Темы статей
Выбрать темы

Спрашивали — отвечаем: трудовые отношения + оплата труда

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений, Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Вашему вниманию наша традиционная рубрика «Спрашивали — отвечаем». В ней приведены ответы на вопросы из чата, размещенного на портале buhgalter.com.ua, а также те, которые прислали на электронный адрес редакции журнала «Бюджетная бухгалтерия»: bb@id.factor.ua. В этот раз мы отобрали самые интересные «трудооплатные» вопросы и подготовили аргументированные ответы на них.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон об отпускахЗакон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о госслужбеЗакон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон о службе в ОМСЗакон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон о соцстрахованииЗакон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 785Закон Украины «О внесении изменений в статью 8 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» относительно усиления социальной защиты учащихся, студентов (курсантов) из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и некоторых других лиц» от 14.07.2020 г. № 785-IX.

Закон № 1009Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций» от 17.11.2020 г. № 1009-IX.

Закон № 1058Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2011Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII.

Закон № 3242Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 13.01.2005 г. № 2342-IV.

Закон № 3551Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Закон № 5067Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Законопроект № 3623 — проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме от 10.06.2020 г. № 3623.

Постановление № 1084постановление КМУ «О введении учета трудовой деятельности работника, физического лица — предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме» от 27.11.2019 г. № 1084.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 271Порядок предоставления работодателями госслужбы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.

Порядок № 290Порядок назначения на должности государственной службы на период действия карантина, установленного с целью предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, утвержденный постановлением КМУ от 22.04.2020 г. № 290.

Порядок № 1045Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для выплаты социальных стипендий студентам (курсантам) заведений профессионального предвысшего и высшего образования, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1045.

Порядок № 1266Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Положение № 43Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденное совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43.

Приказ № 557приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Инструкция № 102Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Инструкция № 455Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455.

Инструкция № 532Инструкция о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утвержденная приказом Минздрава, Минсоцполитики, ФСС по ВПТ, ФНС от 03.11.2004 г. № 532/274/136-ос/1406.

Правила № 52/5Правила госрегистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденные приказом Минюста от 18.10.2000 г. № 52/5.

Типовые характеристики № 203 — Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом НАГС от 07.11.2019 г. № 203-19.

МЗП — минимальная заработная плата.

ЕСВ — единый социальный взнос.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

ОМС — орган местного самоуправления.

РГА — районная государственная администрация.

ПФУ — Пенсионный фонд Украины.

Вопрос

Ответ

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Прием на работу

На должность руководителя финансового отдела сельского совета принимают бывшего государственного служащего

Напомним, что назначение на службу в ОМС на должность руководителя отдела сельского совета осуществляется по результатам конкурсного отбора или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины (абз. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о службе в ОМС).

По результатам местных выборов в Украине произошли изменения в административно-территориальном устройстве и уменьшилось количество районов. Это привело к реорганизации и ликвидации учреждений, сокращениям и переводам работников. В частности, государственных служащих из райгосадминистраций могут переводить в местные советы

Его «родная» райгосадминистрация реорганизована по результатам местных выборов 2020 года.

Нужно ли ему проходить конкурсный отбор в ОМС?

Действует ли при этом специальный порядок проведения конкурсного отбора во время карантина по Порядку № 290?

На этот случай в п. 4 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1009 (вступил в силу 06.12.2020 г.) предусмотрено следующее: «При реорганизации районных государственных администраций в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины перевод государственного служащего на должность службы в органах местного самоуправления осуществляется без обязательного проведения конкурса, при условии соответствия его профессиональной компетентности квалификационным требованиям к соответствующей должности».

Из этой нормы следует, что должны выполняться такие условия:

1) госслужащий должен перейти из РГА, которая реорганизуется в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины. Именно эту причину следует указывать в приказе и трудовой книжке;

2) профессиональная компетентность госслужащего должна соответствовать квалификационным требованиям к должности, на которую он претендует. Для ОМС в этом вопросе нужно руководствоваться Типовыми характеристиками № 203.

Есть еще одна норма, позволяющая избежать конкурса. Частью 6 ст. 22 Закона о госслужбе предусмотрено, что при передаче или делегировании полномочий и функций от государственного органа в ОМС перевод госслужащего на должность службы в ОМС осуществляется без обязательного проведения конкурса в случае соответствия его профессиональной компетентности квалификационным требованиям к соответствующей должности и при условии поступления на службу впервые по результатам конкурса.

Статьей 143 Конституции Украины предусмотрено, что ОМС могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Госбюджета или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает ОМС соответствующие объекты государственной собственности.

Итак, под делегированием полномочий от государственного органа в ОМС можно понимать процесс передачи полномочий и функций госоргана ОМС, передача которых предусмотрена законодательством*.

Так, в письме от 13.01.2020 г. № 260/13-20 НАГС указывает: если финуправление РГА передает часть своих полномочий финуправлению ОМС, представляющему объединенную территориальную громаду, то госслужащие финуправления РГА могут быть переведены в ОМС без обязательного проведения конкурса при условиях, предусмотренных ч. 6 ст. 22 Закона о госслужбе.

Однако в случае невыполнения необходимых условий избежать конкурса не удастся.

Что касается специальной «карантинной» процедуры конкурса, утвержденной Порядком № 290, то нужно отметить следующее. Этот документ определяет механизм отбора на вакантные должности госслужбы на период действия карантина, установленного Кабмином с целью предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Отбор и назначение лиц на вакантные должности госслужбы в соответствии с Порядком № 290 осуществляются в исключительных случаях, связанных с необходимостью выполнения задач и функций государственных органов на период действия карантина. Следовательно, он разработан именно для госслужбы и не имеет отношения к ОМС

* О сохранении рангов при переходе с госслужбы в ОМС вы можете прочитать в журнале «Оплата труда», 2020, № 12/1, с. 21.

Режимы работы

Нужно ли переносить рабочие дни по рекомендации Кабмина?

Здесь идет речь о переносе рабочих дней согласно ч. 4 ст. 67 КЗоТ.

Так, с целью создания благоприятных условий для использования праздничных и нерабочих дней (ст. 73 КЗоТ), а также рационального использования рабочего времени Кабмин не позднее чем за три месяца до таких дней может рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций перенести выходные и рабочие дни в порядке и на условиях, установленных законодательством, для работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

На 2021 год КМУ предложил перенос своим распоряжением от 30.09.2020 г. № 1191-р с:

• пятницы 8 января на субботу 16 января;

• понедельника 23 августа на субботу 28 августа;

• пятницы 15 октября на субботу 23 октября.

Помните: каждый работодатель самостоятельно решает, переносить ему рабочие дни из-за праздников или нет. Исключение — органы ПФУ, Укрпочта, Казначейство и банки.

Таким образом, можно перенести рабочие дни так, как рекомендует Кабмин, или перенести на другие дни, или же вообще не переносить рабочие дни. На это в свое время обращали внимание специалисты Минсоцполитики в письме от 13.08.2012 г. № 270/13/116-12.

Тем, кто решил придерживаться рекомендаций Кабмина, следует издать приказ (распоряжение) о переносе рабочих дней (перед этим согласовав его с профсоюзом) не позднее чем за 2 месяца до переноса и ознакомить с ним всех работников

В учреждении рабочий день с 08.01.2021 г. перенесен на 16.01.2021 г. Должен ли работник работать 16 января 2021 года, если 8 января он был в отпуске? Как эти дни отражать в Табеле учета использования рабочего времени?

Да, должен. Это подтверждают и специалисты Минсоцполитики в письме от 13.08.2012 г. № 270/13/116-12.

Здесь указано, что все действия относительно предоставления отпусков, выхода на работу должны осуществляться по измененному в связи с переносом рабочих дней графику работы.

Если в учреждении, организации приказом работодателя был перенесен рабочий день (8 января установлен выходной, а 16 января — рабочий день), то работники, находившиеся в установленный приказом выходной день в отпусках, должны работать в соответствии с установленным графиком рабочего времени. То есть 16 января 2021 года для них должен быть рабочим. Учтите: нормы ст. 72 и 107 КЗоТ (об оплате в двойном размере в выходной день) здесь не действуют.

При этом продолжительность установленного рабочего дня в субботу должна быть равна продолжительности рабочего дня, за который проводится отработка. Если пятница в учреждении — сокращенный рабочий день, например до 16:30, то и в рабочую субботу также следует работать до 16:30.

На основании приказа о переносе рабочих дней в Табеле учета использования рабочего времени день 8 января должен отмечаться как выходной, а для работников, находившихся в отпуске, — как отпуск. А 16 января — как рабочий (проставляются часы (дни) работы)

Работник был на больничном с 4 по 8 января 2021 года. Рабочий день с 8 января перенесен на 16 января

Нет, работник не прав.

Работник должен работать 16 января. Аргументы те же, что и в случаем с отпуском (см. выше). И тот факт, что 8 января, за который отрабатывают 16-го, он был на больничном, не значит, что 16.01.2021 г. он может не работать.

Отказ работать может сыграть с ним злую шутку

Работник отказался выходить на работу 16 января, мотивируя это тем, что 8 января он не должен был работать, поэтому и «отрабатывать» не должен.

Так ли это?

Специалисты Минсоцполитики в письме от 13.08.2012 г. № 270/13/116-12 указывают, что отсутствие работника без уважительных причин можно квалифицировать как прогул. А это, в свою очередь, является основанием для увольнения согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

Отсутствие работника на работе в рабочие дни по уважительной причине должно подтверждаться соответствующим документом (листок нетрудоспособности, приказ о предоставлении отпуска и т. п.)

Определение стажа

Работник весь декабрь 2020 года находился в «карантинном» неоплачиваемом отпуске. Входит ли время пребывания в таком отпуске в страховой стаж?

По общему правилу, «больничный» страховой стаж формируют месяцы, за которые уплачен работником (работодателем) ЕСВ в сумме не меньше минимального страхового взноса (ст. 21 Закона о соцстраховании).

Если работник находился в отпуске (или в нескольких отпусках) без сохранения заработка в течение всего месяца, то за этот месяц ему не были начислены выплаты зарплатного характера, как следствие — нет базы для начисления ЕСВ.

А поскольку отсутствуют начисления и уплата единого взноса, то страховой стаж за этот период лицу не засчитывается

Нужно ли с 2021 года переходить на электронные трудовые книжки?

Законодательной необходимости сейчас нет.

Электронные трудовые книжки — это важный шаг к цифровой обработке информации о стаже. На сегодняшний день разработанный законопроект № 3623 еще не приобрел статуса закона. Поэтому оцифровывать трудовые книжки пока что не требуют. К тому же законопроектом № 3623 предусмотрен 5-летний переходный период, в течение которого нужно будет перейти на электронные трудовые документы и отказаться от бумажных. После оцифровки трудовой книжки ее бумажный оригинал нужно будет выдать работнику.

В то же время Кабмин уже ввел электронный учет трудовой деятельности постановлением № 1084 (ср. ). Сведения сохраняются в Реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Конечно, в таком Реестре пока что нет полной информации о трудовом стаже, но процесс уже начался.

Через портал ПФУ (portal.pfu.gov.ua) есть возможность:

• работодателю (страхователю) предоставить скан-копии трудовых книжек работников в разделе «Комунікації з ПФУ» — «Відомості про трудові відносини робітника»;

• работнику (застрахованному лицу) посмотреть электронную трудовую книжку в разделе «Електронна трудова книжка» (хотя на сегодняшний день там еще нет полной информации) и предоставить ее скан-копию в разделе «Комунікації з ПФУ» — «Надання скан-копій трудової книжки».

Внимание! Предоставить скан-копии трудовой книжки может как работодатель, так и работник. Это предусмотрено и законопроектом № 3623.

В одном из следующих номеров нашего журнала мы обсудим эту законодательную инициативу подробнее

Заполнение больничного

Работник кадровой службы допустил ошибку в заполнении обратной стороны листка нетрудоспособности. Он ошибочно заполнил строку, которую не следовало заполнять. Как правильно сделать исправление?

Инструкция № 532 описывает порядок исправления ошибок только лицевой стороны бланка*. Порядок же корректировок неточностей, допущенных на обратной стороне, нигде не прописан. Поэтому остается исправлять ошибки по общим правилам: неправильный текст или цифры зачеркните и над зачеркнутым надпишите правильный текст или цифры. Плюс к этому сделайте надпись: «Виправлено». Она должна быть подтверждена подписями лиц, которые подписали тот раздел больничного листа, куда закралась ошибка. Обязательно поставьте дату исправления.

А если ошибочно заполнена строка, которая заполнению не подлежит, тогда «ответственному» за ошибку на полях бланка нужно сделать запись: «Рядок «…» вважати незаповненим» — и подтвердить подписью.

Учтите: количество исправлений на обратной стороне бланка больничного не ограничено

* О каверзах заполнения лицевой стороны больничного листа читайте в журнале «Оплата труда», 2020, № 19.

Предоставление и оформление отпусков

Можно ли пойти в ежегодный основной отпуск всего на 2 дня? Может ли отпуск начинаться с выходного дня?

В соответствии со ст. 6 Закона об отпусках работник имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее чем 24 календарных дня за отработанный рабочий год. Однако не обязательно использовать такой отпуск за один раз. По просьбе работника и с разрешения работодателя он может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная часть такого отпуска будет составлять не менее 14 календарных дней (ст. 12 Закона об отпусках).

Заметим, что непрерывная часть необязательно должна быть первой. А неиспользованная часть (или части) ежегодного отпуска предоставляется:

• как правило, до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после его окончания;

• с любого дня недели, независимо от того, в какой день недели закончилась предыдущая использованная его часть.

Продолжительность отпусков рассчитывается в календарных днях независимо от режимов и графиков работы. Выходные дни включаются в продолжительность ежегодных отпусков и за них начисляются отпускные. То есть никаких особых условий для них не предусмотрено. Итак, законодательных ограничений в предоставлении работнику ежегодного отпуска начиная с выходного дня нет.

Соответственно ежегодный отпуск или его часть (в том числе продолжительностью 2 дня) можно предоставить работнику с любого дня недели, в том числе с субботы или воскресенья

Имеет ли право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением в вузе работница, находящаяся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет?

Учтите, что между работницей, находящейся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет, и учреждением сохраняются трудовые отношения, которые дают ей возможность воспользоваться учебным отпуском. Конечно, при условии, что для нее это место работы является основным.

Порядок оформления такого отпуска зависит от того, работает женщина в период пребывания в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет или нет.

Если работница находится в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет и не работает, то для получения оплачиваемого учебного отпуска* ей следует прервать отпуск для ухода за ребенком до 3 лет

Для этого она должна подать работодателю два заявления:

1) о прерывании отпуска для ухода за ребенком до 3 лет;

2) о предоставлении оплачиваемого отпуска в связи с обучением с приложенной к нему справкой-вызовом заведения образования.

На их основании работодатель оформляет соответствующие приказы (распоряжения). После окончания учебного отпуска работница имеет право опять оформить отпуск для ухода за ребенком до 3 лет.

Если же декретчица работает на условиях неполного рабочего времени, то работа на таких условиях дает ей право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением. Прерывать отпуск для ухода за ребенком до 3 лет работнице не нужно. Ведь работа на условиях неполного рабочего времени не приводит к каким-либо ограничениям объема трудовых прав работников (ч. 3 ст. 56 КЗоТ)

* Подробнее об условиях предоставления учебных отпусков читайте в журнале «Оплата труда», 2018, № 20/1, с. 8.

Увольнение работников

Работник находится в «карантинном» отпуске за свой счет. Можно ли его уволить? Должен ли он прервать свой отпуск и выйти на работу в день увольнения?

Пребывание в «карантинном» отпуске без сохранения зарплаты не ограничивает работника в праве подать заявление об увольнении, например, по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ) или по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ)*. Это право работника. Запрет на увольнение в отпуске (кроме полной ликвидации учреждения) установлен ст. 40 КЗоТ только для случаев увольнения по инициативе работодателя. Следовательно, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником на основании ст. 36 КЗоТ или ст. 38 КЗоТ во время отпуска без сохранения зарплаты.

При этом специально прерывать отпуск за свой счет, выходить на работу и работать в день увольнения работнику не нужно.

Но учтите: в день увольнения работника работодатель обязан выдать ему трудовую книжку (если это основное место работы) и провести с ним окончательный расчет. Предупредите об этом работника. Если день увольнения заканчивается, а работник не пришел за трудовой, в этот же день направьте ему по почте уведомление с указанием о необходимости получить трудовую книжку (зарплату). Есть еще вариант — переслать трудовую книжку работнику по почте с доставкой по указанному адресу. Но это сделать можно только с письменного согласия работника

* Подробнее об основаниях и условиях увольнения работников читайте в статье «Звільнення з роботи: як вигідніше для працівника» в журнале «Оплата труда», 2020, № 4/1, с. 18.

Работник учреждения умер. Как оформить приказ на увольнение? Кто имеет право получить его зарплату? Какой документ является основанием для ее выплаты?

1. Сначала нужно получить свидетельство о смерти работника от его родственников.

А если родственников нет, работодатель обращается в орган РАГС по последнему месту жительства умершего, по месту наступления смерти, по другим местам, перечисленным в п. 3 гл. 5 разд. III Правил № 52/5.

Далее работодатель делает копию свидетельства о смерти и удостоверяет ее. На основании этой копии, в которой указана точная дата смерти работника, составляют приказ (распоряжение) руководителя о прекращении трудовых отношений с умершим сотрудником.

Учтите: дата издания приказа (распоряжения), как правило, не совпадает с датой смерти работника. В то же время в приказе (распоряжении) обязательно нужно указать точную дату смерти работника, которая и будет датой прекращения трудовых отношений. Причем неважно, работал в этот день умерший или нет (письмо Минтруда от 31.12.2010 г. № 284/06/186-10)

2. В соответствии с ч. 1 ст. 1227 ГКУ суммы зарплаты, пенсии, стипендии, алиментов, пособия по временной нетрудоспособности, возмещений в связи с увечьем или другим повреждением здоровья, других соцвыплат, которые полагались наследодателю, но не были получены им при жизни, передаются членам его семьи, а в случае их отсутствия — входят в состав наследства.

Согласно ст. 3 СКУ в семью включаются лица, которые одновременно:

1) совместно проживают;

2) связаны общим бытом;

3) имеют взаимные права и обязанности;

4) находятся в браке или связаны кровным родством, усыновлением, а также другими основаниями, которые не запрещены законом и не противоречат моральным принципам общества.

В рассматриваемой ситуации для целей выплаты зарплаты к составу семьи следует относить жену (мужа) умершего лица, а также его детей, независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет.

Кроме того, к числу членов семьи можно отнести лиц, связанных с умершим кровным родством или на других основаниях, установленных законом (содержание и т. п.), при условии, что выполняются такие требования, как совместное проживание, ведение общего быта и наличие общих прав и обязанностей.

3. Основанием для выплаты зарплаты умершего членам его семьи будет заявление с просьбой выплатить полагающуюся такому работнику сумму, а также свидетельство о смерти.

Жена (муж) для подтверждения статуса члена семьи умершего работника должна предъявить свидетельство о браке, ребенок — свидетельство о рождении (усыновлении).

Другие члены семьи должны подтвердить и факт пребывания в кровном родстве, и факт совместного проживания с умершим

Учреждение ликвидируется. При увольнении работников обнаружено, что некоторые из них переиспользовали ежегодный основной отпуск. Нужно ли удержать с них отпускные при проведении окончательного расчета?

Нет, не нужно. По общему правилу, ч. 1 ст. 22 Закона об отпусках в случае увольнения работника до окончания рабочего года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности, для покрытия его задолженности собственник или уполномоченный им орган осуществляет удержание из зарплаты за дни отпуска, предоставленные в счет неотработанной части рабочего года.

Но ч. 2 ст. 22 Закона об отпусках содержит исключение из этого правила.

В частности, п. 4 указанной нормы говорит, что удержания не проводятся в случае увольнения из-за изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования учреждения, сокращения численности или штата работников

Можно ли уволить по инициативе работодателя работника, служащего по контракту, при реорганизации путем присоединения к другому учреждению или ликвидации учреждения?

Внимание! Следует разделять понятия «реорганизация» и «ликвидация» учреждения.

Реорганизация учреждения проходит путем присоединения к другому учреждению (без полной ликвидации).

В ч. 4 ст. 36 КЗоТ находим две нормы:

1. При реорганизации учреждения путем присоединения к другому учреждению действие трудового договора работника продолжается.

2. Прекращение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно только в случае сокращения численности или штата работников согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

В таком случае работников льготных категорий переводят в штат правопреемника (продлевают с ними трудовой договор) в обязательном порядке

К таким категориям относятся и «контрактники», поскольку для них ст. 119 КЗоТ предусмотрены гарантии в виде сохранения места работы, должности и среднего заработка.

Следовательно, в таком случае работников, служащих по контракту, переводят в штат правопреемника (продлевают с ними трудовой договор) в обязательном порядке.

При этом среднедневную зарплату, по которой оплачивается период военной службы, заново рассчитывать не нужно. Продолжайте оплачивать период военной службы по той среднедневной зарплате, которая была рассчитана раньше, — исходя из выплат за последние 2 месяца работы перед поступлением на военную службу. Иначе говоря, расчетный период не изменяется.

Вместе с тем специалисты Гоструда Николаевской области указывают*, что ни в законодательстве о труде, ни в законодательстве по вопросам прохождения военной службы и социальной защиты военнослужащих нет нормы, которая запрещает работодателю увольнять мобилизованных или принятых на военную службу по контракту работников в случае ликвидации (прекращения деятельности) предприятия (учреждения). То есть такие лица могут быть уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ только в случае полной ликвидации предприятия (учреждения)

* mk.dsp.gov.ua/news/chy-pravomirne-zvilnennia-osoby-iz-zaimanoi-posady-iaka-sluzhyt-za-kontraktom-na-viiskovii-sluzhbi-zbroinykh-syl-ukrainy-v-zv-iazku-z-reorhanizatsiieiu-ustanovy

Секретарь городского совета во время пребывания на этой должности пошел служить по контракту. В период службы за ним сохранялась должность и выплачивался средний заработок.

При этом во время службы по контракту работника уволили с должности секретаря городского совета в связи с окончанием срока полномочий. Бывший секретарь считает увольнение незаконным, поскольку его защищает норма ч. 3 ст. 119 КЗоТ. Так ли это?

В соответствии с ч. 3 ст. 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва. Таким работникам выплачивается денежное обеспечение за счет средств Госбюджета в соответствии с Законом № 2011.

Однако ч. 5 ст. 119 КЗоТ содержит исключение из этого правила. Так, указанные гарантии в части сохранения места работы, должности не распространяются на лиц, которые занимали выборные должности в ОМС и срок полномочий которых закончился.

Это подтверждает и судебная практика, в частности постановление ВСУ от 18.04.2018 г. по делу № 392/528/16-а(2-а/392/26/16).

Верховный Суд считает верными выводы судов предыдущих инстанций, что между депутатом городского совета и горсоветом фактически был заключен срочный трудовой договор о службе на должности секретаря. Срок действия договора соответствует юридически установленному факту приобретения депутатами/секретарем своих полномочий и исчерпывает (прекращает) свое действие после избрания депутатов совета нового созыва. А значит, с прекращением полномочий совета соответствующего созыва также прекращается и действие трудового договора депутата/секретаря горсовета. При этом на период действия срочного трудового договора истца указанные ч. 3 ст. 119 КЗоТ гарантии за ним были сохранены. По истечении срока, на который был заключен срочный трудовой договор, эти гарантии путем продления срока действия такого срочного трудового договора не могут быть сохранены.

Следовательно, бывший секретарь не прав. Увольнение его с должности в городском совете на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ в связи с окончанием срока полномочий было законным

ОПЛАТА ТРУДА

Доплаты, надбавки, выходное пособие

Имеет ли право на установление надбавки за сложность и напряженность в работе бухгалтер лицея, который работает по совместительству на 0,5 ставки?

Условия и размеры оплаты труда работников заведений образования определяются в соответствии с приказом № 557 и Инструкцией № 102.

Так, в соответствии с п.п. «а» п.п. 2 п. 4 приказа № 557 руководителям заведений образования дано право устанавливать работникам надбавки в размере до 50 % должностного оклада (ставки зарплаты, тарифной ставки):

• за высокие достижения в труде;

• за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

за сложность, напряженность в работе.

Предельный размер этих надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. В случае несвоевременного выполнения задач, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины их размер может быть уменьшен или вообще они могут быть отменены.

Право на установление надбавки за сложность и напряженность в работе дано руководителю заведения в пределах установленного фонда оплаты труда (п. 2 приказа № 557). Следовательно, именно руководитель решает, какой размер надбавки назначить (установить) тому или иному работнику.

Как видим, о возможности установления указанной надбавки работникам-совместителям в приказе № 557 ничего не сказано. Так как же быть? Имеет ли право на надбавку за сложность и напряженность в работе бухгалтер-совместитель лицея?

Ответ на этот вопрос следует искать в п. 5 Положения № 43. В нем сказано, что оплата труда совместителей осуществляется за фактически выполненную работу. Заметим, что такую же норму содержит и ст. 19 Закона об оплате труда.

Свою точку зрения по этому поводу изложили и специалисты Минтруда в письме от 23.10.2008 г. № 11649/0/1408/13. Согласно их разъяснениям, какой бы размер зарплаты, надбавок и доплат работник ни получал по основному месту работы, его работа по совместительству оплачивается исходя из установленных для этой должности (по совместительству) условий оплаты.

Итак, бухгалтер, который работает в лицее по совместительству на 0,5 ставки, имеет право на установление надбавки за сложность и напряженность в работе. Назначение этой надбавки, как указывалось выше, осуществляется согласно приказу руководителя заведения образования в пределах фонда оплаты труда. Если такая надбавка будет назначена работнику в размере 50 % должностного оклада (0,5 ставки), то права на другие надбавки, предусмотренные п.п. «а» п.п. 2 п. 4 приказа № 557, он уже не будет иметь.

Для того чтобы окончательно решить все вопросы об установлении надбавки за сложность и напряженность работникам-совместителям, необходимо в Положении об оплате труда прописать порядок ее выплаты. В частности, определить сроки, на которые она устанавливается, показатели, за которые выплачивается, ее размеры и т. п.

Работница находится в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет. В это время учреждение ликвидируется. Нужно ли выплачивать такой работнице выходное пособие? Если да, то в каком размере?

В этом вопросе есть свои нюансы, и их обязательно нужно учитывать.

Во-первых, будьте осторожны с увольнением мамочек в декрете. Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, 6 лет (по медицинскому заключению), одинокие матери при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида относятся к группе работников, которых разрешено увольнять по инициативе работодателя только в случае полной ликвидации учреждения. При этом мамочку обязательно следует в дальнейшем трудоустроить. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя зарплата, но не более 3 месяцев со дня окончания срочного трудового договора (ч. 3 ст. 184 КЗоТ).

Во-вторых, не забудьте выплатить выходное пособие. Работница, которая находится в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет, так же находится еще и в трудовых отношениях с работодателем

Следовательно, она имеет право на выходное пособие наравне с другими работниками согласно законодательству.

В-третьих, размер выходного пособия зависит от учреждения, которое ликвидируется:

• государственный орган — две среднемесячных зарплаты (п. 11 ч. 1 ст. 87 Закона о госслужбе);

• другое учреждение — не менее среднего месячного заработка (п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

В-четвертых, сравните должностной оклад работницы с минимальной зарплатой.

В соответствии с абз. 7 п. 2, абз. 3, 4 п. 4 Порядка № 100, если в расчетном периоде отсутствует зарплата или у работника отсутствует расчетный период, то расчет средней зарплаты проводим из оклада, но не ниже МЗП.

В этом случае среднедневную зарплату для «средней» за 2 месяца считаем так: оклад (МЗП) х 2 месяца : рабочие дни по графику работы учреждения в 2-х календарных месяцах, предшествующих соответствующему событию. То есть если оклад работницы на момент увольнения больше МЗП (6000 грн), то среднюю зарплату рассчитываем из оклада. Если же меньше, то в расчет берем «минималку»

Больничные

Работник принят на работу с 20 июля 2020 года. С 4 по 12 января 2021 года он болел (9 к. дн.). С 1 сентября по 31 октября 2020 года он находился в отпуске за свой счет.

Сумма зарплаты в расчетном периоде — 26455,52 грн. Общий страховой стаж работника — 6 лет 4 месяца. Страховой стаж за последние 12 месяцев — менее 6 месяцев. Как правильно рассчитать сумму больничных?

Если в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая работник имеет страховой стаж менее 6 месяцев, применяют специальные ограничения по сумме больничных. В таком случае сумма больничных не может превышать размера пособия, исчисленного исходя из МЗП, установленной на момент наступления страхового случая*.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуем так.

Шаг 1. Рассчитываем сумму среднедневной зарплаты (ЗПср).

Шаг 2. Исчисляем сумму дневной выплаты (ДВ) с учетом страхового стажа.

Шаг 3. Определяем ограничивающий показатель (Оспец) по формуле:

Оспец = МЗП : 30,44.

Шаг 4. Сравниваем ДВ и Оспец. Если:

а) ДВ ≤ Оспец, то больничные рассчитываем исходя из ДВ;

б) ДВ > Оспец, то в расчете больничных используем Оспец.

Рассмотрим указанное на примере по условиям вопроса.

Пример. Работник принят на работу с 20 июля 2020 года. С 4 по 12 января 2021 года он болел (9 к. дн.). Расчетный период: август — декабрь 2020 года (153 к. дн). С 1 сентября по 31 октября 2020 года он находился в отпуске за свой счет (61 к. дн). Общий страховой стаж работника — 6 лет 4 месяца. Страховой стаж за последние 12 месяцев — менее 6 месяцев. Сумма зарплаты в расчетном периоде — 26455,52 грн.

Рассчитываем среднедневную зарплату:

26455,52 : (153 - 61) = 287,56 грн.

Общий страховой стаж работника — 6 лет 4 месяца. Поэтому дневная выплата будет равна 70 % среднедневной зарплаты. Рассчитаем ее:

287,56 х 70 : 100 = 201,29 грн.

Страховой стаж за последние 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности — менее 6 месяцев.

Поэтому исчисляем ограничивающий показатель:

6000 : 30,44 = 197,11 грн.

Дневная выплата (201,29 грн) выше ограничивающего показателя (197,11 грн). Поэтому применяем ограничитель.

Оплата первых пяти дней составляет:

197,11 х 5 = 985,55 грн.

Сумма пособия по временной нетрудоспособности составляет:

197,11 х 4 = 788,44 грн

* Подробнее о размерах ограничивающих показателей для больничных и декретных в 2021 году читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 1-2, с. 16.

Работница уходит в декретный отпуск с 25 января 2021 года. Нужно ли при расчете «средней» исключать дни:

не отработанные на основании справки об уходе за больным ребенком, выданной лечебным учреждением;

временной нетрудоспособности, которые не были оплачены из-за нарушения режима?

В соответствии с п. 3 Порядка № 1266 из общего количества календарных дней в расчетном периоде исключаются дни временной нетрудоспособности, как неотработанные по уважительным причинам.

Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность работников, являются:

• листок нетрудоспособности (п. 1.1 Инструкции № 455);

• справка, выданная лечебным учреждением, в случаях, прямо перечисленных в п. 1.2 Инструкции № 455. К таким случаям относится в том числе и необходимость ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет.

Учитывайте: в отличие от больничного листа, справка об уходе за больным ребенком по форме № 138/0 оплате не подлежит. Однако она является основанием для освобождения работника от исполнения своих должностных обязанностей (см. письмо Минсоцполитики от 15.11.2013 г. № 656/18/99-13).

Следовательно, все календарные дни временной нетрудоспособности, в том числе и неоплаченные, приходящиеся на расчетный период, следует исключать из общего количества календарных дней, участвующих в расчете среднего заработка*

* Больше ответов на «больничные» вопросы вы найдете в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 41, с. 14.

Средний заработок

В учреждении премии начисляются в текущем месяце за предыдущий. 12.01.2021 г. работнику был предоставлен дополнительный день отдыха за донорство.

В расчетном периоде ему были начислены:

в ноябре — оклад 5385 грн и премия за октябрь — 1000 грн;

в декабре — оклад 5385 грн и премия за ноябрь — 1200 грн.

Как рассчитать среднедневную зарплату?

При расчете средней зарплаты премию за октябрь 2020 года (1000 грн) отбрасываем. Ведь она начислена за месяц, который не входит в расчетный период.

Сумма среднедневной зарплаты составит:

(5385 + 5385 + 1200) : (21 + 22) = 278,37 грн,

где 21 и 22 — количество рабочих дней в ноябре и декабре 2020 года.

Обратите внимание: после того, как работнику в январе 2021 года будет начислена премия за декабрь (месяц, который входит в расчетный период), среднюю зарплату надо будет пересчитать и доплатить работнику соответствующую выплату. Ведь Порядок № 100 требует, чтобы в расчете «средней» участвовали выплаты, начисленные за месяцы, которые сформировали такой период.

Допустим, премия за декабрь, начисленная в январе, составит 1500 грн. Тогда работнику надо доначислить и доплатить «среднюю» за донорский день:

(5385 + 5385 + 1200 + 1500) : (21 + 22) - 278,37 = 34,89 грн.

При этом имейте в виду, что в будущем при расчете других выплат согласно Порядку № 100, например отпускных, оплаты дней командировки и т. п., надо будет помнить об этом доначислении и также относить его к своему периоду

Работница сразу после окончания отпуска для ухода за ребенком до 3 лет идет в ежегодный отпуск с 18.01.2021 г. Ее оклад — 4670 грн. Полная занятость. Как определить среднедневную зарплату для оплаты отпуска?

В соответствии с абз. 20 и 21 п. 4 Порядка № 100, если в расчетном периоде у работника не было заработной платы, расчеты проводятся из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

Если размер должностного оклада меньше предусмотренного законодательством размера МЗП, средняя зарплата рассчитывается из установленного размера МЗП на время расчета.

То есть в этом случае среднедневную зарплату для отпускных находим так:

оклад (МЗП) х 12 месяцев : (366 (365) к. дн. - праздничные/нерабочие дни).

В рассматриваемой ситуации оклад работницы (4670 грн) меньше МЗП (6000 грн).

Соответственно среднедневная зарплата равна:

6000 грн х 12 мес. : (366 к. дн. - 11 к. дн.) = 202,82 грн,

где 366 и 11 — количество календарных и праздничных дней в 12-месячном расчетном периоде, предшествующем отпуску

Работник с 06.01.2021 г. принят на работу на 0,5 штатной единицы. Оклад согласно штатному расписанию — 5200 грн. С 18.01.2021 г. по 22.01.2021 г. его направили в командировку. Как рассчитать среднедневную зарплату?

Работник не отработал ни одного дня в двухмесячном периоде, предшествующем месяцу направления в командировку. Расчет среднедневной зарплаты проводим из оклада, но не ниже МЗП, + учитываем занятость. Оклад работника (5200 грн) меньше МЗП (6000 грн).

Среднедневная зарплата составит:

6000 грн х 0,5 шт. ед. х 2 мес. : (43 раб. дн.) = 139,53 грн,

где 43 — количество рабочих дней по графику работы предприятия в двухмесячном расчетном периоде, предшествующем командировке (21 раб. дн. в ноябре + 22 раб. дн. в декабре)

СТИПЕНДИИ

Размер социальной стипендии

Повысился ли с 01.01.2021 г. размер социальной стипендии детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки?

С 01.01.2021 г. размер социальной стипендии детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, которые обучаются, составляет не менее 150 % размера прожиточного минимума для детей соответствующего возраста. А после достижения такими детьми 18 лет — не менее 150 % размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Такую норму содержит ст. 8 Закона № 3242, которую изложил в новой редакции Закон № 785. Обновленная норма действует с 01.01.2021 г.

Также добавим, что в таких же размерах выплачивается должностной оклад курсантам военных учебных заведений, учебных заведений МВДУ, СБУ, Госпогранслужбы, ГСЧС, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры, Государственной уголовно-исполнительной службы, Госслужбы спецсвязи и защиты информации Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию ЕСВ, лицеистам военных лицеев, лицеев гражданской защиты и лицеев с усиленной военно-физической подготовкой из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки.

Социальная стипендия и должностной оклад в указанных размерах выплачиваются также учащимся, студентам (курсантам), которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей (родители которых умерли/объявлены умершими, погибли или пропали без вести).

Внимание! Указанная законодательная норма устанавливает минимальный размер социальной стипендии (должностного оклада). При этом также указано, что порядок их выплаты и размеры утверждаются КМУ.

Заметим, что сейчас еще действует норма п. 7 Порядка № 1045, которая устанавливает: студентам (курсантам) из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, а также тем, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей, социальная стипендия назначается в размере 2360 грн. Очевидно, эту норму должны подкорректировать в ближайшее время. Надеемся, там же будет указано, увеличивается ли размер стипендии вместе с размером прожитминимума в течение года. А также кто и как устанавливает конкретный размер соцстипендии.

Таким образом, с 01.01.2021 г. минимальный размер соцстипендии детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, в возрасте до 18 лет составляет 3592,50 грн (2395 х 150 %), а с 18 лет — 3405 грн (2270 х 150 %). По крайней мере до июля 2021 года.

Как и раньше, студентам (курсантам) выплачивается 100 % зарплаты, которая начислена в период производственного обучения и производственной практики

Есть еще одно изменение. Указанным студентам и курсантам, как и раньше, до завершения обучения выплачивается ежегодная помощь для приобретения учебной литературы. При этом размер сейчас составляет не менее трех месячных социальных стипендий, должностных окладов, которые им назначены. То есть здесь также установлен минимальный размер помощи. Выплата указанной помощи осуществляется в течение 30 дней после начала учебного года за счет средств, которые предусматриваются для учебных заведений в соответствующих бюджетах

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ

Уплата ЕСВ с МЗП

Работница находится в отпуске для ухода за ребенком. 31.01.2021 г. она увольняется по собственному желанию. Ее должностной оклад меньше минимальной зарплаты. Поэтому ей начисляют компенсацию за неиспользованный отпуск из размера МЗП. Сумма компенсации получилась меньше МЗП. Нужно ли уплачивать ЕСВ с «минималки»?

Да, нужно. Объясним.

Компенсация за неиспользованный отпуск, начисленная и выплаченная работнице в январе 2021 года, облагается ЕСВ в обычном порядке по ставке 22 % и с выполнением требования об уплате ЕСВ с МЗП.

Объяснение простое: хотя женщина и не отработала в месяце увольнения ни одного дня, но она была уволена последним днем месяца, т. е. весь месяц находилась в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому в месяце увольнения необходимо выполнить требование о ЕСВ с МЗП. Если бы работница увольнялась не последним рабочим днем месяца, то не нужно было бы рассчитывать разницу и доначислять ЕСВ. Единый взнос взимался бы из фактической базы начисления. Теперь о применении МЗП для начисления компенсации за неиспользованный отпуск.

Это верно. Ведь именно такое требование содержат обновленные нормы Порядка № 100. Согласно абз. 7 п. 2, абз. 3, 4 п. 4 Порядка № 100, если в расчетном периоде отсутствует зарплата или у работника отсутствует расчетный период, то расчет средней зарплаты проводим из оклада, но не ниже МЗП.

Допустим, что должностной оклад работницы-декретчицы на момент увольнения — 5200 грн. И она имеет 20 дней неиспользованного ежегодного основного отпуска.

Рассчитаем сумму отпускной компенсации. Для этого берем показатель МЗП по состоянию на январь 2021 года.

1. Среднедневная зарплата составляет:

6000 грн х 12 месяцев : 355 дней = 202,82 грн.

2. Сумма компенсации равна:

202,82 грн х 20 к. дн.= 4056,40 грн.

Начисляем ЕСВ:

• на компенсацию за неиспользованный отпуск:

4056,40 грн х 22 % = 892,41 грн;

• на дополнительную базу ЕСВ:

1943,60(6000 - 4056,40) х 22 % = 427,59 грн

«Трудовая» квота и отчет о ее выполнении

Какие льготные категории работников учитываются для целей выполнения «трудовой» квоты? Когда и кому нужно подавать отчет о ее выполнении?

1. В счет выполнения квоты засчитывают всех лиц «с гарантиями», перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона № 5067:

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

имеет на содержании ребенка (детей) в возрасте до шести лет;

воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью;

содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью с детства (независимо от возраста) и/или лицо с инвалидностью I группы (независимо от причины инвалидности);

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу;

3) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;

4) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев после завершения или прекращения обучения или службы) и которая впервые принимается на работу;

5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет;

6) лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу;

7) участники боевых действий, указанные в пп. 19 — 21 ч. 1 ст. 6 Закона № 3551.

Заметим, что, кроме вышеперечисленных лиц, в ч. 1 ст. 14 Закона № 5067 указаны еще две категории граждан. Это неработающие трудоспособные лица, получающие государственную социальную помощь малообеспеченным семьям, а также лица с инвалидностью, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058. Однако при расчете «трудовой» квоты мы их не учитываем (в силу прямого указания на это в ч. 2 ст. 14 Закона № 5067).

А вот участники боевых действий, указанные в п. 21 ч. 1 ст. 6 Закона № 3551, которые пополнили ряды лиц «с гарантиями» еще с 01.01.2020 г., впервые будут участвовать в расчете квоты за 2020 год.

2. Форма отчетности «Информация о занятости и трудоустройстве граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству» приведена в приложении к Порядку № 271.

В этом году ее подают только те работодатели, у которых среднеучетное количество штатных работников за 2020 год составляет 8 человек и более.

Подать Отчет можно в любой центр занятости независимо от местонахождения учреждения не позднее 1 февраля (в 2021 году последний день подачи — 01.02.2021 г.)

Расчет с умершим работником в ф. № 1ДФ

В декабре 2020 года умер работник учреждения. Как отразить расчет с ним в Налоговом отчете по ф. № 1ДФ?

В соответствии с п. 162.3 и п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в случае смерти налогоплательщика НДФЛ и ВС за последний налоговый период удерживаются из начисленных в его пользу доходов. Последним налоговым периодом считается период, заканчивающийся днем, на который, соответственно, приходится смерть такого плательщика налога. Если начисленных доходов нет, то НДФЛ и ВС не начисляются.

Напомним, что за IV квартал 2020 года еще подается Налоговый расчет по ф. № 1ДФ. А дальше, начиная с I квартала 2021 года, уже будем иметь дело с новой объединенной отчетностью по ЕСВ, НДФЛ и ВС (детали см. в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 1-2, с. 2 и в статье «Объединенная отчетность: изучаем новации вместе» этого номера).

Всю начисленную работнику зарплату (включая отпускные, компенсацию за неиспользованный отпуск, больничные) следует отразить в разделе I ф. № 1ДФ:

• в гр. 2 — налоговый номер умершего работника ;

• в гр. 3а и 3 — сумму начисленной и выплаченной зарплаты;

• в гр. 5 — признак дохода «101»;

• в гр. 7 — дату прекращения трудовых отношений.

То, что следует указывать налоговый номер именно умершего работника (а не его наследников, которые получают выплату) и код дохода « 101», указывают специалисты Государственной налоговой службы в консультации из подкатегории 103.25 ЗIР ГНС. Указанные доходы и сумму военного сбора соответственно указывают в разделе II ф. № 1ДФ

Также в ф. № 1ДФ попадет сумма помощи на погребение.

Согласно п.п. «а» п.п. 165.1.22 и п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ помощь на погребение умершего работника, которая выплачивается из Фонда соцстрахования по его последнему месту работы, не включается в общий годовой месячный (годовой) налогооблагаемый доход независимо от размера полученной помощи.

А значит, из этой суммы не удерживаются НДФЛ и ВС (консультация из подкатегории 103.04 ЗIР ГНС). При этом отражается налоговый номер наследника, который получает выплату.

Имея желание и финансовую возможность, работодатель умершего работника может предоставить еще и помощь на погребение от себя.

В таком случае, если размер указанной помощи не превышает двойного размера суммы, указанной в абз. 1 п.п. 169.4.1 НКУ, то ни НДФЛ, ни ВС из нее удерживать не придется (п.п. «б» п.п. 165.1.22, п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Если же помощь предоставят в большем размере, то сумма превышения попадет под налогообложение (консультация из подкатегории 103.04 ЗIР ГНС).

В ф. № 1ДФ помощь как от Фонда соцстрахования, так и от работодателя, независимо от суммы (и налогооблагаемую, и не облагаемую налогом часть) отражают с признаком дохода «146». На это указывают и налоговики в разъяснении ГФСУ от 23.05.2019 г.

Подача объединенного отчета

Нужно ли новый объединенный отчет по ЕСВ, НДФЛ и ВС подавать уже в феврале 2021 года?

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса имеет 6 приложений. Однако обычные работодатели будут иметь дело только с 4 из них. Это:

• приложение 1 (Д1) — «Відомості про нарахування заробітної плати (доходу, грошового забезпечення) застрахованим особам)»;

• приложение 4 (4ДФ) — «Відомості про суми нарахованого доходу, утриманого та сплаченого податку на доходи фізичних осіб та військового збору»;

• приложение 5 (Д5) — «Відомості про трудові відносини та період проходження військової служби»;

• приложение 6 (Д6) — «Відомості про наявність підстав для обліку стажу окремим категоріям осіб відповідно до законодавств».

Отчетный период — налоговый квартал (п. 51.1 НКУ). Срок подачи — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Поэтому за 1 квартал 2021 года Налоговый расчет следует подать не позднее 11 мая 2021 года*

* Подробнее о форме нового Налогового расчета читайте в статье «Объединенная отчетность: изучаем новации вместе» этого номера журнала.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше