Темы статей
Выбрать темы

Товар утрачен в дороге: как учитывать продавцу и покупателю?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Во время перевозки часть товара потерялась в дороге и к покупателю доехал не весь отправленный поставщиком товар. Кому предъявлять претензию: продавцу или перевозчику? Как продавцу отражать реализацию, а покупателю оприходовать товар? Какими будут НДС-последствия у сторон? Проанализируем эту ситуацию основательно.

Кому предъявлять претензию?

Если перевозчик принял товар без замечаний и по его вине товар исчез в дороге, то виновником нанесенных убытков будет перевозчик. Кто именно имеет право требовать от перевозчика компенсацию расходов за потерянный товар? То есть кому перевозчик должен компенсировать потери?

Здесь все зависит от договорных условий. А именно от того, когда в соответствии с условиями договора переходят от продавца к покупателю риски и контроль, связанные с товаром, который доставляется: до транспортировки или после

По большей части на практике распространены следующие два варианта:

1) риски в отношении товара (в том числе и случайного уничтожения или случайного повреждения товара) переходят к покупателю с момента передачи ему товара (в том числе и передачи товара перевозчику), если иное не установлено договором или законом (ст. 668 ГКУ), — то есть до транспортировки. Тогда в случае потери товара в дороге (на этапе перевозки) пострадавшей стороной будет покупатель (поскольку продавец при таких обстоятельствах рисков, связанных с товаром при транспортировке, не несет). Поэтому именно покупатель будет предъявлять претензию перевозчику. Правда, если согласно договорным условиям перевозку заказывал и оплачивал продавец, то покупатель может передать продавцу право предъявить претензию перевозчику, поскольку сам с перевозчиком никаких договорных отношений не имеет;

2) по договору продавец обязан доставить товар покупателю. В этом случае согласно ст. 664 ГКУ обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент вручения товара покупателю — то есть после транспортировки. При таких условиях в случае потери товара в дороге пострадавшей стороной будет продавец (поскольку именно он несет риски, связанные с товаром, в течение всего срока перевозки). Поэтому именно продавец в таком случае предъявит претензию перевозчику. Заодно вторым потерпевшим окажется и покупатель, поскольку получит меньшее количество товара, чем это установлено договором. А следовательно, покупатель может выставить продавцу претензию и требовать от продавца допоставить недостающий товар или отказаться от переданного товара и его оплаты, а если товар оплачен — требовать возврата средств (ч. 1 ст. 670 ГКУ).

Подпишитесь, чтобы открыть доступ к материалам Я уже
logo PRO PRO-доступ Неограниченный доступ ко всем закрытым материалам сайта без рекламы
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше