Темы статей
Выбрать темы

Спрашивали — отвечаем: учет и применение КЭКР

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Сколько бы ни было публикаций и разъяснений на учетную тематику, а вопросов по этому поводу не становится меньше. Мы со своей стороны постоянно следим за вопросами, интересующими бухгалтеров бюджетной сферы. Поэтому подготовили очередную порцию ответов на популярные вопросы из чата на портале «Бухгалтер.ком.юа». В этот раз расскажем о порядке учета и списания материальных ценностей, а также коснемся темы применения КЭКР. И, как всегда, только кратко и по сути.

№ п/п

Вопрос

Ответ

Бухучет

1

Можно ли зачислять на баланс имущество с нулевой балансовой стоимостью?

Очевидно, идет речь о безвозмездной передаче необоротных активов, раннее бывших в использовании, между бюджетными учреждениями. Конечно, нередко объектами передачи становятся полностью изношенные активы (на которые начислено 100 % износа). Следовательно, их остаточная (балансовая) стоимость равна нулю.

И наш ответ на вопрос: не только можно, но и нужно зачислять указанные объекты на баланс по той стоимости, которая указана в сопроводительных документах.

Ведь первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъекта государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости, по которой они учитывались у субъекта, который их передал. При этом следует учитывать дополнительные расходы на доставку этих объектов, их монтаж, наладку и т. п. В то же время нужно указать сумму износа, начисленного на соответствующие активы за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации. Такие требования продиктованы п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 1211. Причем эти правила оценки имущества, безвозмездно полученного от других бюджетных учреждений, едины и касаются всех видов необоротных активов.

Таким образом, при оприходовании безвозмездно полученного имущества с нулевой остаточной стоимостью следует отражать его первоначальную стоимость и одновременно начисленный износ на равновеликую сумму.

А вот как учитывать такие активы в дальнейшем, решать только вам. Вы можете либо провести их переоценку, либо просто установить для них ликвидационную стоимость. Бесспорно, второй вариант проще в исполнении и не требует дополнительных материальных расходов. Однако они оба вполне приемлемы и законны.

Подробнее об учете таких операций читайте в консультации «Безвозмездно полученные МНМА: зачисляем на баланс и списываем» (2020, № 7)

2

Получили безвозмездно авто (б/у), перерегистрировали, провели диагностику, ремонт, приобрели страховой полис. Какие из этих расходов увеличивают первоначальную стоимость ОС? Как правильно отразить эту операцию и где следует накапливать такие расходы?

По общему правилу в первоначальную стоимость автомобиля следует включать: регистрационные сборы, госпошлину, непрямые налоги и аналогичные платежи, связанные с приобретением (получением) прав на соответствующие объекты. Кроме того, в первоначальную стоимость должны попасть все прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до пригодного для использования состояния. Такой порядок формирования первоначальной стоимости ОС предусмотрен п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121.

Наряду с этим помните и о необходимости увеличения первоначальной стоимости авто на сумму его дооборудования, улучшения, модернизации и т. п. (п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121).

Зато расходы на содержание объекта ОС (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта) признаются расходами соответствующего отчетного периода. Прямое указание на это содержит п. 4 разд. VI Методрекомендаций2. Кстати, то же самое касается и расходов на автострахование. Поэтому расходы на приобретение страхового полиса, независимо от вида страхования (ОСАГО или КАСКО), отражайте в составе материальных расходов.

А значит, первоначальную стоимость безвозмездно полученного авто нужно увеличить только на сумму расходов на его перерегистрацию. Тогда как стоимость услуг по диагностике и ремонту «железного коня», а также стоимость страхового полиса следует списать на фактические расходы.

Теперь о порядке учета этих сумм. Так, все расходы, которые включаются в первоначальную стоимость ОС, накапливаем и отражаем в составе капитальных инвестиций. В частности, для учета таких расходов предназначен субсчет 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства». После ввода соответствующих объектов в эксплуатацию уменьшаем сумму капинвестиций. А вот на сумму расходов на ремонт, автострахование и т. п. показываем увеличение расходов по дебету субсчета 8013 «Материальные расходы».

Для накопления расходов, увеличивающих первоначальную стоимость ОС, можно применять регистр произвольной формы. На законодательном уровне форма такого документа не установлена.

Подробнее о порядке формирования первоначальной стоимости безвозмездно полученного авто вы можете узнать из статьи «Безвозмездная передача авто: определяем ключевые моменты» (2019, № 14).

Как провести и отразить регистрацию и перерегистрацию служебного автомобиля, подскажет наша консультация «Регистрация (перерегистрация) авто: КЭКР + бухучет» (2019, № 17-18).

Все об автостраховании вы найдете в статье «Автострахование: что, когда и как показывать в бухучете» (2019, № 39)

3

Как правильно оформить передачу авто другому бюджетному учреждению, если вместе с автомобилем будет передан комплект зимних шин, другие запчасти, а также бензин в баке?

Конечно, указанные материальные ценности не входят в комплектацию автомобиля. В свое время они были приобретены для обслуживания соответствующего транспортного средства. И если учреждение не имеет потребности в их использовании для ремонта или обслуживания других авто, такие материальные ценности, действительно, целесообразно передать вместе с транспортным средством.

Внимание! Главное, чтобы о передаче сопутствующих материальных ценностей было четко указано в решении (приказе) о безвозмездной передаче имущества.

Если это условие соблюдено, можно смело оформлять и передавать вместе с автомобилем и запчасти, и горючее

Для оформления передачи таких активов стоит применить накладную (требование) по типовой форме № З-3 и Акт о приеме материалов по типовой форме № З-1. Типовые формы этих документов утверждены приказом № 1303.

Первая будет основанием для выдачи материальных ценностей из гаража, склада, другого места хранения. Тогда как актом мы удостоверяем непосредственно факт передачи-приема материалов от одного бюджетного учреждения другому.

Также эти документы следует указать в разделе «Перечень документации, который прилагается» Акта приема-передачи ОС

4

Можно ли зачислить жесткий диск, приобретенный по КЭКР 2210, на субсчет 1113? Новый жесткий диск будет установлен на системный блок как дополнительный (два других уже установлены)

Сразу ответим: нет. С учетом указанных обстоятельств, жесткий диск следует рассматривать как комплектующие к системному блоку и учитывать в составе запасов. В частности, он подлежит зачислению на субсчет 1515 «Запасные части».

В то же время стоит заметить: на сегодняшний день существуют так называемые внутренние и внешние жесткие диски. Первые можно использовать исключительно после установки на системный блок (ноутбук). Тогда как вторые — это портативные устройства, предназначенные для длительного хранения информации. Кроме того, внешние HDD дают возможность переносить данные с одного устройства на другое. И вот такие жесткие диски, действительно, следует учитывать на субсчете 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Если же речь идет о винчестере, предназначенном для вмонтирования, то нет никаких оснований для его зачисления в состав необоротных активов как отдельного объекта.

Кстати, операцию по установке дополнительных жестких дисков вполне можно рассматривать как улучшение соответствующего ОС. Но это уже совсем другая история, требующая применения и другого подхода (проводится по КЭКР 3132).

Напомним: характер выполняемых работ определяет руководитель учреждения. Именно он решает, направлены конкретные работы на повышение технико-экономических возможностей объекта или предусматривают лишь поддержание его в рабочем состоянии. Это предусмотрено п. 2 разд. VI Методрекомендаций

5

Демонтируем старый кондиционер и устанавливаем новый. Входит ли стоимость услуг по демонтажу в первоначальную стоимость нового кондиционера?

Прежде всего напомним общее правило формирования первоначальной стоимости ОС, продиктованное п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121.

Как известно, в первоначальную стоимость включают только расходы, непосредственно связанные с доведением объекта ОС до пригодного для использования состояния.

Имеет ли демонтаж старого кондиционера прямое отношение к установке и функционированию нового? Очевидно, нет.

Но в любом случае все зависит от условий договора на приобретение и установку кондиционера. Так, если стоимость услуг по демонтажу старого устройства и установке нового включена в цену непосредственно кондиционера, тогда без вариантов. Стоимость этих услуг, конечно, войдет в первоначальную стоимость кондиционера при его оприходовании.

Другое дело, если оплата услуг по демонтажу/монтажу проводится отдельно. Здесь уже возможны два варианта развития событий. Но решающую роль снова играет порядок оформления документов исполнителем работ. Если он четко определил стоимость демонтажа старого кондиционера в акте выполненных работ, тогда эту сумму вполне можно списать на расходы отчетного периода.

А вот остальные расходы относим на увеличение первоначальной стоимости нового устройства. Если же в акте выполненных работ стоимость услуг по демонтажу отдельно не указана, тогда в первоначальную стоимость попадет общая сумма расходов

6

Как правильно отразить оприходование древесины (для отопления помещения), полученной в результате обрезки многолетних насаждений?

Следует помнить, что все зеленые насаждения в пределах населенных пунктов подлежат охране и восстановлению. Исключение составляют только насаждения, которые высажены или выросли самосевом в охранных зонах воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и устройств. Прямое указание на это содержит ч. 1 ст. 28 Закона о благоустройстве4.

При этом охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений, на земельных участках, предоставленных в постоянное пользование или в аренду, проводятся за счет средств их пользователей. Таково предписание ч. 2 ст. 28 Закона о благоустройстве.

Ответственными за сохранение и надлежащий уход за насаждениями на территориях учреждений, организаций и прилегающих территориях являются такие учреждения и организации. Об этом четко сказано в п.п. 5.5 Правил № 1055.

В свою очередь, требования к обрезке деревьев прописаны в пп. 9.1.10 — 9.1.13 Правил № 105. Тогда как порядок обрезки кустов определен п.п. 9.1.18 этих Правил.

Зато процедура удаления зеленых насаждений на территории населенного пункта регламентирована отдельным документом — Порядком № 10456. Последним предусмотрен исчерпывающий перечень случаев удаления зеленых насаждений и уплаты их восстановительной стоимости.

Имейте в виду: по общему правилу удаление деревьев и кустов в населенных пунктах осуществляется по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета на основании ордера. Таковым является требование п. 3 Порядка № 1045.

Однако это не касается обычной сезонной обрезки кустов и деревьев как одного из мероприятий по уходу за ними.

Теперь о бухучете. Безусловно, если древесина, полученная от обрезки зеленых насаждений, может быть использована учреждением или реализована, ее следует обязательно оприходовать. А конкретно, древесина, оставленная для отопления здания учреждения, подлежит зачислению на субсчет 1514 «Горюче-смазочные материалы».

Одновременно с этим нужно показать увеличение дохода по субсчету 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе».

Таким образом, при оприходовании древесины следует сделать запись: Дт 1514 — Кт 2117. В то же время отражаем доход на сумму оприходованной и оставленной для отопления древесины: Дт 2313 — Кт 7112. И не забудьте показать на эту сумму кассовые расходы: Дт 2117 — Кт 2313.

Внимание! Указанная операция предусматривает поступления в натуральной форме, потому не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца необходимо предоставить в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме. Этого требуют п.п. 12.7 Порядка № 9387 и п.п. 11.17 Порядка № 14078.

Кроме того, на сумму оприходованной древесины нужно внести изменения в смету в части спецфонда (абз. 4 п. 49 Порядка № 2289)

7

В каком мемориальном ордере следует отразить пополнение проездных смарт-карточек?

Непосредственно проездные карточки многократного использования следует учитывать в составе МБП на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Тогда как операцию по пополнению таких карточек целесообразно рассматривать как поступление проездных документов. Ведь уплаченные проездные документы относятся к денежным документам в соответствии с п. 2.6 разд. ІІ Порядка № 37210. Кстати, для учета последних предназначен субсчет 2213 «Денежные документы в национальной валюте».

Следовательно, при перечислении средств перевозчику за проезд авансом делаем запись: Дт 2113 — Кт 2313 в мемориальных ордерах № 2 и 4.

Далее оприходуем проездные документы на сумму пополнения карточки: Дт 2213 — Кт 2113. Эту запись делаем в мемориальном ордере № 4.

В конце отчетного месяца сумму фактически использованных проездных документов (на сумму уменьшения остатка по проездной карточке) нужно списать на расходы. Эту операцию отражаем в мемориальном ордере № 17 таким образом: Дт 8013 — Кт 2213.

Еще больше полезной информации об учете проездных карточек вас ждет в статье «Пластиковые проездные карточки: учитываем правильно» (2019, № 47)

8

Какие учетные записи следует сделать для восстановления кассовых расходов прошлого года? В частности, была возвращена переплата за услуги теплоснабжения за 2019 год

Запомните: восстановление кассовых расходов прошлого года не проводится в текущем году ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах.

Это объясняется тем, что начиная с 31 декабря* распорядители бюджетных средств теряют право на использование ассигнований, предусмотренных в сметах на текущий год. Более того, расходы предыдущих отчетных лет уже включены в накопленный результат выполнения сметы.

Отсюда вывод: возврат прошлогодних расходов предусматривает корректировку финансового результата за предыдущие отчетные периоды. Причем возврат прошлогодних переплат следует отнести на увеличение финрезультата (по кредиту субсчета 5512). Ведь в таком случае фактически происходит уменьшение расходов предыдущих отчетных периодов.

Что касается дальнейшей судьбы средств, полученных в счет возврата прошлогодних переплат, то по большей части они подлежат направлению в бюджет. То есть такие суммы следует перечислить в доход общего фонда соответствующего бюджета по коду 24060300 «Другие поступления».

Исключением могут быть лишь возвраты переплат, осуществленных в предыдущие периоды за счет собственных поступлений бюджетных учреждений. Такие средства остаются в распоряжении бюджетного учреждения. К такому заключению пришли специалисты Госказначейской службы в письме от 17.07.2015 г. № 14-09/562-19082.

Больше о порядке отражения таких операций на счетах бухучета читайте в консультации «Банк вернул переплату по РКО: как учитывать и куда направлять эти средства» (2019, № 23)

* Согласно ч. 1 ст. 3 БКУ бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год (с 1 января и до 31 декабря).

9

Как списать горючее на работу мотокосы?

Конечно, для правильно и обоснованного списания ГСМ необходимо иметь нормы их расхода. Однако такие нормы для мотокосы, бензопилы или другого садового инструмента не найдешь в привычных Нормах № 4311.

Руководствоваться нормами, предусмотренными заводом-производителем инструмента, тоже не вариант

Ведь далеко не каждый производитель указывает такую информацию в инструкции по эксплуатации. А если и указывает, то в лучшем случае — в расчете на 1 час работы. Тогда как фактические расходы ГСМ могут значительно отличаться в зависимости от вида травяного покрытия (вида древесины, ее влажности — для бензопилы). К тому же и мастерство работника играет не последнюю роль.

Но выход есть. А точнее, их даже два:

• либо обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» и заказать индивидуальные нормы для конкретной модели мотокосы (бензопилы и т. п.);

• либо самостоятельно разработать нормы расхода горючего на работу инструмента по результатам натурных испытаний. Постоянно действующая комиссия учреждения по списанию имущества вполне может провести контрольные замеры расхода ГСМ на работу мотокосы при разных условиях эксплуатации. По результатам испытаний нужно составить акт установления нормативных расходов ГСМ в произвольной форме. Главное: утвердить определенные комиссией нормы приказом руководителя учреждения. И тогда все будет в порядке.

Кстати, советуем устанавливать норму расхода горючего для таких инструментов в расчете на единицу выполняемой работы. То есть для мотокосы целесообразно определить нормативный расход ГСМ на 100 м2 выкошенной площади.

Однако, как всегда, выбирать вам. Но первый вариант требует и времени, и денег. Потому что услуги ГП «ГосавтотрансНИИпроект» не бесплатные. Реализация второго варианта тоже может вызывать определенные трудности. Но такой подход не требует хотя бы дополнительных материальных расходов

10

Какие нормы естественных потерь продуктов питания применяются при их хранении в кладовой?

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей (ТМЦ) следует понимать уменьшение их количества, обусловленные естественными процессами, без изменения качественных характеристик.

Таким образом, речь идет о потерях от усыхания и распыления жидких и порошкообразных продуктов, раскрошения при обработке мяса и т. п.

Объем таких потерь определяют по каждому виду продуктов отдельно как произведение нормы, выраженной в процентах, на количество отпущенного товара за период между инвентаризациями.

В частности, для определения объемов естественной убыли продуктов питания при хранении в кладовых следует руководствоваться приложениями 6 и 7 Норм № 8812. Несмотря на то, что указанный документ был разработан и принят в советское время, он и до сих пор остается действующим. К тому же аналогов в украинском законодательстве пока нет.

В свое время Минэкономразвития в письме от 20.10.2014 г. № 3501-06/36416-07 также отметило возможность применения этого документа.

Следовательно, можно смело пользоваться Нормами № 88. Главное при этом — придерживаться следующих правил:

1) нормы естественной убыли применяют лишь в случае выявления факта недостачи ТМЦ;

2) установленные нормы являются предельными. То есть списание продуктов осуществляют в фактических размерах, но не более рассчитанных по нормам;

3) списание естественной убыли товаров возможно только после их инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке;

4) если для определенного вида ТМЦ отсутствуют утвержденные нормы естественной убыли, их недостача считается в полном объеме сверхнормативной

Применение КЭКР

1

По какому КЭКР следует покупать тонометр, если медицинского кабинета в учреждении нет?

Несомненно, и тонометры, и термометры (для измерения температуры тела человека) относятся к изделиям медицинского назначения. Ведь и те, и другие включены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения (см. официальный сайт Гослекслужбы).

В свою очередь, приобретение изделий медицинского назначения (инструментов, устройств, принадлежностей, материалов, в частности термометров, диагностических тестов и т. п., которые не берутся на учет как ОС) проводится по КЭКР 2220 «Медикаменты и перевязочные материалы». Таково предписание п. 2 п.п. 2.2.2 Инструкции № 33313. Однако это общее правило. Расходы по этому коду планируют в своих сметах прежде всего медицинские заведения. Также оправданным будет применение этого КЭКР и учреждениями, имеющими в своем составе хотя бы медпункт или медицинский кабинет.

А вот учреждения, которые не имеют никакого отношения к медицине и не имеют медицинских кабинетов (медпунктов), для этих целей должны применять КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Именно по этому коду они осуществляют расходы на приобретение аптечек (их пополнение), а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения (п. 4 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

Следовательно, если ваше учреждение намеревается приобрести термометр или тонометр с целью обеспечения безопасных условий труда, то пожалуйста. Отсутствие медкабинета в учреждении этому не помеха. И вносить изменения в смету тоже не нужно. Такие расходы вполне можно провести по КЭКР 2210.

Кстати, к аналогичному заключению пришли и специалисты Госказначейской службы в письме от 10.04.2020 г. № 16-06-06/6732 относительно приобретения масок медицинских для работников

2

По какому КЭКР можно приобрести бесконтактный термометр?

3

По какому КЭКР надо планировать расходы на оплату услуг по созданию и внедрению систем кондиционирования рабочих мест?

Если идет речь не об обычной установке одного кондиционера в помещении, а о внедрении целой системы кондиционирования, то без капитальных расходов не обойтись. Ведь создание такой системы предусматривает выполнение ряда проектировочных работ и привлечение высококвалифицированных специалистов к процессу монтажа. Следовательно, это требует значительно больше денежных вложений.

И уже на этапе планирования расходов нужно определиться с порядком дальнейшего учета этой операции. Фактически в вашем арсенале есть два возможных варианта отражения таких работ:

1) как приобретение (создание) нового отдельного объекта ОС;

2) как улучшение (модернизация) уже существующего объекта ОС — здания учреждения.

То есть систему кондиционирования можно рассматривать как отдельный объект ОС (с дальнейшим зачислением на субсчет 1014). В то же время абсолютно приемлемым является и отнесение всех расходов, связанных с созданием такой системы, на увеличение первоначальной стоимости здания.

Именно от выбранного вами подхода к учету и будет зависеть порядок применения КЭКР при планировании соответствующих расходов.

А значит, если вы выбрали первый вариант, то расходы на приобретение оборудования следует планировать по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п.п. 3.1.1 Инструкции № 333)

По этому же коду проводятся и расходы на транспортировку, монтаж и пусконаладочные работы, если их стоимость включена в стоимость приобретения оборудования согласно договору. Это следует из нормы абз. 2 п. 1.4 Инструкции № 333.

Если же монтажные работы выполняются по отдельному договору, тогда их оплату следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 13 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333)*.

Зато если вам больше нравится второй вариант, тогда планируйте все расходы на создание и внедрение системы кондиционирования по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333)**.

Обратите внимание: именно по этому КЭКР следует проводить расходы и на изготовление проектно-сметной документации, и на приобретение оборудования, и на оплату непосредственно монтажных работ

* По этому же КЭКР проводим и оплату пассивного оборудования (розеток, кабелей, соединителей и т. п.), если оно является неотъемлемой частью работ (услуг).

** Если создание системы кондиционирования будет рассматриваться и отражаться в бухучете как улучшение здания, не стоит применять КЭКР 2240. Такой подход противоречит норме п. 2 разд. VI Методрекомендаций и может быть расценен как нецелевое использование бюджетных средств.

4

Планируем приобрести планшет за 4500 грн. По какому КЭКР следует проводить оплату?

Планшет, как и любые другие подобные гаджеты, однозначно относится к необоротным материальным активам. Ведь срок их эксплуатации 100 % превышает один год. Однако указанная стоимость планшета не дает оснований для его зачисления в состав ОС.

В свою очередь, приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как ОС, предусмотрено осуществлять за счет текущих расходов. Прямое указание на это содержит п. 2.2 Инструкции № 333.

А конкретно, приобретение малоценных предметов проводится по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Таким является предписание п. 6 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

Следовательно, расходы на приобретение планшета стоимостью 4500 грн следует планировать и осуществлять по КЭКР 2210

5

Поступила помощь в натуральной форме — детские игрушки. Какой КЭКР указать в расходной части Справки о поступлениях в натуральной форме?

Действительно, форма Справки о поступлениях в натуральной форме предусматривает отражение не только доходов по соответствующим кодам, но и расходов на равновеликую сумму. Фактически этим самым мы имитируем поступление доходов и приобретение за счет этих средств материальных ценностей (оплату работ, услуг).

Поэтому нужно выяснить, по какому КЭКР осуществляется приобретение соответствующих активов (оплата работ, услуг).

Так, расходы на закупку малоценных предметов (в том числе игрушек для детских учреждений) следует планировать и проводить по КЭКР 2210. Этого требует п. 6 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

Таким образом, в случае получения благотворительной помощи в виде детских игрушек при оформлении Справки о поступлениях в натуральной форме отражаем расходы по КЭКР 2210. Конечно, сумма расходов должна соответствовать стоимости безвозмездно полученных игрушек

6

По какому КЭКР следует уплачивать пеню за несвоевременно оплаченные услуги электроснабжения?

Пеня вместе со штрафами и неустойкой является разновидностью хозяйственных санкций, предусмотренных ч. 1 ст. 230 ХКУ14. Такие штрафные санкции налагаются на участника хозяйственных отношений при невыполнении или ненадлежащем выполнении им хозяйственных обязательств.

Размер и общий порядок применения штрафных санкций регламентированы нормами ст. 231 ХКУ.

Расходы на уплату штрафов, пени и т. п. осуществляются по КЭКР 2800 «Другие текущие расходы» (п. 3 п. 2.6 Инструкции № 333).

Хочешь не хочешь, а здесь сразу возникает вопрос: где взять средства для уплаты пени? Потому что вряд ли кто-то планирует такие расходы заблаговременно. Первое, что приходит в голову: «выкроить» из общей суммы расходов, предусмотренных по КЭКР 2800. Но если такие расходы четко расписаны и рассчитаны до копейки, тогда придется искать другие источники. Например, можно провести распределение расходов между КЭКР. Конечно, для этого нужно внести изменения в смету и согласовать свои действия с вышестоящим учреждением.

И еще один нюанс. Будьте готовы, что факт наложения штрафных санкций на учреждение заинтересует контролирующие органы. И очевидно, они будут искать виновных. Ведь нарушение договорных обязательств, повлекшее за собой применение санкций к учреждению, может рассматриваться как нанесение убытков государству

7

По какому КЭКР проводится оплата за обучение работников?

Прежде всего нужно выяснить, получат ли слушатели после окончания обучения документ установленного образца. Этот момент имеет решающее значение для планирования расходов на оплату такого обучения.

Итак, если приобретение профессиональных навыков по результатам обучения будет подтверждено удостоверением (сертификатом) установленного образца, тогда расходы оплачиваем по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития». Такой порядок предусмотрен п. 9 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333.

Если же после завершения обучения работник не получает такого документа, тогда расходы следует планировать по КЭКР 2240. Так, именно по этому коду предусмотрено осуществлять оплату участия в краткосрочных семинарах, совещаниях, совещаниях-обучениях (п. 18 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333)

8

По какому КЭКР выплачивать материальное поощрение студентам (за счет средств общего фонда)?

Действительно, учебные заведения имеют право предоставлять материальную помощь и поощрения учащимся, студентам, курсантам, клиническим ординаторам и аспирантам. Главное, чтобы такие студенты (учащиеся, курсанты и т. п.) обучались очно по государственному (региональному) заказу. Об этом четко сказано в п. 8 Порядка № 88215.

Порядок использования средств, предусмотренных для предоставления поощрения, разрабатывает учебное заведение и утверждает его ученый (педагогический) совет.

Источником финансирования таких выплат являются средства общего фонда сметы заведения, предусмотренные на стипендиальное обеспечение.

С учетом этого, расходы на выплату поощрения студентам следует планировать и осуществлять по КЭКР 2720 «Стипендии». Это следует из пп. 1 и 2 п.п. 2.5.2 Инструкции № 333

9

Учреждение переезжает в новое здание. По какому КЭКР можно оплатить транспортные услуги и услуги грузчиков?

Расходы на оплату любых транспортных услуг (в том числе погрузочно-разгрузочных услуг) проводятся по КЭКР 2240. Указание на это содержит п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Однако есть и исключения. Не стоит планировать по этому коду расходы по найму транспорта для строительных работ и капитального ремонта зданий. Оплату таких услуг следует осуществлять за счет капитальных расходов

10

Бюджетное учреждение является распространителем социальной рекламы. По какому КЭКР следует проводить оплату за предоставление места для размещения средств внешней рекламы?

Оплату услуг сторонних специалистов по созданию и размещению рекламной и информационной продукции следует осуществлять по КЭКР 2240. Этого требует абз. 6 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Зато расходы на создание той же рекламной продукции следует планировать по КЭКР 2210. Ведь именно по этому КЭКР предусмотрено приобретение и изготовление рекламных буклетов, макетов, плакатов, стендов и т. п. (п. 2 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

В то же время некоторые фирмы предлагают услугу «2 в 1». Они сразу и изготовляют, и размещают вашу рекламу. Поэтому внимательно читайте договор. Если стоимость размещения уже включена в стоимость рекламной продукции, тогда оплату проводите по КЭКР 2210 на общую сумму. Такой порядок действий следует из предписания абз. 2 п. 1.4 Инструкции № 333.

Однако за места под рекламу, скорее всего, придется платить отдельно. В этом случае такие расходы следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240

1 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

2 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

3 Приказ Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции об их составлении» от 18.12.2000 г. № 130.

4 Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

5 Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом Минстроя от 10.04.2006 г. № 105.

6 Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1045.

7 Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

8 Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

9 Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

10 Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372.

11 Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

12 Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкции по их приложению, утвержденные приказом Минторга СССР от 02.04.87 г. № 88.

13 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

14 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

15 Порядок назначения и выплаты стипендий, утвержденный постановлением КМУ от 12.07.2004 г. № 882.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше