Темы статей
Выбрать темы

Хранение горючего для собственных нужд

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Чтобы хранить горючее для собственных нужд, субъекту хозяйствования обычно нужно иметь лицензию на хранение горючего, а иногда еще и придется стать плательщиком горючего акциза. Поэтому дальше поговорим о лицензировании такой деятельности и других специфических правилах, которые следует учитывать тем, кто хранит горючее исключительно для себя.

Вопросы лицензионные

Прежде всего, когда субъект хозяйствования хранит горючее для собственных целей, возникает вопрос по поводу лицензирования такой деятельности.

Вообще-то, вопросы лицензирования операций по хранению горючего определяет Закон № 481*. В ст. 1 данного Закона содержится терминология. А вот лицензионные вопросы освещены в ст. 15.

* Закон Украины от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Если посмотреть на термины, то термин «хранение горючего», определенный в ст. 1 Закона № 481, охватывает хранение в том числе и собственного горючего.

Напомним, что термин «горючее» Закон № 481 позаимствовал у НКУ, а именно предусматривает использовать его в значении, которое приведено в п.п. 14.1.1411 НКУ. То есть лицензия на хранение горючего нужна в тех случаях, когда вы храните субстанции, коды УКТ ВЭД которых имеются в п.п. 215.3.4 НКУ.

Кроме того, согласно ст. 15 Закона № 481 лицензия получается на место хранения горючего. А термин «место хранения горючего» определен как место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости (!), которые используются для хранения горючего на праве собственности или пользования.

Итак, из этого следует, что если горючее хранится на предприятии даже для собственных целей, например в емкостях (канистрах, резервуарах, бочках и т. п.), то предприятию следует получить лицензию на его хранение.

В то же время в Законе № 481 содержатся некоторые исключения/случаи, когда лицензию на хранение горючего получать не нужно. В частности, лицензия не получается на места хранения горючего, которые используются:

— предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета;

— предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва;

— субъектами хозяйствования (в том числе иностранными субъектами хозяйствования, которые действуют через свои зарегистрированные постоянные представительства) для хранения горючего, которое потребляется для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется через места розничной торговли.

Кроме того,

не получают лицензию на хранение горючего субъекты хозяйствования, которые осуществляют хранения горючего исключительно в потребительской таре до 5 литров (включительно)

Также фискалы уже достаточно давно признали, что не следует получать лицензию на хранение, когда горючее хранится в топливном баке автомобиля (БЗ 113.04).

В то же время хранение горючего в бензовозе, по мнению фискалов, требует наличия лицензии (БЗ 113.04). Подробно об этом читайте в «Проблемы собственного бензовоза» // «Налоги & бухучет», 2020, № 50.html. Хотя слуги Фемиды считают несколько по-другому. На их взгляд, получать лицензию на право хранения горючего хозсубъекты должны только для стационарных цистерн/емкостей. Детали ищите в «Лицензия на хранение горючего: мнение ВС» // «Налоги & бухучет», 2022, № 42.

То есть из этого следует, что

лицензию на хранение горючего, которое используется только для собственных целей, получать не следует, только если хранить горючее в баке автотранспорта или в потребительской таре до 5 литров (включительно)

Вышеописанные случаи и требования касаются мирного времени. В то же время в период действия военного положения эти правила действуют с некоторыми особенностями. Об этом дальше.

Военно-лицензионные особенности

Действующие военные освобождения. На время действия ВП появились еще несколько безлицензионных случаев (см. «Горючее для генераторов: новые лицензионные и акцизные интересности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Так, на период действия ВП и в течение 30 дней со дня его прекращения/отмены можно без лицензии хранить горючее для собственных нужд для заправки генератора (ст. 18 Закона № 481):

— в объеме до 2000 литров на каждый объект, где есть генератор;

— в объеме, который превышает 2000 литров, на каждом объекте, где есть генератор, но с обязательной подачей декларации об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего.

Какие сведения должна содержать такая декларация в случае ее подачи юрлицом или ФЛП, ищите в ст. 18 Закона № 481. Мы же лишь заметим, что в ней, кроме «субъектно-идентификационных» сведений, следует обязательно указать также общую вместимость резервуаров и емкостей для хранения горючего и их фактическое местонахождение.

Такую декларацию можно подавать в произвольной форме по выбору субъекта лично, по почте или в электронном виде по ст. 42 НКУ.

Хитрость налоговиков. Вышеупомянутое послабление при хранении горючего для электрогенератора без лицензии появилось только 03.01.2023. Но и до этой даты в законодательстве содержались послабления в отношении хранения горючего для собственных нужд без лицензии.

А именно речь идет о постановлении Кабмина от 18.03.2022 № 314. Этим постановлением Кабмин дал право на время ВП (плюс еще три месяца) субъектам хозяйствования осуществлять ряд видов хозяйственной деятельности без получения лицензий или специальных разрешений на основании поданной по произвольной форме декларации.

При этом перечень видов деятельности, на которые такое послабление не распространяется и лицензии или разрешения для которых придется получать, четко определен в приложении 2 к этому постановлению. И что самое главное, в этом перечне долгое время не упоминались операции с горючим. То есть законодательство давало возможность хранить горючее для собственных нужд во время ВП на основе декларации. Но налоговики с самого начала были против безлицензионного хранения горючего даже во время ВП. О незаконности этих требований мы упоминали неоднократно (см., например, в «Алкоголь, табак, горючее: декларация или лицензия?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63).

Но в конце концов с 15.09.2022 Кабмин официально запретил работать с горючим без получения соответствующих лицензий, см. «Алко-табак-горючее: можно было и по декларации, но уже поздно!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 71.

Как получить лицензию

По общим требованиям, чтобы получить лицензию на право хранения горючего, субъект хозяйствования должен обратиться в ГНС соответствующих областей и г. Киева по расположению мест хранения горючего (ст. 15 Закона № 481).

При этом пакет документов, которые следует подавать для получения лицензии, будет зависеть от того, какие действия предприятие будет осуществлять с горючим.

Так, если предприятие намеревается использовать горючее только для собственных нужд, то ему следует получить «упрощенную» лицензию на право хранения горючего.

Чтобы получить «упрощенную» лицензию, оно должно подать налоговикам:

заявление на получение лицензии на право хранения горючего. В этом заявлении, кроме общих данных о себе, следует обязательно указать общую вместимость резервуаров и емкостей, которые используются для хранения горючего, и их фактическое местонахождение. Желательно указывать объем емкостей с запасом.

Форму заявления фискалы разработали и довели письмом от 30.05.2019 № 17014/7/99-99-12-01-01-17 (см. «Есть формы заявлений на «горючие» лицензии!» // «Налоги & бухучет», 2019, № 46);

копию документа об уплате годовой платы за лицензию на хранение (размер платы — 780 грн). Саму же копию платежного документа придется отсканировать и отдельным PDF-файлом отправить/передать вместе с заявлением. Если заявление подается на бумаге, сделайте бумажную копию платежки.

В то же время в случае, когда субъект хозяйствования собирается хранить не только горючее для собственных нужд, но и чужое горючее (предоставлять услуги по хранению), то тогда он должен получить стандартную лицензию на право хранения горючего.

Конечно, это не очень касается темы нашего разговора. Но на всякий случай напомним, какие документы следует подать, чтобы хранить не только собственное, но и чужое горючее. Так, чтобы получить такую стандартную лицензию, субъект хозяйствования должен подать налоговикам вместе с заявлением (форма его не утверждена) дополнительно пакет заверенных заявителем копий достаточно «серьезных» документов, таких как:

— документы, которые подтверждают право собственности или право пользования земельным участком, на котором расположен объект хранения горючего;

акт введения в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы в отношении всех объектов в месте хранения горючего, необходимых для его хранения;

разрешение на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Кроме того, как и в случае с упрощенной лицензией, нужно будет также подать копию документа об уплате годовой платы за лицензию на хранение (размер платы 780 грн).

Если указанные документы оформлены на другое лицо, чем заявитель, то последний дополнительно подает документы, которые подтверждают его право на использование соответствующего объекта.

Отметим, что копии этих документов не подают в случае их наличия в открытых госреестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров приведены в заявлении на выдачу лицензии.

Дальше нужно просто ожидать 20 календарных дней. После этого субъекту или выдадут лицензию, или предоставят мотивированный отказ. Выдают такую лицензию сроком на 5 лет.

Заметим! Следует правильно определить, какую именно лицензию должен получить субъект хозяйствования. Ведь если субъект получит упрощенную лицензию вместо стандартной, то его могут привлечь к ответственности по ст. 17 Закона № 481. Размер штрафа за такое нарушение составляет полмиллиона (!) гривень.

Кроме того, если следует получать стандартную лицензию на хранение, то наверняка субъект должен был стать и плательщиком горючего акциза. А за это также светит полумиллионный штраф.

Горючий акциз

Когда субъект хранит горючее для собственного использования, то у него, кроме необходимости получения лицензии на хранение горючего, также возникает вопрос с тем,

не подпадет ли он в этом случае под определение плательщика горючего акциза?

Ответ на этот вопрос в мирное время зависит от объема емкостей, в которых хранится горючее, и оборота горючего за период.

Дело в том, что обязанность стать плательщиком горючего акциза возникает при наличии акцизного склада. А в соответствии с п.п. 14.1.6 НКУ акцизного склада у субъекта хозяйствования, который хранит горючее исключительно для собственного потребления, не будет, если:

— он не является плательщиком сельхозЕН и вместимость емкостей на его нефтескладе не превышает 200 кубических метров и в течение календарного года он получает горючее в объемах, которые не превышают 1000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки на АЗС и т. п.);

— он является плательщиком сельхозЕН и в течение календарного года получил горючее в объемах, которые не превышают 10000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки на АЗС). Для таких плательщиков объем емкостей, которые он имеет на нефтескладе, роли не играет.

Таким образом, если субъект вписывается в вышеуказанные требования по объему емкостей и обороту горючего за год, то он при условии использования горючего только на собственные цели не имеет акцизного склада и не должен регистрироваться плательщиком горючего акциза. Если же субъект не вписался в озвученный выше предел, то тогда в мирное время от горючего акциза не спрятаться.

Но в военное время попробовали расширить перечень случаев, когда место хранения горючего не является акцизным складом (п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ // «Горючее для генераторов: новые лицензионные и акцизные интересности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Так, с 03.01.2023 временно (!), на период действия ВП плюс еще месяц в дополнение (!) к критериям, определенным п.п. 14.1.6 НКУ, не считается акцизным складом помещения или территория, в каждом (на каждой) из которых:

— общая вместимость расположенных емкостей для хранения горючего, которое используется исключительно для заправки генераторов, не превышает 2000 литров. Формально этот критерий позволяет не регистрировать акцизный склад тем, у кого имеется небольшой склад (до 2 куб. м), но при этом оборот через этот склад проходит весомый (больше 1000 куб. м). Насколько полезно это послабление на практике — зависит от потребления горючего;

— хранится или реализуется горючее в потребительской таре емкостью до 5 литров включительно, полученное от производителя или лица, которое осуществило его разлив в такую тару.

Эконалог при хранении

Поскольку практически все субъекты хозяйствования, которые хранят горючее для собственного использования, получают лицензию на право хранения горючего, то налоговики четко осознают, у какого субъекта хозяйствования есть емкости для хранения горючего.

Учитывая это, они начали требовать (БЗ 117.01) от всех субъектов хозяйствования, которые хранят горючее (бензин, дизель, газ) в емкостях (собственных или арендованных) в своих помещениях или территориях:

получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

уплачивать эконалог за выбросы в окружающую среду.

Аргументируют свои выводы фискалы тем, что

когда у субъекта хозяйствования стоит емкость с горючим, даже если его используют в собственных целях, то происходит испарение загрязняющих веществ (углеводородов) через дыхательные клапаны резервуаров

Требования фискалов на сегодня проявляются в основном в том, что они посылают владельцам лицензий на хранение горючего запросы с просьбой уплатить эконалог за выбросы загрязняющих веществ из емкостей для хранения горючего.

На наш взгляд, соглашаться или нет с требованиями фискалов, решает каждый плательщик самостоятельно. Если субъект хозяйствования соглашается с фискалами, то он должен начислить эконалог за такие выбросы. Проблема только в том, где взять объем выбросов, когда у предприятия нет разрешения на выбросы загрязняющих веществ (его вряд ли кто-то из субъектов, кто хранит горючее, получил). Из-за отсутствия реальных данных следует брать потенциальные, полученные из открытых источников, данные о возможных объемах выбросов определенными видами горючего. Честно говорю, объем выбросов будет ну очень мизерным. Поэтому кому-то более выгодно подать декларацию и уплатить мизерный эконалог и избежать штрафа за неподачу декларации, чем спорить с фискалами.

Кто не желает платить эконалог, советуем на полученный запрос от фискалов о необходимости уплатить налог ответить, что:

— никаких стационарных источников загрязнения вы не имеете, поэтому получать спецразрешения на их эксплуатацию не должны;

— испарения горючего из ваших емкостей с горючим хотя и есть, но они меньше, чем погрешность измерения, поэтому счетчиками-расходомерами не фиксируются;

— фактическая инвентаризация тоже не подтверждает потерь горючего от испарения, следовательно нет оснований отражать такие потери в бухучете.

Опираясь на это, следует сделать вывод, что у субъекта хозяйствования отсутствует объект налогообложения, а следовательно это освобождает вас от подачи отчетности по эконалогу, что прямо предусмотрено п. 49.2 НКУ.

Подробно об этом читайте в «Храните горючее? Получите разрешение на выбросы и уплатите эконалог!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 24.

Выводы

  • В мирное время лицензию на хранение горючего для собственных целей не получают обычные предприятия только тогда, когда хранят горючее в потребительской таре до 5 литров (включительно) или в баке автотранспорта.
  • В военное время без лицензии на хранение можно хранить горючее для заправки электрогенератора. При этом когда объем горючего для заправки до 2000 литров, хранить горючее можно без всякого разрешительного документа. А если больше 2000 литров, то это следует делать на основе декларации.
  • Если горючее хранится исключительно для собственных целей субъекта хозяйствования, то стоит получать упрощенную лицензию на хранение горючего.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше