Установка ГБО: как учесть расходы

В избранном В избранное
Печать
Алла Свириденко, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2015/№ 94
На прошлой неделе* мы подробно рассказали о том, как оформить переоборудование автотранспорта предприятия под использование газового топлива. Сегодня остановимся на том, как отразить в учете предприятия расходы, понесенные на этапе установки ГБО и переоформления авто в ГАИ. Впереди еще одна публикация — о нюансах получения налоговой скидки по НДФЛ физлицами, решившими перевести свое авто на газ.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 35.

Начнем с того, что напомним нашим читателям: сегодня данные для налогового учета по прибыли берут непосредственно из финансовой отчетности предприятия. Понятно, что по этой причине значение бухучета резко возросло. Теперь к учету и оформлению хозяйственных операций нужно подходить более ответственно, особенно тем, кто раньше пренебрегал бухучетом в пользу учета налогового. Итак, посмотрим, как правильно оформить и отразить в бухгалтерском учете установку ГБО, дабы не навлечь на себя претензии налоговиков.

Бухгалтерский учет

Решение руководителя предприятия об установке ГБО на автомобиль оформляется соответствующим приказом.

Здесь же вспомним еще один важный момент. Дело в том, что в соответствии с п. 23 П(С)БУ 7 на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации объекта основных средств начисление на него амортизации приостанавливается. При этом прекращается начисление амортизации только с месяца, следующего за месяцем перевода объекта основных средств на реконструкцию, модернизацию, дооборудование и т. п. ( п. 29 П(С)БУ 7).

Представим ситуацию. Предприятие в конце месяца решило оборудовать свой автомобиль ГБО. Переоборудование автомобиля и его регистрация в ГАИ заняли 10 дней и в начале следующего месяца он снова «приступил» к работе. Если в описанной ситуации буквально следовать требованиям пп. 23, 29 П(С)БУ 7, то предприятию следует прекратить начисление амортизации во втором месяце всего из-за нескольких дней простоя автомобиля (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 68 — 69, с. 22, № 79, с. 21). Конечно же, это экономически нецелесообразно. Однако теперь сумма налога на прибыль у большинства налогоплательщиков рассчитывается исходя из бухучетного финансового результата, т. е. с учетом бухгалтерской амортизации. В связи с этим можно предположить, что налоговики придирчиво отнесутся к вопросу амортизации в таких ситуациях. Ведь прекращение амортизации автоматически приведет к увеличению финансового результата, а значит, и суммы налога на прибыль.

Поэтому рекомендуем:

по возможности, выбирайте время переоборудования авто и перерегистрации его в ГАИ таким образом, чтобы все работы можно было начать и закончить в пределах одного месяца

В таком случае период амортизации потерян не будет.

Прием законченных работ по улучшению автомобиля оформляется Актом приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (типовая форма № ОЗ-2*). Кроме того, информация об улучшении автомобиля путем его переоборудования отражается в Инвентарной карточке учета основных средств типовой формы № ОЗ-6*.

* Утверждены приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Не секрет, что для целей бухгалтерского учета «ремонтных» расходов первостепенное значение имеет то, как мы можем их квалифицировать:

— то ли это расходы, направленные на поддержание объекта в рабочем состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования,

— то ли расходы, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. д.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

Без сомнения, установку ГБО на автомобиль нужно рассматривать как улучшение, увеличивающее будущие экономические выгоды.

Во-первых, использование газового топлива уменьшает расходы на заправку автомобиля, поскольку стоимость газа значительно меньше стоимости бензина, а расход газа на единицу расстояния почти такой же. Экономическая выгода? Безусловно, да.

Во-вторых, сама цена, по которой можно будет продать автомобиль с ГБО, выше, чем у аналогичного автомобиля без такого оборудования.

В общем, разобрались: установка ГБО — это улучшение. Поэтому

в бухгалтерском учете расходы на установку ГБО относятся на увеличение первоначальной стоимости автомобиля

Капитализации расходов на улучшение основных средств, т. е. включения их в первоначальную стоимость улучшаемого объекта, требует от нас п. 14 П(С)БУ 7.

На основании документов, полученных от СТО, бухгалтер предприятия расходы на установку ГБО накапливает на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а уже затем списывает их на увеличение первоначальной стоимости автомобиля, т. е. на субсчет 105 «Транспортные средства».

Если речь идет об оборудовании ГБО арендованного автомобиля, то расходы на такое улучшение отражают как капитальные инвестиции в создание прочих необоротных материальных активов ( абзац второй п. 8 П(С)БУ 14). То есть сначала такие расходы накапливают на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а затем списывают на субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы»**.

** Подробнее о бухучете возврата арендодателю отремонтированных и улучшенных основных средств читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 89, с. 20.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Мы уже вскользь упомянули, что с этого года при расчете налога на прибыль бухгалтер ориентируется прежде всего на данные бухучета. Дело в том, что объектом налогообложения теперь является финансовый результат предприятия, определенный в соответствии с П(С)БУ или МСФО. Кроме того, высокодоходные предприятия*** обязательно (малодоходные — по желанию) корректируют его на так называемые налоговые разницы ( п.п. 134.1.1 НКУ).

*** Высокодоходное предприятие в данном случае — предприятие, годовой доход которого от какой-либо деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, превышает 20 млн грн. ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Начнем с малодоходных предприятий, не корректирующих финрезультат на налоговые разницы. Здесь все проще простого. Бухгалтеру главное в течение года корректно вести бухучет, в том числе отразить операцию по установке ГБО в описанном выше порядке. Тогда полученный в конце года финансовый результат уже будет включать в себя и расходы на установку ГБО (точнее, часть стоимости установки будет списана на расходы в составе суммы амортизации стоимости автомобиля). И именно от этого бухгалтерского финансового результата бухгалтер будет «плясать» при расчете годовой суммы налога.

То же самое справедливо и для налогового учета предприятия-арендатора, понесшего расходы на оборудование ГБО арендованного автомобиля*. В этом случае расходы на установку будут влиять на объект налогообложения постепенно в составе суммы начисленной в бухучете амортизации прочих необоротных материальных активов.

* Об особенностях налогового учета операций по возврату улучшенных арендованных основных средств читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 40, с. 34; № 62, с. 17.

А теперь поговорим о высокодоходных предприятиях, корректирующие финрезультат на налоговые разницы (и о малодоходных, принявших самостоятельное решение о корректировке). Среди налоговых разниц, которые рассчитывает эта категория налогоплательщиков, — разница, возникающая в связи с начислением амортизации. При этом, для того чтобы учесть амортизационную разницу, предприятию следует:

увеличить бухгалтерский финрезультат до налогообложения на сумму амортизации, начисленной по бухучетным правилам П(С)БУ 7 ( п. 138.1 НКУ), и тут же

уменьшить его на сумму амортизации, рассчитанной по налоговым правилам согласно п. 138.3 НКУ ( п. 138.2 НКУ).

Сумму бухгалтерской амортизации предприятие возьмет из регистров бухгалтерского учета. А вот при расчете налоговой амортизации следует помнить:

капитализируемые улучшения основных средств, в том числе расходы на оборудование автомобиля ГБО, увеличивают налоговую стоимость объекта основных средств

То есть налоговую амортизацию для проведения корректировки следует рассчитывать также уже исходя из «подросшей» — увеличенной на сумму улучшений — стоимости автомобиля.

Амортизационную разницу рассчитывают и высокодоходные арендаторы. Для них хотим напомнить два важных момента.

Во-первых, стоимость самого автомобиля при операционной аренде учитывается в налоговом учете предприятия-арендодателя. В учете арендатора числятся только расходы на улучшение арендованного объекта. Это значит, что сумму налоговой амортизации для расчета налоговой разницы арендатор будет определять исходя из стоимости улучшений автомобиля, а не исходя из всей его стоимости с учетом расходов на ГБО.

Во-вторых, нужно учитывать позицию налоговиков, изложенную в письме ГФСУ от 04.08.2015 г. № 16335/6/99-99-19-02-02-15. В нем предлагается арендаторам для целей расчета налоговой амортизации стоимость улучшений арендованных основных средств зачислять в объект 9-й группы «Прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет. О таком варианте налогового учета улучшений арендованных основных средств мы рассказывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 89, с. 17.

НДС. Что касается НДС, то здесь тоже ничего сложного. Суммы «входного» НДС, уплаченного (начисленного) в составе стоимости работ по установке ГБО, на общих основаниях включаются в состав налогового кредита предприятия-собственника или арендатора авто. Здесь главное — получить от СТО должным образом оформленную и зарегистрированную в ЕРНН налоговую накладную.

А теперь все вышесказанное проиллюстрируем примерами.

Пример 1. Предприятие при помощи автосервиса установило на автомобиль, используемый в хозяйственной деятельности, ГБО. В связи с этим были понесены следующие расходы:

на установку ГБО — 9600,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 1600,00 грн.);

на перерегистрацию автомобиля — 620,00 грн. (условно).

В бухгалтерском учете предприятия установку ГБО отражают так (см. табл. 1 на с. 21):

Таблица 1. Учет расходов на установку ГБО на собственном автомобиле

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Установлено ГБО на автомобиль

152

631

8000,00

2

Отражена сумма НДС (до получения зарегистрированной НН в ЕРНН)

644/1

631

1600,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1600,00

4

Перечислена оплата за установку ГБО

631

311

9600,00

5

Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля

377

311

620,00

152

377

620,00

6

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на установку ГБО и перерегистрацию автомобиля

105

152

8620,00*

* Высокодоходным налогоплательщикам нужно не забыть и увеличить налоговую стоимость автомобиля на капитализируемую в бухгалтерском учете сумму расходов на установку ГБО. Исходя из этой, увеличенной, стоимости и должна рассчитываться налоговая амортизация для целей определения налоговой разницы по пп. 138.1 — 138.2 НКУ.

Пример 2. Предприятие арендует автомобиль, используемый в хозяйственной деятельности. Договором аренды арендатору предоставлено право осуществлять улучшение арендованного автомобиля.

Арендатор при помощи автосервисного предприятия оснастил автомобиль ГБО. Стоимость установки оборудования — 10200,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 1700,00 грн.).

Расходы на перерегистрацию авто составили 620,00 грн. (условно).

В бухгалтерском учете предприятия-арендатора установка ГБО отражается следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2. Учет расходов на установку ГБО на арендованном автомобиле

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Получен в операционную аренду автомобиль

01

250000,00

2

Установлено на арендованный автомобиль ГБО

153

631

8500,00

3

Отражена сумма НДС (до получения зарегистрированной НН в ЕРНН)

644/1

631

1700,00

4

Отражен налоговый кредит по НДС (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1700,00

5

Перечислена оплата за установку ГБО

631

311

10200,00

6

Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля

377

311

620,00

153

377

620,00

7

Сформирован объект прочих необоротных материальных активов из расходов на улучшение автомобиля

117

153

9120,00*

* В налоговом учете на сумму расходов на установку ГБО предприятие-арендатор создает отдельный объект основных средств группы 9 «Прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет. Именно исходя из этой суммы будет рассчитываться налоговая амортизация для целей определения амортизационной разницы.

Вот собственно и все нюансы бухгалтерского и налогового учета установки ГБО, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Как видите, учесть переоборудование авто совсем не сложно. Поэтому, взвесив все «за» и «против», дерзайте. А если возникнут вопросы, мы постараемся прийти вам на помощь.

выводы

  • В бухгалтерском учете установка ГБО расценивается как улучшение объекта основных средств — автомобиля. Расходы на установку подлежат капитализации, т. е. увеличивают первоначальную стоимость авто.
  • Расходы на оборудование ГБО арендованного автомобиля в бухгалтерском учете арендатора формируют новый объект прочих необоротных материальных активов.
  • В налоговом учете не установлены особые правила для улучшений основных средств. Поэтому во всем равняются на бухучет.
  • В налоговом учете арендатора расходы на установку ГБО формируют новый объект группы 9
    основных средств «Прочие основные средства».

Документы статтьи

  1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
  2. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.
  3. П(С)БУ 14 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.
Теги ГБО
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить