Темы статей
Выбрать темы

Аккумуляторные батареи: правила эксплуатации и учет

Мог ли предполагать немецкий инженер Карл Фридрих Бенц, представивший публике в 1886 году первый в мире автомобиль, что в начале XXI века в мире ежегодно будут производить и покупать около 90 млн новых машин? Только в нашей стране на сегодняшний день насчитывается чуть более 200 автомобилей в расчете на каждые 1000 жителей. Их владельцами являются как граждане, так и юридические лица. Разумеется, порядок содержания автомобиля на предприятии имеет свои особенности. Причем зачастую приходится учитывать законодательные ограничения. В этой статье мы поговорим об установленных нормах эксплуатации аккумуляторных батарей, а также о том, как отразить затраты на замену аккумуляторов в бухгалтерском и налоговом учете.

Правила эксплуатации АБ

Правила эксплуатации и сроки службы АБ регламентированы Нормами № 489. Срок службы АБ прежде всего зависит от пробега автомобиля в период эксплуатации такой АБ.

Эти Нормы должны применять все предприятия, которые эксплуатируют КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, в частности с использованием АБ в составе силовых установок специального оборудования.

Нормы № 489 не распространяются на:

• аккумуляторы КТС специального назначения, которые эксплуатируют подразделения МВД, Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбы, СБУ, Управления госохраны, Государственной спецслужбы транспорта, Госслужбы спецсвязи и защиты информации;

• АБ гоночных и спортивных КТС;

• КТС, изготовленные более 30 лет назад и имеющие коллекционную ценность;

• АБ, используемые с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации производителей транспортных средств и АБ, а также обязательных стандартов, технических регламентов, кодексов сложившейся практики (сводов правил) и других нормативных документов.

Как правило, предприятие изначально предполагает, что после установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс.

Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ с даты начала эксплуатации или с даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ включает в себя время использования КТС по назначению с этими АБ, выполнения работ по техобслуживанию и ремонту КТС, а также время хранения АБ во время перерыва в использовании КТС ( разд. 2 Норм № 489).

Базовые значения среднего ресурса АБ приведены с ориентиром на календарные месяцы в приложениях к Нормам № 489. Они могут быть откорректированы по правилам, описанным в разд. 6 Норм № 489, в ситуациях, когда условия эксплуатации КТС отличаются от нормальных.

Важно! В случае если производитель устанавливает в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи гарантийный ресурс АБ или нормы среднего ресурса выше, чем определены Нормами № 489, то следует руководствоваться нормами производителя АБ ( п. 3.9 Норм № 489).

Иногда для предприятий разрабатывают и устанавливают временные эксплуатационные нормы среднего ресурса. Это происходит, в частности, если ( п. 3.6 Норм № 489):

• КТС используют в особых условиях эксплуатации, отличных от нормальных;

• средний месячный пробег КТС превышает указанный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;

• АБ питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС.

Временные нормы среднего ресурса АБ разрабатывает госпредприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (ГосавтотрансНИИпроект)* на договорных началах с заказчиком ( п. 5.3 Норм № 489).

* ГП «ГосавтотрансНИИпроект» находится по адресу: пр. Победы, 57, Киев-113, Украина, 03113. Телефоны: (38044) 456-30-30, 201-08-10. Факс: (38044) 455-67-91. E-mail: info@insat.org.ua.

Временные нормы среднего ресурса аккумуляторов первоначально устанавливаются на срок до 48 месяцев. Затем этот срок может быть бесплатно продлен в случае подтверждения его соответствия фактическим ресурсам АБ, если нет необходимости в дополнительных исследованиях среднего ресурса АБ.

Временные нормы среднего ресурса АБ вводят в действие приказом руководителя предприятия на определенный разработчиком срок и применяют только для этого предприятия ( п. 5.7 Норм № 489).

Обратите внимание! Достижение наработки среднего ресурса АБ, установленного Нормами № 489, — обязательное, но недостаточное условие для списания АБ. Согласно пп. 3.12 и 3.13 этих Норм АБ можно списать с баланса, если:

• батарея достигла предельного состояния, когда дальнейшая ее эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причине уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно;

• выявлены производственные или эксплуатационные дефекты аккумулятора, который не подлежит ремонту или ремонт которого экономически нецелесообразен. В этом случае АБ списывают на основании акта независимо от соответствия фактического ресурса установленным нормам.

Документальное оформление

Поступление АБ на предприятие, как правило, сопровождается расходной накладной от поставщика. Зачастую на практике предприятие-покупатель оформляет еще приходную накладную или приходный ордер. Реквизиты приходного ордера типовой формы № М-4, утвержденной приказом Минстата от 21.06.93 г. № 193, позволяют учесть все характеристики приобретенного товара.

Учет АБ ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и техническому состоянию: новые, отремонтированные, требующие ремонта.

Аккумулятору, который поступил на склад, присваивают инвентарный номер, под которым на него заводится карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Выдачу АБ для установки на автомобиль проводят только в обмен на снятую батарею или при наличии акта, подтверждающего непригодность к дальнейшей эксплуатации снятой батареи.

Приказом руководителя на предприятии создается комиссия, которая уполномочена определять фактическое техническое состояние АБ и принимать решения о дальнейшей эксплуатации АБ: ремонт, оформление претензий к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ или КТС), списание, передача на утилизацию и т. д. Именно на основании заключения этой комиссии АБ, которая исчерпала установленный ресурс, списывают с баланса.

Решение комиссии с указанием причин снятия АБ с эксплуатации записывают в карточку учета, которая и выполняет роль акта ее списания ( п. 8.4 Правил № 795).

В аналогичном порядке списывают АБ, которые достигли предельного состояния и не пригодны для выполнения функций по назначению, но не исчерпали установленный ресурс. При этом определение предельного состояния АБ обеспечивают проверкой емкости полностью заряженной АБ. Последовательность действий по определению предельного состояния аккумулятора приведена в приложении 13 к Правилам № 795.

Важно! Отработанные АБ наряду с другими подобными отходами от функционирования автотранспорта, которые образуются на любом предприятии (масло, маслофильтры и т. п.), относятся к категории опасных отходов. Собирают и перевозят такие отходы к местам их утилизации (удаления) специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии, разрешения органов Минэкоресурсов и спецтранспорт.

Бухгалтерский учет

На предприятие АБ могут попасть двумя путями: или в составе транспортного средства, или приобретенными отдельно, в частности для замены аккумуляторов, исчерпавших свой ресурс или ставших непригодными.

В первом случае поступление авто вместе с аккумулятором сопровождается актом приема-передачи, в котором стоимость и характеристики АБ отдельно не выделены. Стоимость такой АБ учитывается в составе первоначальной стоимости автомобиля на субсчете 105 «Транспортные средства» и амортизируется в обычном порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

Во втором случае, когда АБ приобретаются отдельно, в бухучете их стоимость включают в состав запасов в соответствии с П(С)БУ 9 «Запасы» и учитывают на субсчете 207 «Запасные части».

Замена АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств. Это установлено п. 3.19 Положения № 102.

Кроме того, операции по замене аккумуляторов не включены в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — их нет в приложениях А, Б и В к Положению № 102.

Не являются АБ и базовыми агрегатами. Поэтому их замена не может считаться ремонтом (улучшением) транспортных средств. А значит, это затраты на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

На практике сложилось два варианта учета АБ, переданных в эксплуатацию.

Вариант 1. При установке АБ на автомобиль ее стоимость сразу списывают на расходы записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207. В дальнейшем ведут только аналитический учет АБ по местам эксплуатации и материально ответственным лицам.

Вариант 2. Стоимость АБ попадает в расходы только в момент ее фактического списания в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации.

При таком варианте для учета аккумуляторов открывают субсчета к субсчету 207 «Запасные части». Например, к субсчету 2072 «Аккумуляторные батареи» могут быть открыты субсчета:

• 20721 «Аккумуляторные батареи на складе»;

• 20722 «Аккумуляторные батареи в эксплуатации»;

• 20723 «Аккумуляторные батареи в ремонте».

В этом случае установку АБ на автомобиль показывают записью: Дт 20722 — Кт 20721. И лишь в момент ее фактического списания с баланса делают проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20722.

Принимая во внимание тот факт, что сейчас бухучет играет решающую роль для учета по налогу на прибыль, данный вариант нам представляется более безопасным.

Какой вариант учета выбрать, каждый плательщик решает сам. При этом желательно оговорить его в приказе об учетной политике.

Налог на прибыль

Высокодоходники и малодоходники, добровольно корректирующие бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НКУ, должны обращать внимание на использование в хоздеятельности автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ. Стоимость АБ, оприходованной на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, не подлежит амортизации в налоговом учете. Поэтому на сумму амортизации непроизводственного авто нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения.

Что касается затрат, связанных с использованием (заменой) АБ, приобретенных отдельно от автомобиля, то в бухучете они являются расходами отчетного периода. Все плательщики налога на прибыль (высоко- и малодоходные) учитывают такие расходы так же, как и в бухучете. Причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Каких-либо корректировок финрезультата в случае списания АБ, не выработавших свой ресурс, НКУ не предусматривает.

НДС

С этим налогом тоже все стандартно. При покупке АБ предприятие отражает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной налоговой накладной).

В случае списания аккумулятора по причине повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 489, может возникнуть вопрос о начислении «компенсирующих» НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

На наш взгляд, оснований для начисления налоговых обязательств нет, если автомобиль, в составе которого эксплуатировалась АБ, использовался в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ, начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС придется ( п. 198.5 НКУ).

В завершение рассмотрим на условном числовом примере, как отразить в учете оприходование новой и замену непригодной АБ, а также ее утилизацию специализированной организацией.

Пример. Предприятие для замены на грузовом автомобиле аккумулятора с истекшим сроком эксплуатации приобрело новую АБ по цене 1869,00 грн. (в том числе НДС — 311,50 грн.). Снятая с автомобиля батарея, не пригодная для дальнейшего использования, передана на склад и затем утилизирована специализированным предприятием. Стоимость непригодного аккумулятора — 950,00 грн. Стоимость услуг по его утилизации — 120,00 грн. (в том числе НДС — 20,00 грн.).

В учете данные операции отражают следующим образом.

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Приобретена новая АБ

20721

631

1557,50

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

641/НДС

631

311,50

3. Перечислена оплата за АБ

631

311

1869,00

4. Передана в эксплуатацию новая АБ для замены непригодной

20722

20721

1557,50

5. Списана непригодная АБ

93

20722

950,00

6. Перечислена оплата специализированному предприятию за услуги по утилизации

371

311

120,00

7. Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

641/НДС

644/2

20,00

8. Подписан акт предоставленных услуг

93

631

100,00

9. Списан налоговый кредит по НДС

644/2

631

20,00

10. Произведен зачет задолженностей

631

371

120,00

Полезные советы по учету автомобильной деятельности вы найдете в наших статьях: «Расход ГСМ: нормируем и учитываем правильно» // «БН», 2016, № 48, с. 15, «Нормы расхода ГСМ: рассчитываем правильно» // «БН», 2016, № 48, с. 19, «Готовим автомобиль к зиме: учетные тонкости» // «БН», 2016, № 42-43, с. 12, «Продажа автомобиля: «подводные камни» для единоналожников» // «БН», 2016, № 38, с. 19, «Заправляете транспорт подрядчика: как избежать топливного акциза» // «БН», 2016, № 25, с. 37, «Транспортные услуги» // «БН», 2016, № 21, с. 37, «ГСМ на предприятии» // «БН», 2016, № 17, с. 40.

Выводы

  • Сроки службы АБ регламентированы Нормами № 489 и зависят от интенсивности эксплуатации автомобиля.
  • Если производитель в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи установил гарантийный ресурс АБ или нормы среднего ресурса выше, чем определены Нормами № 489, то руководствуются нормами производителя.
  • АБ списывают с баланса, если она достигла предельного состояния или в ней выявлены дефекты, исключающие возможность ремонта (восстановления) АБ.
  • Операции по замене АБ рассматривают как поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.
  • Для налоговоприбыльного учета безопаснее списывать АБ с баланса после того, как она стала непригодной для эксплуатации.
  • Если автомобиль, в составе которого эксплуатируется АБ, используется в нехозяйственных (необъектных, льготных) операциях, нужно начислить «компенсирующие» НДС-обязательства.

Документы и сокращения статьи

Нормы № 489 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 489.

Правила № 795 — Правила эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 02.07.08 г. № 795.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

АБ — аккумуляторные свинцовые стартерные батареи.

КТС — колесные транспортные средства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше