Базовые правила подсчета срока давности
Вообще, какие периоды имеют право проверять налоговики и за какой период они могут доначислить денежные обязательства, — определено в ст. 102 НКУ. А в ней сказано, что контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в течение 1095 дней (2555 дней — по трансфертному ценообразованию).
Отсчет 1095 дней начинается в общем случае со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации
Здесь есть еще куча разных нюансов — наподобие отсчета срока в случае подачи отчетности с опозданием, или если подавался уточняющий расчет к декларации / уточняющая декларация, или если отчетность вообще не была подана и т. п. Но мы на этом всем останавливаться не будем (все детали найдете в статье «Сроки налоговой давности и проверки во время войны» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63).
Из нюансов нас будет интересовать лишь остановка течения указанного 1095-дневного срока.
Налоговики в своих разъяснениях как на основания для такой остановки (см., в частности, категорию 130.01 БЗ) ссылаются на:
— п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ, где сказано, что на период с 18.03.2020 по последний день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, течение сроков давности по ст. 102 НКУ останавливается;
— п.п. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ об остановке течения сроков во время военного положения. При этом налоговики считают, что с 27.05.2022 течение срока возобновился для разрешенных на то время камеральных, фактических и документальных внеплановых проверок (у нас по этому поводу несколько иное мнение);
— п.п. 102.3.2 НКУ, согласно которому отсчет срока давности останавливается на период, в течение которого контролирующему органу согласно закону запрещено проводить проверку (проверки) налогоплательщика. То есть для проверок, которые проводить не разрешено и до сих пор, течение срока остается остановленным.
Поэтому вырисовывается довольно-таки сложная картина,
что период остановки течения 1095-дневного срока давности мы должны выяснять в зависимости от того, о какой конкретно проверке плательщика идет речь
В принципе, это подтверждается формулировкой п.п. 69.36 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, что для контролирующего органа и плательщиков останавливается отсчет срока давности в отношении не разрешенных во время военного положения проверок. То есть по разрешенным проверкам сроки давности истекают, по неразрешенным — нет.
Поэтому рассмотрим дальше две ситуации:
— работающий ФЛП. Такому ФЛП очевидно в документально-проверочном вопросе следует ориентироваться на сроки плановой документальной проверки;
— ФЛП, который регистрирует прекращение. Такому ФЛП очевидно в документально-проверочном вопросе следует ориентироваться на сроки внеплановой документальной проверки (которая проводится в случае регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП).
Работающий ФЛП
Какой период могут проверить. Поскольку речь о работающем ФЛП, то логично ориентироваться на сроки для плановой документальной проверки.
Фактически выходим на срок 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации + период остановки течения этого срока (если 1095 не успели истечь до начала остановки течения).
Остановилось течение срока, как мы говорили выше, — с 18.03.2020.
А что с возобновлением течения? Смотрите, говорим сейчас о плановой документальной проверке ФЛП. В отношении них ситуация следующая:
— с 01.08.2023 начал истекать срок в рамках разрешенных на тот момент, в т. ч. плановых документальных проверок;
— с 08.12.2023 сроки давности так же истекают только для разрешенных, в т. ч. плановых документальных проверок (см. п.п. 69.36 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в редакции Закона Украины от 09.11.2023 № 3453-IX). Но таких разрешенных плановых проверок с 08.12.2023 стало больше (детали найдете в статье «Сроки налоговой и исковой давности + сроки хранения документов во время войны» // «Налоги & бухучет», 2023, № 99).
Поэтому дальше нам нужно выяснить, когда именно у налоговиков появилась возможность планово проверять конкретного ФЛП.
С 01.08.2023 у налоговиков восстановилась возможность проведения плановых документальных проверок в отношении хозсубъектов (в т. ч. ФЛП), которые:
— занимаются производством и реализацией подакцизных товаров;
— занимаются организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес);
— предоставляют финансовые и платежные услуги.
Дополнительные детали найдете в статье «Разрешенные и запрещенные налоговые проверки во время войны: что после 1 августа» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63.
Поэтому
если речь, например, о ФЛП, который занимается реализацией подакцизных товаров, то для него проверочный срок давности останавливался с 18.03.2020 по 31.07.2023
Для остальных ФЛП важными являются обновленные правила плановых проверок с 08.12.2023.
Так, кроме вышеназванных плательщиков, плановые документальные проверки с указанной даты стали возможными также, в частности, у ФЛП, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев:
— уровень уплаты НДС на 50 и больше процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;
— общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации. Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, представляет 10 млн грн и больше.
Более подробную информацию найдете в статье «Налоговые проверки: что надо знать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 100.
Поэтому если речь о ФЛП с соответствующими показателями за 2021 год, то для него проверочный срок давности останавливался с 18.03.2020 по 07.12.2023.
По другим ФЛП (у которых и до сих пор плановые документальные проверки налоговики проводить не могут), получается, проверочный срок давности остановился с 18.03.2020 и теперь остается остановленным
Что из этого следует?
Если ФЛП подана отчетность за 2016 год (крайний срок для ЕН-декларации был — 01.03.2017 для групп 1, 2, 09.02.2017 — для группы 3, для декларации об имущественном положении и доходах — 09.02.2017), то 1095 дней уже успели истечь до 18.03.2020.
Поэтому, получается,
2016 год (и более ранние годы) налоговики при стандартных условиях проверять по уплате того же ЕН, предпринимательского НДФЛ с ВС уже не могут
Но здесь есть нюанс с ЕСВ (в т. ч. ЕСВ за себя) —
сроки давности для ЕСВ-проверок не установлены
Поэтому в отношении ЕСВ налоговики спокойно могут проверять и 2016, и более ранние годы. Более подробно см. в статье «Прекращение ФЛП: почему не снимают с ЕСВ-учета?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22.
А как насчет 2017 года и следующих лет?
Крайний срок для ЕН-декларации за 2017 год был — 01.03.2018 для групп 1, 2, 09.02.2018 — для группы 3, для декларации об имущественном положении и доходах — 09.02.2018.
Допустим, нас интересует ФЛП на ЕН группы 2.
Определим, сколько дней из 1095 прошло до 18.03.2020 (до начала карантина), то есть сколько дней приходится на период с 02.03.2018 (следующий день за предельным днем подачи декларации) по 17.03.2020. Это 746 дней.
Соответственно срок, который успел пройти до начала карантина, — 349 дней (1095 — 746).
Получается, что такого ФЛП налоговики не смогут проверять по ЕН за 2017 год после того, как истечет 349 дней после восстановления у налоговиков права планово проверять такого ФЛП (см. выше).
Если такой ФЛП не имеет дела с подакцизными товарами, то эти 349 дней еще даже не начинали истекать. И теоретически они начнут истекать в отношении плательщиков ЕН групп 1 и 2 только с 01.12.2024 (см. статью «Налоговые проверки: что надо знать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 100).
Но даже по ФЛП, которые имеют дело с подакцизными товарами (по тем же общесистемщикам), с 01.08.2023 еще прошло недостаточно времени, чтобы 2017 год стал недоступным для проверки налоговиками. Еще следует немножко подождать. Например, по подакцизным ФЛП на общей системе начиная с 01.08.2023 должно пройти 329 дней (выходим на 24.06.2024).
Поэтому
проверять действующих ФЛП за 2017 год налоговики пока что могут. Конечно, и за следующие годы тоже могут
За какой период можно уничтожить документы. Напомним, что ФЛП не подпадают под «общий» п.п. 44.3.2 НКУ, которым установлен срок хранения документов, связанных с исчислением налогов, в 1825 дней. Для ФЛП срабатывает норма п.п. 44.3.3 НКУ, в соответствии с которой срок хранения первички составляет 1095 дней.
Впрочем, в случае, если проверки не было, уничтожить документы можно при выполнении двух условий (одновременно):
1) закончились минимальные сроки хранения документов (1095 дней) с учетом их продления, которые фактически совпадают со сроком из п. 2 (см. ниже);
2) истек срок давности, в течение которого может быть проведена проверка.
Больше деталей найдете в статье «Сроки хранения первички: внесены изменения в Перечень № 578/5» // «Налоги & бухучет», 2024, № 20 (ср. ).
Поэтому можем сделать вывод, что
уничтожить документы можно за тот год, к которому налоговики уже не могут дотянуться проверкой. Поэтому выходим на 2016 год и более давние годы (см. выше)
За 2017 и следующие годы уничтожать документы пока что нельзя.
Опять-таки, как мы сказали выше, сроков давности для ЕСВ-проверок не установлено. Поэтому и
документы, которые касаются исчисления ЕСВ, уничтожать за непроверенный период не следует
ФЛП, который регистрирует прекращение
Какой период могут проверить. Предприниматель зарегистрировал прекращение. Какой период у него могут проверять налоговики?
Заметим, что начало процедуры прекращения предпринимательской деятельности ФЛП является основанием для внеплановой документальной проверки (п.п. 78.1.7 НКУ).
Специальных сроков давности для проверок в случае ликвидации ФЛП нет. То есть это будут все те же 1095 дней из ст. 102 НКУ + период остановки течения этого срока (если 1095 не успели истечь до начала остановки течения)
Здесь опять-таки исключаем ЕСВ. В этом случае сроки давности не работают.
Так вот, о периоде остановки течения этого срока.
Нет сомнения, что за начало остановки налоговики возьмут 18.03.2020.
А в отношении возобновления течения срока — очевидно следует брать 27.05.2022. Потому что в понимании самих налоговиков (категорию 130.01 БЗ) с этой даты возобновилось течение сроков по разрешенным на то время проверкам. И как раз таки внеплановые документальные проверки в случае регистрации прекращения ФЛП (на основании п.п. 78.1.7 НКУ) были с 27.05.2022 разрешенными.
По такой логике получается, что у нашего ФЛП (который зарегистрировал прекращение в конце мая-2024) налоговики уже не могут проверять не только 2016, но и 2017 и 2018 годы. Потому что с даты подачи отчетности за 2018 год также уже истекло 1095 дней, если считать, что приостановка срока действовала с 18.03.2020 до 27.05.2022.
Впрочем на самом ли деле так будут считать сами контролеры, предугадать трудно. Потому что, в действительности, к подходу налоговиков есть вопросы.
За какой период можно уничтожить документы. Здесь также справедливым является вывод, что уничтожить документы можно за те годы, к которым налоговики уже не могут дотянуться проверкой. Поэтому ориентируемся на сказанное выше о проверках прекращенного ФЛП.
Выводы
- Налоговики в общем случае уже не могут проверять у действующего ФЛП 2016 год (и более ранние годы) по уплате того же ЕН, предпринимательского НДФЛ с ВС. Но есть исключения (например, ФЛП не подал декларацию, подал ее с опозданием, подавал уточняющие декларации).
- А вот сроков давности для ЕСВ-проверок не установлено. Поэтому по ЕСВ могут проверять любые годы.
- Уничтожить документы можно за те годы, к которым налоговики уже не могут дотянуться проверкой. Поэтому выходим в общем случае на 2016 год и более давние годы. За 2017 и следующие годы уничтожать документы пока что нельзя.
- Документы, которые касаются исчисления ЕСВ, уничтожать за любой непроверенный период не следует.
- Если речь о ФЛП, который зарегистрировал прекращение, то, теоретически, налоговики уже не могут проверять у него даже 2018 год (опять-таки, это не касается ЕСВ). Но на самом ли деле налоговики будут придерживаться такого мнения, неизвестно. В отношении уничтожения документов таким ФЛП также справедливым является вывод, что уничтожить документы можно за те годы, к которым налоговики уже не могут дотянуться проверкой.