Темы статей
Выбрать темы

Военные послабления для плательщиков сельхозЕН

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Кроме послаблений, которые плательщикам сельхозЕН дает сама упрощенная система налогообложения, существуют дополнительные послабления, обусловленные действием в Украине военного положения (ВП). О них и идет речь в этой статье.

СельхозЕН

Земельные участки на боевых/оккупированных территориях. Плательщики сельхозЕН, как юрлица, так и ФЛП, имеют право на освобождение от уплаты сельхозЕН согласно п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Оно заключается в том (см. также БЗ 108.02.04), что на время действия ВП

не начисляется и не уплачивается сельхозЕН за сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда, если они находятся на территориях активных боевых действий (АБД) или на временно оккупированных территориях (ВОТ)

Освобождение действует до даты завершения на таких территориях АБД или временной оккупации. Определение территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или ВОТ происходит по Перечню № 309*.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Обратите внимание! К территориям АБД, на которые распространяется военное освобождение, относятся и территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы. СельхозЕН на таких территориях не начисляется и не уплачивается начиная с даты, когда территория была внесена в соответствующий раздел Перечня № 309, но не раньше 01.05.2024, и действует до даты завершения АБД на таких территориях (см. разъяснение ГНСУ от 14.06.2024).

Если же земля расположена на территории, которая находится в зоне возможных боевых действий (ВБД) или на другой территории, не охваченной ни активными боевыми действиями, ни временной оккупацией, то считать сельхозЕН следует по общим правилам. Хотя и в отношении таких земель есть определенные послабления для плательщиков сельхозЕН. О них дальше.

Земельные участки, которые находятся в консервации. Особенности обложения сельхозЕН этой категории земельных участков определяет п. 2921.1 НКУ. В нем прямо указано, что площади законсервированных земельных участков не являются объектом обложения сельхозЕН на период консервации.

Основание для освобождения

(при одновременном соблюдении всех условий)

— решение соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ОМС) об утверждении рабочего проекта землеустройства по консервации земельного участка;

— сведения/данные Государственного земельного кадастра (ГЗК)

Период освобождения

в отношении земель государственной и коммунальной собственности — с первого числа месяца, в котором принято решение, до последнего числа месяца, в котором завершаются мероприятия по охране земель и почв согласно сведениям ГЗК;

в отношении земель частной собственности — со дня внесения сведений в ГЗК о мероприятиях по охране земель и почв до последнего числа месяца, в котором завершаются мероприятия по охране земель и почв согласно сведениям ГЗК

Под это освобождение попадают и земли, на которых находятся фортификационные сооружения. Детали найдете в статье «Земли под фортификационными сооружениями: какие есть налоговые льготы?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 70.

Заминированные земельные участки. В этой категории земель п. 2921.1 НКУ выделяет несколько подкатегорий. Все они тоже не являются объектом обложения сельхозЕН на период, когда были загрязнены или были признаны потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.

Земельные участки, загрязненные взрывоопасными предметами:

Основание для освобождения

обследование земельного участка операторами противоминной деятельности

Период освобождения

— с первого числа месяца, на который приходится дата начала обследования земельного участка;

— до последнего числа месяца, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования

Земельные участки, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) АБД или ВОТ, загрязненные взрывоопасными предметами:

Основание для освобождения

(при одновременном соблюдении всех условий)

— решение ОМС об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов в отношении земельного участка на основании заявления налогоплательщика;

— заявление плательщика к ОМС о потенциальном загрязнении земельного участка взрывоопасными предметами, на основании которого принято решение об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов

Период освобождения

— с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены АБД или временная оккупация на соответствующей территории (в том числе когда дата начала обследования опасной территории операторами противоминной деятельности наступает после даты завершения боевых действий или временной оккупации);

— до последнего числа месяца, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования

Земельные участки, непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами:

Основание для освобождения

(при одновременном соблюдении всех условий)

— решение ОМС о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов на основании заявления налогоплательщика;

— заявление плательщика к ОМС, на основании которого принято решение о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов

Период освобождения

с первого числа месяца, на который приходится дата принятия решения, до последнего числа месяца, на который приходится дата, наступающая раньше:

— или последний день срока, на который предоставлена льгота по уплате местных налогов и/или сборов в соответствии с принятым решением (в том числе с учетом изменений, внесенных в такое решение);

— или дата отмены соответствующего решения;

— или дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности;

— или день признания земельного участка пригодным для использования

Местные льготы. Поскольку сельхозЕН как разновидность единого налога относится к местным налогам (см. п.п. 10.1.2 НКУ), местные советы уполномочены предоставлять льготы по уплате сельхозЕН на соответствующей территории. Причем это может быть любая территория, ни какой-либо привязки к Перечню № 309.

Во время действия ВП такие льготы вводят обычно на территориях ВБД с условием, что правительство будет компенсировать местному бюджету недополученные средства из государственного бюджета (основание — постановление КМУ от 12.04.2024 № 425). Как пример можно назвать решение Харьковского городского совета от 03.12.2024 № 683/24, которым установлена 100 % местная льгота по сельхозЕН на I квартал 2025 года.

Сельхоздоля. Согласно п.п. 298.8.4 НКУ может быть подтвержден статус плательщика сельхозЕН, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы не соблюдается стандартный размер такой доли — 75 %. Но при условии подачи плательщиком вместе с налоговой отчетностью копии решения областного совета о наличии обстоятельств непреодолимой силы в регионе, где плательщик осуществляет свою деятельность и является пострадавшим вследствие действия таких обстоятельств. Это послабление существовало в мирное время и существует поныне.

В то же время в НКУ есть отдельное послабление в отношении выполнения размера сельхоздоли во время ВП. Так, плательщики сельхозЕН, у которых определенная часть сельхозугодий в течение действия ВП определенное время находилась на территориях ВБД/АБД/ВОТ, могут в следующем году выбрать сельхозЕН или подтвердить статус плательщика сельхозЕН, соблюдя размер сельхоздоли не на уровне 75 %, а на уровне 50 % (п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Рассчитывать на 50 % сельхоздолю можно, если

не менее 30 % общей площади сельхозугодий и/или земель водного фонда, которые принадлежат или использовались аграрием в предыдущем году, располагалось не менее 6 месяцев на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на ВОТ

Определяют 6-месячный срок пребывания в зоне боевых действий и/или временной оккупации по данным Перечня № 309. Причем поскольку во внимание принимается любая зона боевых действий (как ВБД, так и АБД), то земли, которые находились в течение 2024 года (хоть до 01.05.2024, хоть после) в зоне АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы, включают в 6-месячный период.

Обратите внимание! Фискалы видят правила применения военного послабления в отношении размера сельхоздоли несколько иначе. Они требуют вместе с общей и отчетными декларациями по сельхозЕН подать копию решения областного совета (областной военной администрации) о наличии обстоятельств непреодолимой силы в регионе (см. консультации в БЗ 108.02.01 — эту и эту). На наш взгляд, такие выводы фискалов надуманы. Больше подробностей найдете в статье «Как плательщику сельхозЕН непросто воспользоваться укороченной 50 % сельхоздолей» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32.

МНО

Земельные участки на боевых/оккупированных территориях. Плательщики сельхозЕН, как и другие лица, которые владеют или пользуются сельхозугодиями, имеют право в течение действия ВП на освобождение от уплаты МНО. Такое освобождение предусмотрено п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, согласно которому

не начисляется и не уплачивается общее МНО за сельхозугодия, которые находятся на территории АБД или на ВОТ

Действует это освобождение до даты завершения на таких территориях АБД или временной оккупации. Определять такие территории следует согласно Перечню № 309. Сумма МНО за земли, на которые распространяется это освобождение, определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие земли подлежали обложению платой за землю или сельхозЕН.

Обратите внимание! К территориям АБД, на которые распространяется военное освобождение от МНО, относятся и территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы. К сожалению, без проблем рассчитывать на это военное освобождение на таких территориях можно только с 01.05.2024. По крайней мере фискалы настаивают именно на этом.

Конечно, вы можете сейчас, при подаче сельхозЕН-декларации на текущий (2025) год, исключить из расчета МНО за предыдущий (2024) год свои сельхозугодия на территориях АБД, где функционируют государственные информационные ресурсы, невзирая на эту дату. Однако отстаивать свою позицию придется, скорее всего, в суде.

Законсервированные и заминированные земельные участки. Согласно п. 381.2 НКУ МНО не определяется за земельные участки, за которые не начислялись и не уплачивались плата за землю или сельхозЕН:

которые находятся в консервации;

загрязнены взрывоопасными предметами;

— по которым принято решение о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов на основании заявлений плательщиков о признании земельных участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами (см. статью «Местные льготы по плате за землю и налогу на недвижимость» // «Налоги & бухучет», 2025, № 8).

Поэтому если в течение 2024 года плательщик сельхозЕН имел освобождение от платы за землю в части как земналога, так и арендной платы (ст. 2831 и п. 288.8 НКУ) или от уплаты сельхозЕН (п. 2921.1 НКУ) за законсервированные, заминированные или потенциально заминированные земли, то при подаче сейчас декларации на 2025 год считать за такие земли МНО за 2024 год он не должен.

Плата за землю

Земельные участки на боевых/оккупированных территориях. В течение ВП действует военное освобождение, предусмотренное п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Так,

плата за землю не начисляется и не уплачивается за те месяцы, в течение которых соответствующая территория была определена как территория АБД или ВОТ

При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД / временной оккупации.

Следовательно, это военное послабление дает плательщикам сельхозЕН право в 2025 году не уплачивать:

— земельный налог за земли, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;

— арендной платы за аренду земель государственной и коммунальной собственности.

Земельные участки, на которых расположена уничтоженная недвижимость. Чтобы получить освобождение от платы за землю за такие земельные участки согласно п.п. 69.141 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, данные об уничтожении недвижимости и данные о земельных участках, на которых была расположена уничтоженная недвижимость, должны быть внесены в Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф. Остальные подробности ищите в статье «Разрушена/повреждена недвижимость: какие налоги можно не платить» // «Налоги & бухучет», 2025, № 8.

Законсервированные и заминированные земельные участки. Кроме того, плательщик сельхозЕН может рассчитывать на освобождение от платы за землю, если его земли:

— находятся в консервации;

— загрязнены взрывоопасными предметами;

— непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.

Правила получения таких видов освобождения прописаны в ст. 2831 и п. 288.8 НКУ. Они такие же, как и для освобождения от уплаты сельхозЕН за законсервированные и заминированные земли (см. об этом выше).

О других земельных послаблениях, которые действуют как во время ВП, так и на постоянной основе, читайте в статье «Военные льготы по плате за землю» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53. Воспользоваться ими могут как плательщики сельхозЕН, так и любые другие категории плательщиков платы за землю.

Налог на недвижимость

В течение ВП действует военное освобождение, предусмотренное п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Так,

налог на недвижимое имущество не начисляется и не уплачивается за объекты недвижимости, которые находятся на территории АБД и/или ВОТ

При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД / временной оккупации.

Кроме того, если вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф:

1) уничтожена недвижимость, то за нее плательщики сельхозЕН, как и другие плательщики, освобождаются от уплаты налога на недвижимость;

2) повреждена недвижимость, которая:

требует капитального ремонта, реконструкции или реставрации, то плательщик сельхозЕН, как и другие плательщики, освобождается от налога на недвижимость за период до даты завершения восстановления поврежденного объекта;

подверглась незначительным повреждениям и подлежит восстановлению путем текущего ремонта, то ОМС по заявлению плательщика может установить для такой недвижимости льготные ставки или вообще освободить от уплаты налога.

Подробно об этих и других послаблениях, которые действуют как во время ВП, так и на постоянной основе, читайте в статьях «Разрушена/повреждена недвижимость: какие налоги можно не платить» // «Налоги & бухучет», 2025, № 8 и «Военные льготы по налогу на недвижимое имущество» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53.

Экологический налог

Если плательщик сельхозЕН имеет стационарный источник загрязнения (котельную, зерносушилку, колбасный цех и т. п.), то при определенных условиях он может претендовать на освобождение от эконалога согласно п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Этой нормой предусмотрено, что

экологический налог не начисляется и не уплачивается за период с первого числа месяца по последнее число месяца, в течение которых территории, на которых расположены стационарные источники загрязнения плательщика, значились в Перечне № 309 как территории АБД и/или ВОТ

Указанное освобождение распространяется на субъектов хозяйствования, которые осуществляют, в частности:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (п.п. 242.1.1 НКУ);

2) сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 242.1.2 НКУ);

3) размещение отходов, кроме размещения отходов в качестве вторичного сырья на собственных территориях (п.п. 242.1.3 НКУ).

Кроме того, п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ определено, что эконалог за стационарные источники загрязнения, размещенные на заминированной или потенциально заминированной территории, уплачивать также не придется. Правила получения таких видов освобождения такие же, как и для освобождения от уплаты сельхозЕН за заминированные / потенциально заминированные земли (см. об этом выше).

Выводы

  • Военное освобождение от уплаты сельхозЕН и МНО распространяется на земли, которые находятся в зоне АБД или во временной оккупации.
  • Кроме того, при определенных условиях сельхозЕН и МНО можно не уплачивать за законсервированные, заминированные и потенциально заминированные земли.
  • Также в 2025 году плательщик сельхозЕН может получить военное освобождение от платы за землю, налога на недвижимость и эконалога.
  • Если 30 % земель агрария 6 месяцев находилось в зоне боевых действий или в оккупации, то для того, чтобы быть плательщиком сельхозЕН, он может ориентироваться на уменьшенный размер сельхоздоли, составляющий 50 %, а не 75 %.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше