмосферу
Разрешительные документы. Генератор, чтобы произвести электроэнергию, сжигает горючее. От такого сжигания образуются загрязняющие вещества. Они выбрасываются в атмосферу. Поэтому не удивительно, что владельцев генераторов интересует необходимость получения разрешений на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ при работе генераторов.
Прежде всего стоит помнить, что по общему правилу выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными (!) источниками загрязнения могут осуществляться только после получения разрешения на выбросы (ст. 11 Закона № 2707*).
* Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 № 2707-XII.
Поэтому если у вас генератор стационарный, то для его эксплуатации в общем случае следует получить соответствующее разрешение. Если же вы считаете, что ваш генератор передвижной, то о разрешении можно не волноваться.
Однако в военное время даже пользователям стационарных генераторов о разрешении на выбросы можно не задумываться. Ведь в соответствии с п. 12 разд. IX Закона № 2707 в течение действия военного положения и шести месяцев после месяца, в котором военное положение будет прекращено или отменено, позволяется эксплуатация генераторов без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эконалог. В мирное время налоговики всегда заявляли, что к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, мини-электростанции, газосварочное оборудование (установки), которые работают на горючем (БЗ 117.06, действующая до 03.01.2023). А потому считали, что за выбросы генераторами следует платить эконалог.
При этом тот факт, что большинство генераторов являются передвижными, а не стационарными источниками загрязнения, а за выбросы передвижными источниками эконалог не уплачивается, их не смущал.
В то же время на время действия военного положения в этой ситуации произошли некоторые изменения. Дело в том, что с 03.01.2023 в п. 46 подразд. 5 разд. XX НКУ прямо говорится, что на период действия военного положения на территории Украины и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены, для целей уплаты эконалога электрогенераторные установки, которые классифицируются по коду 8502 согласно УКТ ВЭД (то есть генераторы), не считаются стационарными источниками загрязнения.
А следовательно,
пока будет действовать ВП плюс месяц после этого, субъекты, которые эксплуатируют генераторы, уплачивать эконалог за выбросы не будут
Ведь пока генераторы не являются стационарным источником загрязнения, до тех пор у субъекта в отношении такого генератора не возникает объекта обложения эконалогом.
Обращаем внимание! Это все касается только стационарных генераторов. За передвижные генераторы и до введения этого послабления платить эконалог не было нужно. Детали в «Генераторы в законе: без импортного НДС, эконалога и горючей лицензии» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99.
То есть если у предприятия из источников загрязнения есть только стационарный генератор и в прошлом году такое предприятие не было плательщиком эконалога (генератор появился во время действия ВП, где-то так в октябре — ноябре), то такой субъект не подает:
— декларации по эконалогу за I квартал 2023 года и наверное не подал и за IV квартал 2022. А дальше, если и будет подавать, то только когда закончится ВП и пройдет месяц после этого и после этих периодов он начнет эксплуатировать свой стационарный генератор;
— заявление на отсутствие объекта налогообложения в срок для подачи отчетности за I квартал, если в прошлом году не был плательщиком эконалога. Ведь такое заявление подается, только когда лицо было в прошлом году плательщиком эконалога и с начала текущего года у него нет объекта обложения эконалогом.
Те субъекты, которые в прошлом году были плательщиками эконалога и у них в этом году, кроме стационарного генератора, других источников загрязнения нет, чтобы не подавать пустышку, должны подать такое заявление.
Подробно о подаче отчетности по эконалогу за I квартал 2023 читайте в «Отчетность по эконалогу за I квартал 2023 года: учитываем военное освобождение» // «Налоги & бухучет», 2023, № 32.
Другое дело, что налоговики считают, что когда у субъекта хранится горючее даже для собственных целей (заправки генератора), то объект обложения эконалогом у них возникает, ведь происходит испарение из емкостей для хранения горючего. Мы считаем, что от этих посягательств можно отбиться. Подробно о том, как это сделать, читайте в «Хранение горючего для собственных нужд» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33.
Выводы
- Пока действует ВП плюс месяц после него, хранить горючее для работы генератора можно без лицензии на хранение горючего. Хотя если объем хранимого топлива превышает 2000 литров, нужно подавать декларацию об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего.
- Плательщиком горючего акциза лица, которые хранят горючее для генератора, не станут, если место хранения горючего не будет признано акцизным складом согласно п.п. 14.1.6 НКУ.
- Нормы расхода горючего на генераторы следует разработать самостоятельно, опираясь на техдокументацию или проводя исследование.
- В течение ВП и плюс шесть месяцев после него эксплуатировать стационарные генераторы можно без разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
- Эконалог в течение ВП и плюс месяц после него за выбросы стационарными генераторами не уплачивается, ведь в это время такие генераторы не являются стационарными источниками загрязнения.