Задача инвентаризации
Все без исключения предприятия обязаны провести годовую инвентаризацию перед составлением годовой финансовой отчетности — даже во время действия ВП (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете*, п. 7 разд. I Положения № 879**). То есть касается эта процедура всех юрлиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, системы налогообложения или категорий — микро-, малое, среднее или крупное предприятие (п. 2 разд. I Положения № 879).
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Более того,
Положение № 879 не освобождает от обязанности проведения годовой инвентаризации предприятия, имущество которых находится на ВОТ или в районах проведения военных (боевых) действий
Цель годовой инвентаризации активов и обязательств — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете, п. 5 разд. I Положения № 879). Достигается она путем проверки и документального подтверждения наличия объектов инвентаризации, их состояния, соответствия критериям признания и оценки.
Годовая инвентаризация должна быть сплошной. То есть инвентаризацией охватывают все виды активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения, технического состояния и особенностей использования, в том числе переданные в прокат или сданные в аренду (п. 6 разд. I Положения № 879).
Сроки проведения инвентаризации
Общие сроки. В общем случае годовую инвентаризацию следует провести до даты баланса, то есть до 31 декабря (п. 10 разд. I Положения № 879). Однако конкретные сроки начала и окончания инвентаризации, ее продолжительность, а также объекты, которые подлежат инвентаризации, устанавливает руководитель предприятия в приказе о проведении инвентаризации. Главное — провести инвентаризацию в течение периода, установленного п. 10 разд. I Положения № 879 для разных групп активов и обязательств, и успеть завершить ее до конца отчетного года (см. табл. 1).
Таблица 1. Общие сроки проведения годовой инвентаризации
№ п/п | Вид активов и обязательств | В какой срок проводят |
1 | Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств (ОС), которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.) | В течение 3 месяцев до даты баланса (то есть в период с 1 октября до 31 декабря) |
Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | ||
Текущие биологические активы | ||
Дебиторская и кредиторская задолженности | ||
Расходы и доходы будущих периодов | ||
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование) | ||
2 | Незавершенные капитальные инвестиции | В течение 2 месяцев до даты баланса (то есть в период с 1 ноября до 31 декабря) |
Незавершенное производство и полуфабрикаты | ||
Финансовые инвестиции | ||
Денежные средства | ||
Средства целевого финансирования | ||
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование | ||
3 | Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы | До временного выбытия из предприятия |
Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия |
Особые сроки. При определении сроков проведения инвентаризации п. 10 разд. I Положения № 879 устанавливает определенные особенности для отдельных активов. А именно он позволяет проводить инвентаризацию:
1) земельных участков, зданий, сооружений и других недвижимых объектов — один раз в три года. Все остальные ОС следует инвентаризировать ежегодно;
2) инструментов, приборов, инвентаря (мебели) — ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих активов в течение 3 лет;
3) библиотечных фондов по решению руководителя — в течение года по графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а свыше 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;
4) драгоценных металлов и камней, которые содержатся в приборах, оборудовании и других изделиях, — одновременно с инвентаризацией этих активов.
А если имущество предприятия находится на ВОТ и/или в районах проведения боевых действий? В какие сроки тогда проводить годовую инвентаризацию?
Сроки инвентаризации недоступного имущества
Конечно, проинвентаризировать имущество, которое фактически находится на ВОТ или в зонах проведения военных (боевых) действий и к которому нет безопасного и беспрепятственного доступа, у предприятия не получится. Однако такое имущество должно и в дальнейшем учитываться в составе активов предприятия — списать его с баланса без инвентаризации нет оснований (см. письма Минфина от 19.01.2015 № 31-11420-08-10/1373 и от 12.01.2015 № 31-11420-08-10/558, ГНСУ от 16.06.2023 № 1410/ІПК/99-00-21-02-02-06 и от 05.05.2022 № 3781/7/99-00-04-01-03-07, БЗ 101.15). При этом, напомним, районы проведения военных (боевых) действий определяют на основании Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденного приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309. Поэтому
в годовой финотчетности п. 12 Порядка № 419* требует отражать информацию о неподконтрольном имуществе по данным бухучета
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
Касается это:
— активов, к которым невозможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ, и
— обязательств и собственного капитала, которые не могут быть документально подтверждены в связи с отсутствием доступа к соответствующим первичным документам и регистрам бухучета.
Тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам и первичным документам предприятия, указывают в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254). Однако
обязательная инвентаризация неподконтрольного имущества вообще не отменяется — просто момент проведения этой процедуры на определенное время откладывается (отсрочивается)
Как только станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ к имуществу, первичке и регистрам бухучета, предприятия из ВОТ и районов боевых действий обязаны (п. 8 разд. I Положения № 879):
— провести по общему порядку сплошную инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;
— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.
И если дата осуществления такой инвентаризации вписывается в рамки периодов для проведения годовой инвентаризации из п. 10 разд. I Положения № 879, тогда повторно инвентаризировать такое имущество перед составлением годовой финотчетности предприятию не следует.
В то же время, когда установлены факты хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) имущества, руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение провести инвентаризацию этого отдельно определенного имущества на день установки таких фактов (п. 8 разд. I Положения № 879). Поэтому в таком случае не нужно ожидать 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, а можно действовать оперативно. При таких обстоятельствах инвентаризацию проводят в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. I Положения № 879). Соответственно такая выборочная инвентаризация не заменяет годовую инвентаризацию. Последнюю тогда придется провести в полном объеме до 31 декабря отчетного года.
Кстати, до наступления условий доступа к неподконтрольным активам и проведению инвентаризации, Минфин советует прибегнуть к процедуре обесценивания таких объектов (то есть определить уменьшение полезности недоступных активов по правилам НП(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов») — чтобы в финотчетности их отразить по объективной стоимости (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254 и статью «Активы на оккупированной территории: показывать ли в финотчетности?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 11). А в отношении «оккупированных» основных средств фискалы признают право на их налоговую амортизацию (см. БЗ 102.05 и статью «Налоговую амортизацию «оккупированных» основных средств не прекращают» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68).
Сроки подачи финотчетности во время войны
Общие сроки. Порядок и сроки подачи годовой финансовой отчетности определяет Порядок № 419. Если есть во время ВП возможность, то финотчетность за 2023 год подаем в обычные сроки (см. табл. 2).
Заметьте! Юрлица — единоналожники групп 3 и 4 финансовую отчетность налоговикам не подают. Это обязанность исключительно плательщиков налога на прибыль (п. 46.2 НКУ).
Таблица 2. Общие сроки подачи финотчетности за 2023 год
Вид предприятия | ФО-формы | Сроки подачи в: | ||
статистику | налоговую | ЦСФО* | ||
Микропредприятия, неприбыльные организации** | микроФО (ф. № 1-мс, 2-мс) | не позже 28.02.2024 | предельный срок — 29.02.2024 | — |
Малые предприятия | малая ФО (ф. № 1-м, 2-м) | не позже 28.02.2024 | предельный срок — 29.02.2024 | — |
Предприятия, которые оглашают финотчетность (в т. ч. средние предприятия) | (1) Баланс и (2) Отчет о финрезультатах | не позже 28.02.2024 | предельный срок — 29.02.2024 | — |
Средние предприятия (которые не применяют МСФО) | в полном объеме с аудиторским отчетом | не позже 31.05.2024 | не позже 10.06.2024 | — |
МСФО-составители таксономической финотчетности | в полном объеме с аудиторским отчетом | —*** | не позже 10.06.2024 | не позже 30.04.2024 / 31.05.2024**** |
* Центр сбора финансовой отчетности. ** Согласно НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» неприбыльные организации (НПО) составляют финотчетность микропредприятия по формам № 1-мс и 2-мс. Однако по желанию могут составлять полную финотчетность по формам из НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (см. письмо Минфина от 10.03.2023 № 41010-07-10/6640 и статью «Неприбыльные организации подают микрофинотчетность: напоминание от Минфина» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28). Однако фискалы такие финотчетные нормы игнорируют, продолжают делить НПО на категории (крупные/средние/малые/микро-) и требуют подавать соответственно: от микроНПО — микроФО (ф. № 1-мс, № 2-мс), от малых НПО — малую ФО (ф. № 1-м, № 2-м), а от всех остальных НПО — полную ФО в составе всех 5 форм (см. БЗ 102.04). Хотя законные основания для подобных требований отсутствуют, поскольку для всех НПО установлена микроФО (и только по желанию — полная ФО). *** В сроки, предусмотренные для обнародования годовой финотчетности, — не позже 30.04.2024/31.05.2024. **** Аудиторский отчет подают по таксономии, если обязательный аудит финотчетности проводился по требованию законодательства. |
Возможность подать во время ВП отсутствует. В отношении подачи финотчетности в статистику ситуацию регулирует п. 2 Порядка № 419. По его требованиям предприятия, которые не подали в период действия ВП или состояния войны промежуточную, годовую финансовую отчетность и консолидированную финотчетность в определенные сроки, должны ее подать в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП или состояния войны (то есть до истечения этого 3-месячного срока). Сделать это следует за весь период неподачи. Тогда ответственности за несвоевременную подачу финотчетности не будет (п.п. 2 п. 1 Закона № 2115). Доказывать факт невозможности подачи финансовой отчетности Закон Украины от 03.03.2020 № 2115-IX не требует.
А вот подать без штрафов налоговикам финотчетность в составе декларации по налогу на прибыль в случае отсутствия у плательщика возможности своевременно исполнить свою налоговую обязанность можно будет (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
— в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления такой возможности. Это если возможности отчитаться не было, а впоследствии в течение ВП она восстановилась;
— в течение 6 месяцев после прекращения или отмены ВП, если до окончания ВП так и не восстановится возможность исполнять налоговую обязанность.
При этом плательщик должен соответствующим образом подтвердить отсутствие возможности исполнять налоговые обязанности
Подробно читайте в статьях «Невозможность выполнения налоговых обязанностей + потеря первички из-за войны: что говорят суды?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 51 и «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
Также учтите! Проверенную аудитором годовую финотчетность можно будет подать налоговикам без штрафов в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Подробности см. в статье «Финотчетность с аудитотчетом фискалам — в течение 3 месяцев после ВП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 97.
Базовые аспекты инвентаризации
Инвентаризационные комиссии. Для проведения инвентаризации создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Ее персональный состав, функции и задачи утверждают распорядительным документом руководителя предприятия. В общем случае инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия. Такая инвентаризационная комиссия работает круглогодично.
На предприятии, где из-за большого объема работ надлежащее проведение инвентаризации одна комиссия обеспечить не может, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии. В состав рабочей инвентаризационной комиссии нельзя включать материально ответственные лица.
Инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии в присутствии материально ответственного лица (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Все материалы инвентаризации должны подписать все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (п. 18 разд. ІІ Положения № 879).
Отсутствующего длительный период времени из-за болезни, командировки или отпуска члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 № 31-04200-30-23/191). Для замены издают приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава инвентаризационной комиссии, а вместо него вводят другого.
А если на предприятии в штате работает только одно лицо — директор. Как тогда провести годовую инвентаризацию? Минфин предлагает два варианта выхода из этой ситуации (см. письмо от 27.05.2014 № 31-08410-07-29/12918):
— первый — утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица (из директора) или
— второй — включить в состав комиссии специалистов, привлеченных по гражданско-правовому договору.
Подробно об этом читайте в статье «Проводим инвентаризацию, когда некому участвовать в ней» // «Налоги & бухучет», 2023, № 91.
Документальное оформление. Чтобы дать старт инвентаризации, руководитель должен издать приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации. В нем, в частности, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды активов и обязательств, которые инвентаризируются.
Во время проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет (п. 15 разд. II Положения № 879):
— инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются вне баланса;
— акты инвентаризации, в которых показывает наличие наличности, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке, дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются в соответствии с требованиями НП(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.
Результаты инвентаризации оформляют протоколом
В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879):
— причины недостач, потерь, излишков;
— предложения в отношении зачета вследствие пересортицы, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер в отношении предотвращения таких потерь и недостач.
Протокол инвентаризационной комиссии должен рассмотреть и утвердить руководитель предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. IV Положения № 879).
Результаты годовой инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражают в бухгалтерском учете и финансовой отчетности не позже чем в декабре отчетного года (п. 3 разд. IV Положения № 879).
Выводы
- Ежегодно до даты баланса каждое предприятие обязано проводить сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств. Освобождение для неподконтрольного имущества не предусмотрено.
- Если предприятие не имеет возможности подать финотчетность в статистику не позже 28 февраля года, следующего за отчетным, то бесштрафно сможет это сделать в течение 3 месяцев после завершения ВП. Доказывать факт такой невозможности не требуется.
- Предельный срок подачи финотчетности за 2023 год фискалам плательщиками налога на прибыль, которые имеют возможность исполнять свои налоговые обязанности, — 29.02.2024.
- Предприятия, имущество которых находится на ВОТ или в районах проведения боевых действий, должны его проинвентаризировать по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем устранения опасности и препятствий для доступа.